СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по окружающему миру Тема: Почему идёт дождь и дует ветер?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по окружающему миру. 1 класс

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по окружающему миру Тема: Почему идёт дождь и дует ветер?»

Тема: Почему идёт дождь и дует ветер?

Тип урока: Открытие новых знаний.


Цели: расширять знания о дожде и ветре, знании этих явлений для жизни растений, животных и человека; объяснять причины возникновения ветра и дождя; развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни понимание активной роли человека в природе; Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к явлениям живой и неживой природы.


Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять причины возникновения дождя и ветра; различать виды дождя.


Оборудование: учебник «Мир вокруг нас» 1 класс А. А. Плешаков, оборудование для опытов, карточки со словами, компьютер, цветные карандаши.


Ход урока

1.Орг. момент.

Заливистый школьный звонок

Позвал нас на урок

Будьте внимательны,

А ещё старательны.


2.Актуализация знаний.

Игра « Доскажи словечко»

Солнце – это огромный пылающий … (шар).

Солнце – это ближайшая к Земле… (звезда).

Солнце создаёт нам … (день).

По размерам Солнце… (больше) Земли.

Нам Солнце кажется маленьким кружочком, потому что находится …(далеко от Земли)

Звезды – это огромные пылающие … (шары).

Они кажутся нам маленькими… (точками), потому что находятся …( далеко от Земли).

Звезды отличаются друг от друга по …(цвету) и по … (размеру).

Звёзд на небе очень много, и люди объединили их в …(в созвездия).


3.Самоопределение к деятельности.

- О чём пойдёт речь сегодня на уроке, вы узнаете, если отгадаете загадки.

Он пришёл, наполнил кадки,

Поливал усердно грядки,

С шумом окна промывал,

На крыльце потанцевал.

Побродил по крыше вволю

И ушёл по лужам в поле.

( Дождь)

-А почему идёт дождь? (Ответы детей.)


Носится, свищет,

Мечется, рыщет,

Где пробежит – листик дрожит.

Где пронесётся – дерево гнётся.

(Ветер)

- Что вы знаете о ветре? (Ответы детей.)


- Кто готов предположить, о чём сегодня пойдёт на уроке речь. ( О дожде и ветре)


-Прочитайте тему урока на с. 36 учебника. (Почему идёт дождь и дует ветер?)


- Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.


4.Работа по теме урока.

-Послушайте стихотворение Г. Новицкой, которое называется «Дождик».


Ученик 1.

Мокнет ёжик, мокнет птичка,

Мокнет в поле электричка,

Мокнут ветки и соседки:

Не успели до беседки.


Ученик 2.

Мокнут зонтики и шляпы,

Мокнут чьи-то мамы, папы,

Мокнут лавочки, ограды.


Ученик 3.

Лишь лягушки очень рады:

В лужах скачут, песни пляшут,

И зелёным флагом машут…


- Ребята, какое настроение у вас возникло, когда вы слушали это стихотворение, грустное или весёлое?

(Грустное.)


-Почему?

( Дождь льёт день и ночь. Мокнут птенчики, электрички, мамы, папы. Весёлое, потому что лягушки рады).


- Дождь вызывает разное настроение у человека.

-Ребята, а вы знаете, откуда берётся дождь?

(Из тучи)


- А как дождик попадает в тучу?

( Не знаем)


-Несколько дней назад мы с вами налили воды и поставили в тёплое место. Что произошло с водой? Давайте проверим.

(Вода испарилась).


- Значит, когда вода нагревается, то она превращается в пар, т.е. в невидимые капельки воды. Ребята, так и в природе, солнце нагревает землю и вода начинает испаряться.


-Послушайте историю одной капельки, которая жила в пруду.

(просмотр презентации «Капелька в пруду»)


-Что же происходит с капельками, которые поднимаются в небо?

(Невидимый пар превращается в капельки воды. Их очень много, и они образуют облако.)

(На доску прикрепляется карточка со словом Облако)


(Капельки соединяются, становятся крупнее. Так образуется туча).

(На доску прикрепляется карточка со словом Туча)\


( Туча становится всё темней от крупных капелек, которые не могут держаться в воздухе. Они падают на землю. Это множество падающих капель мы называем дождём.)

(На доску прикрепляется карточка со словом Дождь)


-Ребята, давайте проведём опыт и посмотрим, как образуются тучи и осадки.


Опыт №1

Плотно сжать сухой комок ваты. Затем опустить его в блюдце с водой. Комочек ваты будет разворачиваться, и набухать от воды. Осторожно приподнять вату ( пинцетом) за верхнюю часть над блюдцем. Если воды достаточно, то капли начнут падать в блюдце.

Учитель выполняет и поясняет все действия.


-Ребята, представьте, что у меня в руках маленькое облако, оно насыщается водой. Воды набралось очень много. Наше облачко превратилось в тучу, капельки не могут удержаться в ней и начинают падать. Идет дождь.


-Туча, туча, что несёшь? Отвечает туча…

(Дети отвечают хором – дождь)


- Вот так появляется дождь.


-Какой бывает дождь? Мы ответим на этот вопрос, если выполним первое задание.


-Прочитайте первое задание на с. 36 учебника. Давайте обсудите.

(Учитель выслушивает ответы нескольких групп)


-Правильно ли мы ответили на этот вопрос, давайте проверим. Прочитайте текст на с. 87


-Почему так назвали дожди?

(Ливень, или проливной дождь. Говорят, льёт как из ведра. Ситничек – мелкий дождь как из сита. Косой дождь, или косохлёст)

-Так почему же идёт дождь?


-


5. Физкультминутка.

(На компьютере Ячменева М. А. «Злая тучка»)


6.Продолжение работы по теме урока.

-Ребята, а вы задумывались, кто гонит облака в небе?


-По картинке на с.37 расскажите о ветре?

(Ветер бывает разный. Очень сильный, порывистый. Ветер гонит корабли, вращает ветряные мельницы)


-Какие слова подойдут для описания ветра? На доске вы видите карточки. Уберите те, которые не относятся к описанию ветра.


Ветер бывает:


Сильный

Зелёный

Холодный

Сырой

Сладкий

Тёплый

Пёстрый

Порывистый

Слабый

Широкий



-Проверьте себя. Прочитайте правильный ответ .

Слайд 3


- Так что же такое ветер? Возьмём шарик и надуем его. А потом отпустим, направляя на себя. Что почувствовали?

(Подул ветер).

- Откуда он взялся?

Мы шарик наполнили воздухом. Потом отпустили. При сжатии шарик стал выталкивать воздух. Это движение воздуха мы и называем ветром.

- Так что же такое ветер?

(Это движущийся воздух).


- Ребята, а мы можем сами получить ветер?


Опыт №2

-Помашите перед лицом рукой. Что вы чувствуете?

(Ветер)


-Откуда он взялся?

(Мы заставили рукой двигаться воздух)


-Верно, но движение воздуха вы можете не только почувствовать, но и увидеть.


Опыт №3

-На подоконнике у нас лежит воздушный шарик, я открою окно на несколько секунд. Внимательно смотрите, что произойдёт.

-Что случилось с шариком? Почему он улетел?

(Дети замечают, что холодный воздух сдул шарик с окна. Подул ветер.)

- Холодный воздух тяжелее тёплого. Холодный воздух опускается вниз, а тёплый при этом поднимается вверх. Вот и возникает ветер.


-Почему дует ветер?


-Проверим себя, правильно ли мы ответили на вопрос. Прочитайте текст на с. 87 задание 4.


7. Физминутка.

«Ветер дует нам в лицо»

8. Обобщение.

-Мы на уроке попытались объяснить причины возникновения дождя и ветра. Кто сможет назвать эти причины?


-Давайте прочитаем вывод с. 37



9. Практическая часть.

- Давайте выполним задание №1 с. 23-24 в рабочей тетради. Прочитайте, что нужно сделать.

1 и 3 ряды разгадывают кроссворд №1, 2 ряд - №2. Работа в паре.

- Ребята, а нужен ли человеку дождь?


Так вот, если бы не было дождя, то наша планета из красивого разноцветного шара сине-зелёного цвета превратилась бы в сплошную пустыню, на которой совершенно невозможно жить. А всё потому, что без дождя пересохли бы реки, моря и озёра, погибли бы все-все растения, деревья, цветы, трава … Все поля, пашни превратились бы в пустыню, людям стало бы негде брать воду, ведь водоёмы все пересохли. Животные бы тоже мучились от жажды и погибали. Вот видите, как бы всё было плохо, если бы не было дождей на нашей планете. Именно поэтому  наша планета пока единственная из всех существующих, на которой есть жизнь. Весной после дождя распускаются первые цветы и лопаются почки  на деревьях. А летом дождик спасает всех от жары. А осенью после дождя вырастает много грибов.


- Ребята, а как вы считаете, ветер друг или враг человеку?

( Ветер может быть другом человека. Но может быть и врагом..

Если бы в природе не происходило движения воздуха, то в жарких странах, где нестерпимо печёт солнце, стало бы ещё жарче. В холодных странах стало бы ещё холоднее.

Но ветер переносит тёплый воздух из жарких стран в холодные, а холодный воздух — в жаркие страны. От этого в жарких странах делается прохладнее, а в холодных — теплее.

Ветер перегоняет облака с места на место, разносит воду по всей земле.

Если бы не ветер, в сухие места не приходили бы тучи и облака. Там не было бы дождей и снега. Пересохли бы ручьи, реки, озёра и колодцы.

От дыхания людей, от пыли заводских труб портится воздух.

Если бы не ветер, в больших городах накопилось бы много дурного воздуха. Но ветер постоянно уносит испорченный воздух и вместо него приносит чистый воздух лесов и полей.

Ветер — большая сила, которой пользуются люди.

На юге нашей Родины, в открытых степях, где часто дует ветер, он приводит в движение ветряные двигатели, которые вращают жернова мельниц, качают воду из колодца или пруда, вырабатывают электричество.

Учёные, изучавшие Северный Ледовитый океан и часто жившие на его льдинах, использовали ветряные двигатели для получения электричества.

Ещё в древности человек научился строить лодки и корабли. Они двигались очень медленно — при помощи вёсел.

Грести вёслами было тяжело. Потом люди научились пользоваться ветром. На корабли стали ставить мачты с парусами. Ветер надувал паруса и толкал корабли вперёд.

Но и много вреда приносит ветер человеку. Ураган разрушает всё на своём пути: срывает крыши с домов, выкорчёвывает деревья, обрывает провода и т.д.)


10.Подведение итогов. Рефлексия.

Вот подошёл к концу урок. А мы с вами поднялись ещё на одну ступеньку в познании окружающего мира.

- Получили мы ответы на свои вопросы?

- Так почему идёт дождь и дует ветер?

- Ребята как вы думаете, есть ли что-то общее в образовании дождя и ветра? (солнце)

- Всё в природе взаимосвязано.

- У вас лежат солнышки. Если вы поняли почему идёт дождь и дует ветер, то нарисуйте весёлое солнышко, а если вы ещё не разобрались в этих процессах то грустное.