1 | Эмоционально-психологический настрой на урок | - Ребята, сегодня у нас на уроке гости. А когда в доме гости, считается – это праздник. Давайте улыбнемся нашим гостям, пожелаем, друг другу хорошего настроения и начнем наш урок литературного чтения. Приятно общаться с человеком веселым, доброжелательным. Начнем урок с игры «Привет, сосед!» - Итак, повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь… Дети хором произносят текст: Привет, сосед! Улыбнись мне в ответ. Я хочу, чтобы ты не грустил, Всем улыбки сегодня дарил. | Проверяют готовность к уроку. 1 мин Дети хором произносят текст. | Настраиваются на восприятие нового материала и на плодотворную работу на уроке. | |
3. | Проверка домашнего задания | - С творчеством, какого великого человека мы познакомились на прошлом уроке? -Над каким произведением мы с вами работали на прошлом уроке? а)- Дома вы были в роли читателей. Поднимите руку кто дома был внимательным читателем. - Проверим. А для этого выполним мини – тест «Самый внимательный» . Ответьте на мои вопросы «Да – нет». Работа в карточках. 1.Во время привала пчела ужалила Степку? (нет) Миньку - Автора - Михаила Зощенко 2.Деревня, в которой родители Лели и Миньки снимали дачу, называется Пески (да) 3.Минька подарил Степке компас? (нет) –перочинный нож 4.Леля взяла в поход 5 рублей? (нет) – 3 рубля 5.Дети взяли деньги для того чтобы купить еду?(Нет) – семечки и конфеты 6.Дети ели во время первого привала хлеб посыпанный сахаром? (да) 7.Леля приняла сухую ветку над головой за ящерицу? (Нет) – за змею 8.Дети вернулись из путешествия на лодке?(нет) – на телеге Проверка: Нет, да, нет, нет, нет, да, нет, нет | М.Зощенко «Великие путешественники»3 мин Зачитывают паспорт героя Приложение 2 Оценивают работу соседа | | слайд 2 |
4. | Актуализация знаний Цель: повторение изученного материала, необходимого для открытия «нового знания» | - Кто мне подскажет, какой раздел по чтению мы изучаем? - А как вы понимаете это предложение? /ответы детей/ - Сегодня мы добавим в кузовок ещё одну ягодку. Это говорит о том, что мы познакомимся ещё с одним произведением из этого раздела. Картинка на доске «Корзинка» Работа в группах. В стране Литературии есть маленький гном Забывалкин (картинка). Помогите ему вспомнить произведения, которые он читал при помощи упражнения «Разрезная открытка» Игра «Отгадай произведение» -
Любители придумывать разные истории - «Фантазёры». -
Котёнок в головном уборе - «Живая шляпа». -
Зелёные пупырчатые овощи - «Огурцы». -
Полезное блюдо, которое готовил незадачливый поварёнок - «Мишкина каша». -
Мы всегда затеваем какие-нибудь игры. Один раз мы читали сказку "Три поросёнка".- «Затейники». -
Однажды стекольщик замазывал на зиму рамы, а мы стояли рядом и смотрели… «Замазка» -
Маленький весёлый человечек на спутнике Земли - «Незнайка на Луне». -
Целый день ребята трудились – строили снежную…- «На горке». - Чьи произведения хотел вспомнить гном Забывалкин? (Н.Н. Носова) | Положительная реакция на установку учителя. 4 мин /Собирай по ягодке, наберёшь кузовок./ - на доске | Личностные: проявлять интерес к изучению темы. Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Полно и точно выражают свои мысли. | слайд 3 |
4. | Работа над новым материалом Цель: включение нового знания в систему знаний | 1) Вступительная беседа - Н. Носов написал много произведений, которые любят читать и взрослые, и дети. Сейчас Кирилл расскажет нам о нем. Сема Нестеров - Так какие же эти Носовские мальчишки? Объявление темы и цели урока. -Ребята, прочитайте пословицу на доске: «За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь» - Как вы понимаете смысл этой пословицы? -Как вы думаете, почему на нашем уроке мы работаем с этой пословицей? - С произведением какого писателя мы познакомимся на уроке? А какое? Отгадайте. Ачадаз анидеф - Как понимаете название произведения? -Попробуйте предположить, о чём может пойти речь в рассказе с таким названием? - Сформулируйте цель урока. | 5 мин Николай Николаевич Носов родился в 1908 году в Киеве в семье актёра. После окончания школы он учился в Москве, в институте, где снимают кино. Н.Носов писал много рассказов и повестей о ребятах, таких как мы. У него был сын, который просил сочинить новые сказки. И Носов стал сочинять для него забавные весёлые рассказы, которые мы полюбили. Главными героями рассказов Носова являются мальчики. Они несут в себе все черты нового человека, привычку изобретать, отсутствие умственной лени». «Носовские мальчики» оказываются сильнее свалившихся на них неудач. Они изобретательные, энергичные, добрые, честные, немного самоуверенные. Из-за своей неопытности, самоуверенности, любопытства, мальчишеской поспешности часто они оказываются в «комических» ситуациях. Но в этих ситуациях они умнеют, растут, получают трудовые навыки. Становятся дружными, правдивыми, честными и отзывчивыми. (Добрые, смешные, весёлые) («Федина задача») Цель: познакомиться с произведением Н.Н.Носова «Федина задача», учиться правильно и выразительно читать произведение Н.Н.Носова «Федина задача» и анализировать произведение. | Учатся проявлять интерес и желание читать произведения Н. Н. Носова Определяют тему и ставят перед собой цели на урок Регулятивные: - учатся предсказывать своё предположение на основе работы с заголовком и иллюстрацией; прогнозируют содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрациям | слайд 6 |
6. 7. 8. 9. | Изучение нового материала Проверка восприятия. Физминутка Вторичное восприятие текста | Словарная работа 2 мин Работа в парах. Дети объясняют значения слов. Учитель уточняет. - В тексте встретятся слова, над их значением вы сейчас поработаете. Попробуйте в парах обсудить значение этих слов. На слайде: Рокочущим басом – низким мужским голосом Борзая – быстрая ТИТУЛЯРНЫЙ СОВЕТНИК - высокий служебный чин (должность) в России до революции. В МОРЕ ПОЛУДЁННОМ – в море в середине, в полдень. КАФТАН – удлинённый пиджак Чурбан – глупый человек - Я предлагаю вам послушать рассказ «Федина задача» Сядьте поудобнее. Самостоятельное чтение рассказа. 1)Чтение и анализ первой части (до слов: "и сел за стол … "). (читает хорошо читающий ученик) -Откуда пришёл Федя? (с катка) - Как понимаете выражение «по крайней мере, никто не будет мешать делать уроки?» (может быть сестра, брат) - А что же сделал, Федя? (включил радио, решил делать уроки под музыку) -Что можно сказать про Федю? (не сосредоточенный, отвлекается, у него есть вредные привычки) -А кто-нибудь оказывался в такой ситуации, как Федя?- поднимите руки 2) Чтение и анализ второй части рассказа (до слов: «интересно, кто такой титулярный советник?…"). (читает хорошо читающий ученик) -Каким вы увидели Федю в этой части рассказа? (делает сразу несколько дел) - А как бы вы поступили? 3) Чтение и анализ третьей части рассказа (до конца текста (читает хорошо читающий ученик) -Почему Федя, прослушав две песни, потёр обеими руками уши? (он пытался сосредоточиться, заставить себя не слушать радио) - Почему Федя не мог решить задачу? (предположения детей) Найдите и прочитайте, на что отвлекался Федя? (выборочное чтение) -Чем заканчивается рассказ? (пошёл к другу) 4) Проверка восприятия. Определение главной мысли рассказа. -Кому понравился рассказ? Чем? -Оказались ли ваши предположения, о чем будет рассказ, верны? -Вернемся к пословице. Что можете сказать? -Можно ли сказать, что пословица выражает главную мысль произведения, его идею? - О чем вы задумались, прочитав рассказ? -Как правильно нужно выполнять домашнее задание? -Чему учит рассказ Н.Н.Носова? /Ответы детей./ | Работают в парах и объясняют значение слов, работают со словарем Прослушивают аудиозапись рассказа Н. Носова «Федина задача» в исполнении Л. Дурова. 6 мин | - раскрывают значение слов «рокочущий бас», «борзая» и др. и используют их в активном словаре Владеют навыками работы со справочной литературой. Коммуникатив ные : Договариваться с людьми, согласуя с ними свою точку зрения, понимать другие позиции. Познавательные: перерабатывают информацию для получения необходимого результата. Коммуникативные: слушают и понимают речь других; - высказывают и аргументируют своё мнение к прочитанному - осознанно, правильно читают вслух; - определяют черты характера героя и обосновывают своё мнение; -определяют направление текста; обосновывают своё мнение; - строят рассуждения; - соотносят поставленную цель и полученный результат деятельности | слайд 7 слайд 8 |
12 | Подведение итогов Рефлексия на доске Самооценивание | РРебята, наш урок подходит к концу. Можно ли сказать, что в произведении описан реальный случай из жизни? Как вы относитесь к главному герою произведения? -Ребята оцените себя сами, свою работу на уроке, покажите сигнальными карточками. | 2мин +2 мин | Дети отвечают. Осуществляют самооценку. Учитель высказывает свое мнение. | |