Конспект урока.
Предмет: Окружающий мир
Класс: 4
Урок №: 23
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Тема: «Водные богатства нашего края».
Цель: Познакомить учащихся с разнообразием водоемов Саратовской области, расширить и углубить природоведческие знания учащихся.
Задачи:
Сформировать представление учащихся о естественных и искусственных водоёмах края, дать понятие , что такое водоток
Развивать познавательный интерес, умение рассуждать, анализировать.
Воспитывать бережное отношение к природе; показать необходимость и способы охраны водоемов.
Формы работы: фронтальные, индивидуальные, в парах, в группах
Средства обучения: Учебник «Окружающий мир» Плешаков А.А. 4 класс 1 часть; рабочая тетрадь – Плешаков А.А. 1 часть; мультимедийный проектор; компьютер; физическая карта Саратовской области; глобус, видеоролик «Волга»
Формируемые УУД:
Познавательные УУД:
Осуществлять логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию;
Осуществлять поиск необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование, прогнозирование, структурирование знаний;
Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности;
Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.
Регулятивные УУД:
Осознавать задачу, принимать её; стремление к успешному её решению;
Ориентироваться в учебнике;
Планировать свои действия;
Контролировать и оценивать свою работу.
Коммуникативные УУД:
Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения познавательных задач;
Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Личностные УУД:
Оценивать усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения;
Осознавать ответственность за общее дело;
Следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
Понимать значение знаний для человека и принимать его;
Иметь желание учиться, проявлять интерес к изучаемому предмету, понимать его важность;
Оценивать усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознавать ответственность за общее дело.
Планируемые результаты:
Предметные: получат возможность научиться работать с учебником, картой, работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Метапредметные: овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные: имеют ответственное отношение к учению; проявляют готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
Ход урока
І. Самоопределение к деятельности( 1-2 мин)
Слайд 1.
Улыбка дарит хорошее настроение. Давайте и мы с вами улыбнёмся друг другу, подарим хорошее настроение и начнём наш урок.
- Я вижу, что вы готовы к уроку. Вы справитесь с любым заданием.
Самое главное в жизни - это ЗНАНИЯ! Они нам сегодня пригодятся.
II.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности(5-6 мин)
1.Работа над стихотворением
Слайд 2
-Послушайте стихотворение и ответьте на вопрос.
Если на карту Земли посмотреть,
Земли на Земле всего одна треть.
Странный вопрос возникает тогда:
Планета должна называться «Вода»?
- Почему поэт предложил переименовать планету?
(1/3 часть- суша,2/3-части –вода)
– Раскрутим наш глобус. Какого цвета стала Земля? Почему? (Синего. Потому что 2/3 поверхности занимает вода)
-Какие водные объекты вы знаете?
(моря, океаны. реки, …)
2.Блиц- опрос
Слайд 3
– Как называется место рождения реки?
(Место рождения реки называется – исток. )
- Как называются реки, которые впадают в другую реку?
(Эти реки называются – притоками. ).
–Что такое течение?
(Течение – это движение воды в реке.)
Почему одни реки текут тихо, спокойно, а другие быстро, даже кажется, что вода в реке бурлит? – (Реки, протекающие по равнине, называют равнинными реками. Течение у них замедленное и спокойное. Реки, протекающие по гористой земной поверхности, называются горными. Течение у них быстрое, подчас сбивающее с ног. )
3.Составление таблицы на доске
- Водные богатства по происхождению делятся на две группы. Какие?
( естественные и искусственные)
-Давайте распределим водные объекты на две группы по их происхождению Составим таблицу .
Естественные Искусственные
Река Озеро Море Канал Водохранилище Пруд Океан Ручей Водотоки
- Какое слово у вас вызвало затруднение?
- Перед нами встала проблема . Искусственный или естественный объект -водоток?
III. Постановка учебной задачи. (2-3 мин)
-Сформулируйте тему урока.
(Водотоки)
- Какой раздел мы начали изучать?
( Родной край)
Слайд 4
- Значит , тема нашего урока «Водотоки родного края»
- Какую цель мы перед собой поставим?
( узнать о водотоках родного края)
- Какие задачи поставим на урок? ( Что такое водотоки , какие водотоки есть на территории Саратовский области , какие водные объекты бывают, об охране водных ресурсов)
-Молодцы , ребята! А еще мы научимся составлять план характеристики рек Саратовской области
IV.Построение выхода из затруднения. (10-11 мин)
1.Работа по учебнику
- Как вы думаете ,что означает слово водоток?
( предположения детей) Слайд 5
- Откроем учебник с. 108 и найдем информацию о водотоке, чтобы убедиться в правильности нашего предположения
(Чтение статьи и нахождение информации)
- Что такое водоток?
( Водоток естественный или искусственный водный поток)
- В какую группу мы разместим слово «водоток»?
( По середине)
- Чем различается водоем от водотока?
(водоемы- это скопление воды, не имеющего стока, а водоток – водный поток)
2.Практическая работа
- А сейчас мы поработаем с картой нашего края. Слайд 6
- Какие водотоки расположены на территории Саратовской области?
( Волга,Терешка, М.Иргиз,Б.Иргиз ,)
- Какой самый крупный водоток в Саратовской области?
(Волга)
Общая информация о Волге( просмотр видеоролика)
Слайд 7.
Что нового вы узнали о реке Волге?
Что вас заинтересовало?
Физминутка
Слайд 8
А теперь закроем глаза, отвлечёмся , представим, что мы на Волге. Мы слышим плеск воды, попробуем почувствовать, что нас окружает посредством музыки.
Стихия воды - будь то маленький ручеёк, река или море - близки переживаниям человека, таким же неустойчивым и текучим, как вода. И потому, так часто, эта тема проникает в лирическую музыку. Написал её композитор Евгений Дога Сонет из кинофильма "Зелёная волна"
- Что вы представили при звучании этой мелодии? Что передали вам музыкальные звуки?
V.Первичное закрепление во внешней речи(4-5 мин)
1.Работа в группах по плану
Слайд 9
-Перед вами карточка с описанием притоков реки Волги, карта Саратовской области и план описания реки в рабочей тетради. Используя карту Саратовской области . карточку с описанием притоков реки Волги , плана в рабочей тетради , выпишите сведения в таблицу на стр. 60 , задание №1 под цифрой 2 описание одной из рек нашего края по плану предложенному в учебнике на стр. 108-109
- Образуйте группу, и приступайте к заполнению таблицы. Какая группа будет готова, поднимите карту Саратовской области
2. Проверка работы(один из группы зачитывает свой план)
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой ( 4-5 ми)Слайд 10
1. Работа в парах.
- Без воды жить на Земле невозможно. Вода нужна не только для бытовых нужд человека. Без воды не вырастет урожай на полях, не сможет работать ни один завод. Человеку, животным, растениям – всем нужна вода!
- Как взрослые и дети должны охранять водные богатства?
- Прочитайте на с. 109-110,статью «Значение водных богатств и их охрана» Чтение по абзацам.
Выполните самостоятельно на с. 62,з.3 в рабочей тетради .Слайд 11
2.Самопроверка( слайд) Слайд 12
-Кто выполнил работу без ошибок , оценка 5,одна ошибка -4, две ошибки - 3
VII. Включение в систему знаний и повторение(4-5 мин)
1.Ответы на вопросы учебника Слайд 13
- Молодцы ребята. Хорошо поработали на уроке. Давайте сделаем вывод и подведем итоги.
Для закрепления полученных знаний, давайте мы с вами ответим на вопросы рубрики «Проверь себя» на стр.110 учебника.
- На все ли вопросы, поставленные в начале урока , мы ответили?
- Какую цель мы ставили перед собой ?
- Удалось ли нам достигнуть её.
2.Выставление оценок
Тест «Поверхность нашего края»
1. Самая распространенная форма рельефа – это:
а) равнина; б) горы.
2. Углубление в земной поверхности, имеющее крутые осыпающиеся склоны, называется:
а) балка; б) холм; в) овраг.
VIII. Рефлексия деятельности( 2-3 мин)Слайд 14
- У каждого из вас на партах лежат капельки трех цветов. Если вам было интересно и понятно на уроке, то поднимаете голубую капельку , если какие то задания вызвали затруднения – то зеленую, тем , кому было трудно и не понятно на уроке , то белую .
Домашнее задание( по выбору) Слайд 15
1.Составить памятку «Безопасное поведение на воде»
2.Р.т.с.61, составить описание реки Волги
3.У.с.108-110, подробный пересказ