СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по предмету человек и мир: "Формы земной поверхности. Равнины и горы как основные формы поверхности Земли."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование представления о разнообразии форм поверхности Земли, их особенностях. Развивать умение самостоятельной   работы с учебником, тетрадью. Воспитывать уважение друг к   другу, взаимопомощь.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по предмету человек и мир: "Формы земной поверхности. Равнины и горы как основные формы поверхности Земли."»

(3 кл.)

Тема: Формы земной поверхности.

Равнины и горы как основные формы поверхности Земли.


Цель: Формирование представления о разнообразии форм поверхности

Земли, их особенностях. Развивать умение самостоятельной

работы с учебником, тетрадью. Воспитывать уважение друг к

другу, взаимопомощь.


Оборудование: Диск с презентацией; картинка «весёлого туриста»

(каждому ученику); тест по домашнему заданию; учебник

«Человек и Мир»; печатная рабочая тетрадь, названия станций,

девиз.


Ход урока:


1. Оргмомент.

Прозвенел уже звонок,

Начинаем наш урок.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться


Девиз нашего урока: Слушаем внимательно,

Работаем старательно.


2. Проверка домашнего задания.

- Сегодня на уроке мы будем с вами путешествовать по станциям

(слайд)


а) – Отгадайте загадку: Ни начала, ни конца,

Ни затылка, ни лица.

Знают все и млад и стар,

Что она – большущий шар.

(Планета Земля.)

- Что это?

- Вот она какая.

1-я станция « Проверь себя»

Здесь учащиеся показывают свои знания по теме «Океаны. Материки».

Тестовый опрос учащихся. (слайд)

Проверка теста. (слайд)


3. Мотивация. Целеполагание.


2-я станция «Знакомство» (слайд)

Мы садимся в самолёт,

Отправляемся в полёт!

- Представьте, что мы сели в самолёт и полетели над Землёй.

Мы видим, что поверхность нашей планеты разнообразна.

Сегодня на уроке мы познакомимся с различными формами поверхности Земли, их особенностями. Будем развивать умение самостоятельной работы с учебником, тетрадью. Воспитывать уважение друг к другу и взаимопомощь.


4. Работа по новой теме.


а) Работа с картой (слайд)


Учащиеся работают с физической картой полушарий, помещённой на форзаце учебника.

Дети говорят о том, что изображено на карте синим, зелёным и коричневым цветом.


б) Рельеф ФЗП (слайды)

- Все возвышения и понижения земной поверхности называются формами поверхности земли (ФЗП) (слайды)

К ним относятся – ровные участки земной поверхности, занимающие

большую площадь, имеющие небольшие различия по

высоте. Это равнины.


3-я станция «Равнины» (слайд)


Равнины бывают плоскими и холмистыми.

- Объясните почему?

(слайд) – Есть равнины, которые имеют ровную, как стол,

поверхность. Их называют плоскими. Есть ещё равнины с

небольшими возвышениями – холмами. Такие равнины

называются холмистыми.


в) Работа с картой РБ

Учащиеся открывают карту РБ на форзаце учебника. (слайд)

- Какие равнины вы видите на карте? (Центральноберезинская, Оршанско-Могилёвская) (слайд)


г) Знакомство с холмом.

Объясните , что такое холм?


4-я станция «Холмы»


Холмы – возвышения на поверхности земли,

высотой до 200м.

- Рассмотрите рисунок и скажите, какие части имеет холм?

Дети называют части холма. (слайд)

- По какой стороне холма легче взбираться? Почему?


д) Физминутка.

Мы немножко отдохнём.

Встанем, глубоко вздохнём.

До холма сейчас дойдём,

Вот – подошва, вот – вершина.

Левый склон и правый склон.

Мы взберёмся на вершину

И осмотрим всё кругом.


- Представьте, что вы – холм.

- Покажите вершину, подошву, склоны: правый- крутой, а левый –

пологий. / Молодцы/


е) Овраги. (слайд)

5-я станция «Овраги»


- Что такое овраги? Как они образуются?

На равнинах встречаются препятствия – овраги.

Образование оврага начинается с маленькой рытвины

(понижения). Талые и дождевые воды размывают её, и овраг

постепенно увеличивается. Таким образом овраг образуется под

воздействием ветра и воды на поверхности земли и разрушает

её верхний слой.

Овраги могут быть мелкими и глубокими. По дну оврага

часто течёт речка или ручей.

- Порассуждайте, овраги приносят пользу или вред?

Овраги приносят вред человеку и природе, так как

разрушают верхний плодородный слой почвы. От оврагов

страдают дороги, города

- Как же помочь природе и человеку?


ж) Горы

- Высоко в небе взметнулись острые пики, увенчанные снежными

шапками.

Загадка: Носит бабка снежную шапку.

Каменные бока закутаны в облака. (Гора)


- Давайте порассуждаем, что такое горы? (слайд)

Горы - это очень неровные участки земной поверхности,

которые сильно возвышаются над окружающей местностью.

Одиночную гору встретишь редко. Чаще всего горы

располагаются группами в ряд и образуют горные хребты.


С давних пор привыкли горы

О высотах вести споры.

Трудно это или просто

Нам расставить их по росту?

Дети показывают горы, используя носовой платок.


5. Самостоятельная работа с учебником.


- Из учебника (стр.28, 3-й абзац) вы узнаете, какие бывают горы.

- Назовите низкие горы, средние, высокие. (слайды)

Горы ёщё бывают молодые и старые. У молодых вершины

остроконечные, склоны – крутые, а у старых – покатые

и склоны – пологие. (слайд)


6. Сравнение холма и горы.


- Проведём исследование и узнаем, как называются части горы?

(стр.27 учебника)

- Давайте порассуждаем в чём сходство холма и горы? А в чём отличие?

Доп. материал: В горах есть выходы сальных пород, на которых

ничего не растёт, а холмы всегда имеют почву и

покрыты растительностью.


7. Рубрика «Это интересно знать»


а) Из истории (3 слайда),

б) Картины С. Рериха (слайд),

в) Красота гор! (слайды),

г) Разрушение гор - останец (слайды).


Под действием солнечных лучей, воды, ветра горы разрушаются. То, что осталось называют «останцем». Они обычно имеют причудливые формы.


8. Закрепление материала.



6-я станция «Игра»


Игра « Угадай меня»


Вокруг – простор и широта,

Конца и края им не видно.

Какая чудная картина,

А называется … (равнина).


Под облаками в снежной шапке,

Крутые склоны у меня.

Я – выше всех на свете нашем

И называюсь я - … (гора).


А я большим не вышел ростом,

Нет снега , да не крут и склон,

И называюсь очень просто:

Меня все узнают, как … (холм).


Я нахожусь на краю поля, а образовался от неправильного распахивания земли, выветривания и вымывания. (Овраг)


9. Работа в группах.


Учащиеся выполняют задания в рабочей тетради «Человек и мир»

В. М. Вдовиченко, Т.А. Ковальчук


1 группа – задание 1 (стр.14)

2 группа – задание 2 (стр.15)

3 группа – задание 3 (стр.15)

Проверка заданий (слайды).


10. Значение изучения темы. Выводы


- Порассуждайте, зачем нужно изучать формы земной поверхности?

(Знать, исследовать растительный и животный мир, горный воздух полезен для здоровья, знать о горных опасностях.)


В горах люди ищут и добывают полезные ископаемые. (слайд)

Учёные проводят свои исследования: изучают животных и растения. (слайд)

Горный воздух особенно чист и полезен для здоровья (строятся санатории и спортивные базы). (слайд)

В горах есть опасности: нельзя кричать, может сойти лавина (слайд), во время сильного дождя возникают сели, грязекаменные потоки (слайд).


Словарная работа: знакомство с профессией альпинист.

Самые опасные явления – это извержение вулкана (слайд).

Там, где есть вулканы, можно наблюдать удивительные явления - гейзеры - периодически выбрасываемые фонтаны горячей воды и пара (слайд).


11. Итог. Кроссворд.


Учащиеся решают кроссворд в рабочей тетради (стр.16 задание 4)

(слайды)


1) Углубление в поверхности земли с крутыми склонами и узким дном. (Овраг.)

2) Самая высокая часть холма и горы. (Вершина.)

3) Возвышение на поверхности Земли с высотой от подножия к вершине от 10 до 200 метров.(Холм.)

4) Самая низкая часть холма или горы, которая переходит в окружающую местность.(Подножие.)

5) На её макушке лёд, а у подошвы сад цветёт. (Гора.)

6) Часть холма и горы между вершиной и подножием.(Склон.)

7) Большое пространство Земли с относительно ровной поверхностью, без значительных повышений и понижений. (Равнина.)

- В выделенных клеточках прочитайте слово, которым называют формы поверхности – это рельеф.


12. Рефлексия «весёлый турист».


- Разместите «весёлого туриста» к нужной станции:

Если вам было неинтересно, вы слушали невнимательно, материал урока не поняли – к Равнине.

Если вы внимательно слушали, но поняли не всё и полученные на уроке знания не сможете использовать в жизни – к Холму.

Если вы всё поняли, можете воспользоваться полученными знаниями в жизни, можете поделиться ими с другом – к Горе.


13. Домашнее задание (разноуровневое).


На “10“ – подготовить материал о горах и дополнительно об оврагах.

“8“ – подготовить сообщение о равнинах и холмах, показать на карте

равнины.

“7“ – отвечать на вопросы учебника, стр.27-29.


- Спасибо всем за работу на уроке!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!