СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» «Тарас Бульба – народный герой».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» «Тарас Бульба – народный герой».

 «Да разве найдутся на свете такие огни и муки и сила, которая

не пересилила бы русскую силу».

Н.В. Гоголь.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» «Тарас Бульба – народный герой».»

Открытый урок по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» «Тарас Бульба – народный герой».

«Да разве найдутся на свете такие огни и муки и сила, которая

не пересилила бы русскую силу».

Н.В. Гоголь.

Цели:

1) обучающие:

– познакомить учащихся со своеобразным укладом жизни Запорожской Сечи, с ее историей и обычаями в повести “Тарас Бульба”, дать исторический комментарий;

– раскрыть мастерство Н. В. Гоголя в изображении природы;

2) развивающие:

– способствовать развитию навыков самостоятельной работы с учебной и художественной литературой, историческими источниками;

– формировать умение анализировать пейзаж, видеть изобразительно-художественные средства;

– развивать умение давать оценку литературным явлениям;

– развивать творческие способности;

3) воспитательные:

– воспитывать любовь к природе, развивать интерес к истории, культурным

традициям наших предков, прививать любовь к разным видам искусства, донести до учеников мечту Гоголя о справедливом, вольном обществе.

– связать с современностью. Проявляется ли товарищество в вашем коллективе?

Тип урока: комбинированный.

Методы:

1) диалогический,

2) объяснительно-иллюстративный,

3) частично-поисковый.

Оборудование: проектор, интерактивная доска, ноутбук.

Ход урока

I. Организационный момент.

Ребята, сегодня мы продолжаем рассуждение по повести Н.В. Гоголя “Тарас Бульба”. А сейчас запишите сегодняшнее число, тему нашего урока.

Мотивация.

– Перед нами портрет Н.В.Гоголя – одного из самых загадочных писателей в русской литературе.Вы видите его таинственный, немного лукавый взгляд. В чем же загадка Гоголя? Идут века, а его произведения не стареют. Они остаются как бы вне времени. Каждое поколение читателей находит для себя что-то новое. Быть может, в том, что все озарено светом идеала. Н.В. Гоголь всю свою жизнь стремился к идеалу. К одному и тому же произведению он возвращался по несколько раз. То же самое произошло и с повестью “Тарас Бульба”. Первая редакция 1835 года не устроила писателя, он вновь возвращается к своим героям. И в 1842 году выходит новая версия повести, в которой образы Тараса и Андрия были значительно переработаны, повествование дополнено батальными сценами, которых не было в первой редакции. Чем же так влекла Гоголя та смутная эпоха, почему так тщательно выписывал он своих героев, детей того “удалого века”? На эти вопросы мы и попытаемся дать ответы на нашем уроке.

Цель нашего урока – через образы главных героев увидеть тот “удалой век”, ту смутную эпоху, попытаться понять, что же двигало людьми, в какой мере время диктовало их поведение, мы попытаемся мысленно воссоздать ту эпоху, в которой жили те люди.

Жизнь людей проходила в огне сражений, казаки очень часто играли с огнем, приходилось им находиться и между двух огней: с одной стороны – татарва, с другой – поляки. Огнем и мечом проходило казацкое войско через города и деревни. Основное занятие казаков – война.

Фамилия самого Бульбы в переводе с украинского всего-навсего значит "пузырь, клубень" (картошки в те времена на Руси еще не было). Тарас крепок и кряжист, как глубоко засевший в родной почве клубень. Имя же его в переводе с греческого значит "тревожащий, волнующий". Да, у него поистине беспокойная, полная странствий жизнь. Много интересного и нового узнали мы из этого произведение. Что именно?

2. Проверка домашнего задания.

Рассказ о Тарасе.

Мы знакомимся с Тарасом Бульбой в мирной домашней обстановке. Его гордость – его сыновья – Остап и Андрий. Тарас Бульба – полковник, один из командиров казачества. Он с уважением относится к товарищам-запорожцам, преданный казак, уважает и ценит обычаи.

План

1. Приезд сыновей Тараса Бульбы из бурсы в родительский дом.

2. Отец тут же везет их на Сечь. Воспоминания о прошлом.

3. Жизнь на Сечи. Бульба обдумывает военный поход, чтобы сыновья в нем поучаствовали.

4. Предлог для похода появляется. Казаки готовят войско.

5. Братьям в бою нет равных.

6. Осада польского города.

7. Андрий переходит на сторону поляков, 8 Бой при взятии города. Тарас Бульба убивает своего млад­шего сына за предательство.

8. Остап попадает в плен.

10. Раненого Тараса спасают боевые друзья.

11. Тарас Бульба предпринимает попытки спасти своего сына.

12. Присутствие отца на казни сына.

13. Месть отца за гибель сына.

14. Гибель Тараса Бульбы.

Ответы учеников: а) Что такое Запорожская Сечь, какими законами и порядками она жила, с какой целью была сформирована.

Б) делали историческую справку о том, кто такие казаки, что формировало их характеры, в чем они видели смысл жизни.

В) познакомились с двумя главными героями – Остапом и Андрием. В ходе работы над сравнительной характеристикой героев пришли к выводу…

Сравнительный анализ характеров Остапа и Андрия по эпизодам (опрос 2-3 учеников). Характеристика Остапа и Андрия.

– Что в братьях общего?

– В чем они не похожи?

– Как Остап участвовал в проказах?

– Как отец научил Остапа прилежанию?

– Чем отличается Андрий от Остапа при участии в проказах?

– Всегда ли вместе с товарищами любил бывать Андрий? Как он проводил свободное время?

Вывод: В Остапе мы видим продолжателя отцовского дела, Тарас им гордится. Для Остапа, как и для других казаков, нет ничего до­роже отчизны, и для нее он готов вместе со всеми перенести самые страшные муки и смерть. В сцене казни Остап, подверга­емый нечеловеческим пыткам, не теряет мужества, зная, что его гибель не напрасна.

Андрий же, став на путь предательства, «пропал для всего казацкого рыцарства», не стал молодой казак защитником род­ной земли, а вместе с врагами стал убивать своих бывших друзей и товарищей.

Образы двух братьев — это два возможных человеческих жиз­ненных пути. Это или бессмертие во имя народного счастья, или бесславная смерть предателя, имя которого потомками если и будет упоминаться, то с ненавистью и позором.

– Жизнь человека XV века во многом определяла война. Воспитанные суровой средой, люди не представляли себе иной жизни, кроме военных походов и набегов. Так живут Тарас и его сын Остап. Младший же сын Тараса – Андрий - отказался от тех моральных ценностей, которые внушал ему отец, он выбирает другой путь и это говорит о том, что в историческом сознании постепенно происходил слом. Время войн уходило в прошлое, и их место занимали дипломатия и переговоры.

Однако мужество, честь, отвага этих людей сохранились в памяти народной. Жанр произведения — историческая повесть, многоплановая, с большим количеством действующих лиц. В центре повествова­ния — судьба казацкого полковника Тараса Бульбы и двух его сыновей. Завязка — приезд бывших бурсаков в родительский дом. Кульминаций несколько. Развязка — гибель самого Тараса Бульбы.

Какие жизненные ценности утверждает в своих наставлениях и в собственном поведении Тарас при встрече с сыновьями?

Каков смысл жизни Тараса?

IV. Актуализация. Слово учителя:

Как вы думаете, что станет предметом нашего разговора сегодня? (образ Тараса Бульбы). Итак, тема урока « Тарас Бульба – народный герой». Я обращаю ваше внимание на доску(чтение эпиграфа). Эти слова являются финальным выражением в повести. Подумайте, почему я выбрала этот эпиграф, именно про силу?

Ответ учеников: Потому что Тарас Бульба обладал и силой характера, и физической силой.

Учитель: Давайте проследим, как поведение героя , его речь, отношение к сыновьям, жене, товарищам, к жизни раскрывают его сильный характер. -Каким вы представляете Тараса?

Ответы учеников: все видят его в первую очередь сильным, похожим на русского богатыря.

- Какие из них вы считаете самыми значимыми?

Ученики:

1.Приезд сыновей из бурсы.

2.Размышления во время дороги.

3.Жизнь в Запорожье.

4.Речь о товариществе.

5.Убийство Андрия.

6.Поведение во время казни Остапа.

7.Поведение во время своего сожжения. Финал повести.



I.Анализ первой главы. Выявление черт характера главного героя.

Но не слишком ли Тарас суров к своим близким? Он резок и груб в обращении с ними. Не жалко ли вам«бедную старушку», жену Тараса?

2) Жалко. Так того требовал жестокий век. Тарас не мог быть другим в условиях того «бранного времени». Высшей ценностью для мужчины той эпохи были бранные подвиги, патриотизм, вера в бога и родную землю. Время требовало твердости и даже жестокости, порой несовместимых с нежными чувствами к жене, детям, к родному дому. Поэтому казак отправляется с сыновьями на Запорожье, объясняя свое желание…Чем?

- Почему Бульба решает отправиться вместе с сыновьями? — «Какого дьявола мне здесь ждать? Чтоб я стал гречкосеем, домоводом, глядеть за овцами да за свиньями да бабиться с женой? Да пропади она: я козак, не хочу! Так что же, что нет войны? Я так поеду с вами на Запорожье, погулять»; «Какого врага мы можем здесь высидеть? На что нам эта хата? К чему нам все это? На что эти горшки?»

Видеофрагмент фильма.

II.Анализ эпизода «Размышления в дороге».

-О чем думает Тарас в дороге? Что мы узнаем о нем?»

Старый Тарас вспоминал свою молодость, как он почти всю жизнь провел в сражениях, редко появляясь дома и взваливая все заботы на плечи жены. Более всего он размышлял о своих товарищах, о тех, с кем провел много трудных минут, кто ни раз спасал его от смерти. Он вычислял, кто из них уже умер, кто еще мог быть жив. Как мы убедимся позже, дружба для Тараса – одна из важных составляющих его жизни. Казак расчувствовался, по его щекам текут слезы, а «поседевшая голова его уныло понурилась».

Дополнения класса к ответу: Что еще мы узнаем о Тарасе Бульбе из 1-2 главы?

-Тарас Бульба – коренной старый полковник, «он был создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава». Лишь в редкие промежутки затишья Тарас возвращается к мирной семейной жизни; остальное время он — воин, отдающий себя служению отчизне.

-Перессорился с теми товарищами, которые были склонны к польской стороне,

-Неугомонный вечно, он считал себя законным защитником православия,

-Считал, в 3 случаях имел право взяться за саблю: когда перед старшими не снимали шапок, когда глумились над православием и когда перед ним стоял бусурманин(враг)

- С какой целью везет Тарас своих сыновей в Запорожскую сечь? По каким законам она жила?

- Какие чувства испытывает Бульба, наблюдая за сыновьями в Запорожской Сечи?

- Как проводят время казаки?

- Чем не доволен старый казак, чего ждет?

IV. Прослушивание речи Тараса Бульбы о товариществе с комментированием учителя.

«И когда все было сделано, как нужно, сказал речь козакам, не для того, чтобы ободрить и освежить их, - знал, что и без того крепки они духом, - а просто самому хотелось высказать все, что было на сердце».

Предварительные вопросы:-Что такое товарищество?

Товарищество – взаимные отношения между членами какого-либо коллектива и обязанности каждого по отношению к другим, это соблюдение верности, чести, взаимоуважения и преданности друг другу.

-Какую ключевую фразу вы выделили в речи героя? («Нет уз святее товарищества»

-Какими качествами русских восхищается Тарас?

Комментарий учителя:

Сам истинный патриот, верный своему военному делу, Тарас Бульба восхищается русским народом и считает, что нет в других землях таких товарищей, как в Русской земле. «Так любить, как русская душа… так любить никто не может». Тарас Бульба говорит о способности человека к жертвенной любви, способности отдать жизнь за другого человека, за родину. С глубоким презрением и ненавистью рассказывает он о предателях(называет их «подло»), не подозревая, что в ближайшем сражении его сын окажется им.

В законах Сечи предательство даже не упоминалось, так как среди казаков никогда не было предателей.

Автор вставляет этот монолог перед боем, в котором столкнется с Андрием, не случайно. Гоголь заранее оправдывает страшный поступок своего героя, объясняя его тем, что для Тараса чувство братства гораздо выше родственных уз. «Нет уз святее товарищества!»

Н. В. Гоголь .  «Тарас Бульба» (речь Тараса Бульбы о товариществе) 

— Хочется мне вам сказать, панове, что такое есть наше товарищество.

Вы слышали от отцов и дедов, в какой чести у всех была земля наша: и грекам дала знать себя, и с Царьграда брала червонцы, и города были пышные, и храмы, и князья, князья русского рода, свои князья, а не католические недоверки.

Всё взяли бусурманы, всё пропало.

Только остались мы, сирые, да, как вдовица после крепкого мужа, сирая, так же как и мы, земля наша!

Вот в какое время подали мы, товарищи, руку на братство! Вот на чём стоит наше товарищество!

Нет уз святее товарищества!

Отец любит своё дитя, мать любит своё дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь своё дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек.

Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей.

Вам случалось не одному -  помногу пропадать на чужбине; видишь — и там люди! также божий человек, и разговоришься с ним, как с своим; а как дойдёт до того, чтобы поведать сердечное слово, — видишь: нет, умные люди, да не те; такие же люди, да не те!

Нет, братцы, так любить, как русская душа, — любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал бог, что ни есть в тебе, а... ...

- Нет, так любить никто не может!

Знаю, подло завелось теперь на земле нашей; думают только, чтобы при них были хлебные стоги, скирды да конные табуны их, да были бы целы в погребах запечатанные меды их.

Перенимают черт знает какие бусурманские обычаи; гнушаются языком своим; свой с своим не хочет говорить; свой своего продаёт, как продают бездушную тварь на торговом рынке.

 Но у последнего подлюки, каков он ни есть, хоть весь извалялся он в саже и в поклонничестве, есть и у того, братцы, крупица русского чувства.

И проснётся оно когда-нибудь, и ударится он, горемычный, об полы руками, схватит себя за голову, проклявши громко подлую жизнь свою, готовый муками искупить позорное дело.

Пусть же знают они все, что такое значит в Русской земле товарищество!

Уж если на то пошло, чтобы умирать, — так никому ж из них не доведётся так умирать!..

Никому, никому!..

Не хватит у них на то мышиной натуры их!

Какой эпизод для вас самый трогательный?( Убийство Андрия отцом). --Что испытывает Тарас, узнав в прекрасном рыцаре сына-предателя?

Выразительное чтение данного отрывка со слов «Так и оторопел Тарас..» до слов «Тарас выстрелил»( звучит печальная музыка, под нее слова наизусть: «Как хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой барашек, почуявший под сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился на траву, не сказавши ни одного слова. Остановился сыноубийца и глядел долго на бездыханный труп».

Анализ финала повести Сообщение ученика: «Изменился ли Тарас Бульба?»

1)Осталось в жизни Тараса самое дорогое – сын Остап, но не знает старый казак, где он, жив ли. Тоскует отец, «заметно стал пасмурен и печален. Три тяжелые морщины насунулись на лоб его и больше никогда не сходили с него». Выздоровев, Тарас Бульба, забыв о риске(за его голову назначили высокую цену), принимает решение во что бы то ни стало пробраться на площадь казни Остапа, чтобы в последний раз испытать гордость от стойкости сына. Знает Тарас, что в последние минуты жизни он будет искать глазами в толпе самое дорогое – отца - и на слова сына «Батько, где ты? Слышишь ли ты?» твердо скажет: «Слышу!»

Во время своей казни наш самоотверженный герой думает не об огне, когда уже лизал его ноги, он кричит своим товарищам, прижатым врагами к лесу, чтобы они шли к реке: там стояли лодки, на которых можно было отступить.

Заключительное слово учителя:

Герои не погибают - они обретают бессмертие, т.к. “не погибнет ни одно великодушное дело”.. Об этом - последние слова Тараса Бульбы. В этой вере в бессмертие народа - подлинный оптимизм повести, ее героический пафос, народное, жизнеутверждающее начало. Именно поэтому Н.В. Гоголь заканчивает повесть так: «Козаки … говорили про своего атамана».

Почти пятьсот лет прошло с тех времен, какие изображены в повести Гоголя. Далеки от нас и гоголевские запорожцы, умирающие за святую Русь и православную веру. Но, читая повесть Гоголя, мы гордимся нашими предками.

Эпилог к уроку:

“Узы этого братства, – писал Гоголь о казаке в статье “О Малороссийских песнях”, – для него это выше всего, сильнее любви… Умирающий казак лежит среди девственной природы и собирает все силы, чтоб не умереть, не взглянув еще раз на своих товарищей. Увидевши их, он насыщается и умирает”.

Домашнее задание по выбору учащихся:

Сочинение на тему «Моё впечатление от повести Гоголя Тарас Бульба»

Сравнительная характеристика Остапа и Андрия

Образ главного героя в повести Гоголя «Тарас Бульба»

Рефлексия.

-Что нового вы узнали на уроке? Что вас удивило, поразило?

Оценки за урок.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!