Урок окружающего мира в 1 классе
Разработала: Шаманова Т.В. Провела 15 ноября 2017г
Тема: "Органы чувств"
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний
Цели:
Образовательные: формирование понятия «органы чувств»; положить начало формированию знаний о роли органов чувств в познании окружающего мира; показать роль и специфику разных органов чувств;
Развивающие: способствовать развитию интереса в познании самого себя, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления; развивать устную речь;
Воспитывающие: воспитывать навыки самостоятельной работы, умения работать в парах, мотивацию к учению; воспитывать культуру поведения при фронтальной и групповой работе
УУД
Личностные умения: проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Регулятивные УУД: определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок
Познавательные УУД: использовать различные способы обработки, анализа и представления информации; строить монологическую речь в устной форме
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения общения в группе и следовать им
Основные понятия: органы чувств
Межпредметные связи: окружающий мир, литературное чтение, математика
Формы работы: фронтальная, групповая
Ход урока:
Актуализация знаний
- Сегодня у нас необычный урок окружающего мира. Мы с вами будем исследователями.
- Кто такие исследователи?
(Люди, которые путем исследования получают, открывают новые знания)
- Но прежде я хотела бы познакомить вас с одним интересным человечком (дети вместе с учителем рассматривают рисунок человечка без лица)
- Чем он интересен? Что же в нем странного?
(У этого человечка нет лица. У него нет ушей, глаз, рта, носа, рук)
Выдвижение проблемы.
II. Формулирование темы и целей урока
- Как, одним словом можем назвать уши, глаза, рот, нос, руки- это органы? (Органы чувств)
Постановка учебной задачи- Как вы думаете, какая у нас будет тема урока? (Органы чувств)
- А точнее «Наши помощники – органы чувств»
- В конце урока вы мне ответите на вопрос:
Почему органы чувств называют нашими помощниками?
- Давайте вместе сформулируем цели сегодняшнего урока:
Познакомиться с ……(органами чувств)
Узнать…. (для чего они нужны)
III. Открытие детьми нового знания
Что бы вы хотели изменить в нашем герое?
(Нарисовать ему органы чувств) вывешиваются картинки с органами чувств.
- Я предлагаю сегодня работать в группе.
- По ходу работы поможем нашему герою приобрести органы чувств.
- Представьте, что мы в научной лаборатории. Позвольте мне быть её научным руководителем, а вы - молодые учёные. Чтобы исследование прошло успешно, нужно соблюдать правила работы в группе.
Повторим правила работы в группе
1.Умей выслушать собеседника, не перебивай.
2. Не согласен – объясни, почему.
3. Доказывай своё мнение спокойно, вежливо.
4. Говори только по делу.
5. Работайте дружно, помогайте друг другу.
-Итак, приступим.
1. Исследование органа зрения.
- Закройте глаза. Что у меня в руках? (Учитель держит в руках игрушку, но дети не могут ответить на вопрос.)
- Откройте глаза. Почему вы не ответили на мой вопрос? (Глаза были закрыты, и мы ничего не видели.)
Вывод. Благодаря глазам, мы видим и различаем предметы.
- А что мы можем увидеть с помощью глаз? (Цвет, размер, форму, картинки). Давайте исследуем картинку. Задание №1: найдите на картинке 10 цыплят и раскрасьте их желтым цветом.
- После проведённого исследования дадим научное определение.
Глаза – это часть организма, то есть орган. Может быть, вы догадались орган чего? (Орган зрения)
На доске появляется запись ОРГАН ЗРЕНИЯ рядом с картинкой - изображением глаз. Давайте нашему человечку нарисуем орган зрения. Где мы его нарисуем? Обсудите в группе. Правильно, глаза нарисуем на лице. Рисуют глаза.
- Зрение надо беречь. Какие правила охраны зрения вы знаете?
(Свет при работе должен падать слева, нельзя читать лёжа, не наклоняться низко при письме, смотреть телевизор, сидя перед экраном на расстоянии 2-3 метра.)
2. Исследование органа слуха.
- Приступаем к следующему исследованию. Закрываем глаза и играем в игру«День – ночь», т.е. с закрытыми глазами определить, какие предметы издают звуки.
(Учитель тихо играет на разных музыкальных инструментах.)
- Что вы слышали? С помощью чего вы услышали звуки? (Уши нужны, чтобы слышать)
- Уши помогают людям ориентироваться в разнообразном мире звуков. Дайте научное определение.
Уши – это орган чего? (Орган слуха)
На доске появляется запись ОРГАН СЛУХА рядом с картинкой - изображением ушей.
Давайте нашему человечку нарисуем орган слуха. Где мы его нарисуем? Обсудите в группе. Правильно, глаза нарисуем на голове. Рисуют уши.
3. Исследование органа обоняния.
- Для следующего исследования нам необходимо поставить опыт с использованием стаканчика с крышечкой.
- Определите, что внутри, не снимая крышечки. (Невозможно: глаза не видят, уши не слышат.)
- Нужен новый опыт. При проведении его надо соблюдать правила техники безопасности, ведь мы не знаем, что внутри. (Учитель показывает, как правильно открыть стаканчик.)
Опыт №1.
Оборудование: 1 стаканчик, с плотно закрытой крышкой. Внутри стакана 3 ватных диска, пропитанные ароматами: 1) духов, 2) мандарина, 3) чеснока.
Проведение опыта: каждый ученик в группе берёт со стаканчика с предварительно снятой крышкой диск с запахом и, соблюдая правила работы с неизвестным предметом, определяет, что находится внутри по запаху.
- Так что же внутри? Какой орган помог почувствовать запах? (Нос)
Вывод: В носовой полости расположены особые клетки, которые воспринимают различные запахи.
Умение человека различать запахи получило название обоняние. Дайте научное определение.
На доске появляется запись ОРГАН ОБОНЯНИЯ рядом с картинкой - изображением носа.
Давайте нашему человечку нарисуем орган обоняния. Где мы его нарисуем? Обсудите в группе. Правильно, нос нарисуем на лице. Рисуют нос.
4. Исследование органа вкуса.
- Для продолжения работы нам нужны пакетики.
(Пакетики лежат столе.)
- Посмотрите, понюхайте, послушайте. Что вы почувствовали? (Затруднение в ответе)
- Нужно провести ещё один опыт.
Опыт №2
Оборудование: по 1 пакетику на каждого ученика с веществом белого цвета (сахар)
Проведение опыта: ученики пытаются определить, что в пакете по цвету, запаху, но это невозможно. В результате обсуждения делается вывод о необходимости попробовать на вкус. Дети пробуют вещество, называют, что было в стакане, и приходят к выводу о роли органа вкуса.
- Попробуйте. Что ощущаете? Какой орган помог определить вкус? (Язык)
- Дайте научное определение этому органу. (Орган вкуса)
На доске появляется запись ОРГАН ВКУСА рядом с картинкой - изображением рта с высунутым язычком.
Давайте нашему человечку нарисуем орган вкуса. Где мы его нарисуем? Обсудите в группе. Правильно, рот с язычком нарисуем на лице. Рисуют рот с язычком.
5.Исследование органа осязания.
- Для следующего исследования нам необходимо поставить опыт.
Опыт№3
Оборудование: стаканчик, в котором насыпана крупа.
Проведение опыта: с закрытыми глазами определить, что находится в стаканчике. Определили? Какой орган помог вам выполнить это задание? (руки, кожа рук)
Руки нам нужны, чтобы определить на ощупь предметы по форме…
Научное название - …. орган осязания.
IV. Первичное закрепление
Общий вывод.
- Вот и подходит к концу наше исследование. Теперь мы можем ответить на вопрос, кто же они, наши верные помощники?
Дети при помощи своего человечка рассказывают о всех органах чувств, с которыми они познакомились. И по учебнику повторяют о органах чувств на стр57-58.
V. Итог урока
- А когда мы придём кушать в столовую, какие органы чувств нам помогут узнать, что мы будем есть? (Орган зрения – увидеть блюдо, орган обоняния – почувствовать запах, орган вкуса – узнать вкус)
Так почему органы чувств называют нашими помощниками?
- Ответили мы на вопросы, поставленные в начале урока?
- А теперь, если мы правильно выполнили все задания, то человечек нам улыбнётся. (Открывается такая же картина с портретом человечка, но уже с нарисованным улыбающимся лицом)
- Мы – молодцы. Всем спасибо. Наш урок окончен.