1. Организационный момент. Ребята, давайте повернёмся друг к другу и покажем, с каким настроением мы пришли на урок (улыбнулись).
- Садитесь.
2. Актуализация знаний.
– Что объединяет все фотографии? (На всех изображена природа)
– Какая из фотографий лишняя? (Та, на которой изображены горы.) Почему? (На остальных изображена вода в природе в различных ее состояниях)
– Какая тема урока? (Вода.)
Верно. Сегодня на уроке мы будем говорить о воде, об охране воды и бережном отношении к ней.
Учитель: Вы слышали о воде?
Говорят, она везде!
1 капелька. В луже, в море, океане,
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом выползает.
2 капелька. Ледником в горах зовётся,
Лентой серебристой вьётся.
Средь высоких стройных елей
Рушится потоком селей.
3 капелька .На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Учитель: Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода-
Наша спутница всегда.
Капельки вместе: Без меня вам не умыться,
Ни наесться, ни напиться!
Учитель: Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить.
Проверка дом. задания.
– Давайте вспомним, что мы знаем о воде. Предлагаю выполнить тест на стр. 34 рабочей тетради. Ребята, как вы будете выполнять эту работу? (Нужно внимательно прочитать вопрос и выбрать правильный ответ).
– Обменяйтесь работами и проверьте друг у друга.
– Какие вопросы вызвали затруднение, почему?
Сравните ответы с правильными. Поставьте себе реальную отметку. Поставьте 5 те, у кого нет ошибок, 4 – у кого 1 ошибка. Уберите тесты на край стола. Чему был посвящён тест? (Воде)
Фронтальный опрос.
- Свойства воды?
- В каких трех состояниях находится вода в природе? Примеры.
- При каком условии образуется лед? (температура ниже 0ºС);
- Отчего он тает? (температура выше 0ºС)
- Как образуется пар, что это такое? ( температура выше 0ºС)
-Когда вода закипает? (при температуре 100ºС)
В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратится, то в лед,
Растает – и снова в поход.
По горным вершинам,
Широким равнинам.
Вдруг в небо взовьется,
Дождями вернется.
Вокруг оглянитесь,
В природу вглядитесь…
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница, чудо-вода.
- Как происходит круговорот воды в природе?
-Для чего нам нужна вода?
3. Самоопределение к деятельности.
Ребята, казалось бы, что воды на Земле очень много. Почему же ее надо беречь?
Сегодня на уроке мы будем говорить об охране воды.
4. Работа по теме урока.
Беседа. Бережное отношение к воде.
Океаны и моря покрывают большую часть поверхности нашей планеты. Но не забывайте, что вода в них соленая, а людям необходима пресная вода. Озеро Байкал – уникальный источник пресной воды. Основные запасы пресной воды сосредоточены в полярных льдах. Пресной воды существенно меньше и 1/3 населения Земли испытывает в ней острый недостаток. Вода очень нужна людям. Огромное количество воды используют фабрики и заводы. Ученные подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ с ферм, заводов, бытовых использования, что ими можно заполнить 10 тысяч товарных поездов. И поэтому, ограниченные запасы пресной воды еще больше сокращаются из-за загрязнения.
Я предлагаю вам окунуться в волшебство и послушать сказку.
Как вы думаете о чём она? Кто главный герой? (О воде, вода, река)
Экологическая сказка Н.А. Рыжова “Жила-была река». (Слайды)
Вы вод: не надо загрязнять водоемы, от загрязнения воды страдает все живое.
Работа по учебнику.
- Возникает вопрос: Что же делать?
- Давайте узнаем, что предлагают нам взрослые, автор нашего учебника в статье на стр. 60-61
Учащиеся читаю т статью, с комментариями учителя.
- Оказывается воду можно очищать. Как можно воду очищать?
Игра « Согласен - не согласен».
Я буду произносить фразу. Если вы согласны - похлопайте, если не согласны — потопайте.
1.На земле четыре океана. (Хлопаем)
2.Для питья годится и пресная, и соленая вода.
( Топаем)
3.При помощи воды добывается электрический ток.
(Хлопаем)
1.Самое солёное море — Мертвое. (Хлопаем)
3.На земле 300 морей. (Топаем)
4.Байкал - самое глубокое озеро в мире. (Хлопаем)
5.Синего моря не существует. (Хлопаем)
6.Без воды нет жизни. (Хлопаем)
7.В Черном море вода - черная, в Красном — красная,
в Желтом — желтая. (Топаем)
8.Вода составляет большую часть тела человека.
(Хлопаем)
9.Родник и ключ — не одно и то же. (Топаем)
10.Начало реки называется исток, а конец называется
устье. (Хлопаем)
- Но чтобы этого не было, вам дети нужно участвовать в защите воды. Что вы можете сделать? Слайд №12
План по охране окружающей среды.
1.Беречь водопроводную воду, не давать ей утекать зря.
2.Не мусорить на водоёмах, в местах отдыха.
3.Следить за чистотой природных источников.
– Совпали ли ваши мысли, ваши предложения с тем как закончил сказку автор? (Да) Почему, как вы думаете? (Потому, что поняли главное. Человек – это часть природы и никто не давал ему право загрязнять водоемы, воду. От загрязнений страдает все живое, в том числе и сам человек. Реку (воду) нужно беречь и охранять)
– В сказке всегда заложен глубокий скрытый смысл. В чем смысл этой сказки?
(В том, что ко всему, что нас окружает, нужно относиться так, как мы хотим, чтобы относились к нам. И не важно река это, животное, растение или человек)
Ученик:
Я не хочу, чтоб речка высыхала,
Где плещет столько рыбок золотых,
Где пляшет резво лодка у причала,
Где теплый вечер так порою тих!
Пусть на земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда,
Пусть чистой остается в них навеки
Студеная и вкусная вода.
– Я хочу закончить наш урок словами, которыми закончила свою работу 5 группа: “Человек! Помни, твое будущее в твоих руках!”
6. Домашнее задание.
Учебник с.58-61, вопросы 1-5, задания 1-2 (1 – научиться чистить зубы так, чтобы не расходовать напрасно воду; 2 – узнать у старших, какая работа по охране вод проводится в нашем городе.). Нарисовать плакат “Берегите воду!”