СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В 11 КЛАССЕ «Социальные группы и их классификация"

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Закрепление умений и навыков учащихся, необходимых для сдачи ЕГЭ по обществознанию, а именно:

1) характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

2) анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

3) объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов;

4) раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия;

  1. Закрепление умений и навыков учащихся, необходимых для сдачи ЕГЭ по обществознанию, а именно:

1) характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

2) анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

3) объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов;

4) раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия;

  1. Закрепление умений и навыков учащихся, необходимых для сдачи ЕГЭ по обществознанию, а именно:

1) характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

2) анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

3) объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов;

4) раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия;

  1. Закрепление умений и навыков учащихся, необходимых для сдачи ЕГЭ по обществознанию, а именно:

1) характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

2) анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

3) объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов;

4) раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия;

  1. Закрепление умений и навыков учащихся, необходимых для сдачи ЕГЭ по обществознанию, а именно:

1) характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

2) анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

3) объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов;

4) раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия;

Просмотр содержимого документа
«ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В 11 КЛАССЕ «Социальные группы и их классификация"»

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «СОЛНЕЧНЫЙ ВЕТЕР»





МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ОТКРЫТОГО ИТОГОВОГО УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

В 11 КЛАССЕ

«Социальные группы и их классификация"







Учитель истории и обществознания: Кирсанова С. А.























Москва, 2011

  1. Цели урока



  1. Закрепление умений и навыков учащихся, необходимых для сдачи ЕГЭ по обществознанию, а именно:

1) характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

2) анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

3) объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов;

4) раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия;

5) осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданной теме; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

6) формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

7) применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

  1. Контроль и учет знаний учащихся по теме «Социальные группы и их классификация».



  1. Этапы урока:

  1. Постановка учителем целей и задач урока. Объяснение хода выполнения учащимися контрольных заданий и критериев их оценки.

  2. Выполнение учащимися заданий Части 1 и их проверка.

  3. Выполнение учащимися заданий Части 2 и их проверка.

  4. Выполнение учащимися заданий Части 3 и их проверка.

  5. Подведение итогов урока.

  1. Ход урока

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

1

Запись на доске:

  • Тема «Итоговый урок «Социальные группы и их классификация».

  • План урока:

  1. Задания Части 1.

  2. Задания Части 2.

  3. Задания Части 3.

  4. Подведение итогов.

Цели урока:

  1. закрепление умений и навыков учащихся, необходимых для сдачи ЕГЭ по обществознанию;

  2. контроль и учет знаний учащихся по теме «Социальные группы и их классификация».

Задачи урока:

  1. выполнение заданий Частей 1-3 (составленных по аналогии с заданиями групп А, В, С ЕГЭ по обществознанию);

  2. проверка и оценка выполненных заданий.

Раздача материала к уроку, включающего задания Частей 1-3 и «Бланк оценки ответов» (Приложение 1).

Изучение раздаточного материала.

2

Характеристика заданий Части 1:

  • Часть 1 содержит задания:

  1. с выбором ответа из 4 предложенных содержательных формулировок;

  2. на соотнесение некоторой условной социальной ситуации с известными из курса явлениями;

  3. с информацией, представленной в графической, табличной форме, либо в виде диаграммы.

  • При выполнении заданий Части 1 закрепляются следующие умения и навыки:

- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

- устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма).

  • При выполнении заданий учащиеся выбирают только один правильный ответ.


Выполнение заданий Части 1

(Приложение 2).

После выполнения заданий учащиеся поочередно называют свои ответы, объясняя свой выбор.

В «Бланк оценок ответов» учащиеся вносят количество баллов, заработанных ими за задания Части 1.

3

Характеристика заданий Части 2:

  • Часть 2 содержит задания с кратким ответом.

  • При выполнении заданий Части 1 закрепляются следующие умения и навыки:

- выявлять структурные элементы и содержание социальных объектов с помощью схем и таблиц;

- соотносить видовые и родовые понятия;

- классифицировать понятия, явления и социальные объекты путем установления терминов и их определений, понятий и их признаков.

  • При выполнении заданий Части 2 учащиеся вписывают правильный ответ.

Выполнение заданий Части 2

(Приложение 3).

После выполнения заданий учащиеся поочередно называют свои ответы.

В «Бланк оценок ответов» учащиеся вносят количество баллов, заработанных ими за задания Части 2.

4

Характеристика заданий Части 3:

  • Часть 3 содержит задания с развернутым ответом.

  • При выполнении заданий Части 3 закрепляются умения, связанные с осуществлением анализа, интерпретации и оценки социальной информации.


Учащиеся выполняют на выбор одно из заданий Части 3

(Приложение 4). После выполнения заданий учащиеся вместе с учителем обсуждают ответы.

В «Бланк оценок ответов» учащиеся вносят количество баллов, заработанных ими за задания Части 3.

5

Учитель подводит итоги урока, указывая на задания, которые вызвали у учащихся наибольшую сложность. Учитель обращает внимание учащихся на необходимость дальнейшего закрепления умений работы с данными заданиями.

В «Бланке оценок ответов» учащиеся выставляют себе две оценки - за Части 1-2 и Часть 3.



































Приложение 1.

Бланк оценки ответов



Задания

Часть 1

Часть 2

Части 1-2

Часть 3


Баллы











Присвоение баллов:

  1. За правильно выполненные задания Части 1 присваивается 1 балл.

  2. За правильно выполненные задания Части 2 присваивается 1 балл.

  3. За правильно выполненные задания Части 3 присваивается 3 балла.

Критерии оценок:

  1. За выполнение заданий Частей 1, 2:

«5» - 14-15 баллов

«4» - 11-13 баллов

«3» - 7-10 баллов

«2» - менее 7 баллов

  1. За выполнение заданий Части 3:

«5» - 3 балла (три выполненных элемента задания)

«4» - 2 балла (два выполненных элемента задания)

«3» - 1 балл (один выполненный элемент задания)



Фамилия, имя учащегося_____________________________________

Оценка за задания Частей 1,2 _________

Оценка за задания Части 3 _________











Приложение 2.

Часть 1

  1. Для определения социальной структуры общества значимыми признаками является(-ются)

  1. физические данные

  2. особенности темперамента

  3. умственные особенности

  4. профессия



  1. К социальным группам, выделяемым по этническому признаку, относятся

  1. нации

  2. классы

  3. общественные движения

  4. сословия



  1. По признаку принадлежности к религиозной конфессии выделяют такую социальную общность, как

  1. сельчане

  2. москвичи

  3. рабочие

  4. католики



  1. Какой признак лежит в основе объединения людей и их групп в такую социальную общность, как горожане?

  1. политический

  2. территориальный

  3. профессиональный

  4. социально-классовый



  1. По социально-классовому признаку выделяют такую социальную общность, как

  1. немцы

  2. горожане

  3. рабочие

  4. предприниматели



  1. По какому признаку образуются такие социальные общности, как католики, православные и протестанты?

  1. территориальному

  2. этническому

  3. социально-классовому

  4. конфессиональному



  1. Какой признак лежит в основе объединения людей в такую социальную общность, как парижане?

  1. социально-классовый

  2. этнический

  3. демографический

  4. территориальный



  1. Ниже перечислены четыре социальные группы. Три из них имеют общий социально значимый признак. Какая группа выпадает из этого ряда?

  1. дети

  2. пожилые люди

  3. мужчины

  4. молодежь



  1. Верны ли следующие суждения о социальной группе?

А. Социальная группа – это объединение людей, имеющих общие признаки.

Б. Отношения в группе обязательно регулируются официальными документами.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны



  1. Верны ли следующие суждения о многообразии социальный групп?

А. Для малых групп характерны близкие, эмоционально окрашенные, неформальные отношения.

Б. Размер группы не оказывает влияния на качество социального взаимодействия.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны



  1. В ходе социологического опроса 2006 года респондентам разных возрастных групп предлагалось ответить на вопрос: «Что важнее всего в молодости?»











Полученные результаты представлены в виде диаграммы. Какой вывод можно сделать на основании диаграммы?

  1. Респонденты в возрасте 18-24 лет считают, что в молодости жизнь в свое удовольствие предпочтительнее, чем создание семьи.

  2. Респонденты в возрасте 25-39 лет считают, что в молодости в равной степени важно и пожить в свое удовольствие и сделать карьеру.

  3. Респонденты в возрасте 40-54 лет считают, что в молодости создание семьи предпочтительнее, чем карьера.

  4. Респонденты в возрасте старше 55 лет считают, что в молодости самое важное – сделать карьеру.























Приложение 3.

Часть 2

  1. Запишите слово, которое пропущено в следующей фразе: «Семья, клуб собаководов, бригада моляров – все эти объединения обозначают общим понятием «социальная …»

Ответ: __________________________________________________



  1. Установите соответствие (социальные группы – критерий), для этого каждому элементу левого столбца подберите все соответствующие позиции правого столбца.

СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ: КРИТЕРИИ:

А) Мужчины 1) Демографический

Б) Племена 2) Этнический

В) Народности

Г) Дети

Запишите в таблицу буквы выбранных ответов.

А

Б

В

Г







  1. Ниже приведен перечень социальных групп. Все из них, за исключением одной, образованы по конфессиональному признаку. Найдите и укажите социальную группу, «выпадающую» из их ряда, образованную по другому признаку.



Православные, мусульмане, протестанты, консерваторы, католики.



Ответ: ___________________________________________________



  1. Запишите слово, пропущенное в приведенном ниже фрагменте таблицы «Виды социальных групп».



Основа классификации

Наименование группы


  • Малая группа

  • Большая группа

Ответ: ___________________________________________________

Приложение 4

Часть 3



  1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная группа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальных группах в обществе.

Ответ:_______________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



  1. В ходе социологических опросов 2002 и 2005 годов предлагалась такая формулировка одного из пунктов анкеты: «Люди по-разному устраивают свою жизнь, в разной мере приспосабливаются к условиям. Какое из следующих высказываний точнее описывает ваше отношение к нынешней жизни?» Полученные данные представлены в таблице.

Сделайте вывод об изменениях в настроениях современных россиян. Приведите (используя данные таблицы) три обоснования этого вывода.

Число ответивших (%)

Варианты ответа

2002

2005

Мне приходится «вертеться», хвататься за любую возможность заработать, лишь бы обеспечить себе и близким терпимую жизнь.

28

31

Я свыкся с тем, что пришлось отказаться от привычного образа жизни; жить, ограничивая себя в большом и малом.

26

20

Я живу, как и раньше – для меня в последние годы ничего особенного не изменилось.

21

27

Мне удалось использовать новые возможности, чтобы добиться большего.

7

10

Я никак не могу приспособиться к нынешней жизни.

18

12

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



  1. Прочитайте текст «Классы и страты» и ответьте на вопросы.



«В марксистской социологии ведущее место отводится социально-классовой структуре общества. Социально-классовая структура общества… представляет собой взаимодействие трех основных элементов: классов, общественных прослоек и социальных групп. Ядром социальной структуры являются классы. … К. Маркс и Ф. Энгельс обосновали экономические причины возникновения классов. Они утверждали, что деление общества на классы есть результат общественного разделения труда и формирования частнособственнических отношений…

Марксистскому учению о классах как основе социальной структуры общества в немарксистской западной социологии противостоит теория социальной стратификации. Представители этой теории утверждают, что понятие класса, вероятно, годится для анализа социальной структуры прошлых обществ, в том числе индустриального капиталистического общества, но в современном постиндустриальном обществе оно не работает, потому что в этом обществе широкого акционирования, а также выключения основных держателей акций их сферы управления производством и заменой их наемными менеджерами отношения собственности оказались размыты, потеряли свою определенность.

Поэтому понятие «класс» должно быть заменено понятием «страта» - слой… или понятием «социальная группа», а на смену теории социально-классового строения общества должны прийти теории социальной стратификации… В основе теорий стратификации лежат объединения людей в группы и противопоставление их другим группам по статусным признакам:

Властным, имущественным, профессиональным, образовательным и т.д.»

Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. – М., 1995. – С. 96-100.

  1. Опираясь на текст, ответьте, почему классовая теория марксизма подвергается в настоящее время сомнению?

  2. В чем суть теории социальной стратификации?

  3. Какая из вышеназванных теорий наиболее полно отражает социальную структуру общества? Свой ответ поясните.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!