Открытый урок по окружающему миру в 4-м классе
Лахиялова Раисат Магоиедовна учитель начальных классов
Разделы: Начальная школа
![]()
Тема: Природные зоны России.
Цели и задачи урока:
Обобщить и углубить знания учащихся о природных зонах России.
Установить основные причины изменения природы для развития хозяйства.
Показать значения разнообразия природы для развития хозяйства.
Учить учащихся анализировать изученный материал и делать выводы.
Развивать логическое мышление, воображение, память, внимание.
Воспитывать любовь к природе, её бережному отношению, чувство гордости за нашу любимую Родину.
Оборудование: , компьютерная презентация, карта природных зон России, рефераты о животных и растениях. Индивидуальные цифровые сигналы, индивидуальные карточки с заданиями.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
У нас сейчас урок окружающего мира.
Здравствуйте , дети!
А теперь все повернитесь
И друг другу улыбнитесь!
Улыбнитесь мне, гостям
И садитесь по местам.
II. Актуализация знаний учащихся
– Велика наша Родина – Россия. И мы с вами совершим путешествие по просторам нашей Родины, подведем итог, повторим всё, что знаем.
– Что мы изучали? Природные зоны России.
– А что такое природные зоны?. Природные зоны – это территория, где все природные явления связаны между собой.
– Ни в одной стране мира мы не увидим такого разнообразия природных зон. А почему? (Мнение учащихся).
– Наша страна так велика, что когда на Севере воют вьюги и метели, на юге снимают с деревьев мандарины и апельсины. (Показываю на карте)
Сообщения учащихся
— Какие сообщения вы приготовили к этому уроку?
- Кто принес материал для выставки «Где мы были»?
— Кто написал сочинение на тему «Какой я представляю себе Россию, глядя на карту»?
(Если сообщений много, то всех желающих можно заслушать в группах. Отмечают лучшие выступления.)
III. Проблемная ситуация
– Какую площадь занимает наша Родина? (17,1 млн.кв.км)
– На территории нашей страны могут поместиться почти:
два таких государства как США;
46 каких государств, как Япония;
56 таких государств, как Италия.
Показываю на карте. Учащиеся работают с индивидуальным атласом (политическая карта).
– Как вы думаете, велика ли протяженность границ России? Хотите узнать?
IV. Решение проблемной ситуации
– Чтобы это узнать, нужно решить следующую задачу.
Задача. Протяженность сухопутных границ 17000 км. Это на 26000 км короче морских границ. Сколько км составляет протяженность всей границы?
Учащиеся работают в группах, ответы на файлах.
– Какая это задача? (В косвенной форме).
– Как понимаете значение словосочетания (Cухопутные границы)
Зачитываю толкование слова из словаря.
– Как нашли протяженность морских границ?
Вывешиваем на доску ответы каждой группы.
– Как находили ответ на вопрос задачи?
Команды получают жетон за правильный ответ.
– Кто помнит длину экватора? 40000 км. Что больше?
– На сколько больше длина границ России, чем длина экватора? (На 20000 км
– Протяженность границ России в 1,5 раза больше экватора. Узнав протяженность границ России, какой можем сделать вывод?
– Убедились, как велика Россия. Поэтому она имеет такое разнообразие природных зон.
1. Работа в парах
— На каждой парте комплект из 6 карточек. Посоветуйтесь в парах и решите, какие карточки относятся к северной природе, а какие — к южной. Обоснуйте свой выбор.
(Ученики работают в парах.)
2. Работа по карточкам
— Внимательно рассмотрите рисунки и вставьте пропущенные слова (теплый или холодный, поздно или рано, долгое или короткое, много или мало).
Вариант 1
На юге России климат более .... Весна там наступает ..., лето ... и засушливое. Деревьев..., их можно встретить только по берегам рек. Большие пространства занимают травяные экосистемы — степи. Это степная зона.
Вариант 2
На севере России климат более ... . Весна там наступает ..., лето ... и прохладное. Деревьев ..., они прячутся в местах, защищенных от мороза и ветра. Безлесные мохово-лишайниковые экосистемы — тундры — покрыты снегом большую часть года. Это тундровая зона.
(Обсуждение выполненного задания.)
— Одинаковую ли природу вы увидели? В связи с чем происходило изменение природы? {В связи с изменением климата.)
— От чего зависит климат? (От распределения тепла на Земле.)
V. Обобщение по природным зонам
– А теперь мы отправимся в путешествие по природным зонам России. Вы нам расскажите, что интересного, полезного, необычного узнали вы?
– Вот вам пришли письма. (Учащиеся берут конверты с письмом)
– По описанию вы должны определить откуда пришло письмо и от человека какой профессии.
– Как только вам станет ясно, откуда весточка, покажите карточку, соответствующую природной зоне.
(Учащиеся читают письма, коллективно обсуждают)
Первое письмо …Это удивительная страна: реки без устьев, деревья без листьев, сухие дожди, не смачивающие поверхность земли. Солнце печет немилосердно. Кругом барханы, как волны застывшего моря. По этим дорогам очень трудно ездить, но я стараюсь не поддаваться трудностям…
Второе письмо …В холодных водах моря идет своя жизнь. Из воды выглядывают головки нерп с темными блестящими глазами. Стада усатых моржей уплывают на север. Мы с друзьями снабжаем наши научные полярные станции всем необходимым. Рейсы на Большую Землю и обратно идут один за другим. Вам передают большой привет полярники…
Третье письмо …Какая ширь, раздолье! Ни гор, ни леса. Куда ни глянь – до самого горизонта простирается гладкая равнина. А сколько цветов: и алые гвоздики, и лиловые метёлки шалфея, и маки, и много-много других. Школа, где я работаю, стоит на краю села, и мы с ребятами часто любуемся этой красотой…
Четвертое письмо …Здесь – очень длинная суровая зима и совсем коротенькое лето. Но лето особенное: солнце светит и днём, и ночью. Поэтому приходится ложиться спать при ярком свете солнца. А если ты будешь дожидаться темноты, то придется не спать больше двух месяцев. Люди здесь закаленные и выносливые, болеют мало, но без работы всё равно сидеть не приходится.
Пятое письмо …Вот могучий красавец дуб, белоствольная берёза, осина с дрожащими листочками, раскидистая липа. Сосна и ель растут вперемешку, и ветви их часто образуют густой навес, а внизу – подлесок из орешника и других кустов. Сейчас лето и у нас с папой одна забота – сохранять это богатство от огня.
1 письмо – Пустыня (водитель, путешественник)
2 письмо – Крайний Север (полярники)
3 письмо – Степь (учитель)
4 письмо – Тундра (врач)
5 письмо – Лесная зона (лесник, пожарный)
– Видите, ребята, как необходимы люди разных профессий во всех уголках нашей страны, во всех природных зонах.
(Даю жетон команде за правильный ответ)
VI. Закрепление изученного материала
– В каком направлении мы изучали природные зоны? Назовите природные зоны?
– Изменились ли природные условия? Растительный и животный мир? Занятия людей?
– От чего это зависит? (От климата, расположения природной зоны)
1. Климат вызывает зональное размещение не только сообщества растений, но и животных, почв, вод, рельефа и всё, что взаимосвязано с этим.
2. От расположения природной зоны по отношению к экватору и к Северному полюсу.
3. От географического положения природной зоны зависит высота солнца, над линией горизонта и продолжительность зимы и лета.
4. От сочетания тепла и влаги – зависит состав почвы.
5. От состава почвы зависит растительность.
6. От растительности зависит животный мир и занятия людей
– Какой можно сделать вывод?
– В природе всё взаимосвязано. Жизнедеятельность человека тесно связана с природой!
VII. Проверка знаний учащихся (Работа в группах)
– Какие взаимосвязи существуют в природных зонах.
* Определите экологическую цепочку и природную зону
а) ягель – олень – волк (тундра)
б) зерно – суслик – орел (степь)
в) растения – тушканчик – змея (пустыня)
г) водоросли – рачки – рыбы – чайки (арктика)
д) дуб – сойка – сова (лес)
Учащиеся читают задание, по команде поднимают карточку с обозначением природных зон, получают жетон за правильный ответ.
VIII. Физическая минутка
*IX. Работа по новой теме
1. Работа по учебнику
С. 74—75
— Прочитайте текст «С севера на юг». О чем мы еще не говорили на уроке?
(Ученики читают текст, отмечают, что новое в этом тексте о смене природных зон в горах.)
2. Выполнение заданий в рабочей тетради
(Ученики выполняют задание 2 на с. 36—37.)
X. Домашнее задание
Составить правила поведения в природе , нарисовать запрещающие знаки.
Найти сведения о других заповедниках России.
– Все мы должны понимать слова замечательного русского писателя М.М. Пришвина «Охранять природу – значит, охранять Родину».
XI. Итог урока
– Какая у нас Родина? Большая и богатая. Вы многое о ней узнали, готовили рефераты, изучали справочную литературу, искали информацию в Интернете. Как вы думаете, пригодятся ли вам эти знания в жизни? Вы продолжите эту тему в старших классах, когда будете изучать географию. Узнаете, что первую характеристику природным зонам дал Лев Семенович Берг, что их можно назвать ландшафтными и географическими.
1. Итог работы в группах
– Сосчитайте жетоны, которые вы заработали. Кто у нас знаток природных зон? (Подводится итог)
2. Рефлексия
– В какой природной зоне вы хотели бы жить и почему? Чем она вас привлекла?
– Как вы оцениваете результат своей работы на уроке?
– У кого остались вопросы покажите – «?»
– Если вам всё понятно, и вы многое узнали – покажите «!»
– Спасибо за урок.