(3 кл.)
Тема: Формы земной поверхности.
Равнины и горы как основные формы поверхности Земли.
Цель: Формирование представления о разнообразии форм поверхности
Земли, их особенностях. Развивать умение самостоятельной
работы с учебником, тетрадью. Воспитывать уважение друг к
другу, взаимопомощь.
Оборудование: Диск с презентацией; картинка «весёлого туриста»
(каждому ученику); тест по домашнему заданию; учебник
«Человек и Мир»; печатная рабочая тетрадь, названия станций,
девиз.
Ход урока:
1. Оргмомент.
Прозвенел уже звонок,
Начинаем наш урок.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться
Девиз нашего урока: Слушаем внимательно,
Работаем старательно.
2. Проверка домашнего задания.
- Сегодня на уроке мы будем с вами путешествовать по станциям
(слайд)
а) – Отгадайте загадку: Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все и млад и стар,
Что она – большущий шар.
(Планета Земля.)
- Что это?
- Вот она какая.
1-я станция « Проверь себя»
Здесь учащиеся показывают свои знания по теме «Океаны. Материки».
Тестовый опрос учащихся. (слайд)
Проверка теста. (слайд)
3. Мотивация. Целеполагание.
2-я станция «Знакомство» (слайд)
Мы садимся в самолёт,
Отправляемся в полёт!
- Представьте, что мы сели в самолёт и полетели над Землёй.
Мы видим, что поверхность нашей планеты разнообразна.
Сегодня на уроке мы познакомимся с различными формами поверхности Земли, их особенностями. Будем развивать умение самостоятельной работы с учебником, тетрадью. Воспитывать уважение друг к другу и взаимопомощь.
4. Работа по новой теме.
а) Работа с картой (слайд)
Учащиеся работают с физической картой полушарий, помещённой на форзаце учебника.
Дети говорят о том, что изображено на карте синим, зелёным и коричневым цветом.
б) Рельеф ФЗП (слайды)
- Все возвышения и понижения земной поверхности называются формами поверхности земли (ФЗП) (слайды)
К ним относятся – ровные участки земной поверхности, занимающие
большую площадь, имеющие небольшие различия по
высоте. Это равнины.
3-я станция «Равнины» (слайд)
Равнины бывают плоскими и холмистыми.
- Объясните почему?
(слайд) – Есть равнины, которые имеют ровную, как стол,
поверхность. Их называют плоскими. Есть ещё равнины с
небольшими возвышениями – холмами. Такие равнины
называются холмистыми.
в) Работа с картой РБ
Учащиеся открывают карту РБ на форзаце учебника. (слайд)
- Какие равнины вы видите на карте? (Центральноберезинская, Оршанско-Могилёвская) (слайд)
г) Знакомство с холмом.
Объясните , что такое холм?
4-я станция «Холмы»
Холмы – возвышения на поверхности земли,
высотой до 200м.
- Рассмотрите рисунок и скажите, какие части имеет холм?
Дети называют части холма. (слайд)
- По какой стороне холма легче взбираться? Почему?
д) Физминутка.
Мы немножко отдохнём.
Встанем, глубоко вздохнём.
До холма сейчас дойдём,
Вот – подошва, вот – вершина.
Левый склон и правый склон.
Мы взберёмся на вершину
И осмотрим всё кругом.
- Представьте, что вы – холм.
- Покажите вершину, подошву, склоны: правый- крутой, а левый –
пологий. / Молодцы/
е) Овраги. (слайд)
5-я станция «Овраги»
- Что такое овраги? Как они образуются?
На равнинах встречаются препятствия – овраги.
Образование оврага начинается с маленькой рытвины
(понижения). Талые и дождевые воды размывают её, и овраг
постепенно увеличивается. Таким образом овраг образуется под
воздействием ветра и воды на поверхности земли и разрушает
её верхний слой.
Овраги могут быть мелкими и глубокими. По дну оврага
часто течёт речка или ручей.
- Порассуждайте, овраги приносят пользу или вред?
Овраги приносят вред человеку и природе, так как
разрушают верхний плодородный слой почвы. От оврагов
страдают дороги, города
- Как же помочь природе и человеку?
ж) Горы
- Высоко в небе взметнулись острые пики, увенчанные снежными
шапками.
Загадка: Носит бабка снежную шапку.
Каменные бока закутаны в облака. (Гора)
- Давайте порассуждаем, что такое горы? (слайд)
Горы - это очень неровные участки земной поверхности,
которые сильно возвышаются над окружающей местностью.
Одиночную гору встретишь редко. Чаще всего горы
располагаются группами в ряд и образуют горные хребты.
С давних пор привыкли горы
О высотах вести споры.
Трудно это или просто
Нам расставить их по росту?
Дети показывают горы, используя носовой платок.
5. Самостоятельная работа с учебником.
- Из учебника (стр.28, 3-й абзац) вы узнаете, какие бывают горы.
- Назовите низкие горы, средние, высокие. (слайды)
Горы ёщё бывают молодые и старые. У молодых вершины
– остроконечные, склоны – крутые, а у старых – покатые
и склоны – пологие. (слайд)
6. Сравнение холма и горы.
- Проведём исследование и узнаем, как называются части горы?
(стр.27 учебника)
- Давайте порассуждаем в чём сходство холма и горы? А в чём отличие?
Доп. материал: В горах есть выходы сальных пород, на которых
ничего не растёт, а холмы всегда имеют почву и
покрыты растительностью.
7. Рубрика «Это интересно знать»
а) Из истории (3 слайда),
б) Картины С. Рериха (слайд),
в) Красота гор! (слайды),
г) Разрушение гор - останец (слайды).
Под действием солнечных лучей, воды, ветра горы разрушаются. То, что осталось называют «останцем». Они обычно имеют причудливые формы.
8. Закрепление материала.
6-я станция «Игра»
Игра « Угадай меня»
Вокруг – простор и широта,
Конца и края им не видно.
Какая чудная картина,
А называется … (равнина).
Под облаками в снежной шапке,
Крутые склоны у меня.
Я – выше всех на свете нашем
И называюсь я - … (гора).
А я большим не вышел ростом,
Нет снега , да не крут и склон,
И называюсь очень просто:
Меня все узнают, как … (холм).
Я нахожусь на краю поля, а образовался от неправильного распахивания земли, выветривания и вымывания. (Овраг)
9. Работа в группах.
Учащиеся выполняют задания в рабочей тетради «Человек и мир»
В. М. Вдовиченко, Т.А. Ковальчук
1 группа – задание 1 (стр.14)
2 группа – задание 2 (стр.15)
3 группа – задание 3 (стр.15)
Проверка заданий (слайды).
10. Значение изучения темы. Выводы
- Порассуждайте, зачем нужно изучать формы земной поверхности?
(Знать, исследовать растительный и животный мир, горный воздух полезен для здоровья, знать о горных опасностях.)
В горах люди ищут и добывают полезные ископаемые. (слайд)
Учёные проводят свои исследования: изучают животных и растения. (слайд)
Горный воздух особенно чист и полезен для здоровья (строятся санатории и спортивные базы). (слайд)
В горах есть опасности: нельзя кричать, может сойти лавина (слайд), во время сильного дождя возникают сели, грязекаменные потоки (слайд).
Словарная работа: знакомство с профессией альпинист.
Самые опасные явления – это извержение вулкана (слайд).
Там, где есть вулканы, можно наблюдать удивительные явления - гейзеры - периодически выбрасываемые фонтаны горячей воды и пара (слайд).
11. Итог. Кроссворд.
Учащиеся решают кроссворд в рабочей тетради (стр.16 задание 4)
(слайды)
1) Углубление в поверхности земли с крутыми склонами и узким дном. (Овраг.)
2) Самая высокая часть холма и горы. (Вершина.)
3) Возвышение на поверхности Земли с высотой от подножия к вершине от 10 до 200 метров.(Холм.)
4) Самая низкая часть холма или горы, которая переходит в окружающую местность.(Подножие.)
5) На её макушке лёд, а у подошвы сад цветёт. (Гора.)
6) Часть холма и горы между вершиной и подножием.(Склон.)
7) Большое пространство Земли с относительно ровной поверхностью, без значительных повышений и понижений. (Равнина.)
- В выделенных клеточках прочитайте слово, которым называют формы поверхности – это рельеф.
12. Рефлексия «весёлый турист».
- Разместите «весёлого туриста» к нужной станции:
Если вам было неинтересно, вы слушали невнимательно, материал урока не поняли – к Равнине.
Если вы внимательно слушали, но поняли не всё и полученные на уроке знания не сможете использовать в жизни – к Холму.
Если вы всё поняли, можете воспользоваться полученными знаниями в жизни, можете поделиться ими с другом – к Горе.
13. Домашнее задание (разноуровневое).
На “10“ – подготовить материал о горах и дополнительно об оврагах.
“8“ – подготовить сообщение о равнинах и холмах, показать на карте
равнины.
“7“ – отвечать на вопросы учебника, стр.27-29.
- Спасибо всем за работу на уроке!