Конспект открытого урока по обучению
комплексному анализу текста с использованием
компетентностно-ориентированных заданий
Учитель: Чукарина Ольга Николаевна
Предмет: литература
Класс: 9 Б
Дата: 12 марта 2019 г.
Тема урока: А.П. Чехов. Рассказ «Тоска». Тема одиночества человека в мире.
Тип урока: урок чтения и изучения произведения
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая
Цели урока:
-
Продолжить знакомство учащихся с творчеством А.П.Чехова.
-
Раскрыть смысл чеховского рассказа; развивать способности учащихся анализировать художественное произведение, творческое воображение и способность смело высказывать собственное мнение.
-
Воспитывать у ребят чувство сострадания, сочувствия.
Задачи:
- образовательные: углубить знания учащихся о личности и творчестве А.П. Чехова, писателя-гуманиста;
- развивающие: формировать надпредметные способы учебной деятельности: понимание и анализ художественного произведения, исследовательские умения, умение участвовать в обсуждении, высказывать своё мнение, умение организовать себя на решение поставленных задач;
- воспитательные: воспитывать нравственные качества личности, способной быть отзывчивой на чужую боль, способной противостоять безнравственным поступкам.
Оборудование урока:
-
Текст рассказа А.П. Чехова «Тоска»
-
Толковый словарь под редакцией С.И. Ожегова и Словарь живого великорусского языка В.И.Даля.
-
Карточки для работы в группах, листы формата А4 со словами «Чехов» и «Тоска» для составления кроссвордов.
Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая
Ход урока
I. Организационный момент.
Цель: эмоциональная настроенность на урок. Осознание важности данного урока, мотивация на его результат.
Здравствуйте, ребята!
Начать наш урок сегодня хочется с притчи, заимствованной из записной книжки французского писателя Альфонса Доде.
Рассказывает подготовленный ученик 1. "Однажды мудрую певчую птицу спросили: "Ты поёшь так красиво, но почему твои песни так коротки?" На что птица ответила: "У меня так много песен, я должна поведать их миру".
Эту притчу любил А.П. Чехов. Он, как та птица, познавая мир, его людей, торопился рассказать обо всём нам, своим читателям. В своих коротеньких рассказах он, как врач, пытается излечить людей от таких недугов, как пошлость, угодничество, чинопочитание, невежество, ограниченность кругозора.
Предметом нашего разговора станет рассказ А.П. Чехова «Тоска».
Откройте тетради, запишите тему урока.
Сформулируйте цели урока. Что мы должны узнать на уроке? Чему научиться? (продолжить знакомство с творчеством А.П. Чехова; развивать умение анализировать художественный текст; находить в нём художественные средства; учиться смело высказывать собственное мнение).
II. Слово о писателе.
Цель: развитие монологической речи учащихся, умения выделять главную информацию, работать с источником.
Рассказ ученика 2. Чехов в своих небольших рассказах ставил проблемы, актуальные и для нашей современности. Писатель выступал против душевного равнодушия, отрицал существующий порядок. Максим Горький писал: «Его врагом была пошлость, он всю жизнь боролся с ней... Никто до него не умел так беспощадно и правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни в тусклом хаосе мещанской обыденщины».
III. Анализ рассказа «Тоска».
Ребята, дома вы прочитали рассказ Чехова «Тоска». А каково лексическое значение этого слова? Что такое, по-вашему, тоска?
-
Словарная работа
Рассказывает подготовленный ученик 3 – работа со словарем)
- Из «Словаря живого великорусского языка В.И. Даля: «ТОСКА (теснить?) - стеснение духа, томление души, мучительная грусть; душевная тревога, беспокойство, боязнь, скука, горе, печаль, нойка сердца, скорбь».
- Обратимся к толковому словарю под ред. С.И. Ожегова.
Тоска
1. Душевная тревога, уныние.
2. Скука, а также (разг.) что-нибудь очень скучное, неинтересное.
2. История создания рассказа:
Рассказывает ученик 4. Рассказ «Тоска» Чехова признан вершинным из ранних произведений писателя. Опубликован в январе 1886 года в «Петербургской газете», в разделе «летучие заметки», где до этого уже А. П. Чехов напечатал многие иронические сценки под псевдонимом Антоше Чехонте. Автору «Тоски» — двадцать шесть. Черновых вариантов рукописи «Тоски» не сохранилось, так как в этот период творчества А. П. Чехов имел привычку уничтожать все предварительные наброски.
Прежде чем приступить к анализу рассказа Чехова, давайте вспомним, что такое рассказ.
Ученик 5: Рассказ – это прозаическое произведение малого объема с динамическим развитием сюжета; изображается один эпизод, событие из жизни героя или несколько событий; действующих лиц немного, описываемое действие ограничено во времени. Большое значение придается концовке (она должна быть «ударной»)
Учитель: А. П. Чехов — тонкий психолог человеческой души. Он показал, как может быть безысходна тоска человека, одинокая, как и человек. Они наполняют друг друга, сосуды с глубоким, тягучим содержимым. И глухота человеческая, которая ведет к безграничному одиночеству и пустоте, к пустоте сосудов, которые должны быть наполнены живой влагой.
Просто прочитать рассказ Чехова недостаточно. Чтобы понять истинный смысл его произведений, надо обращать внимание на каждую деталь. С этой целью обратимся к тесту рассказа.
Фронтальная беседа с классом по вопросам:
- Каково начало рассказа? Зачитайте.
(Снег, сумерки, зажжённые фонари. Каждый предмет, живое существо опутано, отделено от внешнего мира холодным одеялом).
- Какое впечатление производит на вас этот зимний вечер?
(возможные ответы: На душе становится сумрачно, холодно и одиноко).
- Какова роль данного описания?
(При помощи пейзажа передаётся внутреннее психологическое состояние человека).
- А как чувствует себя главный герой Иона?
(Ему тоскливо, плохо).
- А почему ему плохо? (У него умер сын.)
- Совершенно верно. Он похоронил сына и остался один. Скажите, как можно помочь человеку, оказавшемуся в такой ситуации?
(Поговорить с ним, выслушать, улыбнуться, проявить минимум ласки, сострадания и терпения).
- А пытался ли Иона рассказать о своём горе? (Да.)
- Кому?
(Военному, горбачу, дворнику, молодому извозчику.)
Иона Потапов находится среди людей, но ему некому поведать свою печаль, потому что они равнодушные люди, они не умеют чувствовать боль другого человека, не умеют сострадать. Его горе никого не интересует. Каждый сам по себе. Страшная получается ситуация: человек только животному может излить душу. В нем найти родственную душу.
- Какие художественные средства использует Чехов, чтобы передать тоску героя?
Выполним это задание в группах (3-5 минут)
1 группа:
Найдите эпитеты. Какие чувства вызывают они у читателя? Какова их роль в тексте?
Эпитеты: тоска громадная, не знающая границ тоска. Эпитеты вызывают у читателя не очень светлые, не очень радостные ассоциации. Без сомнения, они передают чувство автора к изображаемым событиям, образам.
2 группа:
Найдите метафоры, олицетворения. Отрицательную или положительную эмоциональную нагрузку они несут? Как вы думаете, с какой целью использовал автор эти языковые средства?
Метафоры: распирает грудь, весь свет залила бы, поместилась в скорлупу.
Метафоры, олицетворения, сравнения несут в себе отрицательную эмоциональную нагрузку, помогают почувствовать состояние Ионы.
3 группа:
Найдите примеры градации, повторы. Какова их роль?
Градация: вечерние сумерки – вечерняя мгла – потёмки.
Повтор: сын помер - от чего?…поезжай; сын помер - все помрем, погоняй; сын помер - …. Данные приёмы усиливают выразительность высказывания.
- Сделаем выводы о роли этих художественных средств:
Использованные в тексте языковые средства не случайны, они помогают раскрыть тему произведения, выразить авторскую идею. В небольшом по объему произведении с помощью различных художественных приемов Чехов раскрывает большую беду в жизни человека.
Обратим внимание и на настоящее время, в котором ведется повествование: это не только прием, оживляющий героев и события, – перед нами не уходящая в прошлое, постоянная душевная боль человека.
Настойчиво повторяющаяся деталь – снег, пласты снега, засыпающие и красящие набело извозчика и его лошаденку, – вырастает в конце концов чуть ли не в символ холодного и равнодушного мира.
Рассказ заставляет задуматься всех нас. Трудно ответить на вопрос, как бы каждый из нас поступил в данной ситуации, но ясно одно: всем нам нужно быть хоть чуточку внимательнее друг к другу, не стесняться в добрых словах, сочувствии и добром отношении к тем, кто рядом с нами. Чувство сострадания, сопричастности помогает пережить такие тяжёлые моменты в жизни. Именно об этом же самом писал в XX веке поэт Э.Асадов (чтение стихотворения Э Асадова «Падает снег»
Читает ученик 6)
Падает снег, падает снег -
Тысячи белых ежат...
А по дороге идет человек,
И губы его дрожат.
Мороз под шагами хрустит, как соль,
Лицо человека - обида и боль,
В зрачках два черных тревожных флажка
Выбросила тоска.
И разве тут может в расчет идти
Какой-то там этикет,
Удобно иль нет к нему подойти,
Знаком ты с ним или нет?
Падает снег, падает снег,
По стеклам шуршит узорным.
А сквозь метель идет человек,
И снег ему кажется черным...
И если встретишь его в пути,
Пусть вздрогнет в душе звонок,
Рванись к нему сквозь людской поток.
Останови! Подойди!
IV. Рефлексия
- Какие чувства вызвал у вас рассказ?
- Какие вы можете привести примеры из собственных наблюдений, которые ярко характеризовали бы актуальность темы одиночества?
V. Подведение итогов. Выставление оценок.
Цель: дать оценку знаниям учащихся и мотивировать на работу на следующих уроках.
Ваши ответы сегодня были разные, но все их объединяет одно: необходимо помнить о нравственных качествах, быть сострадательными, уважать ближних. И в этом одна из тайн чеховского творчества, которого вы будете для себя открывать еще больше и больше, а открывая, учиться правильно жить.
Выставление оценок за урок.
Всем спасибо за урок.
VI. Задание на дом.
Цель: мотивировать учащихся на выполнение домашнего задания и на работу на последующих уроках.
Подумать над вопросом - о чем заставляет задуматься финал рассказа? Написать конкретные практические рекомендации, как помочь человеку, которого охватила тоска- – не меньше 5. А также составить кроссворд на листе формата А4 с ключевыми словами «Чехов» или «Тоска».