Дата:
Тема урока: «Все профессии важны»
Цели урока:
Образовательные:
Выявить у учащихся уже имеющиеся знания о разнообразных профессиях и видах труда, расширить их знания.
Способствовать формированию у учащихся представление о том, что любая профессия важна и нужна.
Учить видеть необходимость в определении профессии и ориентироваться в этом мире.
Развивающие:
Содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников, а также работать в парах.
Развивать умение объективно оценивать свои знания.
Содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся.
Помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала.
Развитие мышления, внимания, наблюдательности, памяти.
Расширить знания, кругозор, словарный запас учащихся.
Создать условия для развития речи учащихся, ее эмоциональной окраски.
Воспитывающие:
Формировать познавательный интерес к людям труда и их профессиям.
Способствовать сплочению классного коллектива, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
Воспитывать уважение к трудовой деятельности, к людям любой профессии.
Методы и формы обучения: частично – поисковый, фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Оборудование: компьютер; орфографический словарь, музыка к физкультминутке; учебник «Окружающий мир» 2 класс, рабочая тетрадь, звездочки, карточки с заданиями.
Ход урока
Организационный момент
- Прозвенел звонок весёлый
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать!
- Ребята, у нас на уроке сегодня гости. А гости - это всегда радость и хорошее настроение. Повернитесь к гостям, поприветствуйте их ещё раз кивком головы.
-Добрый день, уважаемые врачи и учителя, лётчики и строители, спортсмены и космонавты, артисты и мореплаватели, строители и защитники Отечества. Не удивляйтесь, что я вас так называю. Пройдут школьные годы, и именно вы встанете за штурвал корабля, построите уютные дома, сошьёте красивую и удобную одежду, испечёте самый вкусный в мире торт или первыми откроете новые звёзды.
- Конечно, это всё вас ждёт в будущем. А сейчас.....
Давайте отгадаем загадки ,заполним кроссворд и определим тему урока.
1. Знает точно детвора,
Кормят вкусно …. (ПОВАРА)
2. Если заболело ухо,
Если в горле стало сухо,
Не волнуйся и не плачь –
Ведь тебе поможет….. (ВРАЧ)
3 Кирпичи кладет он в ряд,
Строит садик для ребят.
Не шахтер и не водитель,
Дом наш выстроит….(Водитель)
4..Правила движения
Знает без сомнения.
Вмиг заводит он мотор.
На машине мчит…..(шофер)
5.Знает школьник и родитель-
Проведет урок …..(учитель)
6.С книгой кто в руке –читатель,
Книги пишет кто-….(писатель)
7.Кто пасет коров.овец?
Ну , конечно,….(пастух)
8.Отыскать любую книжку
Помогает быстро нам. (библиотекарь)
9.Ведет он классно самолет,
Безопасен с ним полет.
Настоящий ас…..(пилот)
-
2.. Актуализация знаний.
Игра: «Доскажи словечко»
Трактор водит… (тракторист)
Электричку…(машинист)
Стены выкрасил…(маляр).
Доску выстрогал… ( столяр)
В доме свет провёл…(монтёр)
В шахте трудится….(шахтёр)
В жаркой кузнице….(кузнец)
Кто всё знает - молодец.
-Замените слова, которые вы назвали, одним общим.
3. Сообщение темы и целей урока.
- Кто попробует назвать тему нашего урока? (Профессии.)
- Сегодня на уроке мы отправимся в небольшое путешествие в мир профессий. Узнаем о них много нового и интересного.
-Попробуем ответить на вопрос: «Какая профессия самая важная?»
- Что такое профессия?
«Профессия – это основное занятие человека, его трудовая деятельность».
– Обратите внимание на слово «трудовая». Попробуйте объяснить значение этого слова?
(Приобретенный трудом, в труде, следствие труда).
4.Работа по теме урока
Разнообразие профессий.
– Я хочу проверить, хорошо ли вы знаете виды профессий. Я называю букву, а вы называете профессию человека на эту букву. Задание так и называется «Азбука профессий». Например: К-комбайнер, кухарка.
А – аптекарь, архитектор.
Б – бетонщик, булочник.
В – водолаз, водитель.
Г – геолог.
Д – диктор, доярка.
Е – егерь.
Ж – жестянщик, железнодорожник.
З – закройщик, землекоп.
И – историк.
. В наше время в мире насчитывается около 30 000 профессий. Подумайте и назовите, о чем мы узнали в начале нашего путешествия по стране профессий (Мы узнали о значении слова «профессия» и о разнообразии профессий)
5.. - Молодцы, ребята. Вы отгадали некоторые профессии людей. И это крошечная часть всех существующих на земле. Перечислить все профессии и специальности невозможно. . В наше время в мире насчитывается около 30 000 профессий. Подумайте и назовите, о чем мы узнали в начале нашего путешествия по стране профессий (Мы узнали о значении слова «профессия» и о разнообразии профессий)
6.. Отрасли экономики и профессии. Выполнение заданий в рабочей тетради.
- Давайте вспомним отрасли экономики и назовем профессии, с ними связанные.
(Учитель называет профессии, а учащиеся определяют, с какой отраслью они связаны.)
У учителя карточки с названиями профессий: продавец, водитель, ткачиха, комбайнер, маляр, сталевар, доярка, кассир, контролёр, каменщик.
Промышленность. (Сталевар, ткачиха, металлург, кузнец.)
Сельское хозяйство. (Доярка, комбайнер, агроном, полевод, зоотехник, пчеловод.)
Торговля. (Продавец, кассир.)
Транспорт. (Водитель, контролер, шофер, кассир.)
Строительство. (Каменщик, маляр, сварщик, экскаваторщик.)
7..Физический и умственный труд.
-А теперь попробуйте сравнить труд строителя с трудом писателя. (Ответы детей)
- Говоря о профессии, можно сказать какой труд – физический или умственный – является основным в этой профессии. Физический труд — это работа, связанная с напряжением мышечной силы человека. Умственный труд – это работа, связанная с деятельностью ума, работой мысли. У писателя основным является умственный труд, а в профессии строителя основной труд – физический.
8..Самостоятельная работа.
-Я хочу проверить, как вы поняли значение этих слов. Сейчас вы будете работать в парах. На столах у вас лежат карточки с названиями профессий. Сгруппируйте их так, чтобы в первую группу вошли профессии, связанные с физическим трудом, а во вторую – профессии умственного труда.
Строитель, бухгалтер, учитель, экскурсовод, фермер, актер, библиотекарь, водитель, портной, сапожник, спасатель, врач. |
– Проверим вашу работу. (Спрашиваю 1-2 пары, которые справились быстрее всех.)
(К физическому труду мы отнесли профессии строителя, фермера, водителя, портного, сапожника, спасателя).
- Подними руку, кто не согласен с выбором профессий для первой группы. Продолжим.
(К умственному труду мы отнесли профессии бухгалтера, учителя, экскурсовода, актера, библиотекаря, врача).
-Так что же повторили о профессии?
(Люди различных профессий занимаются физический или умственным трудом).
-Это и будет вторым пунктом нашего плана.
9.ФИЗМИНУТКА
10.. Знакомство с новым материалом (продолжение)
(3.Рабочее место.)
- Теперь, опираясь на ваши знания, вместе попробуем подумать и ответить где работает человек данной профессии. (Фронтальная работа).
-Прочитай и скажите, что записано в первом столбике? (Название профессий)
-Подумайте и скажите, что появилось во втором столбике. (Место работы)
Завод Шофер Детский сад Рабочий Театр Воспитатель Автобус Мельник Мельница Артист Локомотив Комбайнер Поле Машинист |
- Внимание - на экран! Соотнесите профессию человека с местом его работы.
-Подумайте и назовите, что нового мы узнали о профессиях
11.Закрепление изученного.
1. Игра «Узнай профессию».
На каждом столе лежит карточка, где зашифровано название профессии. Переверните карточки, по опорным словам отгадайте профессию, напишите это слово в центр и поднимайте карточку.
Карточка 1.
Небо, штурвал, самолет, аэропорт.
Карточка 2.
Расческа, ножницы, зеркало, лак для волос.
Карточка 3.
Провода, столбы, выключатель.
Карточка 4.
Книги, полки, выставка книг.
Сейчас мы с вами поиграем в игру "Угадай профессию".
Небо, штурвал, самолёт, аэропорт. (лётчик или пилот)
Расчёска, ножницы, зеркало, лак для волос. (парикмахер)
Весы, деньги, касса, товары. (продавец)
Ферма, коровы, ведро, молоко. (доярка)
Трактор, плуг, рычаг. (тракторист)
Провода, столбы, выключатель. (электрик)
Книги, полки, выставка книг.(библиотекарь)
Поле, пшеница, зерно, комбайн.(комбайнер)
Рисунок, проект, план, город, гармония, чертёж, конструкции, строительство, здания, памятники. (Архитектор)
Ткань, раскрой, лекало, костюм, ножницы, ателье. (Портной)
Верстак, рубанок, станок, древесина, мебель, мастерская. (Cтоляр)
Белый халат, больной, поликлиника, диагноз. (Врач)
Газета, новости, современность, люди, оперативность, редакция, факты. (Журналист)
Театр, зрители, сцена, премьера, аплодисменты, костюм, грим. (Артист)
Стройка, кирпич, бетон, глазомер, конструкции, стена, кладка. (Строитель)
Мольберт, краски, пейзаж, портрет. (Художник)
Дети работают самостоятельно.
- Проверяем: вы называете сначала опорные слова, а затем профессию.
А теперь проверим правильность написания профессий.
На доске появляются изображения профессий и слова: летчик, парикмахер, электрик, библиотекарь.
- Как вы думаете, чем важны эти профессии?
Дети отвечают.
- Мы можем сделать вывод: все профессии нужны, все профессии важны.
2.Узнай профессию по вопросам
Карточки с вопросами:
Перед кем все люди снимают шапки? (Перед парикмахером.)
Какой водитель смотрит на землю свысока (парит в облаках)? (Пилот, лётчик, космонавт.)
Кто работает играючи? (Актёры, музыканты-исполнители.)
Кто играет на публику? (Актёры.)
Кто живёт и работает припеваючи? (Певцы.)
Человек, работающий с напряжением, – это ... Кто? (Электрик.)
Человек, работающий с огоньком, – это… Кто? (Пожарник.)
Мастер «топорной работы» – это... Кто? (Дровосек, лесоруб.)
Кто собирает дом по кирпичику? (Каменщик.)
Кто выносит сор из избы? (Уборщица, техничка.)
Самый сладкий мастер – это... Кто? (Кондитер.)
Ухажер за деревьями – это… Кто? (Садовод, садовник.)
Постовой вместо светофора – это… Кто? (Регулировщик уличного движения.)
Представители какой профессии, всё время задают молодым людям вопросы, на которые сами знают ответы? (Учителя.)
Кто безнаказанно распиливает женщину пополам? (Фокусник.)
«Сумчатый» профессионал – это… Кто? (Почтальон.)
12. Творческое задание «Собери пословицы».
- Ребята, а сейчас мы выполним творческое задание в группах. Нужно собрать из слов пословицы о труде. (Учащиеся получают конверты с пословицами, разрезанными на слова, складывают пословицы, объясняют смысл каждой из них.)
Труд кормит, а лень портит.
Терпенье и труд все перетрут.
• Что посеешь, то и пожнешь.
- Какие ещё пословицы о труде вы знаете?
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Кто любит трудиться, тому без дела не сидится
13. Связь профессий.
-Послушайте стихотворение, которые подготовили ваши одноклассники и
подумайте, могут ли люди разных профессий обойтись друг без друга.
1.Каменщик строит жилища,
Платье – работа портного.
Но ведь портному работать
Негде без тёплого крова.
2.Каменщик был бы раздетым,
Если б умелые руки
Вовремя не смастерили
Фартук, и куртку, и брюки.
3.Пекарь сапожнику к сроку
Сшить сапоги поручает.
Ну, а сапожник без хлеба
Много ль нашьёт, натачает.
-Подумайте, могут ли люди разных профессий существовать без других профессий?
(Ни одна профессия не может существовать без других профессий. Многие профессии связаны между собой и помогают друг другу.)
-А теперь подумайте и скажите, какая профессия самая важная? (Нет одной важной профессии, т.к. все профессии связаны друг с другом. Все профессии важны).
-Все профессии нужны!
В
се профессии важны.
Все профессии нужны!
-На Земле есть профессии, о которых мы слышим очень редко. Например: кинолог, спелеолог, энтомолог, ихтиолог, орнитолог и др.
- Соедините линией название профессии с её значением.
14..Новые профессии
Игра: «Угадай кто это?»
* океанолог специалист по изучению рыб
*спелеолог специалист по науке о собаках
*энтомолог специалист по изучению пещер
*ихтиолог специалист по изучению птиц и их распространению
*орнитолог специалист по изучению насекомых
*кинолог специалист по изучению Мирового океана и его морей
В рабочей тетради на с.81 Мудрая Черепаха предлагает вам записать информацию о новых профессия.
15.. Итог урока.
Игра «Правда ли?»
Продолжим тему путаницы и поиграем в игру "Правда ли?"
Если вопрос поставлен правильно - встаём возле своих парт, а если в вопросе содержится ошибка, топаем ногами, сидя на местах.
Правда ли, что пекарь доит корову? (доярка)
Правда ли, что танкист перевозит людей? (водитель)
Правда ли, что кочегар топит печь?
Правда ли, что свинарка лечит поросят? (ветеринар)
Правда ли, что маляр красит стены?
Правда ли, что кондитер печет торты и пирожные?
Правда ли, что бухгалтер пишет картины? (художник)
Правда ли, что ветеринар лечит людей? (врач)
Правда ли, что воспитатель разносит почту? (почтальон)
16.Рефлексия.
- Пользуясь планом нашего путешествия по стране профессий, попробуйте сделать вывод:
- На уроке я узнал новое…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Было что-то, что заставило меня задуматься…
- На свете много разных профессий, каждая необходима и важна. В будущем я желаю вам выбрать себе профессию по душе. У вас на партах лежат звездочки. Кем вы мечтаете стать в будущем? Напишите название этой профессии на ваших звездочках с одной стороны, а с другой - свою фамилию и имя. Это ваша мечта. Мы сохраним звезды до 11-го класса. Наверное, вам будет очень интересно узнать, каким было ваше желание во 2 классе. (Звездочки складываем в конверт).
17.. Домашнее задание.
Учебник с.124-127, читать.
-Выберите себе одно из заданий.
1) рисунок «Моя будущая профессия»
2) подготовить рассказ о профессии своих родителей и провести презентацию работы в рабочей тетради на с.82-83.
Спасибо за урок!