СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по подготовке ЕГЭ по русскому языку "Учимся понимать исходный текст"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработка урока

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по подготовке ЕГЭ по русскому языку "Учимся понимать исходный текст"»



Подготовка к ЕГЭ части С (сочинение) по

тексту «Любовь, уважение, знание»

Д.С. Лихачёва.

Учимся понимать исходный текст.

Цели: Цель урока: выявить умения

обучающихся понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы; сформировать у обучающихся навыки написания сочинения- рассуждения на предложенную тему в рамках подготовки к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.

Задачи:

образовательные:

расширение и углубление знаний по культуре речи; повторение знаний обучающихся о лексике, типах речи, композиции сочинения- рассуждения, способах толкования слова, правилах написания аргументов, изобразительно- выразительных средствах языка; предупреждение орфографических ошибок; обучение умению самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и структурной связностью сочинения- рассуждения в формате ЕГЭ.

развивающие:

развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения проводить композиционно- содержательный анализ исходного текста и на этой основе отбирать материал для собственного текста публицистического характера, выражать личностно- эмоциональное отношение к теме.

воспитательные:

формирование таких нравственных качеств обучающихся, как сострадание, отзывчивость, милосердие; воспитание уважительного отношения к чужому мнению, формирование умения корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.

Приемы активизации мыслительной деятельности обучающихся: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, историей и литературой. Выдвижение гипотез.

Личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, осознание необходимости подготовки к ЕГЭ.

Регулятивные УУД: формулирование темы урока, цели, соотнесение цели и результатов своей деятельности.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с другими участниками группы, умение строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле, осуществление речевого самоконтроля в учебной деятельности и повседневной практике.

Познавательные УУД: знание определения изученных терминов, умение работать с текстом, анализировать, выстраивать последовательность, систематизировать, извлекать информацию из источников, представленных в разных формах (текст, образец) и преобразовывать её из одной формы в другую (составлять схему), анализировать, строить рассуждения, делать выводы, уметь находить ответы на вопросы, используя свои знания.

Оборудование к уроку:

Презентация к уроку, раздаточный материал. Текст Д.С. Лихачёва «Любовь, уважение, знание».

Структура урока

Вступительное слово учителя. Мотивация деятельностиВызов интереса.

Ребята, вы любите путешествовать? (да!) А в Интернете? (да!!!) Вот и я люблю путешествия, особенно виртуальные. Столько интересного узнаешь за один «поход» на страничку форума, посвященного сдаче ЕГЭ. 

Давайте прочитаем,что они пишут.

«Кто сдавал ЕГЭ по русскому в прошлые годы, поделитесь шпаргалками к сочинению. Это работа творческая, за нее ставят самые высокие баллы». 

«Еще бы не ставили! Дома над сочинением неделю сидишь, а тут надо за 3 часа и сделать части А и В, да еще успеть нарисовать что-то вразумительное в С! Какое тут творчество, если порой такой текст попадется, что невозможно понять, о чем писать!» 

«Полгода до экзамена осталось, а я как собачка Павлова – текст понимаю, а написать сочинение по нему не могу!»

Вот такие проблемы волную ваших сверстников .А вас , ребята, какие проблемы? (как успешно сдать ЕГЭ, набрать больше баллов на ЕГЭ , научиться писать сочинение-рассуждение)

Да, ребята, часть С самая сложная. Она проверяет навыки вдумчивого, осмысленного чтения, зрелость ваших суждений при истолковании текста. Пусть сегодняшний урок будет еще одним важным вашим шагом на пути усвоения технологии выполнения задания части С .

Подготовка обучающихся к восприятию нового учебного материала, актуализация знаний. Определение темы урока.
 
«Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным», — сказал когда-то римский философ Сенека.

Поэтому я хотела бы узнать, а «вы знаете куда держите путь?

Давайте вспомним задание части С? Как оно звучит? Сколько баллов мы можем заработать за сочинение? (23)
(работа с заданиями части С .Обратите внимание на первую фразу: « Напишите по прочитанному тексту» и на последующую « Работа, написанная без опоры на прочитанный текст, не оценивается». Отсюда следует, что важнейшим условием успешного написания сочинения является правильное понимание исходного текста. Если вы правильно поймете текст – это уже 50 % успеха на экзамене. А правильно понять текст – задача не из легких. давайте сегодня на уроке попробуем научиться понимать исходный текст.
Как вы думаете , какая у нас тема урока?(ответы детей)
Запишите тему урока «Учимся понимать исходный текст»

Формулирование цели урока.
Тема урока обозначена и мне хотелось бы, чтобы вы сами поставили перед собой цель. 

(Цель урока – научиться правильно понимать исходный текст, научиться «вычитывать» нужную для сочинения информацию.

Подготовка к восприятию исходного текста. Просмотр видеосюжета «Судьба памятников воинам-освободителям на территории бывшего СССР»

Давайте посмотрим сюжет. А вы подумайте какую проблему мы будем рассматривать и о чем мы будем говорить?

(Просмотр сюжета) И первый вопрос:

-Какие чувства вы сейчас испытываете? О чем будет текст и какую проблему рассматривать?

- Я просто поражен увиденным.

- Я недоумеваю, как можно так поступать с памятниками героям и как можно озверевших нацистов возводить в ранг героев , я испытываю чувство возмущения и обиды.

- Я думаю , что будем говорить о патриотизме, о памятниках, о войне.


- Сегодня мы будем работать с текстом современного писателя- публициста Дмитрия Лихачева.

Опережающее задание .Выступление обучающегося.

Д.С. Лихачев-публицист, известный всей России человек, проживший долгую и интересную жизнь. Он придавал большое значение знаниям, интеллигентности, духовности. Был одним из виднейших ученых нашей страны, одним из тех, кого называют совестью нации. Он глубоко разбирался в искусстве и был чуток к проблемам общества. Его искренне беспокоило состояние родной культуры.

И сегодня на уроке мы будем готовиться к сочинению – рассуждению, одному из этапов трудного экзамена. А поможет нам Д.С. Лихачев. Практически он подготовил рассуждение, нам его надо осмыслить, осознать и реализовать.

Что вам известно о Д.С. Лихачеве

Родился в 1906 году, окончил Ленинградский университет, этно-лингвистическое отделение факультета общественных наук. Первую научную работу написал в студенческие годы. А впоследствии стал дважды лауреатом Государственной премии СССР: в 1952 году за научный труд «История культуры Древней Руси», а в 1969-м-за книгу «Поэтика древнерусской литературы». В 1993 году - лауреат Государственной премии Российской Федерации.

Литературовед, историк литературы. Академик, которого назвали своеобразным символом русской интеллигенции 20 века. Первый почетный гражданин Санкт-Петербурга.

Дмитрия Сергеевича Лихачева, ученого с мировым именем несколько раз пытались «вытолкнуть» из Ленинграда, потому что он был человеком, никого и ничего не боявшимся, говорившим всегда то, что думал. В годы перестройки его называли совестью современной России.

…Он был репрессирован, отбывал срок в Соловецких лагерях, а выйдя на свободу, решил поехать в Новгород

Индивидуально – дифференцированная работа.: Собрать текст из пазлов. Текст разрезан на части (сильным ученикам – по абзацам, слабым – на большие части).

Собрать текст Д.С.Лихачева из «пазлов».


Чтение текста (обучающимися)

Любовь, уважение, знание

Как относиться к нашему культурному наследию? Каждый отве­тит, что его надо оберегать, но в памяти пробуждаются другие, гру­стные, а порой даже горестные воспоминания.

Довелось мне однажды быть на Бородинском поле вместе с за­мечательным человеком — реставратором Николаем Ивановичем Ивановым. Он уже и не помнит, когда последний раз был в отпус­ке: ни дня без Бородинского поля прожить не может. Мы с ним обнажили головы перед памятниками, воздвигнутыми благодарны­ми потомками.

И это здесь, на поле русской славы, в 1932 году был взорван па­мятник на могиле Багратиона! Сделавшие это надругались над свя­тыней, они совершили преступление против самого святого: против чувства глубокой признательности герою, защитнику национальной Свободы. А как расценивать тех, кто примерно в это же время намалевал гигантскую надпись на стенах монастыря, построенного на месте смерти другого героя — Тучкова: «Довольно хранить остатки рабского прошлого!»

Я родился и прожил большую часть жизни в Ленинграде. Для меня архитектурный облик города связан и именами Растрелли, Росси, Кварнеги, Захарова, Воронихина. По дороге с главного аэродрома стоял Путевой дворец Растрелли. Он был в плохом состоянии, но коснись его рука реставратора, и какой бы праздничной стала увер­тюра к Ленинграду. Во время войны дворец был близко к линии фронта, но наши бойцы сделали все, чтобы сохранить это здание. Но в конце шестидесятых годов его снесли! Снесли, и пусто на этом месте. Так же пусто и в душе, когда проезжаешь это место. И горько, ведь потеря памятников культуры невосполнима: все они уникальны, они связаны с определенной эпохой, с конкретными именами.

«Запас» памятников культуры, «запас» культурной среды в мире крайне ограничен, и с каждым годом он становится все меньше. На земле остается все меньше памятников культуры, и не потому, что земли становится меньше. Все дело в том, что слишком много при­зывали к патриотизму, а его надо воспитывать с детства.

Любовь к родной стране, родной природе, родному городу или селу, родной речи начинается с любви к семье, к жилищу, школе. И еще — с уважения чувств других людей, которые также любят ^свой дом, свою природу, свое родное слово, пусть и непонятное тебе.

Все эти важнейшие человеческие качества и поможет открыть тебе история: любовь, уважение, знание.

Физминутка. Зарядка для глаз. Все закрыли глаза и с закрытыми глазами напишите на стене своё имя, фамилию и отчество.

Какая проблема поднимается автором? Какая проблема требует разрешения?

Найдите предложение, в котором она заявлена.

Проблема заявлена в первом предложении в форме вопроса: « Как относиться к историческому и культурному наследию нашей страны?»

Основная проблема – это та,

    • которая стала объектом раздумий автора;


    • над которой он в основном размышляет;


    • по которой отчётливо заявлена авторская позиция.

Попробуем сформулировать иначе:

Дмитрия Лихачёва волнует проблема (чего?) бездумного, варварского отношения к историческому и культурному наследию нашей страны.

Определите, какая это проблемы? Выберите и подчеркните:

нравственная

общественно - политическая

философская

психологическая
Актуальна проблема сегодня?


Д. Лихачёв в статье называет причины актуальности этой проблемы. Найдите, зачитайте.

  • «запас» памятников культуры крайне ограничен;

  • он истощается со всей прогрессирующей скоростью;

  • утрата любого памятника культуры невосполнима: он всегда индивидуален.

Можно ли эту проблему отнести к разряду «вечных»?

В мировом масштабе – да: в год с лица земли исчезает примерно 5 памятников истории и архитектуры.











Словарная работа



А
Наследие



1
Невежественное отношение к культурным ценностям.

Б

Наследство



2

Восстановление памятников культуры.



В

Реставрация

3

Явление культуры, быта, полученное от предыдущих эпох.

Г

Варварство



4


Имущество, переходящее к другому лицу.

Д

Вандализм



5


Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.

Е

Память


6

Глубоко чтимый

Ж

Святой


7

способность сохранять


З

Патриотизм



8

Бессмысленное, жестокое разрушение исторических памятников и культурных ценностей.




Читали ли (слышали, видели, знаете) вы что-либо подобное? Можете ли привести примеры?

Сегодня нередки случаи, когда памятники архитектуры гибнут именно по вине человека. Он в погоне за прибылью, занятый бизнесом и коммерцией, часто уничтожает эти шедевры.

Знаменитый историко-мемориальный комплекс Мамаев Курган в Волгограде вызывает ажиотаж у бизнесменов. Из-за того, что он находится в центре города, поток желающих превратить мемориальное кладбище в увеселительную зону с каждым годом становиться все больше.

В городе Ульяновске у обелиска Вечной славы подростки садятся кружком у Вечного огня, пьют пиво и сушат промокшую обувь.

Два года назад в Иркутске торжественно открыли памятник Георгию Граффити.

Основным памятником города Владивостока смело можно назвать Владивостокскую крепость. Сейчас многие объекты крепости заброшены, там работают «вандалы» или происходят разборки между криминальными группами.

В городе Владивостоке снесен памятник деревянного зодчества-жилой дом № 14 на ул. Абрековской.

В Москве 70% зданий, представляющих историческую ценность, разрушено.

В городе Владивостоке вандалы надругались над памятником Мандельштаму.

В городе Ломоносове на пустом постаменте есть табличка с надписью. Там написано: « За последние 5 лет жителями города Ломоносова разбито и разрушено памятников и скульптур больше, чем от фашистских бомбардировщиков во время войны



Поведение итого урока

Вот мы и начали подготовку к написанию сочинения- рассуждения. Я думаю, что наш сегодняшний разговор поможет вам в написании сочинения , а для этого вспомним структуру сочинения- рассуждения.

Тема

Проблема

Позиция автора

Своя позиция

Аргументы

Вывод

Рефлексия 

Сегодня я узнал, что…

Мне понравилось…

Я подумаю над…

Заключительное слово

Я думаю, что сегодняшний наш урок стал еще одним этапом в освоении вами секретов написания сочинения. И мне очень хотелось бы, чтобы эксперт, проверяющий вашу работу, увидел вас как человека эрудированного, мыслящего, умеющего вступить в диалог с автором, и поставил вам высокую оценку, которая может стать входным билетом в вуз.






























Текст Дмитрия Сергеевича Лихачева «Любовь, уважение, знание».

1)Как относиться к нашему культурному наследию? 2)Каждый отве­тит, что его надо оберегать, но в памяти пробуждаются другие, гру­стные, а порой даже горестные воспоминания.

3)Довелось мне однажды быть на Бородинском поле вместе с за­мечательным человеком — реставратором Николаем Ивановичем Ивановым. 4)Он уже и не помнит, когда последний раз был в отпус­ке: ни дня без Бородинского поля прожить не может. 5)Мы с ним обнажили головы перед памятниками, воздвигнутыми благодарны­ми потомками.

6)И это здесь, на поле русской славы, в 1932 году был взорван па­мятник на могиле Багратиона! 7)Сделавшие это надругались над свя­тыней, они совершили преступление против самого святого: против чувства глубокой признательности герою, защитнику национальной Свободы. 8)А как расценивать тех, кто примерно в это же время намалевал гигантскую надпись на стенах монастыря, построенного на месте смерти другого героя — Тучкова: «Довольно хранить остатки рабского прошлого!»

9)Я родился и прожил большую часть жизни в Ленинграде. 10)Для меня архитектурный облик города связан и именами Растрелли, Росси, Кварнеги, Захарова, Воронихина. 11)По дороге с главного аэродрома стоял Путевой дворец Растрелли. 12)Он был в плохом состоянии, но коснись его рука реставратора, и какой бы праздничной стала увер­тюра к Ленинграду. 13)Во время войны дворец был близко к линии фронта, но наши бойцы сделали все, чтобы сохранить это здание. 14)Но в конце шестидесятых годов его снесли! 15)Снесли, и пусто на этом месте. 16)Так же пусто и в душе, когда проезжаешь это место. 17)И горько, ведь потеря памятников культуры невосполнима: все они уникальны, они связаны с определенной эпохой, с конкретными именами.

18)«Запас» памятников культуры, «запас» культурной среды в мире крайне ограничен, и с каждым годом он становится все меньше. 19)На земле остается все меньше памятников культуры, и не потому, что земли становится меньше. 20)Все дело в том, что слишком много при­зывали к патриотизму, а его надо воспитывать с детства.

21)Любовь к родной стране, родной природе, родному городу или селу, родной речи начинается с любви к семье, к жилищу, школе. 22)И еще — с уважения чувств других людей, которые также любят свой дом, свою природу, свое родное слово, пусть и непонятное тебе.

23)Все эти важнейшие человеческие качества и поможет открыть тебе история любовь уважение знание.





  1. Какая проблема поднимается автором? Какая проблема требует разрешения?

Ответ: Бездумного, варварского отношения к историческому и культурному наследию нашей страны.

2.Укажите предложение, в котором средство выразительности является метафора:

1)Так же пусто и в душе, когда проезжаешь это место.

2) Как относиться к нашему культурному наследию?

3) Снесли, и пусто на этом месте.

4) Я родился и прожил большую часть жизни в Ленинграде.

Ответ: 1.

3. Из предложений 7-9 выпишите слово , в котором правописание приставки зависит от звонкости – глухости последующего согласного.

Ответ: 8 расценивать

4. Из 9-12предложений выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях пишется одна буква Н».

Ответ : 10 связан.

5. Из 6-9 предложений выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях пишется две буквы Н».

Ответ : 8 построенного.

6.Выпишите из текста все слова с непроизносимой согласной, подобрать к ним проверочные слова.

Ответ: грустные- грусть, горестные – горесть- скорбь, печаль, чувства- чувствовать, гигантскую- гиганты.

7.Найти, выписать и распределить слова с гласной в корне по данным колонкам (проверяемые, непроверяемые и чередующиеся гласные в корне).

Проверяемые


Непроверяемые


Чередующиеся





8. Выписать из текста все глаголы 2 лица единственного числа.

Ответ: проезжаешь.

9.Объясните значение слова реставрация, подберите к этому слову синоним.

Ответ: Восстановление обветшалых или разрушенных памятников старины, искусства в первоначальном виде. Ремонт, восстановление.

10. Замените словосочетание «линия фронта», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование.

Ответ: фронтовая линия.

11. Выпишите грамматическую основу предложения 14.

Ответ: снесли.

12.Среди предложений4-7 найдите предложение , с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.

Ответ : 5

12. Укажите количество грамматических основ в предложении 17. Ответ запишите цифрой.

Ответ: 4.

13.Укажите номер(а) предложении , которые являются сложноподчиненными или часть сложного предложения имеет подчинительную связь. Ответ запишите цифрами.

Ответ:2,4,8,13,16,19,20, 22.

14.Среди предложений 18-23 найдите предложение с придаточным определительным. Напишите номер этого предложения.

Ответ: 22

15. Среди предложений 15-18 найдите бессоюзное сложное предложении . Напишите номер этого предложения.

Ответ:17

16. Среди предложений 10-14 найдите сложное предложение с разными видами связи. Напишите номер этого предложения.

Ответ: 13

18.Выпишите и расставьте знаки препинания в 23 предложений.

Ответ: 23)Все эти важнейшие человеческие качества и поможет открыть тебе история: любовь, уважение, знание.

19. Найдите соответствие.

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

3

4

2

1

8

7

6

5



А
Наследие



1
Невежественное отношение к культурным ценностям.

Б

Наследство



2

Восстановление памятников культуры.



В

Реставрация

3

Явление культуры, быта, полученное от предыдущих эпох.

Г

Варварство



4


Имущество, переходящее к другому лицу.

Д

Вандализм



5


Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.

Е

Память


6

Глубоко чтимый

Ж

Святой


7

способность сохранять


З

Патриотизм



8

Бессмысленное, жестокое разрушение исторических памятников и культурных ценностей.


Напишите сочинение- рассуждение «Исторические памятники».(9 класс)

Напишите сочинение – рассуждение по данному тексту.(10 класс)



























Текст Дмитрия Сергеевича Лихачева «Любовь, уважение, знание».

1.Прочитайте текст.

1) Как относиться к нашему культурному наследию? 2) Каждый отве­тит, что его надо оберегать, но в памяти пробуждаются другие, гру­стные, а порой даже горестные воспоминания.

3) Довелось мне однажды быть на Бородинском поле вместе с за­мечательным человеком — реставратором Николаем Ивановичем Ивановым. 4) Он уже и не помнит, когда последний раз был в отпус­ке: ни дня без Бородинского поля прожить не может. 5) Мы с ним обнажили головы перед памятниками, воздвигнутыми благодарны­ми потомками.

6) И это здесь, на поле русской славы, в 1932 году был взорван па­мятник на могиле Багратиона! 7) Сделавшие это надругались над свя­тыней, они совершили преступление против самого святого: против чувства глубокой признательности герою, защитнику национальной Свободы. 8) А как расценивать тех, кто примерно в это же время намалевал гигантскую надпись на стенах монастыря, построенного на месте смерти другого героя — Тучкова: «Довольно хранить остатки рабского прошлого!»

9) Я родился и прожил большую часть жизни в Ленинграде. 10) Для меня архитектурный облик города связан и именами Растрелли, Росси, Кварнеги, Захарова, Воронихина. 11) По дороге с главного аэродрома стоял Путевой дворец Растрелли. 12) Он был в плохом состоянии, но коснись его рука реставратора, и какой бы праздничной стала увер­тюра к Ленинграду. 13) Во время войны дворец был близко к линии фронта, но наши бойцы сделали все, чтобы сохранить это здание. 14) Но в конце шестидесятых годов его снесли! 15) Снесли, и пусто на этом месте. 16) Так же пусто и в душе, когда проезжаешь это место. 17) И горько, ведь потеря памятников культуры невосполнима: все они уникальны, они связаны с определенной эпохой, с конкретными именами.

18) «Запас» памятников культуры, «запас» культурной среды в мире крайне ограничен, и с каждым годом он становится все меньше. 19) На земле остается все меньше памятников культуры, и не потому, что земли становится меньше. 20) Все дело в том, что слишком много при­зывали к патриотизму, а его надо воспитывать с детства.

21) Любовь к родной стране, родной природе, родному городу или селу, родной речи начинается с любви к семье, к жилищу, школе. 22) И еще — с уважения чувств других людей, которые также любят свой дом, свою природу, свое родное слово, пусть и непонятное тебе.

23) Все эти важнейшие человеческие качества и поможет открыть тебе история любовь уважение знание.

2.Какая проблема поднимается автором? Какая проблема требует разрешения?

3.Укажите предложение, в котором средство выразительности является метафора:

1)Также пусто и в душе, когда проезжаешь это место.

2) Как относиться к нашему культурному наследию?

3) Снесли, и пусто на этом месте.

4) Я родился и прожил большую часть жизни в Ленинграде.

4. Из предложений 7-9 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от звонкости – глухости последующего согласного.

5. Из 9-12предложений выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях пишется одна буква Н».

6. Из 6-9 предложений выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях пишется две буквы Н».

7.Выпишите из текста все слова с непроизносимой согласной, подобрать к ним проверочные слова.

8.Найти, выписать и распределить слова с гласной в корне по данным колонкам (проверяемые, непроверяемые и чередующиеся гласные в корне).

Проверяемые


Непроверяемые


Чередующиеся





9. Выписать из текста все глаголы 2 лица единственного числа.

10.Объясните значение слова реставрация, подберите к этому слову синоним.

11. Замените словосочетание «линия фронта», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование.

12. Выпишите грамматическую основу предложения 14.

13.Среди предложений4-7 найдите предложение, с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.

14. Укажите количество грамматических основ в предложении 17. Ответ запишите цифрой.

15.Укажите номер(а) предложении, которые являются сложноподчиненными или часть сложного предложения имеет подчинительную связь. Ответ запишите цифрами

16.Среди предложений 18-23 найдите предложение с придаточным определительным. Напишите номер этого предложения.

17. Среди предложений 15-18 найдите бессоюзное сложное предложении. Напишите номер этого предложения.

18. Среди предложений 10-14 найдите сложное предложение с разными видами связи. Напишите номер этого предложения.

19.Выпишите и расставьте знаки препинания в 23 предложений.

20.Найдите соответствие.

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З











А Наследие



1 Невежественное отношение к культурным ценностям.

Б Наследство



2 Восстановление памятников культуры.



В Реставрация

3 Явление культуры, быта, полученное от предыдущих эпох.

Г Варварство



4 Имущество, переходящее к другому лицу.

Д Вандализм



5 Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.

Е Память


6 Глубоко чтимый

Ж Святой


7 Способность сохранять


З Патриотизм



8 Бессмысленное, жестокое разрушение исторических памятников и культурных ценностей.


Напишите сочинение – рассуждение по данному тексту. (10 класс)
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!