СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по «Признаки химических реакций »

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сформировать представление учащихся о физических и химических явлениях, признаках и условиях химических реакций.

Способствовать формированию умений проводить и анализировать лабораторные исследования, вырабатывать практические умения работать с реактивами, оборудованием в соответствии с правилами по технике безопасности.

Показать практическую значимость знаний о химических явлениях, используя межпредметные связи.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по «Признаки химических реакций »»


Тема урока: «Признаки химических реакций»

Цель урока: выявить признаки химических реакций и условия их протекания.

Задачи урока:

Образовательные:

Сформировать представление учащихся о физических и химических явлениях, признаках и условиях химических реакций.

Способствовать формированию умений проводить и анализировать лабораторные исследования, вырабатывать практические умения работать с реактивами, оборудованием в соответствии с правилами по технике безопасности.

Показать практическую значимость знаний о химических явлениях, используя межпредметные связи.

Воспитательные

Воспитание убеждённости в познаваемости химической составляющей картины мира

Формирование эстетического вкуса при наблюдении красоты явлений природы

Воспитание бережного отношения к своему здоровью

Развивающие

Развивать познавательную активность,

Развивать умение наблюдать окружающий мир, задумываться над его сутью, возможностью влияния на происходящие вокруг нас процессы.

Развивать навыки работы с компьютером

Оборудование к уроку

• На демонстрационном столе:

свеча, HCl, Zn , KOH, CaCO3, AgNO3, бенгальский огонь, ржавый гвоздь, пробирки, спички, спиртовка.

• На столах учащихся: HCl, Zn , KOH, CaCO3, AgNO3, пробирки

лотки для проведения опытов,

1. Мотивационно-ориентационный этап.

На столе зажженная свеча (слайд). Учитель читает отрывок из стихотворения Б.Пастернака «Зимняя ночь»

Мело, мело по всей земле

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

Как летом роем мошкара

Летит на пламя,

Слетались хлопья со двора

К оконной раме.

Метель лепила на стекле

Кружки и стрелы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

В этом году мы с вами начали изучать очень интересный предмет, относящийся к естественно-научным предметам (вместе с физикой, биологией, географией), - химию. Что изучает химия? (наука о веществах, их свойствах, о превращениях веществ и способах управления этими превращениями).

В природе, на производстве, в быту с веществами происходят различные изменения. Эти изменения называются явлениями.

Какие явления вы наблюдаете при горении свечи?

- плавление парафина ( переход из твёрдого состояния в жидкое)

- затвердевание парафина (переход из жидкого в твердое состояние)

Как называются такие явления? (физические)

- горение парафина (свет и выделение тепла)

Как называются такие явления?(химические)

Какие явления называются биологическими? (изменения, происходящие с живыми организмами)

Цель нашего урока – изучить признаки химических реакций.

Предложите схему нашего урока.

Учитель записывает тему урока на доске (слайд). Запишите тему урока в тетрадь.

Итак сегодня мы должны:

определить сущность химических явлений

выявить признаки химических реакцийотметить значение химических реакций

Это будет планом нашего урока.

2. Операционно-исполнительный этап.(Проверка домашнего задания)

А) По каким признакам можно отличить физическое явление? (Состав вещества не меняется, меняется форма, размер, агрегатное состояние).

Биологические явления – это явления, происходящие с живыми организмами.

А какие явления называются химическими? Приведите примеры.

3.Изучение новой темы

1.Химические реакции. Признаки реакций.

А) Обращение к словам лауреата Нобелевской премии Н.Н.Семенова:

«Химическое превращение, химическая реакция есть главный предмет химии.»

Реакция (лат.) – отпор, противодействие, ответное воздействие.

Б) Предложите, как мы можем выявить признаки реакций? ( провести эксперимент)

Проведение эксперимента (по группам). Вам необходимо осуществить реакции и указать признак реакции

Вы должны аккуратно проделать опыты и записать наблюдения, сделать выводы (указать признак реакции). (Вставить в описание опытов пропущенные слова).

Провести инструктаж.

1 группа: карбонат кальция +соляная кислота

2 группа: хлорид железа + роданит калия

3 группа: цинк + соляная кислота

4 группа: гидроксид меди +соляная кислота

Далее каждая группа отчитывается, указывает признак реакции и вешает табличку(1 учащийся) с названием признака на доску: выпадение осадка, выделение газа, изменение окраски, выделение тепла. 

Последний опыт «Вулкан на столе»

В) Какое природное явление напоминает этот опыт? (Сообщение ученика о вулканах)

Перед вами картина Карла Павловича Брюллова « Последний день Помпеи» (1833 год), на которой художник показал беспощадную стихию разрушения. 24 августа 79 года ( почти 2000 лет назад ) при извержении Везувия был уничтожен итальянский город Помпеи. Он оказался залитым 20- метровым слоем раскаленной лавы и застывшей смеси пепла, камней и горячего грязевого потока. Погибло всё население – 2000 жителей.

Везувий зев открыл - дым хлынул клубом - пламя

Широко развилось как боевое знамя,

Земля волнуется - с шатнувшихся колон

Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,

Под каменным дождём, под воспалённым прахом

Толпами, стар и млад, бежит из града вон.(А.Пушкин)

Укажите признак реакции?

Г) Подведение итогов. Заполнение схемы «Признаки реакций» (в тетрадях)

2. Виды химических реакций. Экзо- и эндотермические реакции.

«Извержение вулкана сопровождалось не только выделением тепла, но и света.

Демонстрация горения бенгальского огня. Найдите, как называются такие реакции? (работа с учебником)стр.

Горение – одна из первых реакций, освоенных человеком. Переоценить роль, которую сыграл в развитии цивилизации факт овладения огнем невозможно.

Для первобытного человека огонь стал источником тепла, способом защиты от диких зверей, средством труда. Люди с его помощью научились готовить пищу, добывать соль, плавить руду. Горение стало первым процессом, которым человек научился управлять.

В искусстве огонь символизирует горение души, самопожертвование во имя других. Огонь символизирует и еще одно качество человеческой личности – творческое начало. Неслучайно, аллегорический образ горящей свечи так часто встречается в произведениях поэтов, на картинах художников.

Сейчас мы с вами поработаем с табличками, которые развешаны на стенах кабинета. Вам необходимо сгруппировать их в 2 группы – физические явления и химические явления. (Дети встают и расходятся по классу, выбирая таблички).

 По окончании работы учитель просит детей назвать примеры физических и химических явлений, приведённых в карточках. 


3. Значение химических реакций.

Как вы думаете пользу или вред приносят химические реакции? (ответы учащихся)

А) Давайте рассмотрим вредное влияние химических реакций.

Что такое коррозия?

Чем загрязняется окружающая среда? (Бытовые отходы, нефтепродукты, выбросы фабрик и машин)

Примеры: Разложение

Бумага – 2-10 лет

Консервная банка – более 90 лет

Фильтры от сигарет – 100 лет

Полиэтиленовые пакеты – более 200 лет

Пластмасса – 500 лет

Стекло – более 1000 лет

Вывод о бережном отношении к природе. Этот год в нашей стране проходит под именем Год Экологии!

Б) Химические реакции лежат в основе жизни всех живых организмов. Назовите химический процесс, который вы изучали на уроках биологии, обеспечивающий существование всех живых организмов на Земле? (фотосинтез)

Химические реакции используются в быту. Ни одно производство не обходится без химических процессов.

Химия приносит радость и восторг. Это салюты и фейерверки.

Если химические реакции приносят пользу, то как их можно вызвать, какие условия необходимо создать для возникновения и протекания реакций.

4. Условия возникновения и протекания реакций. (Прочитайте в учебнике)

4. Закрепление материала.

1. Сегодня я понял …

2. Теперь я могу…

3. Я приобрел….

4. Меня удивило

6. Мне захотелось…

5. Домашнее задание. §26, стр. составить кроссворд «Физические и химические явления», синквейн.

Учитель зажигает свечу. Читает отрывок стихотворения Б.Пастернака «Зимняя ночь»

Метель лепила на стекле

Кружки и стрелы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела…

И все терялось в снежной мгле,

Седой и белой.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

«…я могу только выразить вам свое пожелание, чтобы вы могли с честью выдержать сравнение со свечой, то есть могли быть светочем для окружающих, и что бы во всех ваших действиях вы подражали красоте пламени, честно и производительно выполняли свой долг перед человечеством»

Майкл Фарадей, англ.ученый

Надеюсь, что вы остались довольны уроком. До свидания.

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!