Открытый урок окружающего мира в 3 классе УМК ПНШ от 22.11.2018
Тема урока: Чудесные превращения воды в природе. Круговорот воды в природе.
Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
- закрепление представлений о трех состояниях воды, о свойствах воды в различных состояниях;
- формирование представлений обучающихся о круговороте воды в природе как важнейшем природном явлении.
Планируемые результаты, формирование УУД:
П.: умение анализировать, обобщать, моделировать.
Р.: умение определять цели и задачи урока.
К.: умение грамотно выражать свои мысли, слушать вопросы учителя и ответы одноклассников.
Методы и приемы организации учебной деятельности: фронтальная, парная и самостоятельная работа; интерактивный метод; работа с видеоматериалами, тестирование, дидактическая игра, учебная дискуссия.
Оборудование: учебник «Окружающий мир, 3 класс, часть 1», авт. О.Н.Федотова, Т.В.Трафимова, тпо ч.1, презентация, нарезки видео, интреактивная приставка, стилус, карточки, листочки, капельки-картинки.
Ход урока.
I.Организационный момент.
Я очень рада
Войти в приветливый наш класс
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений.
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений
Мы вместе сочиним урок!
II. Актуализация знаний обучающихся.
Отгадайте загадку:
Я и туча, и туман,
Я ручей и океан,
Я летаю и бегу.
И стеклянной быть могу. (Вода)
Беседа:
- Почему я загадала загадку о воде?
-В чем заключается удивительность воды? (Вода одновременно может находиться в трех состояниях, без воды нельзя прожить, лед легче жидкого состояния воды)
*Повторение и обобщение знаний о воде.
Работа по карточкам по вариантам:
Вариант №1. Указать свойства жидкой воды
Вариант №2. Рассказать о свойствах твердой воды.
*Проверка работы вариантов с помощью интерактивной доски. На слайде стилусом обучающиеся от каждого варианта подчеркивают выбранные ответы. Все остальные проверяют, добавляют, исправляют.
*Д/и «Да-нет» «Свойства водяного пара». (На листочках обучающиеся отвечают на вопросы словами «да» или «нет»).
-Взаимопроверка ответов. (Учащиеся обмениваются листочками и проверяют работу одноклассника по готовым ответам на слайде.Затем по готовой шкале оценивают работу одноклассника).
III. Подготовка к усвоению новых знаний.
*Опыт из нашей жизни «Круговорот воды в кастрюле»
- Перенесемся на кухню.
*Беседа по слайдам.
- Рассмотрим превращения воды в кастрюле с закрытой крышкой, стоящей на горячей плите.
- Что происходит с водой?
- Как можно назвать одним словом такие превращения? (Круговорот)
-Оказывается, такие превращения с водой происходят не только в кастрюле, но и в природе тоже!
IV. Самоопределение, целеполагание.
- Сформулируйте тему нашего урока. (Круговорот воды в природе)
-Какие цели ставим перед собой? (Узнать, как происходит круговорот воды в природе)
- Найдем эту тему в учебнике. Что является подсказкой? (содержание, раздел, тема, страница.)
-Посмотрите по учебнику, что будем делать для достижения целей. (Дети по условным обозначениям намечают работу на уроке)
V. Работа по теме урока
*Просмотр учебного видео «Круговорот воды в природе».
*Заполнение схемы круговорота воды в природе на слайде и в карточках.
-Как называется этот процесс? Дайте заголовок этой схеме.
Физическая разминка. Капелька.
VI. Первичное закрепление. Работа по учебнику в парах.
- Объединимся в пары. Слушаем задание.
Ученик 1 – рассказать соседу, как вода испаряется с поверхности земли. Подсказка: с.78-79
Ученик 2 – рассказать соседу, как вода продолжает движение по земле. Подсказка: с.80
- Распределите роли и выполняйте работу.
*Проверка парной работы. Когда большая часть детей выполнила задания, учитель останавливает работу и приглашает некоторые пары для демонстрации своей работы.
*Расширение знаний детей о воде.
Это интересно!
– Капелька для вас приготовила интересную информацию о необыкновенных явлениях в природе, связанных с водой. Эти явления записаны в книгу рекордов Гиннесса.
• Самая крупная капля дождя выпала в Америке в 1953 году, и её размер был равен 9 см 4 мм.
• Самый сильный дождь шёл в Индии целых 12 месяцев с 1 августа 1860 года по 31 июля 1861 года.
• Самое глубокое озеро Байкал. Его глубина 1 километр 940 метров.
– Может быть, и у вас найдется интересная информация о воде, мы ее послушаем на следующем уроке.
VII. Домашнее задание: с.76-80 читать, пересказывать. Найти интересную информацию о воде (доп.)
VIII. Закрепление.
*Самостоятельная работа в тетрадях на печатной основе. Задание №40.
*Проверка с/р: на слайде один ученик вписывает нужные цифры, остальные проверяют и «ловят» правильные ответы.
*Трудный вопрос. Учебная дискуссия.
-Без каких свойств воды невозможен круговорот воды в природе?
IХ. Рефлексия.
*Качественная: как происходит круговорот воды в природе? (Воспроизвести по схеме).
Соотнесение слов первого и второго столбиков. (На карточках и на слайде)
*Эмоциональная: показать свое эмоциональное состояние цветом капельки (урок понравился, работой своей доволен –синяя; испытывал трудности, устал – желтая; не хватает знаний, не доволен своей работой - красная)
VII. Подведение итогов урока. Взаимооценка.
- Какая цель была поставлена?
- Как вы думаете, достигли цели или нет?
- Что делали для достижения?
- Чью работу вы хотели бы отметить? (Дети отмечают работу одноклассников, аргументируют свою оценку.Учитель благодарит за работу учащихся, подводит итог, оценивает).