СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по произведению Р.Киплинга "Рикки-Тикки-Тави"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый обобщающий урок по произведению Р.Киплинга "Рикки-Тикки-Тави"  

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по произведению Р.Киплинга "Рикки-Тикки-Тави"»

Урок обобщения по сказке

Р. Киплинга "Рикки-Тикки-Тави"

Цель: обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении Р. Киплинга "Рикки -Тикки- Тави"

Задачи:

  • обобщить знания о композиции художественного произведения,

  • учить давать характеристику героям сказки,

  • развивать речь, внимание, мышление,

  • развивать умение самостоятельной работать с текстом,

  • воспитывать интерес к чтению,

  • прививать любовь к животным.



Ход урока.

1. Организационный момент.

Со сказкой всегда интересно,

Сказки все любят читать.

Сегодня попробуем вместе

Смысл авторской сказки понять.

2. Актуализация опорных знаний.

  • Что такое сказка? (рассказ о вымышленных событиях, где животные могут разговаривать)

  • А что такое литературная сказка? Чем она отличается от народной? (У литературной сказки есть автор)

Мы продолжаем работу по содержанию авторской сказки. Изучая любое художественное произведение, мы работаем над его композицией.

  • Что такое композиция художественного произведения? (цепь событий, построение художественного произведения)

композиция

  • Из каких частей она состоит? (экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка)

композиция



экспозиция завязка развитие кульминация развязка



Обратимся к словарю литературных терминов и дадим определение каждой из частей композиции (ученики по 1 зачитывают определение каждой части композиции)

3. Объявление темы и целей урока.

Для того, чтобы узнать, над каким произведением мы сегодня будем работать, вам нужно расшифровать загадочную строчку. Найдите среди букв спрятавшееся название.

АПДРИККИШЕЖВТИККИХЦЪАСЧТАВИВЛП (Слайд 1)

  • Скажите название сказки (Рикки-тикки -Тави) (Слайд 2)

  • Назовите автора (Редьярд Киплинг)

Сегодня у нас обобщающий урок по сказке Редьярда Киплинга "Рикки-Тикки -Тави". Мы должны вспомнить все основные события, главных персонажей сказки и понять чему она нас учит.

4. Разминка.

Прочитайте чистоговорку четко проговаривая слова

РИККИ-ТИККИ-ТИККИ -ЧК! (Слайд3)

  • читает каждый "про себя"

  • вслух (2-3 человека)

  • Кому принадлежат эти слова (Рикки-Тикки-Тави)

  • Что они обозначали? (его боевой клич, когда он мчался в высоких травах)

Рикки-Тикки-Тави-главный герой сказки. Вспомним остальных действующих лиц.

5. Определите "Кто это?" (1 ученик у доски, остальные на карточках соединить стрелочками)

Карточки №1

Рикки-Тикки-Тави

мангуст

Наг

чёрная кобра

Нагайна

жена Нага

Семья Дарзи

птицы портные

Карайт

пыльно-серая змейка

Тедди

мальчик

Большой человек

хозяин дома

Мать Тедди

хозяйка дома



6. Работа по частям композиции.

Вспомним последовательность событий сказки, участниками которых являются данные герои.

Выполним исследовательскую работу, в ходе которой мы должны увидеть как композиция помогает раскрыть главную мысль произведения.

  1. Экспозиция

Работа по группам (по рядам)

Каждая группа получает иллюстрацию.

  • Что изображено на картинке? (семья Большого человека)

  • Расскажите как Рикки-Тикки знакомится с семьей Большого человека.

  • Какими мы увидели людей?

Тедди - добрый, жалостливый отзывчивый

Мать Тедди- заботливая, любящая

Большой человек - умный

К какой части композиции можно отнести данную иллюстрацию? (к экспозиции)

композиция



экспозиция завязка развитие кульминация развязка





  • Понравилось ли мангусту в семье Большого человека? (да)

  • Докажите это, работая в группах, восстановите текст по опорным словам

Карточки №2

В этот день он только и ...(делал), что ...(рыскал) по всему дому. А когда Тедди улегся в постель, Рикки-Тикки ...(прикорнул) возле него, но оказался беспокойным соседом, потому что при каждом шорохе ...(вскакивал) и ...(настораживался) и ...(бежал разузнавать), в чем дело.

Слова для справок: рыскал, не утонул, сунулся, обжег, взобрался, прикорнул, вскакивал, настораживался, бежал разузнавать, не спит, въехал.

  • Зачитывают получившийся текст представители каждой группы

  • Сверяем с оригиналом (Слайд 4)

  • О ком и о чем рассказали нам вставленные глаголы? ( как Рикки-Тикки знакомится с домом)

  • Как они его характеризуют?

Рикки-Тикки - Тави шустрый беспокойный любознательный



Сделаем вывод.

  • Благодаря каким чертам характера людей Рикки-Тикки остался жив?

ЛЮБОВЬ ЗАБОТА ДОБРОТА

  1. Завязка

Просмотр отрывка из мультфильма (эпизод появления Нага)

  • Прочитайте страшный образ кобры (с.190)

  • Каким вы увидели Нага?

Наг страшный злобный

  • К какому элементу композиции относится данный эпизод? ( К завязке)

композиция



экспозиция завязка развитие кульминация развязка





  • Кем был Наг для Рикки-Тикки? (враг)

ВРАГ



  1. Развитие

  • Что изображено на иллюстрации? (Слайд 5)

  • Перескажите эпизод поединка Рикки-Тикки с Карайт

  • Что вы можете сказать о Карайт, какая она?

Карайт юркая опасная



  • К какой части композиции относится этот отрывок? (развитие)



композиция



экспозиция завязка развитие кульминация развязка





  • Почему Рикки-Тикки вступает в поединок с Карайт? (предан тем людям, которые его спасли)

ПРЕДАННОСТЬ





  1. Кульминация

  • Скажите, какой эпизод стал кульминацией всех событий? (поединок с Нагом)



композиция



экспозиция завязка развитие кульминация развязка



  • Прочитайте выразительно этот отрывок (с.196)

  • Какие черты характера Рикки-Тикки проявились в этом эпизоде?

Рикки-Тикки смелость храбрость

  • Кто же пришел на помощь Рикк-Тикки? (Большой человек)



ПОМОЩЬ



  1. Развитие

  • Можно ли сказать, что действие завершилось? (нет)

развитие

  • Какой враг остался непобежденным? (Нагайна)

  • Кто помог перехитрить нагайну? (Птички Дарзи)

  • Прочитайте по ролям диалог Рикки-Тикки и Дарзи

  • Какую словесную картину вы нарисовали бы к этому эпизоду?



композиция



экспозиция завязка развитие кульминация развитие развязка

  • Какими вы увидели птичек Дарзи из этого отрывка?

Семья Дарзи хитрые смелые

  • Кем они оказались Для Рикки-Тикки? (друзьями)

ДРУЗЬЯ





  1. Развязка

  • В какой момент наступает развязка? (поединок с Нагайной)



композиция



экспозиция завязка развитие кульминация развитие развязка

Работа в парах

  • Перечитайте отрывок поединка Рикки-тикки с Нагайной и заполните таблицу, сравнив Рикки-Тикки и Нагайну (с.201)

Карточки №3

Рикки-Тикки

Нагайна

Что делал?


Что делала?


Какой?


Какая?

Проверка 4 человека



Рикки-Тикки отважный

Нагайна подлая беспощадная



  • Чем закончился поединок с Нагайной? (победой над злым врагом)

ЗЛОЙ



Вывод. Посмотрите на характеристики героев.

  • На какие две группы их можно разделить? (друзья и враги РиккиТикки)

  • Благодаря чему Рикки-Тикки удалось победить врагов? (смелости, храбрости, помощи друзей)

  • Обратимся к цели нашей исследовательской работы.

  • Какова главная мысль произведения?

  • Сделайте вывод, опираясь на слова.

7. Итог урока

Весь ход событий направлен на осознание главной мысли произведения, что самым главным в жизни человека и животных является любовь и преданность друзей. Почувствовав заботу, внимание, доброе отношение членов семьи, мангуст преданно служит им, проявляя смелость, бесстрашие, спасает от заклятого врага-кобры.



8. Домашнее задание

Рекомендация книги (индивидуальные карточки с заданием по группам – дифференцированный подход).

1 группа. Некоторым из вас достанется чистый бланк, на котором есть только начало рекомендации книги. Вы должны своими словами дополнить его.

Обязательно прочитайте книгу о Рикки-Тикки-Тави, потому что:

2 группа. Учащиеся составляют одно правильное продолжение, составленное из двух частей, связанных друг с другом по смыслу.

Обязательно прочитайте книгу о Рикки-Тикки-Тави, потому что:

Я считаю, что необязательно быть великаном, (и ждать, что кто-то другой

спасет тебя.)

Я считаю, что нельзя отворачиваться от опасности (ничего не добьется.)

Я считаю, что тот, кто не может побороть свой страх, (чтобы победить.)



3 группа. Учащиеся из вариантов ответов выберут нужный и подчеркнут его.

Варианты ответов для 3 группы:

  1. Эта сказка учит добру и преданной дружбе.

  2. Всем нравятся книги о животных.

  3. В этой сказке добро побеждает зло.

9.Рефлексия

Слайд 6.





















ОГКОУ "Приволжская школа-интернат"







Конспект урока по чтению для 6 класса





Урок обобщения по сказке

Р. Киплинга "Рикки-Тикки-Тави"







Выполнила:

учитель русского языка и чтения

Калинина Н.А.









Приволжск 2016


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 4 секунд
Комплекты для работы учителя