Открытый урок. Обучение грамоте. 1.
Тема. « Буква Ж, ж»
Цель: познакомить с новым согласным звуком и буквами;
Задачи: дать характеристику звука, создать условия для закрепления навыка слогового чтения;
Организационный момент.
- Дорогие ребята, сегодня у нас очень торжественный день. Мы в первый раз показываем нашим добрым гостям, все то, чему мы научились на протяжении этого времени. Давайте, покажем, как мы выросли, как мы умеем слушать и работать. Желаю всем удачи.
- А вы хотите знать, что вас ждет на уроке?
- Итак, я для вас подготовила план урока, возможно, что вы в него внесете свои коррективы, но я пока хочу предложить вам именно его. Ведь вы вправе знать, что нас ждет сегодня на уроке.
(высвечивается план урока, вначале каждого пункта замочек)
Проведем артикуляционную гимнастику;
Будем проговаривать чистоговорки;
Откроем новую тему урока.
Познакомимся с новой буквой.
Научимся писать ее.
Узнаем о ней много нового.
Будем читать текст.
- Как вы думаете, почему в некоторых пунктах плана есть замочек?
(это то, что мы еще не умеем делать и попытаемся открыть эти замочки)
А) дыхательная гимнастика;
- вдох носом, выдох носом;
- вдох, задержка дыхания, выдох;
- вдох, выдыхая по порциям;
Постановка проблемы.
а) проговаривание чистоговорок;
Жу-жу-жу- в зоопарк пришли к моржу.
Жа-жа-жа-, тут ежата у ежа.
Жи-жи-жи – вы не трогайте ножи
Же-же-же – есть полоска на уже.
Ук –ук –ук – весело жужжит наш жук
- Какие слова вы услышали в чистоговорке? Перечислите их. (морж, еж, ежата, нож, уж, жук)
3.Открытие темы урока
( на слайде высвечиваются сначала картинки )
Ребята узнают изображение на картинке и находят подтверждение в том, что они сказали).
- Как вы думаете, какое изображение будет лишним? (нож, остальные животные)
(высвечиваются слова)
- Посмотрите на слова и скажите, что общего в этой группе слов? (везде есть буква Ж)
(подчеркивается буква Ж)
- Скажите, какой звук мы услышали на конце слов? (ш)
- вы сказали, что узнаете много нового на уроке. Может вы сейчас уже многие и догадались о чем идет речь. ( слышим Ш в конце)
- В чем связь между буквой Ж и Ш. Предположите.(они парные).
- Скажите, наличие этой буквы во всех словах говорит вам о чем - нибудь?
- Какова будет тема сегодняшнего урока?
«Буква Ж, ж».
(высвечивается тема урока)
- Кто сформулировал тему урока? Оцените себя в квадратике под номером 1 в путевом листе.
- И как всегда после открытия темы, что мы будем делать? (ставить цели к уроку)
4. Постановка целей к уроку.
(выслушиваю цели детей)
Итак…..
Цели урока:
1.Познакомиться с буквой Ж;
2. Научиться писать букву Ж;
3. Читать слоги с этой буквой;
4. Читать слова с новой буквой;
5. Оденем звуковичка.
( соотношение целей детей и тех, которые высветились на доске)
- Велась постановка целевых задач? Оцените себя под номером 2 в квадратике.
- Давайте попросим (ученика)……. Представить нам букву Ж, как своего друга.
Игра «Моя Вообразилия».
- Я предлагаю вам в парах вообразить на что похожа буква Ж .
(дети совещаются в паре).
(высвечивается слайд с их вариантами).
Высвечивается брелок с жуком.
- Ключи часто теряются. Но вот у меня есть брелок, его принес жук. Он ключи потерял, потом нашел, но перепутал. Так что, вот этими ключами мы будем открывать наши замочки, которыми закрыт наш план к уроку.
- Итак, я думаю настал момент, когда некоторые пункты из плана мы все таки сможем открыть?!
- Какие?
( 1, 2, 3, )
Работа по теме урока.
1.(звукобуквенный анализ в паре)
Жук ежи
2. ( ведется работа в двух парах) За это время ребята работают по таблице Шульте.
Итак, для разогрева, приготовьте свои Таблицы Шульте. Я засекаю время, и мы начнем искать, таким образом, готовиться к чтению.
(засекаю время, работает метроном)
Самопроверка слов (жук и ежи)
Проверку ведут ребята.
Жук ежи
(обсуждаются ошибки, делаются выводы)
(одеваем звуковичка)
- Что еще можете добавить к характеристике буквы Ж.( она парная с Ш)
(высветить звуковичка с Ш)
- В начале урока вы сказали , что на конце слов , когда встречается буква Ж, что слышится? (Ш).
- Какой вывод можно сделать? ( они парные )
- Дайте полную характеристику этому звуку. ( Он согласный, всегда твердый ,глухой, парный ,шипящий).
- Кто говорил о том, что мы будем читать слоги с буквой Ж?
3. Чтение слогов с буквой Ж. (слова на путевом листе и слайде)
Жа аж ажа жан каж
Жо ож ожа жак нож
Жу уж ужа жар руж
Жи иж ижа жор сиж
же еж ежа жур лиж
- Где слово?
Итак, приготовились.
Упражнение «Бросок – засечка».
Упражнение «Молния».
(Оцените себя в путевом листе.) № 3
4.Чтение слов с буквой Ж.
жук Жора ёж
жар Женя ёжик
жир жмурки ежиха
жакет снежинка ежата
1.Упражнение «Лист наполовину».
2.Упражнение « С ног на голову».
3. Выборочное чтение.
(Оцените себя) Путевой листок № 4.
- Найдите среди слов слово, означающий снежный или ледяной кристалл. (снежинка)
- Слово, обозначающее колючее животное женского рода? ( ежиха)
- Это же слово, только произносимое очень ласково. (ёжик)
(высвечиваются слова)
- Скажите ,какой гласный мы слышим вместо буквы и после Ж?
- Сделайте вывод.
(Жи – ши пиши с буквой И!!!!!)
(Дети должны прийти к выводу)
4.Чтение текста.
Наступила холодная зима. Выпал белый пушистый снег. В глубокой норке уснула ёжиха с ежатами. Под пушистой сосной в старом дупле спрятались ужи. Стрижи улетели в тёплые края. А серые мыши спят в полях в своих тёплых норах. Колючие ерши уснули на дне реки подо льдом. Не по нраву им снежная холодная зима.
Итог урока.
- Спасибо всем большое за урок. Много всего вы узнали про эту букву. Давайте обратимся к плану нашего урока и определимся, все ли у нас пошло по плану. Чего мы добились, чего не успели. Какие пункты плана мы сейчас откроем?
( остался пункт 5)
- Мы завершаем урок.
- Много слов вы услышали сегодня на уроке на буквы Ж.
- Назовите слово на букву Ж. Очень важное, очень нужное, живое, теплое…. (Женщина).
Самую красивую песню споет нам ЖАВОРОНОК.
Эта буква учит нас ЖДАТЬ.
Она учит нас загадывать ЖЕЛАНИЯ.
Учит нас создавать семью ЖЕНИТЬБА.
Учит нас ЖАЛОСТИ.
И все эти слова можно объединить в одно большое слово ЖИЗНЬ.
Достойной жизни вам всем, мои друзья. Благодарю за урок!