Урок обобщения по сказке
Р. Киплинга "Рикки-Тикки-Тави"
Цель: обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении Р. Киплинга "Рикки -Тикки- Тави"
Задачи:
обобщить знания о композиции художественного произведения,
учить давать характеристику героям сказки,
развивать речь, внимание, мышление,
развивать умение самостоятельной работать с текстом,
воспитывать интерес к чтению,
прививать любовь к животным.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Со сказкой всегда интересно,
Сказки все любят читать.
Сегодня попробуем вместе
Смысл авторской сказки понять.
2. Актуализация опорных знаний.
Что такое сказка? (рассказ о вымышленных событиях, где животные могут разговаривать)
А что такое литературная сказка? Чем она отличается от народной? (У литературной сказки есть автор)
Мы продолжаем работу по содержанию авторской сказки. Изучая любое художественное произведение, мы работаем над его композицией.
композиция
Из каких частей она состоит? (экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка)
композиция
экспозиция завязка развитие кульминация развязка
Обратимся к словарю литературных терминов и дадим определение каждой из частей композиции (ученики по 1 зачитывают определение каждой части композиции)
3. Объявление темы и целей урока.
Для того, чтобы узнать, над каким произведением мы сегодня будем работать, вам нужно расшифровать загадочную строчку. Найдите среди букв спрятавшееся название.
АПДРИККИШЕЖВТИККИХЦЪАСЧТАВИВЛП (Слайд 1)
Сегодня у нас обобщающий урок по сказке Редьярда Киплинга "Рикки-Тикки -Тави". Мы должны вспомнить все основные события, главных персонажей сказки и понять чему она нас учит.
4. Разминка.
Прочитайте чистоговорку четко проговаривая слова
РИККИ-ТИККИ-ТИККИ -ЧК! (Слайд3)
читает каждый "про себя"
вслух (2-3 человека)
Кому принадлежат эти слова (Рикки-Тикки-Тави)
Что они обозначали? (его боевой клич, когда он мчался в высоких травах)
Рикки-Тикки-Тави-главный герой сказки. Вспомним остальных действующих лиц.
5. Определите "Кто это?" (1 ученик у доски, остальные на карточках соединить стрелочками)
Карточки №1
Рикки-Тикки-Тави | мангуст |
Наг | чёрная кобра |
Нагайна | жена Нага |
Семья Дарзи | птицы портные |
Карайт | пыльно-серая змейка |
Тедди | мальчик |
Большой человек | хозяин дома |
Мать Тедди | хозяйка дома |
6. Работа по частям композиции.
Вспомним последовательность событий сказки, участниками которых являются данные герои.
Выполним исследовательскую работу, в ходе которой мы должны увидеть как композиция помогает раскрыть главную мысль произведения.
Экспозиция
Работа по группам (по рядам)
Каждая группа получает иллюстрацию.


Тедди - добрый, жалостливый отзывчивый


Мать Тедди- заботливая, любящая

Большой человек - умный
К какой части композиции можно отнести данную иллюстрацию? (к экспозиции)
композиция
экспозиция завязка развитие кульминация развязка

Понравилось ли мангусту в семье Большого человека? (да)
Докажите это, работая в группах, восстановите текст по опорным словам
Карточки №2
В этот день он только и ...(делал), что ...(рыскал) по всему дому. А когда Тедди улегся в постель, Рикки-Тикки ...(прикорнул) возле него, но оказался беспокойным соседом, потому что при каждом шорохе ...(вскакивал) и ...(настораживался) и ...(бежал разузнавать), в чем дело.
Слова для справок: рыскал, не утонул, сунулся, обжег, взобрался, прикорнул, вскакивал, настораживался, бежал разузнавать, не спит, въехал.
Зачитывают получившийся текст представители каждой группы
Сверяем с оригиналом (Слайд 4)
О ком и о чем рассказали нам вставленные глаголы? ( как Рикки-Тикки знакомится с домом)
Как они его характеризуют?
Рикки-Тикки - Тави шустрый беспокойный любознательный
Сделаем вывод.
ЛЮБОВЬ ЗАБОТА ДОБРОТА
Завязка
Просмотр отрывка из мультфильма (эпизод появления Нага)
Наг страшный злобный
композиция
экспозиция завязка развитие кульминация развязка

ВРАГ
Развитие
Что изображено на иллюстрации? (Слайд 5)
Перескажите эпизод поединка Рикки-Тикки с Карайт
Что вы можете сказать о Карайт, какая она?
Карайт юркая опасная
композиция
экспозиция завязка развитие кульминация развязка

ПРЕДАННОСТЬ
Кульминация
композиция
экспозиция завязка развитие кульминация развязка
Рикки-Тикки смелость храбрость

ПОМОЩЬ
Развитие
развитие
Какой враг остался непобежденным? (Нагайна)
Кто помог перехитрить нагайну? (Птички Дарзи)
Прочитайте по ролям диалог Рикки-Тикки и Дарзи
Какую словесную картину вы нарисовали бы к этому эпизоду?
композиция
экспозиция завязка развитие кульминация развитие развязка
Семья Дарзи хитрые смелые
ДРУЗЬЯ
Развязка
композиция
экспозиция завязка развитие кульминация развитие развязка
Работа в парах
Карточки №3
Рикки-Тикки | Нагайна |
Что делал? | Что делала? |
Какой? | Какая? |
Проверка 4 человека
Рикки-Тикки отважный
Нагайна подлая беспощадная
ЗЛОЙ
Вывод. Посмотрите на характеристики героев.
На какие две группы их можно разделить? (друзья и враги РиккиТикки)
Благодаря чему Рикки-Тикки удалось победить врагов? (смелости, храбрости, помощи друзей)
Обратимся к цели нашей исследовательской работы.
Какова главная мысль произведения?
Сделайте вывод, опираясь на слова.
7. Итог урока
Весь ход событий направлен на осознание главной мысли произведения, что самым главным в жизни человека и животных является любовь и преданность друзей. Почувствовав заботу, внимание, доброе отношение членов семьи, мангуст преданно служит им, проявляя смелость, бесстрашие, спасает от заклятого врага-кобры.
8. Домашнее задание
Рекомендация книги (индивидуальные карточки с заданием по группам – дифференцированный подход).
1 группа. Некоторым из вас достанется чистый бланк, на котором есть только начало рекомендации книги. Вы должны своими словами дополнить его.
Обязательно прочитайте книгу о Рикки-Тикки-Тави, потому что:
2 группа. Учащиеся составляют одно правильное продолжение, составленное из двух частей, связанных друг с другом по смыслу.
Обязательно прочитайте книгу о Рикки-Тикки-Тави, потому что:
Я считаю, что необязательно быть великаном, (и ждать, что кто-то другой
спасет тебя.)
Я считаю, что нельзя отворачиваться от опасности (ничего не добьется.)
Я считаю, что тот, кто не может побороть свой страх, (чтобы победить.)
3 группа. Учащиеся из вариантов ответов выберут нужный и подчеркнут его.
Варианты ответов для 3 группы:
Эта сказка учит добру и преданной дружбе.
Всем нравятся книги о животных.
В этой сказке добро побеждает зло.
9.Рефлексия
Слайд 6.
ОГКОУ "Приволжская школа-интернат"
Конспект урока по чтению для 6 класса
Урок обобщения по сказке
Р. Киплинга "Рикки-Тикки-Тави"
Выполнила:
учитель русского языка и чтения
Калинина Н.А.
Приволжск 2016