Задачи:
Образовательные:
- закрепление представлений детей о древнем человеке; знакомство с богами и духами;
Развивающие:
- развитие творческого воображения, умения работать с текстом; развитие когнитивной сферы;
Воспитательные:
- формирование интереса к русской литературе, народному творчеству; воспитание у учащихся чувства гордости за историю своего народа; развитие интереса и уважения к истории и язычества.
Оборудование: План – конспект урока; учебник 3 класс; Презентация «Язычество Древних Греков»; карточки со словами; карточки с изображениями духа.
Методы:
Словесный
Наглядный
Метод проблемной ситуации
Стимулирования
Здравствуйте, ребята. Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я. Зовут меня Лариса Сергеевна.
Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
В экспедицию отправимся смело,
В духовный мир древнего человека,
А девизом нашего урока буду такие слова:
Думать – коллективно!
Говорить – оперативно!
Отвечать – внимательно!
Бороться – старательно!
И открытия нас ждут обязательно! (Слайд)
За окном осень. Заглянула она и к нам. Оставила на доске свои листочки, на которых есть для вас задания. Выйдите к доске и ответьте на вопросы нашей осени.
1 лист – Какова была жизнь древних людей?
2 лист – Чем занимались древние люди?
3 лист – Назовите самые древние государства.
4 лист - Что сделали шумеры?
5 лист – Какой вклад в мировую культуру внесли египтяне?
Молодцы! Вы помогли нашей красивой и прекрасной осени.
А теперь, что бы узнать тему нашего урока разгадаем ребус. (Слайд)
1-язык, к=ч, значит поменяем букву к на ч.
2-прибавим букву е.
3-ствол (,) означает, что нужно убрать букву.
Получается слово – ЯЗЫЧЕСТВО.
Тема нашего урока «Язычество древних людей.»
Язычество – это религия, основанная на многобожии.
Познакомимся с язычеством на примере многобожия древних греков.
Не умея объяснить причину тех или иных явлений природы окружающей жизни, люди придумывали некие высшие силы, которые, по их мнению, управляли всем на Земле, в том числе жизнью и деятельностью человека.
-Как вы думаете, как назывались такие высшие силы?
Эти высшие силы человек назвал богами.
Бог это – название могущественного, сверхъестественного, Высшего существа.
-Как вы думаете что человек мог просить у бога?
(поклонялся им, пытаясь задобрить и испросить себе их милость)
Что вы видите на данной картинке? (Слайд)
Как думаете чем эта картинка связана с богами?
Своих богов древние греки поселили на самой высокой горе Олимпе. Ее вершина всегда, даже в самый ясный день, была затянута облаками и оставалась недоступной для человеческого взора.
Вот там-то, за облаками, и жили греческие боги, и с высоты Олимпа следили за делами людей. Отсюда они щедро награждали людей за добрые дела или жестоко наказывали за проступки и грехи.
Познакомимся с некоторыми из них.
Самым главным являлся Зевс.
-Как вы думаете, богом чего был Зевс? Смотрим на изображения.(Слайд)
Зевс – бог грома. (Слайд)
Рассказ ребенком:
Всемогущий отец богов, повелитель ветров и облаков, дождя, грома и молнии ударом скипетра вызывал штормы и ураганы, но также мог успокоить силы природы и очистить небо от туч.
Скипетр – это жезл, означающий символ великой власти.
В Олимпе есть статуя Зевса. (Слайд)
Посмотрите на следующую картинку. (Слайд)
Как думаете этот бог покровитель чего? (Воды.)
Почему вы так решили?
Верно, бог воды- Посейдон.
Что у него в руках? (Трезубец)
Рассказ ребенком о Посейдоне:
Посейдон - бог подводного царства. Он считался владыкой морей и океанов. Бог морей был равен по красоте самому Зевсу. По морю он передвигался на колеснице, в которую были впряжены дивные кони. В руках был трезубец. При помощи волшебного трезубца Посейдон управлял морем: если на море был шторм, то стоило ему протянуть перед собой трезубец, как взбесившееся море успокаивалось.
В каком мультике мы встречаемся с богом воды? (Русалочка) (Слайд)
Богиня мудрости Афина. (Слайд)
Аполлон - бог света, покровитель предсказаний, искусств, музыки и поэзии, предводитель муз.(Слайд)
Аид – бог подземного царства. (Слайд)
Греческие боги очень походили на людей. Они ели, пили, гневались, ябедничали Зевсу друг про друга. В общем это была та же Греция, только награжденная бессмертием.
Древние римляне приняли греческих богов, но многим дали свои, римские имена: Юпитер, Венера, Марс, Меркурий, Сатурн, Нептун, Плутон…
Где вы встречались с этими именами?
А теперь проверим на сколько вы были внимательны и соотнесем Имя бога и его предназначение. (Слайд)
Зевс Бог воды
Аполлон Бог подземного царства
Афина Богиня мудрости
Посейдон Бог грома и молнии
Аид Бог искусства
«Там чудеса, там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит…»
А.С.Пушкин. (Слайд)
Как вы понимаете данную запись?
Мы почти верим всему этому, пока читаем сказку. Но стоит нам закрыть книжку, и мы сразу возвращаемся в действительный мир, где нет ни колдунов, ни ведьм, где все можно объяснить и проверить. Как ни увлекательна сказка, вряд ли захотим жить в ней: ведь в сказочном мире разум бессилен, для победы над злом надо быть счастливым от рождения.
А между тем именно таким казался мир нашим предкам. Они не отличали сказочного мира от действительности. Все им представлялось загадочным и часто наводило их на страх.
Теперь поговорим о духах.
В отличие от богов духи находятся в постоянном взаимодействии с человеком, ежечасно определяя особенности его душевного и психического состояния.
Задание на слайде : В жизни людей постоянно происходили мелкие и крупные неожиданные вещи: то вдруг горшок упал и разбился, то курицу поленом придавило, то наперсток куда-то запропастился, то печь погасла. Кто же должен быть виновником? (Слайд)
Конечно, кто-то невидимый. Это дух – (Домовой) (Слайд)
Рассказ детьми о домовом:
Как выглядит Домовой?
Мало кто видел домового, чаще всего слышали его голос. Он шумит, бродит ночами по комнатам, вздыхает и бормочет.
Домовой в разных уголках России выглядел по-разному. Для жителей Смоленщины это - «седой старик с непокрытой головой, одетый в длинную белую рубаху»; в Вологодском крае - «небольшой старик с длинными седыми волосами и бровями, с сердитым выражением лица, кривыми ногами, тело, кроме рук с длинными ногтями и лица, покрыто белой шерстью»; орловский крестьянин уверял, что домовой - «черный, лохматый, здоровый как медведь, на голове шапка»; на русском Севере он являлся в облике хозяина того дома, где обитал, или же маленького старичка, покрытого шерстью.
По поверьям, Домовой мог превращаться в кошку, собаку, корову, иногда в змею, крысу (мышь) или лягушку. Бывало, появлялся в виде тени на стене.
Физкультминутка. (Слайд)
Загадка.
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем. (Лес)
Сообщение о лешем. (Слайд)
Есть леший в каждом лесу. Одет он, как человек – обувь у него перепутана: правый лапоть одет на левую ногу, левый – на правую. Глаза у лешего зеленые и горят, будто угли. Бровей и ресниц не видно, а волосы зачесаны на лево. Леший отливается, синим цветом, т.к. кровь у него синяя. Леший, когда ходит лесом ростом равняется с самыми высокими деревьями, но в то же время, выходя из леса для прогулок, забав и шуток, он ходит малой былинкой, ниже травы, свободно укрываясь под любым ягодным листочком. Настоящий леший нем, но голосист, умеет петь без слов.
Кто изображен на слайде? (Слайд)
Водяной – дух, обитающий в воде, откуда редко выходит, его любимым местом являются речные омуты близ водяных мельниц. Народ представлял водяного стариком, покрытым болотной травой. Водяной требует к себе уважения. Месть его заключается в порче мельниц, в разгоне рыб, а иногда он посягает на жизнь человека. Его любимая рыба – сом, на котором он разъезжает, и который доставляет ему утопленников. Он повелевает русалками.
Работа по вопросам:
Как выглядит Водяной?
Где живет?
Мы познакомились с некоторыми духами, а вообще их очень много. Это Русалки, Кикиморы, Ведьмы, а так же известные вам по сказкам Баба Яга, Змей Горыныч, Кощей Бессмертный. (Слайд)
Установи правильное соответствие при помощи стрелок:
Домовой дух воды
Леший дух дома
Водяной дух леса
Поиграем в игру, которая называется: “Узнай по описанию”.
Я раздала карточки с изображением Духа, вам необходимо не называя названия духа, рассказать о ком идёт речь. Задача других детей – отгадать о ком идет речь.
- Домовой, Леший, Водяной – это люди? (Нет, это духи)
Молодцы!
Итог: …
Окончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились,
И знания точно уж вам пригодились