Разработка урока по теме "Углерод"
Класс: 9 Тема урока: «Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства модификаций, применение»
Дата проведения: 14.03.18.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Технологии: проблемно-диалогическая ,информационно-коммуникативной технологии, здоровьесберегающая технология.
Цели: изучение строения атома и аллотропных модификаций углерода; ознакомить с явлением адсорбции; сформировать представление о химических свойствах углерода.
Образовательные задачи: познакомить учащихся с простым веществом углерод, строением его атома, его физическими свойствами – аллотропными модификациями, химическими свойствами – его окислительными и восстановительными свойствами, ознакомить с явлением адсорбции.
Развивающие задачи: продолжить развитие умений делать выводы, объяснять, анализировать при выполнении заданий, продолжить формирование умения сотрудничества на уроке, работы в коллективе, развивать познавательный интерес учащихся к предмету.
Воспитательные задачи: продолжить формирование естественно-научного мировоззрения, совершенствовать навыки общения,развитие элементов эстетического воспитания, элементов экологического воспитания.
Планируемые результаты: уметь характеризовать элемент углерод на основании его положения в ПСХЭ Д.И.Менделеева и строение атома; описывать химические свойства углерода, составлять уравнения химических реакций с участием углерода; знать аллотропные модификации углерода, уметь их описывать и проводить сравнительный анализ.
Методы обучения: частично-поисковый, словесный, наглядный, эвристический.
Оборудование: таблица: «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева», таблица растворимости, презентация к уроку, ноутбук, экран, проектор, модели кристаллических решёток алмаза и графита тестовые задания, карточки.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.
План урока:
1. Организационный момент (1 мин.)
2. Актуализация знаний учащихся (3 мин.)
3.Изучение нового материала (22 мин.)
4. Обобщение и систематизация изученного материала (8 мин.)
6. Подведение итогов урока (5 мин.)
7. Домашнее задание (1 мин.)
Ход урока:
1. Организационный момент: приветствует учащихся, создает рабочий настрой на урок, определяет готовность к уроку, контроль д/з.
2. Актуализация опорных знаний:
Ребята, какую группу неметаллов мы ещё не изучали? Конечно, это IVА группа. О каком из химических элементов этой группы идёт речь?
Он – самый главный элемент
И нет других тут мнений:
Очень уж велик процент
Его соединений.
Он и графит, он и алмаз,
Входит в состав растений.
Он есть и в воздухе, и в нас,
Земля – его владения.
Выдвигают предположения о каком элементе идёт речь.
Учитель: итак, сегодня мы познакомимся с первым представителем этой группы. Тема урока: «Углерод: строение и свойства» (записывают в тетрадь).Что будем изучать на уроке? Отвечают. Правильно, наша цель – характеризовать физические и химические свойства углерода, составлять уравнения реакций углерода как окислителя и как восстановителя.
3. Объяснение нового материала (25 минут).
Давайте составим план изучения углерода. Предлагают, учитель открывает слайд презентации, учащиеся записывают план в тетрадях. Новый материал изучается по плану:
1.Простое вещество углерод, строение атома;
2. Нахождение в природе;
3. Физические свойства;
4. Химические свойства: а) как восстановитель б) как окислитель;
5. Применение;
1. Простое вещество углерод. Строение его атома.
Учитель: Химический элемент углерод находится в 4 гр. Гл. П/гр. ПСХЭ Д.И.Менделеева - золотая середина - часто так называют эту подгруппу. Сейчас я попрошу вас, используя ПСХЭ Д.И.Менделеева дать полную характеристику углерода, как химического элемента в свете теории строения атома:
- Положение в ПСХЭ_____________
- Заряд ядра и состав атома _____________________
- Электронная формула _________________________
- Возможные степени окисления ___________________________
- Простое вещество _______________________________________
Учащиеся работают в парах и записывают в тетрадь характеристику углерода. Углерод – шестой элемент в периодической системе Д.И.Менделеева, относится ко второму периоду и главной подгруппе IV группы. Его атомная масса – 12. Электронная формула: 1s22s22p2.На внешнем электронном слое атома углерода имеется 4 электрона. Углерод может проявлять валентность II т.к. имеет два неспаренных электрона на внешнем уровне. Особенности строения атома: четыре электрона на в.э.у. и причём s-электрон может переходить на р-подуровень, что даёт возможность атому образовывать четыре ковалентные связи. И это позволяет образовывать больше аллотропных видоизменений. Делают вывод об особенностях строения атомов этой группы. Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои предположения.
2.Нахождение в природе.
Учитель просит вспомнить названия минералов в состав которых входит углерод, из ранее изученных тем (по теме ЩЗМ).Называют: мрамор, известняк, мел. Показ слайда презентации, который сопровождается рассказом учителя:«в природе углерод находится и в свободном виде, и в виде соединений. Свободный углерод известен в виде двух аллотропных модификаций : алмаза и графита. Углерод входит в состав многих сложных веществ : CaCO3 – мел, известняк, мрамор и др. В земной атмосфере углерод находится в виде углекислого газа СО2. Содержание его в сухом воздухе незначительно и составляет приблизительно 0,03 объемных%.»
3.Физические свойства.
Изучение физических свойств углерода. Формирование понятий: Аллотропия. Адсорбция. Учитель спрашивает: «Для каких ранее изученных элементов характерна существование нескольких простых веществ?». Отвечают:«Характерна для кислорода, серы, фосфора». Учитель демонстрирует слайд. Углерод имеет несколько аллотропных модификаций: алмаз, графит, карбин, поликумулен, фуллерен. Некоторые из них встречаются в природе, а другие получены искусственным путем. О важнейших модификациях углерода мы расскажем после выполнения самостоятельной работы. А сейчас запишем в тетради: Аллотропия - это явление существования нескольких простых веществ, образованных одним и тем же химическим элементом. Далее самостоятельное получение знаний. Прочтите учебник стр 233, пользуясь изображением на слайде , ответьте на вопрос: Почему у разных аллотропных веществ углерода такие разные физические свойства?
1 ряд - алмаз
2 ряд - графит
Работают с учебником стр.233-234, заполняют таблицу (цель работы: сравнить их свойства и применение)
Признаки
|
Графит
|
Алмаз
|
Кристаллическая решётка
|
|
|
Цвет, прозрачность
|
|
|
Блеск
|
|
|
Твёрдость
|
|
|
Электропроводность
|
|
|
Применение
|
|
|
Заполняют таблицу, проверяют, дополняют, просматривают презентацию и формулируют вывод: Причина явных отличий в физических свойствах графита и алмаза, а также других веществ обусловлена различным строением кристаллической решётки. Алмаз – прозрачное кристаллическое вещество, очень твердое. Алмаз не проводит электрический ток т.к. в его решетке отсутствуют свободные электроны. Графит – мягкое темно-серое вещество с металлическим блеском. Кристаллическая решетка графита имеет сложное строение. Наличие свободных электронов обуславливает электропроводность графита. В алмазе атомы углерода размещаются очень плотно, причем каждый из них прочно связан с четырьмя окружающими атомами. В структуре же графита выделяются параллельные плоские сетки, состоящие из шестиугольников с атомами углерода в вершинах. В каждом отдельно взятом слое связь между атомами углерода довольно прочная, а между слоями - слабая. Поэтому графит мягок, оставляет след на бумаге. Делают схематичный рисунок кристаллических решеток в тетрадях.
Учитель просит обратить внимание на таблетки активированного угля, которые лежат у них на партах. Учащиеся рассматривают их. Затем, вводит понятие Адсорбция и просит записать определение в тетрадь. Записывают в тетради. Адсорбция - это способность некоторых твердых веществ поглощать газы и растворенные вещества. Просматривают видеоопыт «Адсорбционная способность угля». Делают выводы о применении адсорбционных свойств угля.
4.Химические свойства.
Учитель: Зная строения атома данного элемента, мы можем, предположить химические свойства углерода. При обычной температуре углерод малоактивен. При нагревании реагирует со многими простыми и сложными веществами. Используя учебник стр.236, выпишите в тетрадь химические реакции: углерод как восстановитель, углерод как окислитель.(после выполнения самостоятельной работы с учебником, проверяют выполнение по слайдам презентации, на экране уравнения химических реакций по свойствам углерода.)
А) Углерод как восстановитель
Как и другие неметаллы, углерод проявляет восстановительные свойства при взаимодействии с кислородом и другими более электроотрицательными элементами.
1.горит на воздухе с выделением большого количества тепла:
C + O2 = CO2
2.при недостатке кислорода образуется оксид углерода (II) или угарный газ:
С + О2 = СО
3.раскаленный углерод реагирует с парами серы, легко соединяется с хлором и другими галогенами:
C + 2S = CS2
C + Cl2 = CCl4
4.т.к. для углерода в отличие от других неметаллов весьма характерны восстановительные свойства, он может восстанавливать оксиды металлов и неметаллов:
С + CuO = Cu + CO
2C + PbO = Pb + 2CO
C + CO2 = 2CO
Это свойство широко используется в металлургии.
5. при пропускании через раскаленный уголь водяного пара, получается смесь оксида углерода (II) с водородом, или водяной газ:
C + H2O = CO + H2
Б) Углерод как окислитель.
Проявляет окислительные свойства при взаимодействии с металлами и водородом.
1.углерод взаимодействует с металлами с образованием карбидов металлов:
4Al + 3C = Al4C3
Ca + 2C = CaC2
2.углерод реагирует с водородом, при этом образуется метан:
С + Н2 = СН4
После выполнения самостоятельной работы с учебником, сверяют её правильность по слайдам презентации. На экране уравнения химических реакций по свойствам углерода. Записывают в тетрадь, делают вывод: углерод в зависимости от того с каким веществом вступает во взаимодействие может выступать в роли окислителя и восстановителя.
5.Применение.
Ребята как вы думаете, на каких свойствах основано применение углерода?(Слайд)У вас на столах лежат карточки, ваша задача: работая в группах (по 4 человека) в течении 2-3 минут по карточкам, соотнести области применения углерода и его свойства.
Свойство
|
Применение
|
Адсорбция
|
Изготовление лезвий скальпелей, в лазерных устройствах для прижигания разрезов и ран, драгоценные камни.
|
Графит
|
В черной металлургии в качестве топлива, для изготовления черных красок, втулки, электроды
|
Горение угля
|
Для получения чистых металлов
|
Алмаз
|
В медицине в качестве противораковых препаратов
|
Фуллерен и нанотрубки
|
Противогазы, очистительные системы
|
Взаимодействие углерода с оксидами металлов
|
Изготовление тиглей, труб, кристаллизаторов
|
Заслушивают ответы, проверяют.
- Обобщение и систематизация изученного.
На уроке вы узнали много нового и интересного. Проверим ваши знания с помощью небольшого теста.
Тест. Выберите правильный ответ.
1. Электронная формула внешнего энергетического уровня атома углерода соответствует:
1)…2S22P2; 2)… 2S22P1; 3)… 2S22P4.
2. Аллотропия – это:
1) условный заряд атомов химического элемента;
2) способность атомов химического элемента образовывать несколько простых веществ;
3) определенный вид атомов.
3. Причины аллотропии:
1) строение кристаллических решеток и число атомов в молекулах;
2) число атомов в молекулах и цвет веществ;
3) строение кристаллических решеток и агрегатное состояние.
4. Аллотропными модификациями углерода являются:
1) кристаллическая и пластическая;
2) алмаз и графит;
3) красная и белая.
5. В каком агрегатном состоянии углерод встречается в природе:
1) в твердом;
2) в газообразном;
3) в жидком.
Выполняют задания теста, взаимопроверка: обмениваются тетрадями с соседом по парте и проверяют правильность ответов по ключу, который демонстрируется на экране. Выставляют оценки за тест.
- Подведение итогов урока.
Фронтальная беседа по вопросам:
- Какая цель стояла перед нами на уроке?
- Достигнута ли наша цель?
- Что нового узнали?
- Какова практическая значимость изучаемого вопроса?
Отвечают, соотносят цели урока и проделанную работу.
В заключении учитель обобщает ответы учащихся, оценивает работу на уроке. И в заключение ТЗЙК ОФ – ТАЧ ДАУН. Учитель проговаривает утверждения, если согласны – встаёте, если нет то сидите.
1.Углерод элемент 4 А группы;
2.Степени окисления углерода: -4,+2, +4;
3.Веществр серого цвета с металлическим блеском, оставляющим след на бумаге и в руке – алмаз;
4.Торф – это аллотропная модификация углерода;
5.Для аллотропных модификаций углерода характерна атомная кристаллическая решётка.
Наш урок подходит к концу, давайте ответим на следующие вопросы:
- Какие новые понятия были изучены на уроке?
- За что можешь похвалить себя и своих одноклассников?
А теперь обратите внимание на последний слайд презентации и выберите смайлик соответствующий вашему эмоциональному настроению.
6. Домашнее задание.
Задание записано на доске:
§ 33, упр.5: на дополнительную оценку упр.6,8(стр.241); по желанию синквейн или кроссворд по теме.
Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Углерод, строения атома, аллотропия,применение.»
Развернутый план-конспект урока по теме: «Углерод и его соединения».
9 класс
Дата проведения: 20.03.18.
Тип урока: изучение нового материала
Технологии: элементы педагогики сотрудничества, личностно-ориентированного обучения (компетентностно-ориентированное обучение, индивидуальный и дифференцированный подход), информационно-коммуникативной технологии, здоровьесберегающих образовательных технологий (организационно-педагогическая технология).
Цели: рассмотреть строение атома и аллотропные модификации углерода; ознакомить с явлением адсорбции; сформировать представление о химических свойствах углерода.
Образовательные задачи: познакомить учащихся с простым веществом углерод, строением его атома, его физическими свойствами – аллотропными модификациями, химическими свойствами – его окислительными и восстановительными свойствами, нахождением в природе, применением; с кислородными соединениями углерода – углекислым и угарным газами, при помощи ТРКМЧП, их химическими и физическими свойствами, с физическими свойствами угольной кислоты; совершенствовать умения составлять уравнения реакций, определять из тип, расставлять коэффициенты методом подбора и электронного баланса.
Развивающие задачи: продолжить развитие умений делать выводы, объяснять, анализировать при выполнении заданий.
Воспитательные задачи: продолжить формирование естественнонаучного мировоззрения, представления о единичном и целом при знакомстве с углеродом и его соединениями, развитие элементов эстетического воспитания, элементов экологического воспитания.
Планируемые результаты: уметь характеризовать элемент углерод на основании его положения в ПСХЭ Д.И.Менделеева и строение атома; описывать химические свойства углерода, составлять уравнения химических реакций с участием углерода; знать аллотропные модификации углерода, уметь их описывать и проводить сравнительный анализ, иметь представление о важнейших природных соединениях углерода.
Методы обучения:
Словесные: объяснение (при рассмотрении химических и физических свойств углерода и его соединений, расстановке коэффициентов), элементы беседы.
Словесно-наглядные: объяснение с использованием записей на доске, учебника.
Словесно-наглядно-практические: выполнение упражнений учащимися, элементы самостоятельной работы.
Оборудование: таблица: «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева», таблица растворимости.
Ход урока:
Организационный момент (1-2минуты) приветствует учащихся, создает рабочий настрой на урок, определяет готовность к уроку.
Актуализация опорных знаний: (5-7 минут)
Ребята, какую группу неметаллов мы ещё не изучали? Конечно, это IVА группа.
О каком из химических элементов этой группы идёт речь?
Он – самый главный элемент
И нет других тут мнений:
Очень уж велик процент
Его соединений.
Он и графит, он и алмаз,
Входит в состав растений.
Он есть и в воздухе, и в нас,
Земля – его владения.
Выдвигают предположения о каком элементе идёт речь.
Итак, сегодня мы познакомимся с первым представителем этой группы. Тема урока: «Углерод: строение и свойства» (записывают в тетрадь) и наша цель – характеризовать физические и химические свойства углерода, составлять уравнения реакций углерода как окислителя и как восстановителя. Также учитель информирует о плане предстоящей деятельности на уроке – в начале изучение нового материала, а затем его закрепление.
Объяснение нового материала (25 минут)
Новый материал изучается по плану:
1.Простое вещество углерод, строение атома;
2. Нахождение в природе;
3. Физические свойства;
4. Химические свойства: а) как восстановитель б) как окислитель;
5. Применение;
1. Простое вещество углерод. Строение его атома.
Учитель: Химический элемент углерод находится в 4 гр. Гл. П/гр. ПСХЭ Д.И.Менделеева - золотая середина - часто так называют эту подгруппу. Сейчас я попрошу вас, используя ПСХЭ Д.И.Менделеева дать полную характеристику углерода, как химического элемента в свете теории строения атома:
Положение в ПСХЭ_____________
Заряд ядра и состав атома _____________________
Электронная формула _________________________
Возможные степени окисления ___________________________
Простое вещество _______________________________________
Учащиеся работают в парах и записывают в тетрадь характеристику углерода. Делают вывод об особенностях строения атомов этой группы. Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои предположения. Вспоминают об особенностях строения атомов элементов этой группы. Особенности строения атома: четыре электрона на в.э.у. и причём s-электрон может переходить на р-подуровень, что даёт возможность атому образовывать четыре ковалентные связи. И это позволяет образовывать больше аллотропных видоизменений. Углерод – шестой элемент в периодической системе Д.И.Менделеева, относится ко второму периоду и главной подгруппе IV группы. Его атомная масса – 12. Электронная формула: 1s22s22p2.На внешнем электронном слое атома углерода имеется 4 электрона. Углерод может проявлять валентность II т.к. имеет два неспаренных электрона на внешнем уровне. В возбужденном состоянии 1эелектрон на s-подуровне переходит на р-подуровень, и все 4 электрона внешнего уровня становятся неспаренными.
2.Нахождение в природе.
В природе углерод находится и в свободном виде, и в виде соединений. Свободный углерод известен в виде двух аллотропных модификаций : алмаза и графита. Углерод входит в состав многих сложных веществ : CaCO3 – мел, известняк, мрамор и др. В земной атмосфере углерод находится в виде углекислого газа СО2. Содержание его в сухом воздухе незначительно и составляет приблизительно 0,03 объемных %.
3.Физические свойства.
Изучение физических свойств углерода. Формирование понятий: Аллотропия. Адсорбция. Учитель спрашивает: «Для каких ранее изученных элементов характерна существование нескольких простых веществ?». Отвечают:«Характерна для кислорода, серы, фосфора». Учитель демонстрирует слайд.Углерод имеет несколько аллотропных модификаций: алмаз, графит, карбин, поликумулен, фуллерен. Некоторые из них встречаются в природе, а другие получены искусственным путем. О важнейших модификациях углерода мы расскажем после выполнения самостоятельной работы. А сейчас запишем т в тетради: Аллотропия - это явление существования нескольких простых веществ, образованных одним и тем же химическим элементом.
Далее самостоятельное получение знаний. Работа в группах. Прочтите учебник стр пользуясь изображением на слайде и моделями на столах, ответе на вопрос: Почему у разных аллотропных веществ углерода такие разные физические свойства?
1 группа - алмаз
2 группа - графит
Работают с учебником стр., заполняют таблицу (цель работы: сравнить их свойства и применение)
Признаки | Графит | Алмаз |
Кристаллическая решётка | | |
Цвет, прозрачность | | |
Блеск | | |
Твёрдость | | |
Электропроводность | | |
Применение | | |
Заполняют таблицу и формулируют вывод: Причина явных отличий в физических свойствах графита и алмаза, а также других веществ обусловлена различным строением кристаллической решётки. Алмаз – прозрачное кристаллическое вещество, очень твердое. Алмаз не проводит электрический ток т.к. в его решетке отсутствуют свободные электроны. Графит – мягкое темно-серое вещество с металлическим блеском. Кристаллическая решетка графита имеет сложное строение. Наличие свободных электронов обуславливает электропроводность графита. В алмазе атомы углерода размещаются очень плотно, причем каждый из них прочно связан с четырьмя окружающими атомами. В структуре же графита выделяются параллельные плоские сетки, состоящие из шестиугольников с атомами углерода в вершинах. В каждом отдельно взятом слое связь между атомами углерода довольно прочная, а между слоями - слабая. Поэтому графит мягок, оставляет след на бумаге. Делают схематичный рисунок кристаллических решеток в тетрадях. Учитель просит обратить внимание на таблетки активированного угля, который лежит у них на партах. Учащиеся рассматривают их. Затем, вводит понятие Адсорбция и просит записать определение в тетрадь. Записывают в тетради. Адсорбция - это способность некоторых твердых веществ поглощать газы и растворенные вещества. Просматривают видеоопыт «Адсорбционная способность угля». Рассказывает о применении активированного угля .
4.Химические свойства.
Учитель: Зная строения атома данного элемента, мы можем, предположить химические свойства углерода. При обычной температуре углерод малоактивен. При нагревании реагирует со многими простыми и сложными веществами. Используя учебник стр. выпишите в тетрадь химические реакции углерод как восстановитель, углерод как окислитель(после выполнения самостоятельной работы с учебником проверяют по слайдам презентации, на экране уравнения химических реакций по свойствам углерода.)
А) Углерод как восстановитель
Как и другие неметаллы, углерод проявляет восстановительные свойства при взаимодействии с кислородом и другими более электроотрицательными элементами.
1.горит на воздухе с выделением большого количества тепла:
C + O2 = CO2
2.при недостатке кислорода образуется оксид углерода (II) или угарный газ:
С + О2 = СО
3.раскаленный углерод реагирует с парами серы, легко соединяется с хлором и другими галогенами:
C + 2S = CS2
C + Cl2 = CCl4
4.т.к. для углерода в отличие от других неметаллов весьма характерны восстановительные свойства, он может восстанавливать оксиды металлов и неметаллов:
С + CuO = Cu + CO
2C + PbO = Pb + 2CO
C + CO2 = 2CO
Это свойство широко используется в металлургии.
5. при пропускании через раскаленный уголь водяного пара, получается смесь оксида углерода (II) с водородом, или водяной газ:
C + H2O = CO + H2
Б) Углерод как окислитель.
Проявляет окислительные свойства при взаимодействии с металлами и водородом.
1.углерод взаимодействует с металлами с образованием карбидов металлов:
4Al + 3C = Al4C3
Ca + 2C = CaC2
2.углерод реагирует с водородом, при этом образуется метан:
С + Н2 = СН4
Записывают в тетрадь, делают вывод: углерод в зависимости от того с каким веществом вступает во взаимодействие может выступать в роли окислителя и восстановителя.
5.Применение.
Алмаз применяют в промышленности для обработки твердых сплавов и бурения, для изготовления ювелирных украшений. Графит широко применяется в электротехнике для изготовления электродов.
Первичное закрепление нового материала ( 10 минут)
На уроке вы узнали много нового и интересного. Проверим ваши знания с помощью небольшого теста.Выберите из предложенных утверждений только те, которые справедливы:
Вариант I – для алмаза
Вариант II – для графита
1.прозрачный, бесцветный.
2.очень твердый
3.ковалентная неполярная связь
4.не проводит электрический ток
5. непрозрачный, серого цвета, с металлическим блеском
6.используют как добавку в смазку
7. электропроводен
8.атомная кристаллическая решетка
9. легко расслаивается на отдельные мельчайшие пластинки
10. при обычных условиях химически инертен, при высокой температуре становится активным
11. легко вступает в химические реакции при нормальных условиях.
Тест. Выберите правильный ответ.
1. Электронная формула внешнего энергетического уровня атома углерода соответствует:
1)…2S22P2; 2)… 2S22P1; 3)… 2S22P4.
2. Аллотропия – это:
1) условный заряд атомов химического элемента;
2) способность атомов химического элемента образовывать несколько простых веществ;
3) определенный вид атомов.
3. Причины аллотропии:
1) строение кристаллических решеток и число атомов в молекулах;
2) число атомов в молекулах и цвет веществ;
3) строение кристаллических решеток и агрегатное состояние.
4. Аллотропными модификациями углерода являются:
1) кристаллическая и пластическая;
2) алмаз и графит;
3) красная и белая.
5. В каком агрегатном состоянии углерод встречается в природе:
1) в твердом;
2) в газообразном;
3) в жидком.
Выполняют задания теста, взаимопроверка: обмениваются тетрадями с соседом по парте и проверяют правильность ответов по ключу, который демонстрируется на экране. Выставляют оценки за тест.
Подведение итогов урока ( 2 мин.) Фронтальная беседа по вопросам:
- Какая цель стояла перед нами на уроке?
- Достигнута ли наша цель?
- Что нового узнали?
- Какова практическая значимость изучаемого вопроса?
В заключении учитель обобщает ответы учащихся, оценивает работу на уроке.
Домашнее задание (2 минуты)
Задание записано на доске:
§ 28-29, стр. 138 упр. 6,7,8.
Итог урока (1 минута)
Учитель подводит итог урока: вы познакомились с простым веществом углерод, строением его атома, физическими и химическими свойствами, применением и нахождением в природе, кислородными соединениями углерода.