СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по теме: "Отряды Парнокопытные, Непарнокопытные, Ластоногие, Китообразные, Приматы"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Полный сценарий открытого урока по биологии "Отряды Парнокопытные, Непарнокопытные, Ластоногие, Китообразные, Приматы"

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по теме: "Отряды Парнокопытные, Непарнокопытные, Ластоногие, Китообразные, Приматы"»

Разработан учителем биологии ГУО «Средняя школа № 21 г. Бобруйска»

Шикуть Екатериной Александровной



Тема: Отряды Парнокопытные, Непарнокопытные, Ластоногие, Китообразные, Приматы

Цель урока: активизация познавательной деятельности учащихся; формирование широких познавательных интересов.

Задачи урока:

Образовательные: расширить представления учащихся о важности и многообразии представителей отрядов млекопитающих на основе выявления их существенных признаков.

Развивающие: развивать способности к самостоятельной поисковой деятельности, работе с учебником, рисунками, таблицами, работе в команде.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к животным, вызвать чувства заботы о «братьях наших младших».

Тип урока: комбинированный

Материал и оборудование: компьютер, мультимедиа установка, презентация по отрядам млекопитающих, карточки-задания для проверки домашнего задания и закрепления первичного материала, раздаточные листы для групповых заданий, ключ с ответами на тест, ленты разных цветов для рефлексии, тетради на печатной основе Н.Д. Лисова, З.И. Шелега.

ХОД УРОКА

1 мин. Организационный момент. Класс делится на условные 3 группы.

- Здравствуйте. Сегодня у вас необычный урок.  И  я рада встрече с Вами и надеюсь на вашу помощь и сотрудничество на  моем уроке. Протягивая Вам свои ладошки, я приглашаю к совместной работе, если вы принимаете мое предложение, то откройте навстречу мне свои ладони.

5 мин. Проверка Домашнего задания. Вы на прошлом уроке изучали Отряды Грызуны и Хищные. Давайте проверим пройденную тему.

  1. 2 учащихся приглашаются к доске для выполнения заданий

          1) Выбрать из предлагаемого перечня особенности, характерные для А) отряда Грызунов, Б) отряда Хищные.

1. Самый многочисленный отряд млекопитающих (А)

2. Большинство представителей отряда являются вредителями с/х культур и переносчиками возбудителей заболеваний. (А)

3. Отсутствуют клыки и сильно развиты резцы (А)

4. Высокая плодовитость, быстрое достижение половой зрелости, размножение несколько раз в год. (А)

5. Питаются живой добычей (Б)

6. Резцы малы, клыки сильно развиты. (Б)

7. Отсутствуют ключицы. (Б)

8. Кора больших полушарий имеет извилины и борозды. (Б)

          2) Установите соответствие между отрядами млекопитающих и их представителями, разбивая представителей отряда хищные на семейства.

А) Отряд Грызуны Б) Отряд Хищные

- Волчьи - Кошачьи - Куньи - Медвежьи

Белка песец гепард хорек панда

Лемминг

Ондатра

Суслик

Пока учащиеся выполняют задания у доски, с другими проводится фронтальный опрос.

 3) Фронтальный опрос

- Назовите семейства отряда Хищные, которые вам известны (Волчьи, Кошачьи, Куньи, Медвежьи)

- Назовите представителей семейства Медвежьи, обитающие на территории РБ (Бурый медведь, занесён в Кр.Кн. РБ)

- Назовите представителей семейства Кошачьи, обитающие на территории РБ (Европейская рысь, занесена в Кр. Кн. РБ)

- Представители какого семейства отряда Хищные охотятся, как правило, в сумеречное и ночное время? (Семейство Куньи)

- Почему суслики впадают в зимнюю спячку, а белки нет?

(Белки живут в лесу. Они хорошо защищены от холода и могут найти пищу в нем и в зимнее время. В суровый зимний период белки лишь сокращают свою активность. Суслики обитают в пустынных и полупустынных регионах, кормиться в неблагоприятные сезоны года им нечем. Поэтому им свойственна настоящая спячка с полным оцепенением и резким снижением температуры тела. Такое состояние служит способом пережить неблагоприятный сезон года с отсутствием пищи).



- Какова роль хищных млекопитающих в природе?

(Хищные млекопитающие играют в природе важную роль. Питаясь массовыми видами, они сдерживают рост их численности. Охотясь и поедая в первую очередь больных и травмированных животных, хищники выполняют санитарную функцию, способствуя поддержанию популяции жертвы в здоровом состоянии).



2 мин. Актуализация знаний

Загадка: Заходишь в комнату: в комнате на кровати лежит 2 собачки, 4 котика, стоит жираф и сидит один гусь (маленький-маленький). Сколько ног в комнате?

Какой ответ? У жирафа ноги или лапы, у бегемота ноги или лапы? В чем отличие? (У жирафа на ноге наличие копыта).

- Ребята, это шуточная загадка, которая не имеет однозначного ответа, ведь очень сложно разобраться ноги, пальцы которых объединены перепонками, называют лапками, многих заставляет задуматься: а копыта – это о ногах или о лапах и т.д. А у некоторых млекопитающих конечности вообще превращены в ласты, а так называемых ног вообще нет, например кит.

1,5 мин. Сообщение темы и постановка целей урока. Поэтому сегодня мы продолжаем знакомиться с отрядами Млекопитающих: Парно- и Непарнокопытными, Ластоногими, Китообразными и Приматами. А чтобы вы хотели узнать об этих отрядах? (предполагаемые ответы детей)

- Я резюмирую ваши предложения. Сегодня на уроке мы познакомимся с представителями названных отрядов, особенностями их строения и связанного с этими особенностями приспособления к жизни в характерных для них условиях обитания.

24-25 мин. Изучение нового материала. Для начала давайте узнаем, кто такие копытные? Копытные – это относительно крупные животные, пальцы ног одеты копытами, большинство растительноядные, обладают способностью быстро бегать; детеныши рождаются зрячими, покрыты волосяным покровом, способны через несколько часов после рождения бегать за родителями. В зависимости от числа пальцев на ногах и характера зубной системы копытных делят на два отряда. Какие? Парнокопытные и Непарнокопытные.

- А какие животные относятся к отряду Парнокопытные? Почему отряд получил такое название? Приведите примеры животных. (Учебник стр. 195) 2 мин.

Название отряду дано за наличие у этих животных развитых третьего и четвертого пальцев, окончания которых покрыты толстым роговым копытом, как футляром или башмаком. Второй и пятый пальцы  недоразвиты, а первый – редуцирован.

Отряд Парнокопытные объединяет свиней, баранов, коз, антилоп, бегемотов, жирафов, верблюдов.


- Ребята, Парнокопытных животных делят на подотряды Жвачных и Нежвачных. Найдите в чем различие жвачных и нежвачных парнокопытных. Что   такое жвачка? Заполните таблицу: чтобы заполнить таблицу, вам поможет дополнительный материал, который лежит у вас на столах. 4 мин.

1 группа – особенности внутреннего строения жвачных животных

2 группа – особенности внутреннего строения нежвачных животных

3 группа – особенности внешнего строения Жвачных и нежвачных, назвать примеры представителей подотрядов.



Признаки

Жвачные

Нежвачные

1.

Строение и число зубов



2.

Наличие жвачки



3.

Строение желудка



4.

Внешнее строение



5.

Примеры





Дополнительный материал, который лежит на столах.

Подотряд жвачные                          

У жвачных копытных, питающихся травой и побегами деревьев, жующие поверхности зубов принимают характерное складчатое полулунное строение, число зубов сокращается. У видов, обрывающих растения языком и нижними резцами, верхних резцов нет, а нижние клыки приобрели форму резцов. Морда у них значительно удлинена и между резцами и коренными зубами образуется диастема. Отряд назвали за наличие жвачки. Жвачка - комок отрыгнутой растительной пищи, требующей доработки в ротовой полости. Пища отрыгивается из сложного желудка, состоящего из 4 –х отделов. В первом отделе – рубце - растительная пища сбраживается  и проталкивается в сетку. Из сетки она отрыгивается в рот, затем смачивается слюной и перетирается в книжке. Эта частично переваренная пища и является жвачкой. Полужидкая масса затем попадает в настоящий желудок- сычуг- для окончательной обработки желудочным соком. Какие жвачные животные вы знаете? (Корова, овцы, лось, жираф, зубр, верблюд, олень)

Подотряд нежвачные

У нежвачных массивное тело, короткие четырехпалые конечности. Клыки хорошо развиты, выдвинуты за пределы рта, на конце морды хрящевой пятачок. Всеядны. Желудок простого строения. Рогов нет. Подкожный слой жира значительный. Какое животное встречается у нас? (Свиньи, бегемот)

Сверяем ответы в таблице, выполненные группами, устно. 2мин.

Освободить магниты, повесить карточки для след.задания

- Про отряд Непарнокопытных нам расскажет Ф.И. учащегося, он получил на прошлом уроке опережающее задание. 2мин.

- Итак, я предлагаю вам выполнить следующее задание, 1 человек из первой группы у доски выбирает Парнокопытных Жвачных животных, 1 человек из 2 группы – Парнокопытных Нежвачных, 1 человек из 3 группы – Непарнокопытных. 1,5 мин.

Парнокопытные: Непарнокопытные

Жвачные   Нежвачные

- Лось                                     - Кабан - Осёл

             - Северный олень                 - Бегемот - Зебра

             - Верблюд                                       - Носорог                 

             - Зубр

             - Жираф



1,5 мин. Физкультминутка

6 мин.- Сейчас я предлагаю вам познакомится с отрядами Ластоногие и Китообразные . Для вас подготовили свои выступления Ф.И. учащихся. А для того, чтобы вы были более внимательными, я предлагаю акцентировать внимание на следующих особенностях: Что общего имеют эти отряды? Чем отличаются? Представители отрядов?

1,5 мин. Откройте тетради на стр.128, выполните задание №6. Вам необходимо выбрать признаки, характерные для отряда Ластоногие, отряда Китообразные и общие для обоих отрядов.

1 мин. Один учащийся проговаривает свой ответ, остальные сверяются, дополняют или исправляют при необходимости.


4 мин. - И ещё с одним отрядом мы сегодня познакомимся – Приматы. Ф.И. учащихся подготовили нам небольшой экскурс.

4 мин. Закрепление темы

- Для закрепления темы сегодняшнего урока я предлагаю вам выполнить тестовые задания в ваших тетрадях на стр.126 № 23-27. На это вам отводится 3 мин.

- Я вам раздала ключ с ответами, проверьте себя. 1мин.

- У кого нет ни одной ошибки, у кого одна, у кого 2, у кого 3 и более?

- Молодцы, можно сказать, что для большинства из вас тема была усвоена, а у кого были ошибки, надо будет более подробно остановиться на домашнем параграфе.

1 мин. Оценка и вставление отметок за урок.

1 мин. Домашнее задание: & 52, в тетр. задания 3, 9. Предлагаю Ф.И. ученика подготовить сообщение «Значение млекопитающих в природе и жизни человека».

2 мин. Рефлексия

 «ДЕРЕВО ЧУВСТВ»

Повесьте ленточку на наше пробуждающееся от зимы дерево, определив у себя те чувства и те знания, которые вы уносите с собой, после этого урока. Если чувствуете себя:

красный – радостно, наполнены знаниями;

зеленый – спокойно, есть вопросы по теме, но вы их с лёгкостью восполните, выполнив Д/з; 

черный - упадок, уныние, вам было ничего не понятно.



2 мин. – Резервное время




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!