СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по окружающему миру "Водные богатства Саратовской области"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с разнообразием водных богатств родного края. Формировать умение давать характиристику реки

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по окружающему миру "Водные богатства Саратовской области"»

Конспект урока.

Предмет: Окружающий мир

Класс: 4

Урок №: 23

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Тема: «Водные богатства нашего края».

Цель: Познакомить учащихся с разнообразием водоемов Саратовской области, расширить и углубить природоведческие знания учащихся.

Задачи:

Сформировать представление учащихся о естественных и искусственных водоёмах края, дать понятие , что такое водоток

Развивать познавательный интерес, умение рассуждать, анализировать.

Воспитывать бережное отношение к природе; показать необходимость и способы охраны водоемов.

Формы работы: фронтальные, индивидуальные, в парах, в группах

Средства обучения: Учебник «Окружающий мир» Плешаков А.А. 4 класс 1 часть; рабочая тетрадь – Плешаков А.А. 1 часть; мультимедийный проектор; компьютер; физическая карта Саратовской области; глобус, видеоролик «Волга»

Формируемые УУД:

Познавательные УУД:

Осуществлять логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию;

Осуществлять поиск необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование, прогнозирование, структурирование знаний;

Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности;

Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

Регулятивные УУД:

Осознавать задачу, принимать её; стремление к успешному её решению;

Ориентироваться в учебнике;

Планировать свои действия;

Контролировать и оценивать свою работу.

Коммуникативные УУД:

Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения познавательных задач;

Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Личностные УУД:

Оценивать усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения;

Осознавать ответственность за общее дело;

Следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

Понимать значение знаний для человека и принимать его;

Иметь желание учиться, проявлять интерес к изучаемому предмету, понимать его важность;

Оценивать усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознавать ответственность за общее дело.

Планируемые результаты:

Предметные: получат возможность научиться работать с учебником, картой, работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Метапредметные: овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: имеют ответственное отношение к учению; проявляют готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию




Ход урока

І. Самоопределение к деятельности( 1-2 мин)

Слайд 1.

Улыбка дарит хорошее настроение. Давайте и мы с вами улыбнёмся друг другу, подарим хорошее настроение и начнём наш урок.

- Я вижу, что вы готовы к уроку. Вы справитесь с любым заданием.

Самое главное в жизни - это ЗНАНИЯ! Они нам сегодня пригодятся.

II.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности(5-6 мин)

1.Работа над стихотворением

Слайд 2

-Послушайте стихотворение и ответьте на вопрос.

Если на карту Земли посмотреть,

Земли на Земле всего одна треть.

Странный вопрос возникает тогда:

Планета должна называться «Вода»?


- Почему поэт предложил переименовать планету?

(1/3 часть- суша,2/3-части –вода)

 – Раскрутим наш глобус. Какого цвета стала Земля? Почему? (Синего. Потому что 2/3 поверхности занимает вода)

-Какие водные объекты вы знаете?

(моря, океаны. реки, …)

2.Блиц- опрос

Слайд 3

– Как называется место рождения реки?

(Место рождения реки называется – исток. )

-  Как называются реки, которые впадают в другую реку?

(Эти реки называются – притоками. ).

–Что такое течение?

(Течение – это движение воды в реке.)

 Почему одни реки текут тихо, спокойно, а другие быстро, даже кажется, что вода в реке бурлит? – (Реки, протекающие по равнине, называют равнинными реками. Течение у них  замедленное и спокойное. Реки, протекающие по гористой земной поверхности, называются горными. Течение у них  быстрое, подчас сбивающее с ног. )

3.Составление таблицы на доске

- Водные богатства по происхождению делятся на две группы. Какие?

( естественные и искусственные)


-Давайте распределим водные объекты на две группы по их происхождению Составим таблицу .

Естественные Искусственные


Река Озеро Море Канал Водохранилище Пруд Океан Ручей Водотоки

- Какое слово у вас вызвало затруднение?

- Перед нами встала проблема . Искусственный или естественный объект -водоток?

III. Постановка учебной задачи. (2-3 мин)


-Сформулируйте тему урока.

(Водотоки)

- Какой раздел мы начали изучать?

( Родной край)

Слайд 4

- Значит , тема нашего урока «Водотоки родного края»


- Какую цель мы перед собой поставим?

( узнать о водотоках родного края)

- Какие задачи поставим на урок? ( Что такое водотоки , какие водотоки есть на территории Саратовский области , какие водные объекты бывают, об охране водных ресурсов)

-Молодцы , ребята! А еще мы научимся составлять план характеристики рек Саратовской области

IV.Построение выхода из затруднения. (10-11 мин)

1.Работа по учебнику

- Как вы думаете ,что означает слово водоток?

( предположения детей) Слайд 5

- Откроем учебник с. 108 и найдем информацию о водотоке, чтобы убедиться в правильности нашего предположения

(Чтение статьи и нахождение информации)

- Что такое водоток?

( Водоток естественный или искусственный водный поток)

- В какую группу мы разместим слово «водоток»?

( По середине)

- Чем различается водоем от водотока?

(водоемы- это скопление воды, не имеющего стока, а водоток – водный поток)

 2.Практическая работа

-  А сейчас мы поработаем с картой нашего края. Слайд 6

- ­ Какие водотоки расположены на территории Саратовской области?

( Волга,Терешка, ­М.Иргиз,Б.Иргиз ,)

- Какой самый крупный водоток в Саратовской области?

(Волга)

Общая информация о Волге( просмотр видеоролика)

Слайд 7.

Что нового вы узнали о реке Волге?

Что вас заинтересовало?

Физминутка

Слайд 8

А теперь закроем глаза, отвлечёмся , представим, что мы на Волге. Мы слышим плеск воды, попробуем почувствовать, что нас окружает посредством музыки.

Стихия воды - будь то маленький ручеёк, река или море - близки переживаниям человека, таким же неустойчивым и текучим, как вода. И потому, так часто, эта тема проникает в лирическую музыку. Написал её композитор Евгений Дога Сонет из кинофильма "Зелёная волна"

- Что вы представили при звучании этой мелодии? Что передали вам музыкальные звуки?


V.Первичное закрепление во внешней речи(4-5 мин)

1.Работа в группах по плану

Слайд 9

-Перед вами карточка с описанием притоков реки Волги, карта Саратовской области и план описания реки в рабочей тетради. Используя карту Саратовской области . карточку с описанием притоков реки Волги , плана в рабочей тетради , выпишите сведения в таблицу на стр. 60 , задание №1 под цифрой 2 описание одной из рек нашего края по плану предложенному в учебнике на стр. 108-109

- Образуйте группу, и приступайте к заполнению таблицы. Какая группа будет готова, поднимите карту Саратовской области

2. Проверка работы(один из группы зачитывает свой план)

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой ( 4-5 ми)Слайд 10

1. Работа в парах.


-  Без воды жить на Земле невозможно. Вода нужна не только для бытовых нужд человека. Без воды не вырастет урожай на полях, не сможет работать ни один завод. Человеку, животным, растениям – всем нужна вода!

-  Как взрослые и дети должны охранять водные богатства?

- Прочитайте на с. 109-110,статью «Значение водных богатств и их охрана» Чтение по абзацам.

Выполните самостоятельно на с. 62,з.3 в рабочей тетради .Слайд 11

2.Самопроверка( слайд) Слайд 12

-Кто выполнил работу без ошибок , оценка 5,одна ошибка -4, две ошибки - 3

VII. Включение в систему знаний и повторение(4-5 мин)

1.Ответы на вопросы учебника Слайд 13

- Молодцы ребята. Хорошо поработали на уроке. Давайте сделаем вывод и подведем итоги.

Для закрепления полученных знаний, давайте мы с вами ответим на вопросы рубрики «Проверь себя» на стр.110 учебника.

- На все ли вопросы, поставленные в начале урока , мы ответили?

- Какую цель мы ставили перед собой ?

- Удалось ли нам достигнуть её.

2.Выставление оценок

Тест «Поверхность нашего края»

1. Самая распространенная форма рельефа – это:

а) равнина;          б) горы.

2. Углубление  в земной поверхности, имеющее крутые осыпающиеся склоны, называется:

а) балка;         б) холм;        в) овраг.

VIII. Рефлексия деятельности( 2-3 мин)Слайд 14

- У каждого из вас на партах лежат капельки трех цветов. Если вам было интересно и понятно на уроке, то поднимаете голубую капельку , если какие то задания вызвали затруднения – то зеленую, тем , кому было трудно и не понятно на уроке , то белую .

Домашнее задание( по выбору) Слайд 15



1.Составить памятку «Безопасное поведение на воде»

2.Р.т.с.61, составить описание реки Волги

3.У.с.108-110, подробный пересказ