Ход урока
Организационный момент
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
Начинаем урок с проверки домашнего задания.
-Вспомните, что такое экономика?
-Перечислите составные части экономики?
-Где появились первые бумажные деньги?
III. Самоопределение к деятельности(На доске запись.)
Соберите рассыпавшееся слово.
СИ ФЕС Я ПРО
-Какое получается слово? (Профессия.)
-Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. (О профессиях.)
Вот что говорится об этом в словаре С.И. Ожегова: профессия — это основное занятие человека, его трудовая деятельность.
Вы знаете, сколько профессий существует???
Специалисты утверждают, что в мире насчитывается более 40 тысяч профессий. Но эта огромная цифра далека от определённости. Жизнь не стоит на месте, одни профессии отмирают, а другие появляются.
Например, раньше были такие профессии, как летописец, кучер, прачка, писарь. Сейчас таких профессий нет.
А есть профессии, которые появились совсем недавно .
Прочитайте тему урока на с. 122 учебника. (Все профессии важны.) СЛАЙД
А вы согласны с этим высказыванием?
Нам необходимы и врач, и строитель, и учитель, и многие другие специалисты. Давайте попробуем сегодня проверить правильность этого высказывания.
Какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Ответы детей.)
Прочитайте, что говорит об этом Муравьишка.
Я думаю, что узнаю…
Мне хотелось бы узнать о …
Итак, цели и задачи нашего урока: СЛАЙД
• узнать, что такое профессия;
• расширить знания о разнообразии профессий;
• определить роль профессий в экономике и жизни людей.
IV.Работа по теме урока
Беседа о профессиях.
Профессий много на земле
И каждая важна.
Решай мой друг, кем быть тебе.
Ведь жизнь у нас одна.
- Давайте отгадаем загадки о профессиях и проверим, какие профессии вы знаете. СЛАЙДЫ
1. Если заболело ухо,
Если в горле стало сухо,
Не волнуйся и не плачь –
Ведь тебе поможет….. (ВРАЧ)
2. Знает точно детвора,
Кормят вкусно …. (ПОВАРА)
3. Под весенний птичий свист
Пашет землю ... (ТРАКТОРИСТ)
4. Мебель, хлеб и огурцы,
Продают нам …(ПРОДАВЦЫ)
5. С сумкой тяжёлой обходит район,
Письма нам в ящик кладёт …. (ПОЧТАЛЬОН)
6. За мольбертом с кистью я.
Краски – вот мои друзья.
Я один и не один –
В окружении картин. (ХУДОЖНИК).
7. Наведет стеклянный глаз,
Щелкнет раз - и помним вас.(ФОТОГРАФ)
- Молодцы, ребята. Вы отгадали некоторые профессии людей. И это крошечная часть всех существующих на земле. Перечислить все профессии и специальности невозможно.
Работа по учебнику (беседа).
• Откройте учебник на с. 123.
Рассмотри фотографии. Определите профессии. Расскажи, что ты знаешь об этих профессиях.(учитель, врач, сварщик, артисты ,пчеловод, пилот.)
• Послушайте стихотворение и подумайте, о чём оно.(ученики выходят к доске)
БАГИЕВА-МУХАМБЕТЖАНОВА
Подумайте, что было бы,
Когда б сказал портной:
—Шить платья мне не хочется,
Устрою выходной!
И все портные в городе
За ним ушли б домой.
Ходили б люди голые
По улице зимой.
ИОВЛЕВ
Подумайте, что было бы,
Когда сказал бы врач:
—Рвать зубы мне не хочется,
Не буду, хоть ты плачь!
Больным врачебной помощи
Не стало б никакой,
А ты б сидел и мучился
С подвязанной щекой.
КЛИМОВА
Подумайте, что было бы,
Когда б сказал шофер:
—Возить людей не хочется!
И выключил мотор.
Троллейбусы, автобусы
Засыпало б снежком,
Рабочие на фабрики
Ходили бы пешком.
КРУЧИНИН
Сказал учитель в школе бы:
— Мне в нынешнем году
Учить детей не хочется,
Я в школу не приду!
Тетради и учебники
Валялись бы в пыли,
А вы бы неучеными
До старости росли.
КОЛЕСНИЧЕНКО
Подумайте, какая бы
Случилась вдруг беда!
Но только так не сделает
Никто и никогда,
И люди не откажутся
От нужного труда.
МАЛЫШКИНА
Учитель обязательно
Придет наутро в класс,
А пекари старательно
Хлеб испекут для вас.
Любое дело выполнят,
Что им ни поручи,
Портные и сапожники,
Шоферы и врачи.
СЕМИН
Мы всей семьёю дружною
В одной стране живем,
И каждый честно трудится
На месте на своем.
Какой вывод вы сделали из этого стихотворения? О чём оно заставило вас задуматься? (Все профессии нужны, все профессии важны )
Прочитайте задание 2 на с. 123. Определите профессию по описанию.(Швея) СЛАЙД
4. Физкультминутка
Мы в профессии играли –
В миг мы лётчиками стали!
В самолёте полетали
И шофёрами вдруг стали!
Руль теперь у нас в руках -
Быстро едим по горам!
А теперь на стройке мы,
Кладём ровно кирпичи.
Раз - кирпич и два, и три –
Строим дом мы, посмотри!
Вот закончена игра,
Снова сесть нам всем пора.
VI. Продолжение работы по теме урока. (выключить проектор)
Игра «Узнай профессию» по опорным словам
- В каждой профессии есть свои предметы труда, важные и необходимые. По предметам можно догадаться, о какой профессии идёт речь.
Сейчас мы с вами поиграем в игру "Угадай профессию".
Небо, штурвал, самолёт, аэропорт. (лётчик или пилот)
Расчёска, ножницы, зеркало, лак для волос. (парикмахер)
Весы, деньги, касса, товары. (продавец)
Ферма, коровы, ведро, молоко. (доярка)
Трактор, плуг, рычаг. (тракторист)
Провода, столбы, выключатель. (электрик)
Книги, полки, выставка книг.(библиотекарь)
Поле, пшеница, зерно, комбайн.(комбайнер)
Рисунок, проект, план, город, гармония, чертёж, конструкции, строительство, здания, памятники. (Архитектор)
Ткань, раскрой, лекало, костюм, ножницы, ателье. (Портной)
Верстак, рубанок, станок, древесина, мебель, мастерская. (Cтоляр)
Белый халат, больной, поликлиника, диагноз. (Врач)
Газета, новости, современность, люди, оперативность, редакция, факты. (Журналист)
Театр, зрители, сцена, премьера, аплодисменты, костюм, грим. (Артист)
Стройка, кирпич, бетон, глазомер, конструкции, стена, кладка. (Строитель)
Мольберт, краски, пейзаж, портрет. (Художник)
2. Творческое задание «Собери пословицы». СЛАЙД
- Ребята, а сейчас мы выполним творческое задание. Нужно собрать из слов пословицы о труде. (на слайде разбросаны, объясняют смысл каждой из них.)
Труд кормит, а лень портит.
Терпенье и труд все перетрут.
Что посеешь, то и пожнешь.
- Какие ещё пословицы о труде вы знаете?
Труд создал человека.
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
3.Игра «Правда ли?» (выключить проектор)
Продолжим тему путаницы и поиграем в игру "Правда ли?"
Если вопрос поставлен правильно -молчим, а если в вопросе содержится ошибка, тихонько хлопаем в ладоши..
Правда ли, что пекарь доит корову? (доярка)
Правда ли, что танкист перевозит людей? (водитель)
Правда ли, что кочегар топит печь?
Правда ли, что свинарка лечит поросят? (ветеринар)
Правда ли, что маляр красит стены?
Правда ли, что кондитер печет торты и пирожные?
Правда ли, что бухгалтер пишет картины? (художник)
Правда ли, что ветеринар лечит людей? (врач)
Правда ли, что воспитатель разносит почту? (почтальон)
VII. Рефлексия.
На уроке я узнал (а)…
Мне было интересно узнать…
Мне хотелось бы еще узнать …
-Что главное в каждой профессии? (быть профессионалом своего дела, любить свою профессию)
-Как взаимосвязан труд людей разных профессий?
• А кем хотели бы в будущем стать вы?
У вас на партах лежат снежинки. Кем вы мечтаете стать в будущем? Напишите название этой профессии на ваших снежинках с одной стороны, а с другой - свою фамилию и имя. Это ваша мечта. Мы сохраним снежинки до окончания школы. Наверное, вам будет очень интересно узнать, исполнится ли ваше желание.
- А сейчас прикрепите свои снежинки на доску.
VIII. Подведение итогов урока
- Ребята, вы ещё пока ученики и не можете трудиться на полях, на предприятиях, в учреждениях. В чём заключается ваш основной труд?
-Верно, учёба и приобретение прочных знаний – ваш главный труд. А прочные знания в будущем помогут вам воплотить свою мечту в жизнь, получить профессию, о которой вы мечтаете уже сейчас.
-Какой же вывод мы можем сделать?
Все профессии нужны, все профессии важны!
Домашнее задание
1.Учебник с.122-123.