УМК «Школа 2100»
Урок окружающего мира
Организм
побеждает болезни
4 класс
Цель: знакомство с симптомами некоторых заболеваний, с видами лекарственных растений и рецептами народной медицины.
Оборудование: учебник А.А. Вахрушева и др. «Мир и человек», IV класс.
Ход урока.
Слайд № 1
Проверка домашнего задания.
Слайд № 2
1. Назовите орган слуха. Учащиеся записывают и показывают только цифру ответа.
Барабанная перепонка.
Ухо.
Ушная раковина.
Слуховой канал.
Слайд № 3
2. Где расположен орган равновесия?
В головном мозге.
В позвоночнике.
Во внутреннем ухе.
В носовой полости.
Слайд № 4
3. Что распознается органом обоняния?
Цвет.
Запах.
Вкус.
Звук.
Слайд № 5
4. Где особенно развито чувство осязания?
На ступнях ног.
На языке.
На шее.
На подушечках пальцев.
Слайд № 6
На экране появляется табличка с правильным ответом: 2324 и текст с правильными вариантами ответов. Проводится взаимопроверка.
Слайд № 7
Актуализация знаний.
Сообщение темы: «Организм побеждает болезни».
Основная часть.
Сегодня мы будем работать по плану, а наш план — это ключевые слова урока.
На экране открывается первый пункт плана.
Слайд № 8
ПРИЧИНА
Слайд № 9
Учитель показывает карточку с примером, учащиеся решают и располагают ответы в порядке возрастания, читают слово — микробы.
Слайд № 10
а 5 = 200 | | 60 – с = 24 | | 120 : d = 12 |
3 | | 10 | | 36 |
М | | И | | К |
| | | | |
t – 29 = 28 | | Х : 16 = 4 | | 42 : y = 14 |
40 | | 50 | | 57 |
Р | | О | | Б |
| | | | |
| | n + 360 = 410 | | |
| | 64 | | |
| | Ы | | |
Слово микроб происходит от двух греческих слов: микрос — малый, биос — жизнь.
Слайд № 11
Рассмотрите рисунок микробов на с. 55 учебника.
Микробов великое множество, все разные. Попав в организм, а это может произойти при общении с больным человеком, они начинают быстро размножаться и выделять яды.
Слайд № 12
Давайте подумаем, как можно заразиться.
Самостоятельная работа по учебнику, с. 56
1-й ряд — через воздух,
2-й ряд — через пищу,
3-й ряд — через прикосновение.
Слайд № 13
Два ученика отгадают еще две причины, когда человек может заразиться. Они меняют буквы местами и читают:
НЕНЯВЯШ ДРАСЕ (внешняя среда),
НИСОСЯЕТО ГАОРАЗИМН (состояние организма).
Проверка самостоятельной работы.
Слайд № 14
Внешняя среда — запыленность, загрязнение, низкая температура воздуха, переохлаждение, радиация.
Состояние организма — ослаблен при болезни, нет режима, курение...
Подведем итог.
Слайд № 15
— Если причина способствует заболеванию, показываете карточку
, если нет — показываете карточку неулыбающегося лица
.
Употребление фруктов в пищу.
Машины заменяют труд человека, следовательно, люди меньше двигаются.
Немытые фрукты.
Посещение спортивных секций.
Загрязнение воздуха вредными веществами.
Проведение много времени за компьютером, телевизором.
Соблюдение режима дня.
Курение.
Малоподвижный образ жизни.
V. Физкультминутка.
Учитель открывает на доске следующее ключевое слово.
Слайд № 16
СИМПТОМЫ
Слайд № 17
Работа в паре. По дополнительным источникам подготовить рассказ о симптомах гриппа и ветрянки.
Коллективная работа. У доски два ученика термометрами измеряют температуру тела, два — пальпируют пульс, два — прослушивают тоны сердца. Проводится сравнительный анализ симптомов болезни и здорового человека.
Рассказ учителя о перенесенных заболеваниях учащимися класса. На доске открывается следующее ключевое слово.
Слайд № 18
ЛЕЧЕНИЕ
Чтение текста учебника, с. 57, 58.
Анкета.
Слайд № 19
Напротив каждого предложения напишите да или нет.
У меня часто болит голова...
У меня нередко бывает насморк...
Иногда у меня болит ухо...
У меня больные зубы...
У меня часто болит живот...
Иногда у меня болит голова...
Нередко меня тошнит...
Некоторые продукты и лекарство вызывают у меня аллергию...
Каждый год я болею гриппом...
Ко мне легко прилипают всякие болезни...
Из-за болезней я часто пропускаю уроки в школе...
Каких ответов больше получилось — да или нет? Подумайте и скажите, как можно улучшить здоровье.
«Зеленая аптека» природы сотни тысяч лет снабжает человечество надежными лечебными средствами, не вызывающими побочных явлений. Лечение травами (физиотерапия) — мощное средство борьбы за здоровье людей.
Слайд № 20
Работа со слайдом «Лекарственные растения».
Учитель открывает последнее ключевое слово.
Слайд № 21
ПРОФИЛАКТИКА
Слайд № 22
Дома постарайтесь ответить на вопрос: «Что нужно делать, чтобы меньше болеть?» (Соблюдать режим, правильно питаться, употреблять витамины, закаляться, заниматься спортом, делать прививки и т.д.)
VI. Самостоятельная работа, проверка.
вариант — с. 58, № 1, 2.
вариант — с. 58, №3,4.
Итог.
Слайд № 23
Слайд № 24, 25.
Источники информации:
Кленникова Е.Д. Организм побеждает болезни. // ж. «Начальная школа», № 5 – 2010.
А.А. Вахрушева и др. Мир и человек. Учеб. Для 4 кл. нач.шк. В 2 ч. – М.: БАЛЛАС, 2009.
Я иду на урок в начальную школу: Природоведение. Книга 1: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002.