Подготовка к ЕГЭ части С (сочинение) по тексту «Любовь, уважение, знание» Д.С. Лихачёва. Учимся понимать исходный текст. Цели: Цель урока: выявить умения обучающихся понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы; сформировать у обучающихся навыки написания сочинения- рассуждения на предложенную тему в рамках подготовки к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе. Задачи: образовательные: расширение и углубление знаний по культуре речи; повторение знаний обучающихся о лексике, типах речи, композиции сочинения- рассуждения, способах толкования слова, правилах написания аргументов, изобразительно- выразительных средствах языка; предупреждение орфографических ошибок; обучение умению самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и структурной связностью сочинения- рассуждения в формате ЕГЭ. развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения проводить композиционно- содержательный анализ исходного текста и на этой основе отбирать материал для собственного текста публицистического характера, выражать личностно- эмоциональное отношение к теме. воспитательные: формирование таких нравственных качеств обучающихся, как сострадание, отзывчивость, милосердие; воспитание уважительного отношения к чужому мнению, формирование умения корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения. Приемы активизации мыслительной деятельности обучающихся: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, историей и литературой. Выдвижение гипотез. Личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, осознание необходимости подготовки к ЕГЭ. Регулятивные УУД: формулирование темы урока, цели, соотнесение цели и результатов своей деятельности. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с другими участниками группы, умение строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле, осуществление речевого самоконтроля в учебной деятельности и повседневной практике. Познавательные УУД: знание определения изученных терминов, умение работать с текстом, анализировать, выстраивать последовательность, систематизировать, извлекать информацию из источников, представленных в разных формах (текст, образец) и преобразовывать её из одной формы в другую (составлять схему), анализировать, строить рассуждения, делать выводы, уметь находить ответы на вопросы, используя свои знания. Оборудование к уроку: Презентация к уроку, раздаточный материал. Текст Д.С. Лихачёва «Любовь, уважение, знание». Структура урока Вступительное слово учителя. Мотивация деятельности. Вызов интереса. Ребята, вы любите путешествовать? (да!) А в Интернете? (да!!!) Вот и я люблю путешествия, особенно виртуальные. Столько интересного узнаешь за один «поход» на страничку форума, посвященного сдаче ЕГЭ. Давайте прочитаем,что они пишут. «Кто сдавал ЕГЭ по русскому в прошлые годы, поделитесь шпаргалками к сочинению. Это работа творческая, за нее ставят самые высокие баллы». «Еще бы не ставили! Дома над сочинением неделю сидишь, а тут надо за 3 часа и сделать части А и В, да еще успеть нарисовать что-то вразумительное в С! Какое тут творчество, если порой такой текст попадется, что невозможно понять, о чем писать!» «Полгода до экзамена осталось, а я как собачка Павлова – текст понимаю, а написать сочинение по нему не могу!» Вот такие проблемы волную ваших сверстников .А вас , ребята, какие проблемы? (как успешно сдать ЕГЭ, набрать больше баллов на ЕГЭ , научиться писать сочинение-рассуждение) Да, ребята, часть С самая сложная. Она проверяет навыки вдумчивого, осмысленного чтения, зрелость ваших суждений при истолковании текста. Пусть сегодняшний урок будет еще одним важным вашим шагом на пути усвоения технологии выполнения задания части С . Подготовка обучающихся к восприятию нового учебного материала, актуализация знаний. Определение темы урока. «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным», — сказал когда-то римский философ Сенека. Поэтому я хотела бы узнать, а «вы знаете куда держите путь? Давайте вспомним задание части С? Как оно звучит? Сколько баллов мы можем заработать за сочинение? (23) (работа с заданиями части С .Обратите внимание на первую фразу: « Напишите по прочитанному тексту» и на последующую « Работа, написанная без опоры на прочитанный текст, не оценивается». Отсюда следует, что важнейшим условием успешного написания сочинения является правильное понимание исходного текста. Если вы правильно поймете текст – это уже 50 % успеха на экзамене. А правильно понять текст – задача не из легких. давайте сегодня на уроке попробуем научиться понимать исходный текст. Как вы думаете , какая у нас тема урока?(ответы детей) Запишите тему урока «Учимся понимать исходный текст» Формулирование цели урока. Тема урока обозначена и мне хотелось бы, чтобы вы сами поставили перед собой цель. (Цель урока – научиться правильно понимать исходный текст, научиться «вычитывать» нужную для сочинения информацию. Подготовка к восприятию исходного текста. Просмотр видеосюжета «Судьба памятников воинам-освободителям на территории бывшего СССР» Давайте посмотрим сюжет. А вы подумайте какую проблему мы будем рассматривать и о чем мы будем говорить? (Просмотр сюжета) И первый вопрос: -Какие чувства вы сейчас испытываете? О чем будет текст и какую проблему рассматривать? - Я просто поражен увиденным. - Я недоумеваю, как можно так поступать с памятниками героям и как можно озверевших нацистов возводить в ранг героев , я испытываю чувство возмущения и обиды. - Я думаю , что будем говорить о патриотизме, о памятниках, о войне. - Сегодня мы будем работать с текстом современного писателя- публициста Дмитрия Лихачева. Опережающее задание .Выступление обучающегося. Д.С. Лихачев-публицист, известный всей России человек, проживший долгую и интересную жизнь. Он придавал большое значение знаниям, интеллигентности, духовности. Был одним из виднейших ученых нашей страны, одним из тех, кого называют совестью нации. Он глубоко разбирался в искусстве и был чуток к проблемам общества. Его искренне беспокоило состояние родной культуры. И сегодня на уроке мы будем готовиться к сочинению – рассуждению, одному из этапов трудного экзамена. А поможет нам Д.С. Лихачев. Практически он подготовил рассуждение, нам его надо осмыслить, осознать и реализовать. Что вам известно о Д.С. Лихачеве Родился в 1906 году, окончил Ленинградский университет, этно-лингвистическое отделение факультета общественных наук. Первую научную работу написал в студенческие годы. А впоследствии стал дважды лауреатом Государственной премии СССР: в 1952 году за научный труд «История культуры Древней Руси», а в 1969-м-за книгу «Поэтика древнерусской литературы». В 1993 году - лауреат Государственной премии Российской Федерации. Литературовед, историк литературы. Академик, которого назвали своеобразным символом русской интеллигенции 20 века. Первый почетный гражданин Санкт-Петербурга. Дмитрия Сергеевича Лихачева, ученого с мировым именем несколько раз пытались «вытолкнуть» из Ленинграда, потому что он был человеком, никого и ничего не боявшимся, говорившим всегда то, что думал. В годы перестройки его называли совестью современной России. …Он был репрессирован, отбывал срок в Соловецких лагерях, а выйдя на свободу, решил поехать в Новгород Индивидуально – дифференцированная работа.: Собрать текст из пазлов. Текст разрезан на части (сильным ученикам – по абзацам, слабым – на большие части). Собрать текст Д.С.Лихачева из «пазлов». Чтение текста (обучающимися) Любовь, уважение, знание Как относиться к нашему культурному наследию? Каждый ответит, что его надо оберегать, но в памяти пробуждаются другие, грустные, а порой даже горестные воспоминания. Довелось мне однажды быть на Бородинском поле вместе с замечательным человеком — реставратором Николаем Ивановичем Ивановым. Он уже и не помнит, когда последний раз был в отпуске: ни дня без Бородинского поля прожить не может. Мы с ним обнажили головы перед памятниками, воздвигнутыми благодарными потомками. И это здесь, на поле русской славы, в 1932 году был взорван памятник на могиле Багратиона! Сделавшие это надругались над святыней, они совершили преступление против самого святого: против чувства глубокой признательности герою, защитнику национальной Свободы. А как расценивать тех, кто примерно в это же время намалевал гигантскую надпись на стенах монастыря, построенного на месте смерти другого героя — Тучкова: «Довольно хранить остатки рабского прошлого!» Я родился и прожил большую часть жизни в Ленинграде. Для меня архитектурный облик города связан и именами Растрелли, Росси, Кварнеги, Захарова, Воронихина. По дороге с главного аэродрома стоял Путевой дворец Растрелли. Он был в плохом состоянии, но коснись его рука реставратора, и какой бы праздничной стала увертюра к Ленинграду. Во время войны дворец был близко к линии фронта, но наши бойцы сделали все, чтобы сохранить это здание. Но в конце шестидесятых годов его снесли! Снесли, и пусто на этом месте. Так же пусто и в душе, когда проезжаешь это место. И горько, ведь потеря памятников культуры невосполнима: все они уникальны, они связаны с определенной эпохой, с конкретными именами. «Запас» памятников культуры, «запас» культурной среды в мире крайне ограничен, и с каждым годом он становится все меньше. На земле остается все меньше памятников культуры, и не потому, что земли становится меньше. Все дело в том, что слишком много призывали к патриотизму, а его надо воспитывать с детства. Любовь к родной стране, родной природе, родному городу или селу, родной речи начинается с любви к семье, к жилищу, школе. И еще — с уважения чувств других людей, которые также любят ^свой дом, свою природу, свое родное слово, пусть и непонятное тебе. Все эти важнейшие человеческие качества и поможет открыть тебе история: любовь, уважение, знание. Физминутка. Зарядка для глаз. Все закрыли глаза и с закрытыми глазами напишите на стене своё имя, фамилию и отчество. Какая проблема поднимается автором? Какая проблема требует разрешения? Найдите предложение, в котором она заявлена. Проблема заявлена в первом предложении в форме вопроса: « Как относиться к историческому и культурному наследию нашей страны?» Основная проблема – это та, которая стала объектом раздумий автора; над которой он в основном размышляет; по которой отчётливо заявлена авторская позиция. Попробуем сформулировать иначе: Дмитрия Лихачёва волнует проблема (чего?) бездумного, варварского отношения к историческому и культурному наследию нашей страны. Определите, какая это проблемы? Выберите и подчеркните: нравственная общественно - политическая философская психологическая Актуальна проблема сегодня? Д. Лихачёв в статье называет причины актуальности этой проблемы. Найдите, зачитайте. «запас» памятников культуры крайне ограничен; он истощается со всей прогрессирующей скоростью; утрата любого памятника культуры невосполнима: он всегда индивидуален. Можно ли эту проблему отнести к разряду «вечных»? В мировом масштабе – да: в год с лица земли исчезает примерно 5 памятников истории и архитектуры. Словарная работа А Наследие | 1 Невежественное отношение к культурным ценностям. | Б Наследство | 2 Восстановление памятников культуры. | В Реставрация | 3 Явление культуры, быта, полученное от предыдущих эпох. | Г Варварство | 4 Имущество, переходящее к другому лицу. | Д Вандализм | 5 Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. | Е Память | 6 Глубоко чтимый | Ж Святой | 7 способность сохранять | З Патриотизм | 8 Бессмысленное, жестокое разрушение исторических памятников и культурных ценностей. | Читали ли (слышали, видели, знаете) вы что-либо подобное? Можете ли привести примеры? Сегодня нередки случаи, когда памятники архитектуры гибнут именно по вине человека. Он в погоне за прибылью, занятый бизнесом и коммерцией, часто уничтожает эти шедевры. Знаменитый историко-мемориальный комплекс Мамаев Курган в Волгограде вызывает ажиотаж у бизнесменов. Из-за того, что он находится в центре города, поток желающих превратить мемориальное кладбище в увеселительную зону с каждым годом становиться все больше. В городе Ульяновске у обелиска Вечной славы подростки садятся кружком у Вечного огня, пьют пиво и сушат промокшую обувь. Два года назад в Иркутске торжественно открыли памятник Георгию Граффити. Основным памятником города Владивостока смело можно назвать Владивостокскую крепость. Сейчас многие объекты крепости заброшены, там работают «вандалы» или происходят разборки между криминальными группами. В городе Владивостоке снесен памятник деревянного зодчества-жилой дом № 14 на ул. Абрековской. В Москве 70% зданий, представляющих историческую ценность, разрушено. В городе Владивостоке вандалы надругались над памятником Мандельштаму. В городе Ломоносове на пустом постаменте есть табличка с надписью. Там написано: « За последние 5 лет жителями города Ломоносова разбито и разрушено памятников и скульптур больше, чем от фашистских бомбардировщиков во время войны Поведение итого урока Вот мы и начали подготовку к написанию сочинения- рассуждения. Я думаю, что наш сегодняшний разговор поможет вам в написании сочинения , а для этого вспомним структуру сочинения- рассуждения. Тема Проблема Позиция автора Своя позиция Аргументы Вывод Рефлексия Сегодня я узнал, что… Мне понравилось… Я подумаю над… Заключительное слово Я думаю, что сегодняшний наш урок стал еще одним этапом в освоении вами секретов написания сочинения. И мне очень хотелось бы, чтобы эксперт, проверяющий вашу работу, увидел вас как человека эрудированного, мыслящего, умеющего вступить в диалог с автором, и поставил вам высокую оценку, которая может стать входным билетом в вуз. Текст Дмитрия Сергеевича Лихачева «Любовь, уважение, знание». 1)Как относиться к нашему культурному наследию? 2)Каждый ответит, что его надо оберегать, но в памяти пробуждаются другие, грустные, а порой даже горестные воспоминания. 3)Довелось мне однажды быть на Бородинском поле вместе с замечательным человеком — реставратором Николаем Ивановичем Ивановым. 4)Он уже и не помнит, когда последний раз был в отпуске: ни дня без Бородинского поля прожить не может. 5)Мы с ним обнажили головы перед памятниками, воздвигнутыми благодарными потомками. 6)И это здесь, на поле русской славы, в 1932 году был взорван памятник на могиле Багратиона! 7)Сделавшие это надругались над святыней, они совершили преступление против самого святого: против чувства глубокой признательности герою, защитнику национальной Свободы. 8)А как расценивать тех, кто примерно в это же время намалевал гигантскую надпись на стенах монастыря, построенного на месте смерти другого героя — Тучкова: «Довольно хранить остатки рабского прошлого!» 9)Я родился и прожил большую часть жизни в Ленинграде. 10)Для меня архитектурный облик города связан и именами Растрелли, Росси, Кварнеги, Захарова, Воронихина. 11)По дороге с главного аэродрома стоял Путевой дворец Растрелли. 12)Он был в плохом состоянии, но коснись его рука реставратора, и какой бы праздничной стала увертюра к Ленинграду. 13)Во время войны дворец был близко к линии фронта, но наши бойцы сделали все, чтобы сохранить это здание. 14)Но в конце шестидесятых годов его снесли! 15)Снесли, и пусто на этом месте. 16)Так же пусто и в душе, когда проезжаешь это место. 17)И горько, ведь потеря памятников культуры невосполнима: все они уникальны, они связаны с определенной эпохой, с конкретными именами. 18)«Запас» памятников культуры, «запас» культурной среды в мире крайне ограничен, и с каждым годом он становится все меньше. 19)На земле остается все меньше памятников культуры, и не потому, что земли становится меньше. 20)Все дело в том, что слишком много призывали к патриотизму, а его надо воспитывать с детства. 21)Любовь к родной стране, родной природе, родному городу или селу, родной речи начинается с любви к семье, к жилищу, школе. 22)И еще — с уважения чувств других людей, которые также любят свой дом, свою природу, свое родное слово, пусть и непонятное тебе. 23)Все эти важнейшие человеческие качества и поможет открыть тебе история любовь уважение знание. Какая проблема поднимается автором? Какая проблема требует разрешения? Ответ: Бездумного, варварского отношения к историческому и культурному наследию нашей страны. 2.Укажите предложение, в котором средство выразительности является метафора: 1)Так же пусто и в душе, когда проезжаешь это место. 2) Как относиться к нашему культурному наследию? 3) Снесли, и пусто на этом месте. 4) Я родился и прожил большую часть жизни в Ленинграде. Ответ: 1. 3. Из предложений 7-9 выпишите слово , в котором правописание приставки зависит от звонкости – глухости последующего согласного. Ответ: 8 расценивать 4. Из 9-12предложений выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях пишется одна буква Н». Ответ : 10 связан. 5. Из 6-9 предложений выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях пишется две буквы Н». Ответ : 8 построенного. 6.Выпишите из текста все слова с непроизносимой согласной, подобрать к ним проверочные слова. Ответ: грустные- грусть, горестные – горесть- скорбь, печаль, чувства- чувствовать, гигантскую- гиганты. 7.Найти, выписать и распределить слова с гласной в корне по данным колонкам (проверяемые, непроверяемые и чередующиеся гласные в корне). Проверяемые | Непроверяемые | Чередующиеся | | | | 8. Выписать из текста все глаголы 2 лица единственного числа. Ответ: проезжаешь. 9.Объясните значение слова реставрация, подберите к этому слову синоним. Ответ: Восстановление обветшалых или разрушенных памятников старины, искусства в первоначальном виде. Ремонт, восстановление. 10. Замените словосочетание «линия фронта», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Ответ: фронтовая линия. 11. Выпишите грамматическую основу предложения 14. Ответ: снесли. 12.Среди предложений4-7 найдите предложение , с обособленным определением. Напишите номер этого предложения. Ответ : 5 12. Укажите количество грамматических основ в предложении 17. Ответ запишите цифрой. Ответ: 4. 13.Укажите номер(а) предложении , которые являются сложноподчиненными или часть сложного предложения имеет подчинительную связь. Ответ запишите цифрами. Ответ:2,4,8,13,16,19,20, 22. 14.Среди предложений 18-23 найдите предложение с придаточным определительным. Напишите номер этого предложения. Ответ: 22 15. Среди предложений 15-18 найдите бессоюзное сложное предложении . Напишите номер этого предложения. Ответ:17 16. Среди предложений 10-14 найдите сложное предложение с разными видами связи. Напишите номер этого предложения. Ответ: 13 18.Выпишите и расставьте знаки препинания в 23 предложений. Ответ: 23)Все эти важнейшие человеческие качества и поможет открыть тебе история: любовь, уважение, знание. 19. Найдите соответствие. А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | 3 | 4 | 2 | 1 | 8 | 7 | 6 | 5 | А Наследие | 1 Невежественное отношение к культурным ценностям. | Б Наследство | 2 Восстановление памятников культуры. | В Реставрация | 3 Явление культуры, быта, полученное от предыдущих эпох. | Г Варварство | 4 Имущество, переходящее к другому лицу. | Д Вандализм | 5 Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. | Е Память | 6 Глубоко чтимый | Ж Святой | 7 способность сохранять | З Патриотизм | 8 Бессмысленное, жестокое разрушение исторических памятников и культурных ценностей. | Напишите сочинение- рассуждение «Исторические памятники».(9 класс) Напишите сочинение – рассуждение по данному тексту.(10 класс) Текст Дмитрия Сергеевича Лихачева «Любовь, уважение, знание». 1.Прочитайте текст. 1) Как относиться к нашему культурному наследию? 2) Каждый ответит, что его надо оберегать, но в памяти пробуждаются другие, грустные, а порой даже горестные воспоминания. 3) Довелось мне однажды быть на Бородинском поле вместе с замечательным человеком — реставратором Николаем Ивановичем Ивановым. 4) Он уже и не помнит, когда последний раз был в отпуске: ни дня без Бородинского поля прожить не может. 5) Мы с ним обнажили головы перед памятниками, воздвигнутыми благодарными потомками. 6) И это здесь, на поле русской славы, в 1932 году был взорван памятник на могиле Багратиона! 7) Сделавшие это надругались над святыней, они совершили преступление против самого святого: против чувства глубокой признательности герою, защитнику национальной Свободы. 8) А как расценивать тех, кто примерно в это же время намалевал гигантскую надпись на стенах монастыря, построенного на месте смерти другого героя — Тучкова: «Довольно хранить остатки рабского прошлого!» 9) Я родился и прожил большую часть жизни в Ленинграде. 10) Для меня архитектурный облик города связан и именами Растрелли, Росси, Кварнеги, Захарова, Воронихина. 11) По дороге с главного аэродрома стоял Путевой дворец Растрелли. 12) Он был в плохом состоянии, но коснись его рука реставратора, и какой бы праздничной стала увертюра к Ленинграду. 13) Во время войны дворец был близко к линии фронта, но наши бойцы сделали все, чтобы сохранить это здание. 14) Но в конце шестидесятых годов его снесли! 15) Снесли, и пусто на этом месте. 16) Так же пусто и в душе, когда проезжаешь это место. 17) И горько, ведь потеря памятников культуры невосполнима: все они уникальны, они связаны с определенной эпохой, с конкретными именами. 18) «Запас» памятников культуры, «запас» культурной среды в мире крайне ограничен, и с каждым годом он становится все меньше. 19) На земле остается все меньше памятников культуры, и не потому, что земли становится меньше. 20) Все дело в том, что слишком много призывали к патриотизму, а его надо воспитывать с детства. 21) Любовь к родной стране, родной природе, родному городу или селу, родной речи начинается с любви к семье, к жилищу, школе. 22) И еще — с уважения чувств других людей, которые также любят свой дом, свою природу, свое родное слово, пусть и непонятное тебе. 23) Все эти важнейшие человеческие качества и поможет открыть тебе история любовь уважение знание. 2.Какая проблема поднимается автором? Какая проблема требует разрешения? 3.Укажите предложение, в котором средство выразительности является метафора: 1)Также пусто и в душе, когда проезжаешь это место. 2) Как относиться к нашему культурному наследию? 3) Снесли, и пусто на этом месте. 4) Я родился и прожил большую часть жизни в Ленинграде. 4. Из предложений 7-9 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от звонкости – глухости последующего согласного. 5. Из 9-12предложений выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях пишется одна буква Н». 6. Из 6-9 предложений выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях пишется две буквы Н». 7.Выпишите из текста все слова с непроизносимой согласной, подобрать к ним проверочные слова. 8.Найти, выписать и распределить слова с гласной в корне по данным колонкам (проверяемые, непроверяемые и чередующиеся гласные в корне). Проверяемые | Непроверяемые | Чередующиеся | | | | 9. Выписать из текста все глаголы 2 лица единственного числа. 10.Объясните значение слова реставрация, подберите к этому слову синоним. 11. Замените словосочетание «линия фронта», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. 12. Выпишите грамматическую основу предложения 14. 13.Среди предложений4-7 найдите предложение, с обособленным определением. Напишите номер этого предложения. 14. Укажите количество грамматических основ в предложении 17. Ответ запишите цифрой. 15.Укажите номер(а) предложении, которые являются сложноподчиненными или часть сложного предложения имеет подчинительную связь. Ответ запишите цифрами 16.Среди предложений 18-23 найдите предложение с придаточным определительным. Напишите номер этого предложения. 17. Среди предложений 15-18 найдите бессоюзное сложное предложении. Напишите номер этого предложения. 18. Среди предложений 10-14 найдите сложное предложение с разными видами связи. Напишите номер этого предложения. 19.Выпишите и расставьте знаки препинания в 23 предложений. 20.Найдите соответствие. А Наследие | 1 Невежественное отношение к культурным ценностям. | Б Наследство | 2 Восстановление памятников культуры. | В Реставрация | 3 Явление культуры, быта, полученное от предыдущих эпох. | Г Варварство | 4 Имущество, переходящее к другому лицу. | Д Вандализм | 5 Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. | Е Память | 6 Глубоко чтимый | Ж Святой | 7 Способность сохранять | З Патриотизм | 8 Бессмысленное, жестокое разрушение исторических памятников и культурных ценностей. | Напишите сочинение – рассуждение по данному тексту. (10 класс) |