СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по повести А.С. Пушкина «Дубровский». Тема: « Знаем ли мы героев повести?»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по повести А.С. Пушкина «Дубровский». Тема: « Знаем ли мы героев повести?»»

Открытый урок по повести А.С. Пушкина «Дубровский».

Тема: « Знаем ли мы героев повести?»

Цели урока:

1. Образовательная: подвести итог изучения повести; проверить знание текста, умение ориентироваться в содержании произведения.

2. Развивающая: развитие речи учащихся, логичность мысли, умение обобщать, раскрытие творческих способностей детей.

3. Воспитательная: привить любовь к русской литературе; воспитать бережное отношение к слову автора; уделить внимание к собственным словам в общении.


Ход урока:
I. Орг. момент: Объявление темы цели урока. (слайд)
Слово учителя:

Дорогие ребята, мы с вами познакомились с замечательным произведением великого гения А.С. Пушкина «Дубровский». Сегодня у нас завершающий урок по повести. И у многих будет возможность, если они будут работать засучив рукава, получать хорошие оценки.
Поработаем и узнаем, кто очень внимательно читал повесть Пушкина, кто может с закрытыми глазами пройтись по содержанию текста.
Желаю удачи и творчески раскрыться на уроке.

II. Повторяем – вспоминаем. (слайд)

Вопросы:
1. В 1811 году, 12 августа Пушкин выдержал экзамен и был принят в числе тридцати воспитанников. Куда?
(В Лицей)
2. Помните правила Лицея?
(Специальная одежда, пока 6 лет учатся, не имеют права покидать стены Лицея, выезжать. Посещение родственников по праздничным дням. )
3.Во сколько начинается день лицеистов?
(В 6 утра)
4. Пушкин занимал комнату с 14-м номером.

А рядом чья комната была?
(Пущина)
5. Помните девиз Лицея?
(«Учиться и жить для общей пользы»)
6.Помните имена лицейских друзей Пушкина?
(Дельвиг, Пущин, Кюхельбекер)
7. Помните ли вы названия некоторых стихотворений посвященных друзьям?
(«И.И.Пущину», «Кюхельбекеру», «В альбом Пущину», «Товарищам»)
8. Из какого стихотворения эти строчки?
Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер... да я!
(«Узник»)
9. Из какого стихотворения эти строчки?
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит…
(«Зимнее утро»)
10. О чем идет речь?
«Здесь поднимаются проблемы русского общества 19 века. Здесь можно встретить:
1. Произвол и деспотизм помещиков;
2. Бесправное положение крепостных крестьян;
3. Беспринципность царского суда;
4. Распространение вооруженного сопротивления среди народных масс?
(О романе Пушкина «Дубровский»)

– Молодцы, ребята! Вот мы и приближаемся к нашей основной теме сегодняшнего урока. Сейчас более обширно будем говорить о романе и о героях произведения.



Слово учителя: (слайд)
Роман, о котором мы с вами сегодня поговорим не был завершен Пушкиным. Работал он на ним с 21 октября 1832г по 6 февраля 1833г. Незаконченный роман он не опубликовал. Лишь после смерти Пушкина издатели выпустили роман в свет и дали название по фамилии главного героя – «Дубровский»
В основу романа легли подлинные факты, жизненные обстоятельства. Действие романа происходит в 1820-е годы. Это были годы молодости Пушкина.

III. Литературный распределительный диктант у доски. (слайд)
Слово учителя:
Прежде чем поработать с сюжетом романа, посмотрим, умеете ли вы различать героев произведения.
Ваша цель распределить их на две группы.
Положительные герои: (слайд)
1. Андрей Гаврилович Дубровский
2. Егоровна (няня)
3. Володя Дубровский
4. Архип (кузнец)
5. Анна Савишна Глобова (вдова)
6. Митя (рыжий мальчик 13 лет)
7. Маша Троекурова
Отрицательные герои:
1. Кирила Петрович Троекуров
2. Князь Верейский
3. Шабашкин (служащий суда-заседатель)
4. Антон Пафнутьич Спицын
5. Исправник с города
6. Разбойник Дубровский
7. Разбойники-слуги
– Молодцы!

В романе еще очень много героев, о которых мы в ходе урока поговорим. А теперь продолжаем идти дальше.
IV. «Я знаю кто он» (слайд)
Ответьте на вопросы и немного расскажите об этом эпизоде с героем.

Вопросы по содержанию романа, о героях, о характерах, о поступках, о речи героев.


Слово учителя: Сейчас узнаем, кто внимательно читал роман, вникая в каждое слово, кто был внимателен к описаниям героев, их речи.
1. Он- старинный русский барин. Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение.
(Кирила Петрович Троекуров)
2. Он воспитывался в кадетском корпусе и выпущен был корнетом (младший офицерский чин в кавалерии) в гвардию. Отец не щадил ничего для приличного его содержания. Отправлял ему деньги.
(Володя Дубровский)
3. О ком: «Никто не дерзал отказываться от его приглашения или в известные дни не являться с должным почтением в село Покровское»
(О Кириле Троекурове)
4. Кто пишет и кому: «Государь мой премилостивый, я до тех пор не намерен ехать в Покровское, пока не вышлете вы мне Парамошку с повинною…»
(Андрей Гаврилович Дубровский – Кириле)
5. О ком идет речь: «Избалованный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума.
(О Троекурове)
6. Кто автор этих слов и кому написаны: «Государь ты наш, я решилась тебе доложить о здоровье папенькином. Он очень плох, когда заговаривается и весь день сидит как дитя глупое, а в животе и смерти Бог волен.
(Няня Орина Егоровна Бузырева писала Володе Дубровскому)
7. О ком: «Он был расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем…»
(Володя Дубровский)
8. Автор этих слов: «Я слыхал о нем мало доброго, сказывают, что он барин гордый и своенравный , жестокий в обращении со своими домашними, что никто не может с ним ужиться, что все трепещут при его имени , что с учителем он не церемонится и уж двух засек до смерти.
(Француз Дефорж рассказывал Володе Дубровскому на станции о Троекурове ).
9. «Он без него скучал, и досада его громко длилась в самых оскорбительных выражениях, которые благодаря усердию тамошних дворян, доходили до него исправленные и дополненные.
(Кирила Петрович, когда они в ссоре с другом Андреем Дубровским)
10. «Врешь, братец, какие тебе документы? На то указы!
В том-то и сила, чтобы безо всякого права отнять имение. Подумай, братец, поищи хорошенько !
(Кирила Петрович Шабашкину)
11. Господь упаси и избави: у него часом и своим плохо приходится, а достанутся чужие, так он с них не только шкуру, да и мясо-то отдерет.
(Антон говорит Володе Дубровскому, когда они по бумагам уже принадлежат к Кириле (слуги)).
12. От природы не был он корыстолюбив, желание мести завлекло его слишком далеко, совесть его роптала. Он знал, в каком состоянии теперь бывший друг, и победа не радовала его сердца.
(Кирила Петрович после ссоры с Андреем Дубровским). 13.«Итак, всё кончено, ещё утром имел я угол и кусок хлеба. Завтра должен я буду оставить дом, где я родился и где умер мой отец, виновнику его смерти и моей нищеты»
(Размышления Володи Дубровского.)

14. «Слушай, брат, коли в твоем Володьке будет путь, так отдам за него Машу; даром что он гол, как сокол»
(Кирила Петрович Андрею Дубровскому)
15. Помните ответ? «Он качал головою отвечал: «Нет, мой Володька не жених Марии Кириловне. Бедному дворянину, каков он, лучше жениться на бедной дворяночке, да быть главою в доме, чем сделаться приказчиком избалованной бабёнки»)
(Андрей Дубровский Кириле Петровичу)
16. Узнаёте, кто он: «Живописец представил её облокоченную на перила, в белом утреннем платье с алой розою в волосах»
(Портрет матери Володи Дубровского)
17. Кто так любуется пожаром: «Теперь всё ладно, каково горит, а? Чай, из Покровского славно смотреть»
(Архип - слуга-кузнец)
18. Он вынул из кармана маленький пистолет, сложил его в ухо голодному медведю и выстрелил.
(Володя Дубровский)
19. О ком: «Оба женились по любви, оба скоро овдовели»
(Кирила Петрович и Андрей Дубровский)
20. Чьи слова: «Псарня чудная, вряд ли людям вашим житьё такое же, как вашим собакам»
(Андрей Дубровский Кириле, когда он хвастается псарней)
21. «Мы на своё житьё, благодаря Бога и барина не жалуемся, а что правда, то правда, иному и дворянину не худо бы променять усадьбу на любую здешнюю конурку. Ему было б и сытнее и теплее»
(Псаря Парамошки Андрею Дубровскому)
22. Все любили его, кого? «Кирила Петрович – за смелое проворство на охоте, Марья Кириловна – за неограниченное усердие и робкую внимательность, Саша – за снисходительность к его шалостям, домашние – за доброту и за щедрость, по-видимому несовместимую с его состоянием»
(Учителя француза – Дубровского)
23. Ему было около пятидесяти лет, но он казался гораздо старее. Излишества всякого рода изнурили его здоровье и положили на нём свою неизгладимую печать. Несмотря на то, наружность его была приятна, замечательна, а привычка быть всегда в обществе придавала ему некоторую любезность, особенно с женщинами.
(Князь Верейский)
24. Что за эпизод: «Но князь чуть не задохся в собачьей атмосфере и спешил выйти вон, зажимая нос платком, опрысканный духами»
(Князь Верейский в псарне Кирила Петровича)
25. Что за эпизод: « Маша остолбенела, смертная бледность покрыла её лицо. Она молчала. Маша молчала. Она стояла неподвижно, вдруг слезы побежали по ее бледному лицу. Она побежала в свою комнату»
(Отец представил князя Верейского Маше в качестве жениха)
26. Чьи слова? Кто часто повторял их в романе?
«Гром победы, Гром победы раздавайся!».
(Кирила Петрович).
27. «Нет, поздно, я обвенчена, я жена князя Верейского!

Я согласилась, я дала клятву, князь, мой муж, прикажите освободить его и оставьте меня с ним. Я не обманывала. Я ждала вас до последней минуты. Теперь поздно…»
(Маша Дубровскому в карете после помолвки»).
28. «Вы разбогатели под моим начальством, каждый из вас имеет вид (паспорт), с которым безопасно может пробраться в какую-нибудь отдаленную губернию и там провести остальную жизнь в честных трудах и в изобилии. Но вы все мошенники и, вероятно, не захотите оставить ваше ремесло»
(Прощальные слова Володи перед разбойниками)
29. «Наплачется он у меня, узнает, каково идти на Троекурова!»
(Троекуров в гневе об Андрее Дубровском)

30. «Странно, я слыхал, что Дубровский нападает не на всякого, а на известных богачей, но и тут делится с ними, а не грабит дочиста, а в убийствах никто его не обвиняет; нет ли тут плутни?»
(Володя Дубровский рассказывает о разбойнике Дубровском вдове Анне Савишне Глобове, сидя у неё дома в гостях, в качестве генерала .Её приказчик - обманул её, забрал деньги себе и сказал хозяйке, что разбойник Дубровский напал на него и чуть не убил)

– Молодцы, ребята, видно, что вы очень внимательно читали произведение.


V. (слайд) Развиваем речь
«Мой творческий подход к героям»

У каждого героя можно чему-то научиться.
По характеру, по речи, по поступкам, можно сделать вывод. Взять что-то положительное. Понять, что так нельзя говорить, сделать и т.д.

Ваша цель, ребята, выбрать героев, положительных и отрицательных и перечислять их достоинства и недостатки. То есть, что лучше делать, а чего не следовало бы.
Например:
1. Кирила Петрович Троекуров:


Хорошее (нравится):
а) Щедрый – устраивает пиры, накрывает хороший стол;
б) Гостеприимный – оставляет на ночь гостей.
в) Дружба с бедным дворянином
г) Безумно любит дочь и сына
д) Псарня – защита животных
е) Хорошее обращение к щенкам
Плохое (не нравится):
а) Страдает от обжорства
б) Хвастун
в) Издевается нам новыми гостями
г) Три забавы Троекурова
1. Медвежата подкатывали винную бочку, утыканную гвоздями – издевательство над животными.
2. В телегу впрягали пару медведей, сажали гостей и пускали скакать – издевательство нам людьми.
3. Темная комната с голодным медведем – втолкали новичка и смеялись – издевательство над человеком.
д) Гордый.
е) Расчётливый.
ё) Нарушение закона (суд в свою пользу)
ж) Окружён продажными чиновниками
з) Плохое обращение к крепостным
и) Выдает дочь насильно за старого, богатого князя, а не за любимого
к) Злопамятный
л) Давал волю своим прихотям
(слайд) – Расскажите о каждом герое: плохое и хорошее. Рассуждайте, что можно, а что нельзя.
Сравните героев с другими.

1. Кирила Петрович Троекуров
2. Андрей Гаврилович Дубровский
3. Володя Андреевич Дубровский
4. Маша Кириловна
5. Митя (рыжий мальчик 13 лет)
6. Орина Егоровна Бузырёва
7. Володя Дубровский – разбойник
8. Князь Верейский
9. Антон Пафнутьич Спицын
10. Архип

VI. Выставка кроссвордов детей. (слайд)
Выборочное решение.

VII. (слайд) Ответим, сравним, сопоставим.
1. Против чего взбунтовались крестьяне в Кистенёвке?
(Против того, что их отнимают от своего хорошего, «родного» барина и передают «чужому», плохому, жестокому)
2. Почему Маша очень любила Володю Дубровского, а вышла замуж за князя Верейского?
(Во-первых, заставил отец; Во-вторых, дала клятву, а Дубровский опоздал, она уже помолвлена, уже является женой. Она верна своему слову.)
3. Какая была Маша до знакомства с Дубровским и какая стала после?
(До: замкнутая, скрытная, не перечила отцу, жила в собственном выдуманном мире, рожденном романами.
После: в сцене объяснения с отцом проявились:
решительность, упрямство, независимость, гордость, самолюбие.(эти черты присущи её отцу).
4. Почему Володя-разбойник отказался от этого дела и посоветовал и своим слугам-разбойникам остановиться?
(Стал разбойником, потому что хотел отомстить врагу Кириле, но влюбляется в его дочь и прощает его.
Хотел жениться на Маше, но он опоздал, она решила остаться с мужем.)
5. Их любовь оказалась не всесильной. Слишком разные они. Кто они? В чем разность ?
(Маша и Володя. Маша – аристократка.
Володя – разоренный дворянин, разбойник)
6. Против чего протестует бунтарь Володя Дубровский?
(Протестует против рабства и деспотизма. Его образ близок к образам крестьян, которых крепостнический гнет и жестокость помещиков вынуждает восстать, поднять бунт)
7. Являлся ли Володя единомышленником
крестьян-бунтарей?
(Нет. Чувствуя, что Володя не является их единомышленником, кузнец Архип расправляется с судом по собственной воле и вопреки желанию Дубровского. Архип нисколько не испытывает жалости к погибающим в огне и после расправы заявляет: «Теперь всё ладно».

Слово учителя:
А.С. Пушкин всю жизнь ненавидел подлость, несправедливость и самодурство. Своими произведениями он боролся против них. Особенно ярко это проявляется в романе «Дубровский».
В романе автор противопоставляет двух дворян-помещиков: благородного и интеллигентного Дубровского и жестокого, властного тирана Троекурова. Из-за самодурства Троекурова умирает его друг Андрей Дубровский, а его имение переходит его противнику.
– Каких героев романа можно считать отрицательными, которые совершают произвол и деспотизм?
( -- 1.Кирила Петрович:
Богатый, властный, избалованный жизнью, помещик-крепостник.
--2. Князь Верейский:
Низкий, феодальный нрав. Без угрызения совести добивается брака с Машей, зная, что она любит Володю.
--3. «Чернильное племя»- продажные чиновники, , угождающие прихотям Кирила Петровича.
--4. Бунтарь Владимир Дубровский:
Протестует и борется против рабства и деспотизма. Крепостнический гнёт и жестокость заставляют, вынуждают его восстать, поднять бунт.

VII. (слайд) Физкультминутка.
Изобразительно-выразительные средства речи.
– Ребята, я прочту предложения из содержания текста.
Если выразительное средство речи слышите, то сидите, если другое предложение ,то стоите.
1. Я отказался от мщения, как от безумства. (СР)
2. – Как не так, сказал Архип , с злобной улыбкой взирающий на пожар. (эпитет)
3. Жизнь обитателей Покровского была однообразна.
4. Француз стоял как вкопанный. (сравнение)
5. Думайте иногда о Дубровском. Знайте, что он рожден был для иного назначения, что душа его умела вас любить…
6. Плетью обуха не перешибёшь. (пословица)
7. Она (Егоровна) смотрела за ним (за Андреем Дубровским), как за ребёнком. (сравнение)
8. Марья Кирилловна была ни жива, ни мертва. (антоним)
9. Как легкая тень, молодая красавица приблизилась к месту назначенного свидания. (сравнение)
10. Марья Кириловна сидела в своей комнате…
11. Они храпят, окаянные; всех бы разом, так и концы в воду. (фразеологический оборот).


IX. (слайд) 1. Знакомые селения.
соотнесите:
1. Кистенёвка А. Князь Верейский
2. Покровское Б. Дубровский
3. Арбатово В. Троекуров
ответы: 1Б, 2В, 3А (слайд)

(слайд) 2)Соотнесите:
1. Троекуров А. Володя
2. Орина Егоровна Б. Маша
3. Андрей Дубровский В. Гриша
ответы: 1Б, 2В, 3А. (слайд)

X. Итог урока:
– Какого героя вы считаете себе образцом?
– Что вы ни за что в жизни не сделали бы, чего сделали некоторые герои?
– Как вы думаете, князь Верейский – достойный человек рядом с Машей?

Слово учителя:
Вспомните про письмо Маши Верейскому, просьбу не показать отцу, он показал. В карете выстрелил в Дубровского, когда он просто беседовал с Машей.
Ведь Дубровский никого никогда не убивал, будучи разбойником, значит не было опасности за жизнь!
У Дубровского в руках был пистолет , были рядом помощники-разбойники, он мог ответить и убить Верейского, но не сделал. И Маша попросила его не трогать, хотя и перед мужем она сказала, что в церкви ждала до последнего.
Значит, чувствуем в романе авторскую позицию, что любовь сильна, может остановить зло, насилие.
Пушкин дает нам понять, что на несчастии другого свое счастье не построишь. Вряд ли, убив Верейского, они были бы счастливы. Дубровский сделал нравственный выбор, честь, долг стал для него превыше всего.
XI. Рефлексия
– Чем понравился урок ?
– Что мне легко удалось ?
– Правильны ли все поступки героев?
– Способна ли любовь изменить жизнь человека?
XII. (слайд) Домашнее задание.
1. Составить кроссворд из 5-7 вопросов.
2. Выписать из романа 5-4 изобразительных средств речи.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!