План-конспект открытого урока по литературному чтению в 3 «б» классе МКОУ «Калининаульская СОШ имени Героя России М.М.Гайирханова» учителя начальных классов
Хасамирзаевой Патимат Зайидовны.
Тема урока: Произведение Н.Н. Носова «Федина задача».
Дата: 21.04.2018 год;
Цели:
знакомство с понятиями «сатира» и «юмор»;
знакомство с новым произведением Н.Н. Носова «Федина задача»;
совершенствование навыков выразительного чтения.
Задачи:
Оборудование: проектор, ноутбук, презентация.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Настраивание на деловой лад.
Прозвенел уже звонок,
Начинаем наш урок.
II. Речевая разминка Работа над скороговоркой.
-Кто познакомит нас с новыми скороговорками?
Ах, вы сени, сени, сени
Вышел в сени сонный Сеня.
И в сенях споткнулся Сеня,
И кувырк через ступени.
Носит Сеня в сени сено,
Спать на сене будет Сеня.
III. Проверка домашнего задания. Ответ на вопросы учителя (учебник закрыт).
Дети отвечают.
IV. Определение темы и постановка целей.
- Сегодня мы продолжаем путешествие в мир литературы 20 века.
- Как вы думаете, о каких по характеру произведениях мы будем сегодня говорить? (о смешных).
-Объявление темы, целей урока.
V. Актуализация опорных знаний.
1.Отгадывай название произведения по отрывку:
- А я один раз купался в море, - говорит Мишутка, - и на меня напала акула. Я ее бац кулаком, а она меня цап за голову - и откусила.
- Врешь!
- Нет, правда!
- Почему же ты не умер?
- А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошел домой…(«Фантазеры»)
2.Отгадывай название произведения по отрывку:
Однажды Бобка полез через забор, зацепился за гвоздь и порвал эти замечательные штаны. От досады он чуть не заплакал, пошел поскорее домой и стал просить маму зашить.
Мама рассердилась:
- Ты будешь по заборам лазить, штаны рвать, а я зашивать должна?“ («Заплатка»)
3. Закончи фразу.
Штаны у Бобки были замечательные:
- школьные
-солдатские
- спортивные
-джинсовые. ( «Заплатка»).
VI. Изучение нового материала.
1. Продолжение открытия темы.
- Кто автор всех этих произведений?
- О ком мы сегодня будем говорить? (Н. Носов).
- Правильно. Николай Николаевич Носов – замечательный писатель, удивительной и интересной судьбы человек. И мы познакомимся ещё с одним его произведением.
- Каким? Отгадайте. Ачадаз анидеф. («Федина задача»).
- Ещё о чем мы будем говорить? (О сатире и юморе).
- Как вы понимаете значение слова “сатира” и значение слова “юмор”?
2. Работа с учебником по тексту статьи.
- А сейчас я прошу вас открыть учебник и прочитать название “Путешествия”.
- Какое оно? (самостоятельное).
- Предлагаю вас самостоятельно прочитать и разобраться, а потом ответить на вопросы, записанные на доске.
1. Кого называли “чистокровным детским юмористом”?
2. Почему Н. Носов не обижался, когда его называли сатириком?
3. Зачем нужен сатирический жанр в литературе?
4. Чем сатира отличается от юмора?
Учитель. «Сатира и юмор – разные формы смешного в литературе. Юмор – осмеивание с оттенком сочувствия, а сатира – осмеивание с оттенком негодования, гневный смех».
- Кто дал такие определения сатиры и юмора?
3. Постановка проблемного задания к теме.
- После текста “Путешествия” написаны слова автора. Найдите и зачитайте вопрос, на который нам предстоит ответить (Мы должны определить, с каким отношением автор осмеивает героев – гневным или сочувственным).
4..Постановка задачи на ближайшие уроки.
- Мы с вами на ближайших уроках будем читать рассказы Николая Носова, Виктора Драгунского, стихи Агнии Барто.
- Кстати, слова этой песни написал Н.Носов.
6. Работа с произведением до чтения.
- Мы начинаем читать новое произведение. Наши действия? (составление плана).
7. Словарная работа.
8. Инсценирование рассказа «Федина задача».
9. Работа с текстом после чтения.
- Какие вопросы возникают после прочтения произведения?
-Откуда пришёл Федя? (с катка)
- Как понимаете выражение «по крайней мере, никто не будет мешать делать уроки?» (может быть сестра, брат)
- А что же сделал, Федя? (включил радио, решил делать уроки под музыку)
Найдите и прочитайте на что отвлекался Федя? (выборочное чтение)
-Чем заканчивается рассказ? (пошёл к другу)
-Ответы на вопросы учителя.
10.Закрепление изученного.
1).Восстановление деформированного плана.
- Вы внимательно читали рассказ, слушали своих товарищей. Задание по группам. Переверните листок.
План (который должен получиться):
1.Дома никого не было.
2.Он отрегулировал репродуктор
3. Из репродуктора послышались звуки рояля
4. Он почесал кончик носа и принялся читать задачу заново.
5. Пойду лучше к Юре Сорокину.
План:
(восстанови последовательность смысловых частей)
□ Из репродуктора послышались звуки рояля
□ Дома никого не было
□ Он отрегулировал репродуктор
□ Пойду лучше к Юре Сорокину.
□ Он почесал кончик носа и принялся читать задачу заново
-Что увидели? (цитатный план)
-Соответствует ли план последовательности событий?
-Какое задание нужно будет выполнить? -Поработайте в группах.
-Проверим по доске. (на доске появляется план, дети проверяют).
2. Выбери пословицу, которая подходит к рассказу:
1) Ум хорошо, а два лучше.
2) Делу время, потехе час.
3) Сделал дело, гуляй смело.
4) Какие труды, такие и плоды.
5) Без охоты нет и работы.
3. Тест « Проверь себя»
1. Как звали главного героя?
А) Слава Б) Костя В) Федя
2. Откуда пришёл главный герой?
А) из школы Б) с катка В) из магазина
3. Сколько раз прочитал Федя задачу?
А) 6 раз Б) 5 раз В) 4 раза
4. Сколько концертных номеров прослушал Федя?
А) 6 Б) 7 В) 5
5. Какая фамилия была у друга?
А) Воронин Б) РыбкинСорокин
Ответы на тест
1.В
2.Б
3.Б
4.Б
5.В
12. Биография писателя. Видеопрезентация.
- Если вы спросите любого взрослого или ребенка: “Знаете ли вы писателя Н. Носова?” И любой, прежде чем ответить “да” – улыбнется, так как книги Носова приносят в дом добрый, веселый смех. Благо и радость, если в каждой семье живет смех. Надеюсь, что рассказы Носова будут полезны и вам. И может в его произведениях вы встретите знакомых.
- Если вернуться к началу урока (к вопросу № 4), как вы думаете, что такое сатира и что такое юмор?
13.Итог. Проблемный вопрос:
-Почему Федя не мог решить задачу? (Федя имел плохую привычку – одновременно с выполнением домашних заданий, он любил смотреть телевизор)
- Нет ли среди вас таких детей?
- Чему нас учит это произведение?
- Как вы выполняете домашние задания? Есть у вас свой уголок, где можно спокойно готовить домашние задания?
14. Рефлексия.
- Сегодня я узнал…
- Для себя я сделал вывод…
- Мне понравилось…
VII. Выставление оценок за работу на уроке.
Благодарность детям
- А вот такие книги у нас имеются в школьной библиотеке, можете взять их и прочитать.
VIII. Домашнее задание (вариативное)
Домашнее задание.
1.Прочитать рассказ
2. Решить задачу из рассказа.
3. Сочинить рассказ «Федя у друга» .