МОУ ДОД
«Детская музыкальная школа»
п.г.т.Благоево
Работа над произведением. Старосонатная форма.
Анализ формы, тональный план, фразировка, работа над штрихами.
Открытый урок
преподавателя
Истоминой М.А.
2007 г.
Класс аккордеона
предмет специальность
ученица Жданова Виктория
Д.Чимароза Соната
План урока:
I. Методическая часть
II.Практическая часть
1. Понятие соната, сонатная форма, старосонатная форма.
2. Краткая биография композитора, эпоха, стилистические особенности произведения.
3. План сонаты: предложения, фразировка, тональности, нюансы и ремарки, «клавесинный» штрих.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Опыт педагогической деятельности показывает, что на протяжении всего периода обучения работа с учащимися над элементами музыкальной формы меняет свой характер. По мере развития музыкального слуха и творческого воображения она становится более утонченной и относится к каждой интонации, каждому «событию» в драматургии произведения. Постепенно у юного музыканта появляется умение выстраивать фразировку и форму в целом; при этом подчеркивание тех или иных элементов музыкальной структуры уже не нарушает общей логики построения больших музыкальных разделов. Для этого необходимо развивать внимание ученика, постоянно сопоставляя то, что уже было сыграно, с тем, что будет звучать. Такие действия помогут выстроить логичную линию темпового и динамического развертывания музыкального произведения.
С первых шагов в музыке педагог должен направлять внимание ученика, как на логику построения, так и на эмоциональное ощущение развития музыкального материала. Учащиеся должны свободно оперировать такими понятиями, как интонирование в музыке, кульминация и точка «золотого сечения» в исполняемом произведении, вершина во фразе, предложении, периоде, а также сопоставлять и суммировать музыкальные построения.
Основные этапы работы над музыкальным произведением:
1. Ознакомление.
2. Освоение музыкального текста. Понимание и раскрытие художественного образа.
3. Подготовка пьесы к публичному исполнению.
Первый этап может быть по форме: прослушивание пьесы в исполнении педагога, использование аудио- или видеозаписи, чтение с листа самостоятельно или совместно с педагогом.
Второй этап - наиболее сложный. Педагогу необходимо провести с учеником большую аналитическую работу, которая, в зависимости от сложности произведения, может идти в направлении от общего к частному или наоборот. Анализ сочинения предполагает определение круга его музыкальных образов, структуры средств музыкальной выразительности и развития, кульминации, основных технических и психологических трудностей исполнения.
В зависимости от способности учащегося охватить тот или иной отрезок музыки, работу нужно вести по частям, в замедленном темпе, внимательно вслушиваясь в каждую интонацию, подбирая подходящую аппликатуру. Если текст очень сложен и насыщен, учить его лучше каждой рукой отдельно, сольфеджируя мелодическую линию, вслушиваясь в гармонию, контролируя ритм, динамику, а затем соединить партии обеих рук.
Работу следует строить так, чтобы перед каждым проигрыванием произведения или его части ученик ставил перед собой совершенно конкретные задачи. В одном случае это будет концентрация внимания на интонировании мотивов и динамике музыкальных построений. В другом - нужно проследить за темпом и правильностью метроритма при изменении музыкальной фактуры и динамики и т.п.
Постоянный слуховой контроль и концентрация внимания на характере музыки, её темпе, динамике и метроритме помогут достичь желаемого результата.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Само слово «соната» в разные времена имело неодинаковое значение. Сейчас нам более близок так называемый «классический» тип сонаты. Он установился в эпоху музыкального классицизма, к середине 18 века, в творчестве выдающихся венских композиторов Й.Гайдна и В.А.Моцарта. Более ранние образцы этого жанра принято называть «старинной сонатой».
Надо сказать, что соната - сложный жанр, который появился в пору высокого расцвета музыкального искусства. Естественно, он питался из богатых источников музыки предшествующей. Образы, темы, звучащие в инструментальной сонате, родились в других жанрах уже раньше и имели более конкретный смысл.
Огромное влияние на сонату оказала опера, прошедшая к 18 веку большой путь развития. В ней выработались и закрепились определенные типы героев, характеров, ситуаций. С ними была связана и музыка определенного склада. В опере серьезной, драматической действовали мифологические герои, исторические личности, поэтому часто звучала героическая музыка, изливались проникновенные чувства. В операх комических действовали простые люди, сюжеты этих опер были полны забавных эпизодов, нелепых неожиданностей, веселой суеты. Все происходило в них очень живо, динамично. Те или иные моменты строения оперной музыки постепенно закреплялись в сознании слушателей. Похожая по содержанию музыка, но уже без текста, без сценического действия, стала звучать в инструментальной сонате.
Помогли сонате и некоторые жанры инструментальной музыки. Уже в XVI-XVII веках в быту во многих странах Европы исполняли на лютне, флейте, скрипке разные танцы. Со временем танцы стали объединять по контрасту в группы-сюиты. Контрастность движения в разных частях сюиты перешла затем в сонату, а живой ритм её быстрых танцев особенно сказался в финалах - последних частях сонаты.
Вся композиция сонатной формы делится на три раздела - экспозицию, разработку и репризу.
В экспозиции мы знакомимся с темами («экспозиция» означает «изложение, показ»). Тем не должно быть меньше двух. Первую назвали главной, вторую - побочной.
Во втором разделе - разработке - темы развиваются. Здесь они обычно не звучат целиком, из них выделяются отдельные мотивы, фразы. В отличии от экспозиции здесь нет определенного порядка в последовательности тем.
С появлением репризы возвращается исходная краска тональности, определенный порядок в последовательности тем, которые звучат опять полностью, не расчленяясь.
Предшественница сонатной формы - старосонатная музыкальная форма была распространена ан рубеже - веков. эта форма была основана на сопоставлении 2-х тем, обычно сходных; существенным отличием её являлось отсутствие индивидуализированных тем. В старосонатной форме различают два раздела. Первый - изложение главной партии в главной тональности, а побочной - в иной тональности. Второй раздел может осуществиться в 2-х вариантах: 1) повторяется тематический материал, но тональности меняются местами. 2) вначале разрабатывается тематический материал 1 раздела, а затем излагалась побочная партия в главной тональности.
Первые образцы старинных сонат возникают в Италии, в XV веке. Этот факт не случаен. Италия уже в эпоху Возрождения славилась необычайно интересным, многообразным развитием всех областей искусства. Музыка «не отставала» от живописи, скульптуры, архитектуры. И в последующие два столетия – XV -XVI - сюда устремлялись музыкальные гении других стран - послушать, поучиться и попробовать свои силы. Именно здесь впервые появилась и достигла высокого расцвета опера, здесь уже к середине века родились выдающиеся достижения в области инструментального исполнительства - органного и скрипичного.
Рождение сонатной формы - новый, очень сложный и длительный этап в развитии сонатного жанра. Он связан больше всего с областью клавирной музыки, с именем Доменико Скарлатти (1685-1757), блестящего исполнителя - клавесиниста.
Сын и ученик основоположника неаполитанской оперной школы А. Скарлатти, он с ранней молодости жил в очень интересной художественной среде, был в центре оперной жизни Италии, общался с гениальными музыкантами-современниками: Г.Генделем, А. Корелли, Б.Марчелло. Жил и работал Д. Скарлатти в Италии, Испании, Англии. Был церковным капельмейстером и придворным музыкантом. Обилие разнообразных и ярких музыкальных впечатлений отразилось на творчестве Доменико.
Музыка для клавира занимает у Д. Скарлатти центральное место. В основном это небольшие одночастные сонаты, которых у композитора более 550.
Последователем неаполитанской оперной школы и традиций сочинения одночастных сонат является и Доменико Чимароза (1749-1801) - итальянский композитор. Сын каменщика, он воспитывался в монастырской школе. Окончил консерваторию «Санта Мариа ди Лорето» в Неаполе, где занимался пением, игрой на скрипке, органе, а также композицией. В1787-91гг. был придворным капельмейстером в С.-Петербурге, в 1791-92 гг. служил при дворе австрийского императора в Вене.
Познакомимся поближе со строением выбранной сонаты: все темы сонаты написаны в ровном ритме «капелек»-шестнадцатых, что характерно для клавесинных сочинений. Первая тема сонаты приводит нас из тональности до минор в тональность си-бемоль мажор. Эта тема являясь законченным периодом несет в себе функцию экспозиционного раздела, маленькие размеры лишь подтверждают, что мы имеем дело со старосонатной формой. Вторая тема является разработочной, так как неоднородна по своей структуре и имеет в своем строении модуляционный элемент (от половины такта до двух тактов), а также секвенционное движение, которое добавляет ощущение динамичности в мелодическом развитии. Кода построена на второй теме с использованием движения по хроматизму, состоящего из двух тактов (видоизмененный модуляционный элемент).
Исполнение данной сонаты требует хорошего «клавесинного» штриха, крепких пальцев и свободной руки. Для достижения этой цели следует играть определенные упражнения: игра различными штрихами, перегруппировка, игра синкопированным ритмом, игра с утрированным вдохом руки, и т. д.
Итак, мы пришли к выводу, что данная соната является примером старосонатной формы, так как имеет два раздела при отсутствии полноценной репризы. В соответствии с типичным планом нюансировки старинных сонат, расставим нюансы в нашей сонате: все повторы, встречающиеся внутри темы, подтвердим контрастом в динамике, подчеркнем динамикой все кульминации и окончания фраз.