Учебный предмет: Класс: Автор УМК (программы учебного курса): | Окружающий мир 2 класс УМК «Школа России» А.А Плешаков |
Тема урока: | «Какой бывает транспорт» |
Тип урока: | Изучение нового материала |
Цель урока: | Учебно- познавательные: познакомить учащихся с историей возникновения транспорта; обобщить знания детей о различных видах транспорта; развивать умения выделять отличительные признаки предметов и объединять их в группы по существенным признакам; формировать умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы. Интеллектуально-развивающие: развивать умения добывать информацию из различных источников, используя ее для обогащения личного опыта; развивать познавательный интерес к окружающему миру, наглядно-образное мышление путем привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций, способствовать развитию связной речи, памяти, внимания обучающихся; совершенствовать коммуникативные навыки- умения слушать другого человека. Воспитательные: воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру, желание учиться и делать открытия; воспитывать взаимопомощь, взаимовыручку и уважительное отношение к труду своих одноклассников и ответственность за выполнение порученной работы. |
Планируемые результаты |
Предметные: называть виды транспорта, определять их назначение, способ передвижения, принадлежность; знать специальный транспорт и телефоны экстренных служб; иметь первоначальное представление об истории развития транспорта; | Метапредметные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; работать в группах: составлять план ответа на вопрос и рассказ по плану; классифицировать виды транспорта по различным признакам; анализировать схемы, определять основания для классификации; делать выводы, оценивать свои достижения на уроке; | Личностные: уважать труд людей; проявлять первоначальные навыки адаптации в мире (выбор транспортных средств, поведение в экстренных ситуациях) |
Межпредметные связи: | Русский язык, история |
Ресурсы: | Карточки с изображением транспорта, цветные карандаши, альбомные листы, толковый словарь, компьютер, мультимедийное оборудование, презентация, выполненная в программе Power Point |
Формы работы: | Фронтальная, групповая |
Основные этапы организации учебной деятельности | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
1.Мотивация и стимулирование деятельности учащихся Цель: подготовить учащихся к работе на уроке, создать эмоциональный настрой на совместную коллективную деятельность и познавательную активность. | Прозвенел звонок для нас, Все зашли спокойно в класс. Встали все у парт красиво, поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Вижу, класс наш хоть куда. Мы начнем урок, друзья! | Читает стихотворение, создает условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Слушают стихотворение, желают друг другу успешной работы на уроке. | Коммуникативные: слушают учителя. Регулятивные: принимают учебную цель и задачу. |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Цель: развивать личностные и коммуникативные УУД через развитие устной речи учащихся, развивать личностные УУД через развитие внимания, памяти, воображения | - А урок мы начнем с прочтения отрывка из известной сказки К.И.Чуковского «Тараканище» Слайд 1 -На чем ехали звери? Слайд 2 -А как одним словом все это можно назвать? Слайд 3 -А каким транспортом пользуемся мы с вами? | Создает условия для организации мыслительной деятельности обучающихся с помощью вопросов | Слушают учителя, строят понятные высказывания для собеседника и учителя | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную цель и задачу; контролируют правильность ответов; Познавательные: умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, умение слушать и понимать речь других, учитывать разные мнения. |
3.Формулирование темы урока и постановка цели. Цель: организовать работу по определению темы урока учащимися; организовать постановку цели урока. | -Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить на уроке? -Тема нашего урока так и называется «Какой бывает транспорт» -А что бы вы хотели узнать о транспорте? -Посмотрите, сколько вопросов. Конечно, на все вопросы в рамках урока мы ответить не сможем, поэтому мы возьмем только три вопроса. Слайд 4 (Что такое транспорт? История развития транспорта. Какой бывает транспорт?) -Какую задачу мы поставим сегодня на уроке? | Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися | Составляют вопросы, с помощью учителя формулируют тему урока и ставят цель | Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/ незнания) Регулятивные: умение ставить цель урока Коммуникативные: умение точно и полно выражать свои мысли. Личностные: умение устанавливать связи между знаниями и жизненными ситуациями. |
4.Этап приобретения учащимися новых знаний Цель: формировать понятие «транспорт», познакомить с историей развития транспорта | -Где или как мы можем получить ответ на первый вопрос? -Попробуем ответить на первый вопрос, а для этого поработаем в группах. Что такое транспорт. (Дать определение) 1 группа – работает со словарем 2 группа - составляет определение с помощью слов-помощников 3 группа – формулирует определение самостоятельно -Транспорт – это многозначное слово, но в рамках урока интерес представляет следующее значение. Слайд. 5 -Вот мы с вами и ответили на первый вопрос. А сейчас я предлагаю «окунуться» в историю развития транспорта и узнать с чего же все началось. Подготовленные дети читают стихи Приложение 1 Слайд 6-12 -Зачем человеку пришлось изобретать каждый раз новый вид транспорта? Для чего служит транспорт? | Организует, помогает, направляет, дает советы. Осуществляет проверку умения учащихся работать с дополнительной информацией и умение представлять данную информацию обучающимся | Дети добывают знания в соответствии с заданием, обсуждают в группе, докладывают на класс Слушают историю развития транспорта в стихах, анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации при решении задач ; формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение. Регулятивные: умение планировать последовательность выполнения действий. Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, умение слушать и слышать других, учитывать разные мнения, умение сотрудничать с учителем и со сверстниками. |
5.Физкультминутка Цель: создать условия для психоэмоциональной разгрузки, снять напряжение и усталость обучающихся | «Самолет» Приложение 2 | Организует выполнение движений | Выполняют физические упражнения, развивают умение концентрировать свое внимание на определенных действиях | Коммуникативные: умение выполнять физические упражнение по команде, все вместе |
6. Самостоятельная работа. Первичное закрепление Цель: составление схемы «Виды транспорта», формировать понятие о специальном транспорте, их особенностях | -А теперь давайте ответим на последний вопрос. Предлагаю снова поработать в группах. - У вас на столах картинки различных видов транспорта. Разделите все картинки на группы, для этого на конвертах даны основания для разбиения на группы. 1группа – в зависимости от того где работает транспорт 2 группа – в зависимости от того какую работу выполняет 3 группа – в зависимости от количества пассажиров и владельца транспорта. Слайд 14-16 -А что значит «специальный» транспорт? -Вспомните, по каким телефонам вызывают эти машины Слайд 17 | Создает условия для выполнения самостоятельной работы, контролирует, направляет. Организует проверку | Дети работают в группах, затем один представитель от группы докладывает на класс. | Познавательные: умение самостоятельно разобрать способ решения; умение обосновывать выбор своего решения; осознанно строить речевое высказывание. Регулятивные: осуществлять самоконтроль; принимать и сохранять учебную задачу; умение вносить необходимые дополнения и коррективы . Коммуникативные: умение сотрудничать с учителем, сверстниками, вступать в диалог, участвовать в обсуждении задания. |
7.Этап включения изученного в систему знаний Цель: закрепить знания о видах транспорта; описать транспорт по определенной схеме | -Сейчас мы еще раз поработаем в группах и закрепим полученные знания. А для этого вы выполните мини-проект. Каждая группа получает картинку с транспортом. Описывают свой транспорт по определенному плану, красочно оформляют проект. Слайд 18 | Создает условия для выполнения самостоятельной работы, контролирует, направляет. | Применяют полученные знания и выполняют проект, выходят к доске и выступают | Познавательные: умение преобразовывать информацию из одной формы в другую; составлять ответы на вопросы. Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. Коммуникативные: строить рассуждения, понятные для собеседника; умение использовать речь для регуляции своего действия. |
8. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности; зафиксировать новое содержание урока. | -Достигли ли мы цели, поставленные в начале урока? Можем ли мы теперь ответить на вопросы, которые нас интересовали? Закончите предложения. Я узнал….. Я научился… Мне понравилось…. | Организует итоговую беседу; организует самооценку учебной деятельности; организует рефлексию. | Отвечают на вопросы учителя; подводят итог урока и ставят задачи к следующему; дают самооценку своей деятельности на уроке; рассказывают что узнали. | Регулятивные: умение осуществлять самоконтроль совместно с учителем и одноклассниками; умение давать оценку деятельности на уроке; умение выявлять и осознавать то, что усвоено и что еще нужно усвоить. Личностные: умение проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
9.Этап сообщения домашнего задания. Инструктаж. Цель: сообщить учащимся о домашнем задании; разъяснить методику его выполнения | Инструктаж выполнения домашнего задания -Придумайте и нарисуйте необычное транспортное средство, опишите по уже известному плану | Дает комментарий к домашнему заданию | Слушают учителя, определяют пути решения домашней работы | Регулятивные: соотносить то, что известно и то, что предстоит выполнить самостоятельно. |