Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Дубны Московской области»
Открытый урок по Музыке в 6 «А» классе по теме
В рамках проведения недели музыки и искусства
Учитель музыки: Ю.А.Угарова
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/03/02/s_5c7aa5591883c/1104090_2.jpeg)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 г. Дубны Московской области»
Угарова Юлия Александровна: учитель музыки
(разработка открытого урока музыки для 6 класса)
Великий Бах, ты – музыка Вселенной!
Цель урока: формирование представлений об особенностях композиторского творчества И.С.Баха.
Задачи:
формировать понятия полифония, фуга;
научить определять многоголосие в фуге;
развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать;
способствовать развитию интереса учащихся к творчеству И. С. Баха;
выявить преобразующую силу музыкальных произведений И. С. Баха;
развивать творческую инициативу и самостоятельность учащихся.
Тип урока – изучение нового материала.
Жанр урока – тематический.
Оборудование: музыкальный центр, доска, компьютер с проектором, презентация, словарь эстетических эмоций
Музыкальный материал: И. С. Бах "Шутка" (Бадинерия из оркестровой сюиты №2), И.С.Бах. Органная фуга соль минор.
ХОД УРОКА
Звучанье Баха снова первозданно,
Его дыханье рвется в тишину.
И мы у этой пленницы органа
У музыки, у музыки в плену!
Б.Дубровин
1. Оргмомент
2. Новый материал
Учитель: Сегодня наш урок будет полностью посвящен творчеству великого композитора – И.С.Баха. Мы поговорим о личности этого человека, о времени, когда он жил и творил, о его музыке. (слайд 1)
Глубокое уважение к искусству И. С. Баха высказал один из его современников – поэт Л. Ф. Худеман. Вот как он обратился к Баху в стихотворении «Господину капельмейстеру И.С.Баху»:
«Звучаньем струн когда-то покорял Орфей
Не только род людской, но и лесных зверей,
И все ж, великий Бах, твое искусство краше,
Лишь ты сумел пленить и ум, и сердце наше.
Но вот что видеть нам доводится подчас:
Весьма подобен зверю кое-кто из нас –
Тот, кто по тупости своей тебя не ценит,
Мне без труда четвероногого заменит
Твой чудный звук! – Вот долетел до слуха он –
И кажется, всем хором муз я окружен.
Органный твой аккорд в нас зависть приглушает,
А сквернословов дара речи он лишает.
Венчал тебя венком лавровым Аполлон,
В граните вечном твое имя высек он.
Но ты и сам себе бессмертье обеспечил:
Своим искусством ты себя увековечил».
Давным-давно, почти четыреста лет назад, в одном из маленьких средневековых германских городов в Тюрингии жил булочник из крестьян, по имени Фейт Бах. Он был небогат, трудолюбив и добр, как рассказывалось о нем в семейной легенде, и была у него в жизни большая привязанность — музыка. Говорят, Фейт Бах никогда не расставался со своим любимым инструментом — цитрой, на которой искусно исполнял народные песни и танцы.
Эта страсть к музыке передалась от Фейта Баха его сыновьям, внукам, правнукам, праправнукам. И почти все они стали музыкантами: канторами (учителями пения), органистами, скрипачами, флейтистами, трубачами, капельмейстерами, композиторами.
В поисках работы они разошлись по разным городам и расселились по всей Германии, а некоторые из них оказались даже за пределами родной земли. Двести лет назад в Тюрингии Бахов-музыкантов было уже так много, что люди стали называть Бахами всех, кто был причастен к музыке, даже тех, у кого было свое, совсем другое имя.
В роду Бахов не было богачей и лентяев. Они упорным, кропотливым трудом пробивали себе дорогу в жизни.
Раз в году в дом одного из самых уважаемых в семье Бахов съезжались все родственники. В этот день сразу за весь год отмечались все семейные даты и торжественные события. Каждая такая встреча становилась семейным музыкальным праздником: собравшиеся пели народные песни, которых знали великое множество, играли на разных инструментах, много шутили, смеялись. Так жили Бахи.
В 1685 году в небольшом тгорингском городке Эйзенахе родился Иоганн Себастьян Бах — тот Бах, которому суждено было стать великим композитором мира. (слайд 2)
Как все Бахи, Иоганн Себастьян был скромен, трудолюбив, горд. Как все, самозабвенно любил музыку и ей отдавал до конца свои силы. Жизнь его прошла в труде, невзгодах и в бедности.
В те времена музыканты в Германии были людьми подневольными и могли служить либо у богатых, знатных вельмож, либо при церквах. В десять лет Иоганн Себастьян остался круглым сиротой и вынужден был сам заботиться о заработке. Старший брат Христоф, взявший после смерти родителей на воспитание Себастьяна, служил учителем музыки в церковной школе. Только он серьезно и учил Себастьяна музыке. Человек образованный, но в искусстве мелочный и сухой аккуратист, Христоф не оценил в младшем брате необычайной музыкальной одаренности. Христоф запретил Себастьяну брать в руки сборник сочинений известных композиторов, считая, что это мальчику ни к чему. Тогда Себастьян стал по ночам тайком переписывать в свою тетрадь ноты. Работа длилась почти полгода. Мальчик испортил себе зрение, но был счастлив, что дело подходит к концу. И вдруг случилось непоправимое — Христоф случайно застал Себастьяна за ночной работой. Никакие просьбы и мольбы мальчика не смягчили жесткого воспитателя: он отобрал тетрадь, и Бах смог ее увидеть только много лет спустя, уже после смерти брата.
Пятнадцати лет, учась в лицее, Себастьян уже поступил на службу. У него был прекрасный голос, он блестяще играл на скрипке, органе и клавесине, и его охотно приняли старшим хористом в монастырскую школу в городе Люденбурге. (слайд 3)
Теперь Себастьян был свободен от наставлений брата. При монастыре он обнаружил великолепную библиотеку, где нашел много интересных рукописей и собраний сочинений самых выдающихся композиторов того времени. Сбылась мечта — юноша углубился в изучение музыки. Библиотека люденбургского монастыря была первым музыкальным университетом Баха. Никто не руководил здесь его образованием. Сама музыка была учителем и воспитателем его таланта.
Окончив лицей, Бах имел право поступить в университет. Но мог ли он думать об учении, когда ему не на что было жить? Он старался найти службу повыгоднее.
Сначала его охотно брали: за ним шла слава искусного органиста и скрипача. Однако Бах не умел угождать церковному начальству, у него не было богатых покровителей, и потому часто он не уживался со служителями церкви. К тому же сочинения самого Баха были настолько яркими, живыми, что часто они были похожи на народные песни, а не на церковную музыку.
И. С. Бах "Шутка" (Бадинерия из оркестровой сюиты №2)
Вопросы.
Сейчас я предлагаю вашему вниманию прослушать музыкальное произведение
Какие ваши впечатления об услышанной музыке? (слайд 4)
Ответы учащихся.
Учитель: Несмотря на то, что И.С.Баху приходилось писать большей частью церковную музыку, его творения не были холодными и строгими, он писал яркую, живую, волнующую музыку, которая возвышала и вносила в душу любовь к Всевышнему и человеку. Мудрый художник, Бах создавал не просто фон для молитв и аккомпанемент для песнопений, а отражал в своем творчестве глубокие раздумья над важнейшими жизненными вопросами. Слыша в храме произведения Баха, люди не могли уже по привычке обращаться с заученными словами к неведомому богу — они начинали думать, Музыка вызывала в них свои, земные думы о чем-то важном и сокровенном, пробуждала переживания — чистые, светлые, возвышенные, но земные.
Бах творил почти во всех известных в его время музыкальных жанрах. Он писал для органа, оркестра, хора, клавира. Известно больше пятисот его сочинений.
Самым любимым инструментом Баха был орган. (слайд 5-6)
Учитель: «Рассказ об органе».
И. С. Баха «Органную фугу соль минор»
Вопросы.
Сейчас я предлагаю вашему вниманию прослушать музыкальное произведение И. С. Баха «Органную фугу соль минор». С помощью словаря эстетических эмоций определите характер музыки; какие чувства возникают у вас при слушании этого произведения?
Ответы учащихся.
Учитель: Фуга (от лат.) означает «бег», «движение». Что же бегает в фуге? В фуге «бегает» один голос, мы называем его темой. (слайд 7)
Учитель наигрывает тему. Вокализация темы.
Тема в начале звучит в одном регистре, затем в другом, затем в следующем… но это не значит, что первый голос прервался.
Голоса вступают друг за другом, как бы догоняя или отвечая друг другу, все время развиваясь: то расходясь, то встречаясь, то сплетаясь и звуча вместе. Все они одинаково важны. Здесь нет разделения на главный голос и аккомпанемент. Такой тип музыки называется полифонией ( слайд 8). Таким образом, полифония – вид многоголосия, где все голоса ведут свои самостоятельные, одинаково выразительные мелодии. Вершиной полифонического искусства является фуга (слайд 9).
Повторное слушание фуги, отмечая начало каждой темы поднятием руки.
Учитель: Если одному из голосов нечего сказать, он некоторое время должен помолчать, пока не будет, вполне естественно втянут в беседу. Но никто не должен вмешиваться в середине разговора и не должен говорить без смысла и надобности», – советовал Бах своим ученикам. Существуют следующие полифонические жанры – мессы, мотеты, хоралы, фуги.
Бах был серьезным музыкантом, но никогда не был скучным музыкантом. Он сочинял и веселую, легкую музыку, но отлично понимал, что не она составляет главную часть музыкального искусства, как шутка не составляет главную часть жизни человека.
У всех его произведений есть характерные черты. Какие?
Ответы учащихся.
Обобщение ответов. (слайд 10)
Итог урока
При жизни самого Баха были напечатаны лишь единицы его произведений. Многие же и до сих пор не найдены.
Последние годы жизни композитора были омрачены серьезной болезнью глаз. После неудачной операции Бах ослеп. Но и тогда он продолжал сочинять, диктуя свои произведения для записи. Смерть Баха осталась почти не замеченной музыкальной общественностью. О нем скоро забыли. И только через 79 лет, когда известны композитор Ф.Мендельсон-Бартольди подготовил и исполнил с Берлинской певчей академией одно из самых великих произведений Баха «Страсти по Матфею», музыка приобрела новую жизнь и начала победное шествие по странам мира.
П.Серов говорил: «Что за гений этот Бах! Возьмет одну мысль (тему) и проводит её все глубже, вживается в ней и вместе с этой мыслью внедряется в тайники души».
(слайд 11)
Великий Бах, ты – музыка Вселенной,
Дыхание органа обуздав,
И в XXI веке современном
Ты будешь в человеческих сердцах.
Ручьём сольется мощное звучанье
В последний, торжествующий аккорд,
И человек – частица мирозданья –
Почувствует бессмертия восторг.
– Друзья, сегодня мы провели с вами замечательные минуты общения с музыкой И.С. Баха. Я благодарю вас за сотрудничество.