СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по окружающему миру. На воде и в лесу.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по окружающему миру. На воде и в лесу.»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Городовиковская средняя общеобразовательная школа №3»


« НА ВОДЕ И В ЛЕСУ»

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ВО 2 КЛАССЕ

УМК «ШКОЛА РОССИИ»










Учитель: Украин Людмила Петровна





г. Городовиковск





Открытый урок по окружающему миру во 2 классе.


Тема урока: «На воде и в лесу»

Цели урока:

  • выяснить, какую опасность несут ядовитые грибы, растения, насекомые, разработать правила безопасного поведения в лесу и на воде;

  • создать условия для развития: наблюдательности, логического мышления, самостоятельности, умения работать с дополнительной литературой;

  • содействовать воспитанию ответственности за своё здоровье, бережное отношение к природе, грамотное поведение в лесу



Планируемые результаты:

Предметные:  овладение обучающимися основными правилами безопасного поведения на воле и в лесу;

формирование умения у обучающихся различать съедобные и несъедобные ягоды и грибы; жалящих насекомых, умение узнавать их по внешнему виду;

Личностные: делать выводы из изученного материала.

Тип урока: урок освоения новых знаний

Оборудование: учебник А. А.Плешакова «Окружающий мир», 2 часть, 2-й класс;

-рабочая тетрадь к учебнику для 2 класса;

-презентаци










Этап урока

Хронометраж


Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность обучающихся

УУД

1. Организационный момент

1мин.

Здравствуйте, ребята! Я рада встрече с вами. Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне свои улыбки. Спасибо. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

Сегодня мы вспомним то, о чем говорили на прошлом уроке. Вы узнаете много нового, интересного, почувствуете себя путешественниками, исследователями.

Приветствуют учителя.



























Л:Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно   оценить как хорошие или плохие.






















Р:Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий на уроке





П: Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.



Р: Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

 


П: Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.




П: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.





2. Актуализация знаний

7мин.

Проверка домашнего задания.

Окружающий нас мир красив и интересен, но иногда мы сталкиваемся с различными опасностями, которые могут причинить нам вред. Если мы будем много знать, то сумеем их избежать. Давайте попробуем отгадать загадки.

Я из дома на порог
Лишь один шагнул шажок,
Дверь закрылась за спиной,
Нет пути передо мной.
Я и дома – и не дома,
Между небом и землей.
Отгадайте – ка, друзья,
Где же я?
(балкон)

Межи деревянные,
А поля стеклянные.
(окна)

Кто по проводам
В дом приходит к нам?
По ночам, когда темно,
Освещает дом оно.
(электричество)

Что, скажи за ящик это?
В нём продукты даже летом
В белом инее лежат...
(холодильник)

А загудит его мотор -
Глотает он и пыль и сор.
(пылесос)

Ей набили мясом рот,
И она его жуёт,
Жуёт, жуёт и глотает-
В тарелку отправляет.
(мясорубка)

После стирки у простынки
Он разгладит все морщинки.
Только ты его не тронь,
Он горячий, как огонь.
(утюг)


( по вопросам из учебника.)

Какие правила нужно соблюдать, чтобы предотвратить пожар?

Какие условные знаки вы нарисовали дома в памятке?

Как нужно себя вести, если пожар все -таки возник?

После все этого ученики должны показать, как вызвать пожарных.


Мы знаем, ребята, что нужно быть внимательными, осторожными при обращении с электрическими приборами. Давайте вспомним, как необходимо себя вести, чтобы избежать беды в доме, предотвратить пожар.

(Дети показывают условные знаки, которые они нарисовали дома к памятке “Чтобы не было пожара”)

Затем проводится тест “Пожар” с.52 по контрольно-измерительным материалам

А1.Что нужно делать в случае возникновения пожара7

1) спрятаться

2) продолжать играть

3) убежать из квартиры

4) позвать взрослых

А2. По какому телефону вызывают пожарных?

1) 04

2) 02

3) 03

4) 01

А3.Что не является причиной возникновения пожара?

1) разведение костра без взрослых

2) игры со спичками и зажигалками

3) настольные игры

4) игры с бензином

А4 Что обязательно нужно сообщить, когда вызываешь пожарных?

1) причину пожара

2) свой адрес

3) свой рост

4) свой возраст

В1. Что при возгорании нельзя заливать водой?

1) мебель

2) электроприборы

3) одежду

4) шторы

С1. Укажи правила противопожарной безопасности

1) не зажигать самостоятельно газовую плиту

2) не оставлять без присмотра включенный утюг

3) не играть со спичками

4) не плавать в незнакомом месте



Ребята, кто-нибудь может напомнить мне название большого раздела, который вы сейчас изучаете?

- А кто мне может сказать, какие темы вы уже изучили?

  Молодцы, вы очень порадовали меня тем, что серьёзно относитесь к изучению данного раздела, ведь здоровье и безопасность превыше всего! Каждый должен знать элементарные правила дорожного движения, правила поведения на улице, соблюдать правила поведения даже дома, а также  какие опасности могут поджидать каждого из нас.



Отвечают на вопросы слушают, оценивают свои знания;


Слушать и принимать учебную задачу.

3.Постановка учебной задачи
















4. Изучение нового материала

7мин













Ребята, у меня для вас такой вопрос: - Что вы можете сказать о лесе, о воде?


Могут ли эти природные сообщества таить в себе различные опасности для человека?

- Почему вы так решили?

- Ребята,  тогда постараемся конкретизировать, какие же опасности  поджидают нас в лесу и на воде, у воды, согласны?


Нам предстоит сегодня побывать в лесу, полюбоваться его красотами. (слайды, музыка)

Зеленый лес, прекрасный лес, и облака рекой!

Прошу тебя, любимый лес, поговори со мной!

В твоем звучанье тишина особенно сладка,

Здесь полусон и полумрак и звонкость ручейка.

Порханье бабочек в цветах,

Стрекоз стремительный полет,

Покой, медовый аромат,

Вокруг всё радует, цветет.



Ребята, разве, может такая красота быть обманчива, и таить в себе опасности?

Как вы думаете, какие могут быть опасности в лесу?

Давайте представим, что сейчас лето, и мы отправляемся на прогулку в лес. Как же нам к этому подготовиться? Сейчас решим, как нам необходимо одеться, какие продукты мы возьмем с собой в дорогу.

В процессе обсуждения формируется вывод.

“Раз мы идём в лес на несколько часов, мы не будем разводить костёр и готовить еду. Значит нужно взять небольшое количество продуктов, которые за это время не испортятся: хлеб, сыр, варёные яйца, варёный картофель, мытые свежие овощи и фрукты, чай в термосе или сок в пластиковой бутылке.”

Учитель рассказывает, что во время прогулки кому-то может понадобиться медицинская помощь. Что должно быть в нашей походной аптечке ? (слайд )

Нужно знать и уметь, как помочь себе или другому человеку в беде. Из медикаментов надо взять вату, бинт, перекись водорода, йод, бактерицидный пластырь. Вы должны знать, чтобы обработать рану сначала надо промыть её чистой водой, потом протереть перекисью водорода, затем смазать края раны йодом. А чтобы в рану не попала грязь, её надо заклеить бактерицидным пластырем.

-Рассмотрите внимательно рисунок и скажите: готовы ли ребята к прогулке? (слайд )

Одеться надо удобно: хлопчатобумажная футболка с длинными рукавами и спортивные брюки. На ноги - кроссовки или кеды, на голову-панаму или бейсболку .

Теперь всё готово к путешествию. Взбодримся же перед дальней дорогой.

ФИЗМИНУТКА

- А теперь обратите внимание на слайд.

-Посмотрите, я подобрала для вас   ягоды и грибы, помогите  вспомнить мне, какие из них съедобные, а какие – нет. И, что вы знаете о каждом грибе или ягоде.

Мухомор красный – крупный гриб с красной шляпкой, украшенной белыми пятнышками; Мухомор очень красив. В старости шляпка гриба загибается и в ней скапливается дождевая вода, которая смешивается с ядовитым соком. Если муха или другое насекомое прикоснётся к этой воде, то погибает. Поэтому и назвали гриб мухомором.

Какой же он хороший!
И шапочка в горошек!
Растёт повсюду он в лесу.
Домой его не принесу!
Ведь  на  расправу очень скор,
Гриб ядовитый - ...(мухомор)

Бледная поганка – имеет зеленоватую шляпку, белую или слегка зеленоватую ножку. У нее всегда белые пластинки под шляпкой, белое кольцо на ножке и белый разорванный мешочек в нижней части ножки. Бледная поганка – смертельно ядовитый гриб!

Этот гриб совсем не красен, 
Но, поверьте, он опасен - 
Не похож на мухомор, 
Но на всех наводит мор. 
Мор наводит на зверей, 
Ядовит и для людей. 
В руки даже не бери, 
Полон яда он внутри. 
В светлой шапке, на дорожке 
Он стоит на тонкой ножке. (бледная поганка) 

Лисичка – имеет яркий рыжий цвет, за что получил своё название;

Вороний глаз – его можно узнать по 4 крупным листьям, расположенным друг против друга, и единственной синевато – черной ягоде на верхушке стебля; Вороний глаз. Круглая чёрная ягода напоминает чей-то глаз. У вороны он тоже не такой, но именно за черноту назвали его вороньим. Ягода – это красивая. Но не бери её в рот – она ядовита. Будьте осторожны!

Шиповник – это дикая роза;

Волчье лыко - маленький красивый, но очень ядовитый кустарник. Цветёт ранней весной; Волчье лыко. Это красивое, но очень опасное растение. Сок волчьего лыка содержит яд. Если он попадет на кожу, вызывает сильное раздражение. Особенно опасно если его сок попадёт в глаза.



- Ребята, посмотрите внимательно на картинки, может кто-нибудь видит наиболее яркую особенность, которая поможет отличить несъедобный гриб от съедобного?

-Молодцы, ребята! А теперь, чтобы лучше запомнить, давайте вместе прочитаем правило!

  Откроем учебник на стр.29.

Лес делится с нами своими богатствами: грибами и ягодами, но вы должны знать, что не все грибы наши друзья. Есть ядовитые грибы, которые вызывают отравление и даже смерть - это несъедобные грибы. Будьте осторожны, когда захотите полакомиться ягодами в лесу (слайды)

Вам необходимо научиться отличать съедобные ягоды от ядовитых.

- Чем похожи полезная и ядовитая ягоды и в чем их отличие?

 Каких насекомых вы можете увидеть на лесных полянах? (дети отвечают)

- Встреча с какими насекомыми может принести вам вред? (слайд )

- Некоторых насекомых называют “жалящими насекомыми” Почему?

У них есть жало, они могут ужалить. Это пчела, оса, шмель, шершень. Обычно эти насекомые просто так не нападают на человека. Они жалят для самозащиты.

Насекомых в лесу не счесть,
Но особенно опасен клещ!
Он впивается в кожу крепко,
Поэтому нужна на голове кепка.

- Как бороться с лесным клещом? ( ответы детей)

В первую очередь, перед выходом в лес нужно подобрать правильную одежду. Она должна быть светлых тонов из гладкой не ворсистой ткани, чтобы клещу было труднее зацепиться. На тело нужно надеть обтягивающее белье, чтобы у лесного клеща было меньше шансов незамеченным проползти к открытой коже.

Рукава должны быть застегнуты, а лучше даже прихвачены резинками. Нижние части брюк заправляются в носки и сапоги. На голову лучше надеть косынку, кепку, другой головной убор или хотя бы капюшон. Обязательно запаситесь специальными средствами для отпугивания лесного клеща. Это могут быть мази или спреи, которые наносятся на открытые части тела и одежду. Вернувшись домой, тщательно осмотрите одежду, белье, тело, а также своего питомца, если он ходил в лес вместе с вами.



Перед вами  текст о насекомых, прочитаем его, и определим, какие из них изображены выше текста.

  1. Пчела – одомашненное человеком насекомое. Они живут в ульях большими семьями;

  2. Оса- небольшой длины (15-20 мм) живёт семьями в гнездах, подвешенных на ветвях деревьев, под крышами домов и других построек;

  3. Шершень – выделяется среди ос размером. Очень крупный до 3 см;

  4. Шмель – мохнатый, симпатичный;

 

- Ребята, как одним словом мы можем назвать насекомых, которые находятся на картинках?

- Ребята, а теперь давайте попробуем вместе сформулировать правила безопасного поведения, если рядом летают жалящие насекомые.

- Правильно, молодцы!

Запомните! Волчье лыко, вороний глаз, бледная поганка, мухомор- ядовиты! Остерегайтесь их.

(по желанию 1 обучающийся читает текст

- жалящиеся;

- нельзя тревожить гнёзда жалящих насекомых;

- необходимо дать возможность насекомому вылететь, если он залетел в дом;

- необходимо соблюдать осторожность, внимательно проверять банки с вареньем, сиропом, компотом.

А теперь, обратите внимание на слайд, вашему вниманию представлены картинки, найдите лишнюю.

Работа в группах. Игра “Найди лишнее”

Каждая группа получает карточку с картинками.

Ребята, вы должны найти и обвести лишнее.

  • 1 карточка: сыроежка, мухомор, маслёнок, лисичка.

  • 2 карточка: смородина, малина, черника, вороний глаз.

  • 3 карточка: пчела, шершень, муха, оса.


Думают, отвечают на вопросы.














Анализируют свои знания, пытаются дать определение.





Самостоятельная работа.





Вести диалог с учителем































Читать памятку.


4.Физминутка

2мин.

- А теперь давайте отдохнем, вставайте:

Мы шагаем, мы шагаем.

Руки выше поднимаем,

Голову не опускаем,

Дышим ровно, глубоко

(ходьба на месте).

 

Вдруг мы видим из куста

Выпал птенчик из гнезда.

(наклоняемся вперед, руками касаемся пола).

 

Тихо птенчика берем

И назад его кладём

(Выпрямились, поднять руки вверх).

 

Впереди из-за куста

Смотрим хитрая лиса.

Мы лисицу обхитрим,

На носочках побежим.

(бег на носочках).

 

На полянку мы выходим

Много ягод там находим

Земляника так видна!

Мы едим ее с куста

(наклоны вперед в движении)


- Наша экскурсия продолжается. Мы подошли к водоёму. (слайд)

Как приятно в летний полдень отдохнуть у воды, позагорать и искупаться в реке! Многие ждут летних каникул, с родителями на море - столько положительных эмоций, разве может отдых у воды нас огорчить?

Как, чем и почему?


- Правильно, молодцы ребята!

- Откроем учебник на стр. 27.

- Что вы видите?

- Прочитайте по очереди, правила!

- Молодцы! Обязательно запомните эти правила!

- вода может быть грязная – это навредит здоровью;

- если ты не умеешь плавать, а идешь на водоем без старших, ты можешь утонуть;




Выполняют разминку





























Ответы обучающихся

5.Закрепление


3мин.

- Ребята, а сейчас поиграем!

Я буду называть вам предложения, если это предложение верное – 1 раз хлопните в ладоши, если предложение имеет неправильный смысл – пусть в классе будет тихо, никак не отвечайте мне.

- Готовы?

1. Во время купания нужно соблюдать правила безопасности;

2. Сегодня посоветую маме закрутить на зиму мухоморов;

3. Если в дом залетит шмель, открою окно и подожду пока он вылетит;

4. Пойду купаться, даже если около водоёма стоит знак «Купаться запрещено!»;

5. Волчье лыко – самая ядовитая ягода;

6. Я уже большая (ой) мне можно купаться без взрослых;

7. Я выучу правила, изученные сегодня на уроке и буду их соблюдать!

Вот и подошла к концу наша прогулка в лесу и реке. Какие выводы о правилах поведения в лесу и на воде вы сделали? Ответим на вопросы:

  1. Какие продукты лучше всего взять с собой во время непродолжительной прогулки в лесу?

  2. Какие медикаменты надо взять с собой?

  3. Как лучше одеться

  4. Как предотвратить укус жалящего насекомого?

  5. Перечислите правила поведения на водоёме.

Я, думаю, вы узнали много нужного и полезного, эти знания пригодятся вам в жизни. Скажем спасибо лесу и реке, который учит нас терпению, мудрости, учит заботиться о своем здоровье.

Терпенью, мудрости учи, 
Наполни тело красотой,
О милый лес, не знали мы,
Как хорошо с тобой!


- Молодцы, ребята! Вижу,  вы хорошо усвоили тему нашего урока!


Самостоятельно или с группой выполняют задание; наблюдают и усваивают приёмы и порядок выполнения работы;

6.Рефлексия









7. Итоги урока

Домашнее задание

2мин









2мин

 Ребята, перед каждым из вас лежит светофор с бесцветными плафонами и карандаши .

1 круг светофора – пусть закрасит красным тот, кому на уроке было скучно, не интересно и кто не будет соблюдать правила!

2 круг светофора – пусть закрасит желтым тот, кто что-то не понял на уроке, но дома обязательно повторит и выучит это правило;

3 круг светофора – пусть закрасит зеленым тот, кому понравился наш урок и вы получили много новых знаний сегодня;


Что нового для себя узнали на уроке?

-Что бы вы рассказали родным о безопасности в лесу и на воде ;

-Какие правила будите соблюдать;

Страница 26 в учебнике читать пересказывать .рабочая тетрадь страница 18 №3








РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ.

  1. В нимательно прочитай памятку в учебнике (с. 27). Самостоятельно или с помощью учебника заполни пропуски в тексте.

    Чтобы не было беды у воды

    1. Купайтесь только под присмотром взрослых
    2. Не плавайте в незнакомом месте. Там могут быть опасные подводные течения.
    3. Не купайтесь в очень холодной воде. От холода может свести судорогой ногу.
    4. Лучше купаться не в одиночку, а с друзьями, чтобы быть друг у друга на виду.
    5. Купаться можно только в чистых водоёмах. Купаться в загрязнённой воде опасно для здоровья.
    6. В море не заплывайте за буйки.
    7. Не купайтесь в шторм.

    Запомни эти правила и всегда их выполняй!



  1. «Вот так искупались!» — воскликнул Попугай,



когда увидел этих ребят на берегу









Подумайте и напишите, кто из ребят нырял, а кто нет. Кто не умеет плавать?

Петя нырял, Юля не умеет плавать

3. Мудрая Черепаха интересуется, знаешь ли ты ядовитые ягоды и грибы. Вырежи рисунки из Приложения и расположи их в соответствующих рамках. Проверь себя с помощью учебника. После проверки наклей рисунки.



  1. Используя текст и рисунок из книги «Зелёные страницы» (рассказ «Коварные двойники»), запиши, чем похожи и чем различаются бледная поганка и шампиньон.
    Сравнение бледной поганки и шампиньона.
    Сходство: Молодые грибы бледной поганки по внешнему виду очень похожи на шампиньоны. Ножки этих грибов также очень похожи.
    Различия: Цвет пластинок: у шампиньонов - от розового у молодых до коричневого у старых, у бледной поганки - всегда белые.

    5. Напиши не менее трёх названий в каждом пункте (с. 19—20). Для подбора примеров используй атлас-определитель «От земли до неба».
    а) Лесные растения со съедобными плодами:
    шиповник, арония, ирга, ежевика, черника, калина, голубика, клюква.
    б) Лесные растения с несъедобными плодами: 
    бересклет, бирючина, бузина, крушина, волчье лыко, снежноягодник
    в) Съедобные грибы: 
    белый гриб, лисичка, моховик, маслёнок, дубовик, опёнок, сыроежка.
    г) Несъедобные грибы: 
    мухомор, поганка, желчный гриб, ложноопёнок, говорушка восковатая

    6. Дома повтори правила безопасности, изученные w на уроке. Попроси кого-нибудь из взрослых проверить тебя. Придумай и нарисуй условные знаки к некоторым правилам памятки «Чтобы не было беды у воды» (по с воему выбору).



В классе сравни свои знаки с теми, которые предложили другие ребята. Выберите наиболее удачные.



7. Если тебе интересно, подготовь с помощью атласа-определителя «От земли до неба», а также дополнительной литературы, Интернета сообщение о пчёлах, осах и шмелях. Здесь можешь записать план сообщения или какую-либо важную информацию об этих насекомых.

Медоносная пчела — одомашненное человеком насекомое. Эти пчёлы живут в ульях большими семьями. Оса лесная живёт семьями в гнёздах, подвешенных на ветвях деревьев, под крышами домов и других построек. Мохнатых шмелей легко отличить от большинства пчёл и ос. 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!