Актуализация знаний по теме «Межличностное взаимодействие».
- Межличностная совместимость: понятие, факторы, влияющие на межличностную совместимость.
- Конформность: понятие, суть, примеры.
- Какое совместное дело может увеличивать сплоченность вашего класса?
- В один из зимних вечеров исследователи попросили помощников в течение 60 секунд смотреть вверх, на ничем не примечательное небо. Чем больше помощников смотрели в небо, тем больше прохожих присоединялось к группе. Объясните данный факт, опираясь на понятие конформности.
- Герой фильма Э. Рязанова «Гараж», объясняя те или иные свои действия, все время повторял, что он «из большинства». Дайте ему характеристику.
- Известно, что настоящий коллектив складывается постепенно. Обсудите, на какой ступени развития находится ваш класс.
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» Л. Н. Толстой
1. Определите автора и название литературного произведения, фрагмент которого вы просмотрели.
2. Определить тему урока на основании услышанного и увиденного отрывка из сказки.
СЕМЬЯ.
- Семейный кодекс РФ не допускает произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи.
- В Семейном кодексе РФ запрещаются любые формы ограничения семейных прав и предусмотрена возможность граждан по своему усмотрению распоряжаться принадлежащими им семейными правами.
«Любить – это значит смотреть. Не друг на друга, а смотреть вместе в одном направлении».
А.де Сент –Экзюпери
«Муж с женой, что вода с мукой: сболтаешь – сболтаешь, а разболтать не разболтаешь».
(народная мудрость)
«Семья – взаимное несение тягот и школа жертвенности»
(Н.Бердяев )
К какой социальной группе относится семья?
Семья Сониной Влады
Семья как малая группа.
Гимн Семье.
- Какой христианский праздник посвящен семье?
- Какой год в России был объявлен Президентом РФ ГОДОМ СЕМЬИ?
Чеша Даша
Определите цель и задачи урока.
Цель урока:
определить признаки семьи как малой группы, выявить тенденции развития современной семьи, её типов, форм и функций.
План урока.
- Особенности семьи как малой группы.
- Функции семьи.
- Гендерное поведение.
- Воспитание в семье.
Притча.
Рассказывают, что после того, как к Богу явился мужчина и заявил о своей скуке, Бог задумался:
- Из чего сделать женщину, если весь материал ушел на мужчину.
Но не желая отказывать в просьбе мужчине, Бог сотворил женщину, на что затратил: несколько ярких лучей солнца, все чарующе краски зари, задумчивую грусть луны, красоту лебедя, игривость котенка, грациозность стрекозы, ласковое тепло меха, притягательную силу магнита, и все это слепил вместе.
Посмотрел и недовольно покачал головой: больно приторной она ему показалась. И добавил холодное мерцание звезд, непостоянство ветра, слезоточивость облаков, хитрость лисы, трусость зайца, назойливость мухи, упрямство осла, ревность тигрицы, мстительность осы, ядовитость змеи, дурман опиума и вдохнул в нее жизнь.
В результате появилась настоящая женщина. Вот эту женщину Бог подарил мужчине, сказав при этом:
-Бери ее такой, какая она получилась, и не пытайся ее переделывать.
Что для вас семья?
Назовите ассоциации с этим словом.
Макарова Настя
- Семья – это социальная общность, члены которой связаны брачными узами или родственными отношениями, общим бытом и взаимной ответственностью.
Семья Ростовцева Вити
Поэзия о семье.
- Как появилось слово “семья”?
- Когда-то о нем не слыхала Земля…
- Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
- Сейчас я тебе семь вопросов задам;
- “ Кто деток родит мне, богиня моя”?
- И Ева тихонько ответила “я”,
- “ Кто их воспитает, царица моя”?
- И Ева тихонько ответила “я”,
- “ Кто пищу сготовит, о, радость моя”?
- И Ева все так же ответила “я”
- “ Кто платье сошьет?
- Постирает белье?
- Меня приласкает?
- Украсит жилье?
- Ответь на вопросы, подруга моя!”
- И Ева тихонько ответила “я”,
- Сказала она знаменитых семь “я”
- Вот так на земле появилась семья.
Что может быть семьи дороже? Теплом встречает отчий дом, Здесь ждут тебя всегда с любовью, И провожают в путь с добром! Отец и мать, и дети дружно Сидят за праздничным столом, И вместе им совсем не скучно, А интересно впятером. Малыш для старших как любимец, Родители - во всем мудрей, Любимый папа - друг, кормилец, А мама ближе всех, родней. Любите! И цените счастье! Оно рождается в семье, Что может быть ее дороже На этой сказочной земле!
Какие науки изучают семью?
- Почему так много наук изучают семью?
Семья Тимохиной Леры
Как вы думаете, почему семья занимает во многих отношениях особое положение по сравнению с другими социальными группами?
Сонина Влада
Макарова Настя
Особенности семьи как малой группы.
Семья
Любовь
Взаимовыручка
Поддержка
Ответственность
Забота
друг
о друге
Этапы становления брачно-семейных отношений (по Л. Моргану):
- первобытное состояние (неупорядоченные половые связи);
- кровно - родственная семья (супружеские отношения исключались лишь между предками и потомками, родителями и детьми);
- парная (моногамная) семья (устанавливается единобрачие)
- парная демократическая \ патриархальная традиционная
Проблемные вопросы:
- Как вы думаете, что бы случилось, если двое ваших ровесников решили создать семью прямо сейчас?
- Достаточно ли быть взрослым физически, чтобы создать семью?
- Какой возраст по-вашему наиболее благоприятен для создания семьи?
- Почему семья является ячейкой общества?
Вывод:
Без семьи человек не может быть счастлив. В семье сменяются поколения, воспитывается будущее страны.
Виды семей.
Какие виды семей вы знаете?
Сонина Влада
Полные и неполные семьи.
- Полные (двое родителей).
- Неполные (где по каким-либо причинам отсутствует один из родителей или родительское поколение, а дети живут с бабушками-дедушками).
По количеству детей:
- малодетные (1—2 ребенка),
- многодетные семьи (3 и более детей).
Патриархальные и матриархальные семьи.
- В патриархальных семьях главой является отец.
- В матриархальных — наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать.
Типы семейных структур: Моногамная семья.
- Моногамное супружество представляет собой брак одного мужчины с одной женщиной.
Полигамная семья.
Полигамия — брак одного супруга с несколькими людьми.
Полигамия бывает двух видов:
- полигиния — брак одного мужчины с несколькими женщинами;
- полиандрия — брак одной женщины с несколькими мужчинами.
Патрилинеальные и матрилинеальные семьи.
- В патрилинеальных семьях наследование фамилии, имущества и социального положения ведется по отцу.
- В матрилинеальных — по матери.
Гомогенные и гетерогенные семьи.
- В гомогенных семьях супруги являются выходцами из одной социальной страты.
- В гетерогенных они происходят из разных социальных групп, каст, классов.
Традиционная или патриархальная семья.
- Предполагает главенство мужчины.
- Такая семья объединяет под одной крышей представителей, как минимум, трех поколений.
- Женщина экономически зависит от супруга, семейные роли четко регламентированы: муж (отец) — добытчик и кормилец, жена (мать) — домохозяйка и воспитатель детей.
Современные семьи: нуклеарные и расширенные.
- Нуклеарные семьи, состоящие из родителей и их детей, т. е. из двух поколений. Все остальные родственники – бабушки, дедушки, дяди, тети и т.д. – относятся к периферии семьи.
- Если все они живут вместе, то семья называется расширенной, многопоколенной (3-4 поколения родственников).
Партнерская или эгалитарная семья.
Признаки:
- справедливое, пропорциональное распределение семейных обязанностей,
- взаимозаменяемость супругов в решении бытовых вопросов, обсуждение основных проблем и совместное принятие важных для семьи решений, а также эмоциональная насыщенность отношений.
Функции семьи
Функции семьи –
деятельность семьи, имеющая определенные социальные последствия.
Какие функции выполняет семья?
Репродуктивная
- функция связана с биологическим воспроизводством членов общества.
Воспитательная функция
- новое поколение, приходящее на смену старому, должно освоить социальные роли, получить багаж накопленных знаний, опыта, моральных и других ценностей.
Хозяйственно-экономическая функция
охватывает различные аспекты семейных отношений:
- ведение домашнего хозяйства и семейного бюджета;
- организацию семейного потребления;
- проблему распределения домашнего труда;
- поддержку и опеку над престарелыми и инвалидами .
Эмоционально-психологическая функция -
- семья помогает человеку обрести спокойствие и уверенность,
- создает чувство безопасности и психологического комфорта,
- обеспечивает эмоциональную поддержку и сохранение общего жизненного тонуса.
Рекреационная функция
- включает в себя духовно-эстетические моменты, в том числе и организацию проведения свободного времени.
Социально-статусная функция
- семья предоставляет своим членам социальный статус, способствуя тем самым воспроизводству социальной структуры общества.
Проблемы современной семьи
Задание классу:
Современные ученые говорят о кризисе семейных отношений.
Как вы думаете в чем причины и каковы последствия кризиса семейных отношений?
Кризис семьи проявляется:
- в росте числа разводов;
- в увеличении количества добрачных и внебрачных детей;
- во взаимном отчуждении членов семьи;
- в ослаблении воспитательного воздействия родителей на детей;
- в увеличении числа неполных семей.
Гражданский брак:
- Одним из проявлений кризиса существующих семейных отношений многие считают возросшее число гражданских браков , то есть таких, которые не признаны ни государством, ни церковью. В таких семьях мужа и жену связывают только взаимные чувства и устный договор.
Обсуждение проблемы по вопросам:
- Кто и почему вступает в гражданский брак?
- Когда такой брак уместен?
- Каковы издержки такой формы брачного союза?
Гражданский брак: за или против?
Положительные стороны гражданского брака (по мнению его сторонников)
Отрицательные стороны гражданского брака
- Это репетиция семейных отношений, позволяющая обрести опыт совместной жизни.
- Гражданский брак может стать временной формой личной жизни.
- Такие отношения выгоднее ранних браков, которые в большинстве случаев через 5-7 лет распадаются.
- Люди, состоящие в гражданском браке, не ощущают прочности своего положения, серьезности отношений.
- Они лишены определенного социального статуса.
- Общественное мнение настроено против таких неофициальных союзов.
- Болезненно реагируют на зыбкий статус родителей дети.
- В гражданском браке не защищены имущественные и прочие права супругов и детей.
3. Гендерное поведение
- Какие ассоциации у вас возникают при слове «женщина»?
- Какие ассоциации у вас возникают при слове «мужчина»?
- А теперь посмотрите, какие черты их объединяют, а какие делают совершенно различными?
- Чего больше: сходства или различий? Сделайте общий вывод.
- Ученые говорят о гендерных ролях. Что они понимают под ними?
1. Биологические отличия.
2. Психологические отличительные свойства.
3. Поведенческие отличительные свойства.
Понятие «гендер» (от англ. gender, от лат. gens — род).
Гендерные роли – нормативные предписания и ожидания «правильному мужскому или женскому поведению».
Выполнение соответствующей гендерной роли обусловливает гендерное поведение индивида.
- Вспомните, какие социальные стереотипы воспитания мальчиков и девочек существовали в разные исторические времена и эпохи. Как они развивались на протяжении веков: что изменилось в наши дни? Что осталось неизменным?
Рабочие листы (задание 7).
Перед вами результаты опроса группы выпускников российских вузов.
Цель опроса – какие качества нужно воспитывать в современных мальчиках и девочках.
Для мальчиков:
1) самостоятельность,
2) ответственность,
3) любознательность.
Для девочек:
1) ответственность,
2) хорошие манеры,
3) послушание.
Прокомментируйте эти результаты. Изложите свое мнение относительно особенностей гендерного поведения современных мальчиков и девочек.
Что вы понимаете под словосочетанием «семейное воспитание»?
Семейное воспитание – это осознанное влияние на формирование личности детей, предпринимаемое старшим поколением.
Какие факторы влияют на процесс воспитания?
Факторы, влияющие на процесс воспитания:
- Личностные ресурсы семьи.
- Спектр целей семейного воспитания.
- Стиль воспитания.
Какие стили воспитания в семье вы знаете?
4. Стили воспитания
диктат
сотрудничество
опека
невмешательство
Стили воспитания
Диктат в семье характеризуется:
- Стремлением старших максимально подчинить своему влиянию младших.
- Инициатива детей всячески пресекается.
- Родители жестко добиваются исполнения своих требований, стремясь полностью контролировать поведение, интересы и даже желания детей.
- Но требования, не оправданные педагогически и нравственно, вызывают у детей отчуждение от старших, враждебность по отношению к окружающим, протест и агрессию, зачастую вместе с апатией и пассивностью.
Стили воспитания
Опека в семье — это система отношений, при которых:
- родители, обеспечивая удовлетворение потребностей, ограждают ребенка от всех забот, усилий и трудностей, принимая их на себя.
- родители создают своим детям «оранжерейные» условия, блокируя негативное влияние внесемейной среды и вместе с тем мешая детям готовиться к реальной жизни за порогом родного дома.
Именно эти дети оказываются наименее приспособленными к жизни в коллективе.
Стили воспитания
Невмешательство — система межличностных отношений в семье, строящаяся на:
- Признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых и детей.
- Предполагается, что в семье как бы сосуществуют два мира: взрослые и дети, и ни тем ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию.
Стили воспитания
Сотрудничество характеризуется:
- Стремлением старших установить теплые отношения с младшими, привлекать их к решению проблем, поощрять инициативу и самостоятельность.
- Старшие, устанавливая правила и более или менее твердо проводя их в жизнь, не считают себя непогрешимыми и объясняют мотивы своих требований, поощряют их обсуждение младшими; в младших ценится как послушание, так и независимость.
Такой стиль способствует воспитанию самостоятельности, ответственности, активности, дружелюбия, терпимости.
Какой из стилей семейного воспитания вам кажется самым разумным?
Почему?
Представьте себя в роли семейного психолога, к которому на прием пришла молодая семейная пара и семейная пара с детьми-подростками.
Супруги не знают психологические особенности семейных взаимоотношений. Ваша задача – продумайте советы, которые вы можете дать молодым людям и зрелой семейной паре в их семейной жизни.
Ситуация 1.
Мужу не нравится, когда жена пользуется косметикой. Как быть?
Ситуация 2.
Муж – сторонник здорового образа жизни, ходит дома босиком, и не только дома: на улице тоже босиком, или в сандалиях без носков (в любое время года). Может ли жена настаивать, чтобы он надевал носки?
Ситуация 3.
Муж заботится о своем здоровье и хочет, чтобы жена заботилась о своем – делала зарядку. Жене – лень. Может ли он настаивать на этом?
Ситуация 4.
Супругам надо выходить из квартиры по делам, с ними ребенок, они торопятся. Но тут жена спохватывается: «Давай переоденем маленькому рубашечку! Она не красивая!». Муж: «Нет, это не самое главное, пойдем так». Кто прав?
Ситуация 5.
Муж идет с женой в магазин, берет рюкзак. Жена: «Возьми сумку, с рюкзаком некрасиво!». Как быть?
Ситуация 6 .
Мать просит сына вынести мусор. Тот не реагирует, продолжает смотреть телевизор. Когда в дверях появляется отец, сын вскакивает и выносит мусор. Как чувствовала себя мама? Что ребенок думаете в такой момент?
Ситуация 7.
Вечером дочь куда-то собирается.
Мать: «В кино, что ль, собралась? Я-то знаю с кем.»
Дочь: «А что, нельзя?»
Мать: «А ты знаешь, чем такие прогулки заканчиваются?»
Как чувствует себя в этот момент дочь? Какой выход из ситуации предложите вы?
Вопросы для закрепления:
- Какие проблемы современного воспитания в семье вы видите?
- Разъясните мысль Л.Н.Толстого о том, что все счастливые семьи похожи друг на друга, а каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.
Определите, какой возрастной и статусной группе соответствует данное выражение?
- «Яйца курицу не учат» -«Молодо – зелено» - «Молодым везде у нас дорога».
1 – родители; 2 – старшее поколение, 3 – молодежь
Домашнее задание на листах формата А 3.
- 1 группа (родители) – составить портрет идеального ребенка.
- 2 группа – старшее поколение – составить свод правил семейного воспитания, портрет идеальной жены и идеального мужа.
- 3 группа – молодежь – составить портрет идеального родителя.
Что такое феминизм?
ФЕМИНИЗМ
Представьте, что вы оказались на заседании дискуссионного клуба на тему «Феминизм»: «за» и «против». Выскажите свое мнение относительно проблемы феминизма.
Продолжите фразы:
- На уроке я узнал………………….
- На уроке я понял…………………
- После изучения материала на уроке я хочу………………………………………..
- После изучения материала на уроке я могу………………………………………