Ребята, у меня для вас такой вопрос: - Что вы можете сказать о лесе, о воде? Могут ли эти природные сообщества таить в себе различные опасности для человека? - Почему вы так решили? - Ребята, тогда постараемся конкретизировать, какие же опасности поджидают нас в лесу и на воде, у воды, согласны? Нам предстоит сегодня побывать в лесу, полюбоваться его красотами. (слайды, музыка) Зеленый лес, прекрасный лес, и облака рекой! Прошу тебя, любимый лес, поговори со мной! В твоем звучанье тишина особенно сладка, Здесь полусон и полумрак и звонкость ручейка. Порханье бабочек в цветах, Стрекоз стремительный полет, Покой, медовый аромат, Вокруг всё радует, цветет. Ребята, разве, может такая красота быть обманчива, и таить в себе опасности? Как вы думаете, какие могут быть опасности в лесу? Давайте представим, что сейчас лето, и мы отправляемся на прогулку в лес. Как же нам к этому подготовиться? Сейчас решим, как нам необходимо одеться, какие продукты мы возьмем с собой в дорогу. В процессе обсуждения формируется вывод. “Раз мы идём в лес на несколько часов, мы не будем разводить костёр и готовить еду. Значит нужно взять небольшое количество продуктов, которые за это время не испортятся: хлеб, сыр, варёные яйца, варёный картофель, мытые свежие овощи и фрукты, чай в термосе или сок в пластиковой бутылке.” Учитель рассказывает, что во время прогулки кому-то может понадобиться медицинская помощь. Что должно быть в нашей походной аптечке ? (слайд ) Нужно знать и уметь, как помочь себе или другому человеку в беде. Из медикаментов надо взять вату, бинт, перекись водорода, йод, бактерицидный пластырь. Вы должны знать, чтобы обработать рану сначала надо промыть её чистой водой, потом протереть перекисью водорода, затем смазать края раны йодом. А чтобы в рану не попала грязь, её надо заклеить бактерицидным пластырем. -Рассмотрите внимательно рисунок и скажите: готовы ли ребята к прогулке? (слайд ) Одеться надо удобно: хлопчатобумажная футболка с длинными рукавами и спортивные брюки. На ноги - кроссовки или кеды, на голову-панаму или бейсболку . Теперь всё готово к путешествию. Взбодримся же перед дальней дорогой. ФИЗМИНУТКА - А теперь обратите внимание на слайд. -Посмотрите, я подобрала для вас ягоды и грибы, помогите вспомнить мне, какие из них съедобные, а какие – нет. И, что вы знаете о каждом грибе или ягоде. Мухомор красный – крупный гриб с красной шляпкой, украшенной белыми пятнышками; Мухомор очень красив. В старости шляпка гриба загибается и в ней скапливается дождевая вода, которая смешивается с ядовитым соком. Если муха или другое насекомое прикоснётся к этой воде, то погибает. Поэтому и назвали гриб мухомором. Какой же он хороший! И шапочка в горошек! Растёт повсюду он в лесу. Домой его не принесу! Ведь на расправу очень скор, Гриб ядовитый - ...(мухомор) Бледная поганка – имеет зеленоватую шляпку, белую или слегка зеленоватую ножку. У нее всегда белые пластинки под шляпкой, белое кольцо на ножке и белый разорванный мешочек в нижней части ножки. Бледная поганка – смертельно ядовитый гриб! Этот гриб совсем не красен, Но, поверьте, он опасен - Не похож на мухомор, Но на всех наводит мор. Мор наводит на зверей, Ядовит и для людей. В руки даже не бери, Полон яда он внутри. В светлой шапке, на дорожке Он стоит на тонкой ножке. (бледная поганка) Лисичка – имеет яркий рыжий цвет, за что получил своё название; Вороний глаз – его можно узнать по 4 крупным листьям, расположенным друг против друга, и единственной синевато – черной ягоде на верхушке стебля; Вороний глаз. Круглая чёрная ягода напоминает чей-то глаз. У вороны он тоже не такой, но именно за черноту назвали его вороньим. Ягода – это красивая. Но не бери её в рот – она ядовита. Будьте осторожны! Шиповник – это дикая роза; Волчье лыко - маленький красивый, но очень ядовитый кустарник. Цветёт ранней весной; Волчье лыко. Это красивое, но очень опасное растение. Сок волчьего лыка содержит яд. Если он попадет на кожу, вызывает сильное раздражение. Особенно опасно если его сок попадёт в глаза. - Ребята, посмотрите внимательно на картинки, может кто-нибудь видит наиболее яркую особенность, которая поможет отличить несъедобный гриб от съедобного? -Молодцы, ребята! А теперь, чтобы лучше запомнить, давайте вместе прочитаем правило! Откроем учебник на стр.29. Лес делится с нами своими богатствами: грибами и ягодами, но вы должны знать, что не все грибы наши друзья. Есть ядовитые грибы, которые вызывают отравление и даже смерть - это несъедобные грибы. Будьте осторожны, когда захотите полакомиться ягодами в лесу (слайды) Вам необходимо научиться отличать съедобные ягоды от ядовитых. - Чем похожи полезная и ядовитая ягоды и в чем их отличие? Каких насекомых вы можете увидеть на лесных полянах? (дети отвечают) - Встреча с какими насекомыми может принести вам вред? (слайд ) - Некоторых насекомых называют “жалящими насекомыми” Почему? У них есть жало, они могут ужалить. Это пчела, оса, шмель, шершень. Обычно эти насекомые просто так не нападают на человека. Они жалят для самозащиты. Насекомых в лесу не счесть, Но особенно опасен клещ! Он впивается в кожу крепко, Поэтому нужна на голове кепка. - Как бороться с лесным клещом? ( ответы детей) В первую очередь, перед выходом в лес нужно подобрать правильную одежду. Она должна быть светлых тонов из гладкой не ворсистой ткани, чтобы клещу было труднее зацепиться. На тело нужно надеть обтягивающее белье, чтобы у лесного клеща было меньше шансов незамеченным проползти к открытой коже. Рукава должны быть застегнуты, а лучше даже прихвачены резинками. Нижние части брюк заправляются в носки и сапоги. На голову лучше надеть косынку, кепку, другой головной убор или хотя бы капюшон. Обязательно запаситесь специальными средствами для отпугивания лесного клеща. Это могут быть мази или спреи, которые наносятся на открытые части тела и одежду. Вернувшись домой, тщательно осмотрите одежду, белье, тело, а также своего питомца, если он ходил в лес вместе с вами. Перед вами текст о насекомых, прочитаем его, и определим, какие из них изображены выше текста. Пчела – одомашненное человеком насекомое. Они живут в ульях большими семьями; Оса- небольшой длины (15-20 мм) живёт семьями в гнездах, подвешенных на ветвях деревьев, под крышами домов и других построек; Шершень – выделяется среди ос размером. Очень крупный до 3 см; Шмель – мохнатый, симпатичный; - Ребята, как одним словом мы можем назвать насекомых, которые находятся на картинках? - Ребята, а теперь давайте попробуем вместе сформулировать правила безопасного поведения, если рядом летают жалящие насекомые. - Правильно, молодцы! Запомните! Волчье лыко, вороний глаз, бледная поганка, мухомор- ядовиты! Остерегайтесь их. (по желанию 1 обучающийся читает текст - жалящиеся; - нельзя тревожить гнёзда жалящих насекомых; - необходимо дать возможность насекомому вылететь, если он залетел в дом; - необходимо соблюдать осторожность, внимательно проверять банки с вареньем, сиропом, компотом. А теперь, обратите внимание на слайд, вашему вниманию представлены картинки, найдите лишнюю. Работа в группах. Игра “Найди лишнее” Каждая группа получает карточку с картинками. Ребята, вы должны найти и обвести лишнее. 1 карточка: сыроежка, мухомор, маслёнок, лисичка. 2 карточка: смородина, малина, черника, вороний глаз. 3 карточка: пчела, шершень, муха, оса. |