Конспект урока на тему: Деньги и их функции.
Цели: определить, какие функции выполняют деньги в жизни современного общества и государства; уметь извлекать информацию из печатных и иллюстративных источников, анализировать, делать выводы.
Оборудование: учебник «Обществознание», проектор, интерактивная доска, раздаточный материал (карточки).
Тип урока: изучение нового материала.
Технология: проектное обучение.
Методы: проблемный, поисковый.
Ход урока.
1. Определение темы и цели урока. На интерактивной доске задание: (слайд № 1) из слов составьте определение и назовите, значение какого термина оно раскрывает (роль, обмен, товар, всеобщего, эквивалент, при, выполняющий). Задание выполняется путем перемещения слов.
Учащиеся определяют, что это термин «Деньги» – особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента при обмене товаров.
Слайд № 2. Перечислены термины: обязанность, назначение, круг деятельности, роль. Задание: с помощью словаря на букву «ф» определите значение термина. Учащиеся называют, что это функция. Итак, какова тема нашего урока? Называют - Деньги и их функции (на презентации слайд № 1) Затем называют цель урока – изучить функции денег (слайд № 2)
2. Актуализация знаний. Учитель: но прежде чем изучать функции денег, давайте вспомним.
А) Как осуществлялся обмен до появления денег? Б) Что такое эквивалент?
В) Почему впоследствии роль эквивалента перешла к металлам? Г) Почему люди придумали деньги?
Учитель: в прежние времена у разных народов деньги выглядели по разному, с течением времени они изменялись, в том числе с наступлением новой эпохи, проводились денежные реформы. Но сегодня во всем мире существует три основных вида денег – назовите их.
Учитель показывает слайды: № 3 – металлические деньги; слайд № 4 – бумажные деньги (банкноты); слайд № 5 – электронные деньги (безналичные).
3. Изучение темы. Учитель показывает видео о производстве денег в России (3 минуты), задает вопросы. Звучит индивидуальное сообщение об эмиссии денег. (Слайд № 6)
Работа в группах. Задание – подготовить мини - проект об одной из функций денег (по жребию): мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления (сбережения). Индивидуальный мини – проект: мировые деньги.
План работы над проектом. 1. Название функции. 2. Содержание функции.
3. Пример из жизни. 4. Рисунок (по желанию). На выполнение проекта – 6-7 минут, защита – 2-3 минуты (слайд № 7)
Итак, подведем итоги, назовем пять функций денег (слайд № 8)
4. Первичное закрепление изученного материала: группы получают карточки – ситуации, примеры из жизни; задание – определите функции денег. (Слайд № 9)
№ 1. Плитка шоколада стоит 120 рублей.
№ 2. Покупатель купил бутылку молока за 90 рублей.
№ 3. Безработный получает пособие по безработице
№ 4. Гражданин Н. положил деньги в банк под проценты.
Упражнение «Один день из жизни Славы Веснушкина» (при наличии времени). (Слайд № 10)
5. Обсудим: деньги – это нравственная категория. Они – добро или зло? (Слайд № 11) В каждой группе должны написать несколько предложений: деньги – добро, потому что……
Деньги – зло, потому что.…… Заслушиваются ответы.
6. Рефлексия.
А. По содержанию урока (сл. № 14). Б. Эмоциональная, смайлики (сл. № 15, 16).
7. Подведение итогов, выставление оценок.
Д/з: выучить функции денег; текст ГИА «Деньги» и вопросы №1-№6.