Русская литература 8 класс
30.11.2017
Тема: Н. М. Карамзин «Бедная Лиза». Карамзин – основоположник русского сентиментализма.
Цели урока
Образовательные:
кратко ознакомить учеников с биографией и творчеством Н. М. Карамзина, дать представление о сентиментализме как литературном направлении.
Развивающие:
способствовать развитию критического мышления, интереса к литературе сентиментализма.
Воспитательные:
Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление знаний.
Методы и приемы: информационно-коммуникативные, частично-поисковый, репродуктивный
Оборудование: компьютер; презентация Microsoft Power Point ; раздаточный материал
Эпиграф к уроку:
К чему ни обратись в нашей литературе – всему начало положено журналистике, критике, повести-роману, повести исторической, публицизму, изучению истории.
В.Г.Белинский
Ход урока
I. Создание коллаборативной среды. У вас на столах есть стикеры, на них напишите сою проблему, которая портим вам настроение и никому не показывайте. Когда учащиеся напишут, учитель проходит с коробкой, учащиеся выкидывают бумажки.
- Ну вот мы с вами избавились от негатива и теперь на позитивной ноте начинаем наш урок!
II. Вступительное слово учителя.
- Мы продолжаем изучать русскую литературу XVIII века. Сегодня нам предстоит познакомиться с удивительным писателем, с творчества которого, по словам известного критика XIX века В.Г.Белинского, “началась новая эпоха русской литературы”. Имя этого писателя – Николай Михайлович Карамзин и с его произведением «Бедная Лиза». (Слайд 1)
III. А сейчас Максимова Ирина расскажет нам о биографии Николая Михайловича Карамзина.
- Н.М.Карамзин родился 1 (12) декабря 1766 года в Симбирской губернии в родовитой, но небогатой дворянской семье. Карамзины происходили от татарского князя Кара-Мурзы, который крестился и стал родоначальником костромских помещиков.
Отец писателя за свою воинскую службу получил поместье в Симбирской губернии, где и прошло детство Карамзина. Тихий нрав/ и склонность к мечтательности он унаследовал от матери Екатерины Петровны, которой лишился в возрасте трех лет.
Когда Карамзину исполнилось 13 лет, отец определил его в пансион профессора Московского университета И.М. Шадена, где мальчик слушал лекции, получил светское воспитание, изучил в совершенстве немецкий и французский языки, читал по-английски и по-итальянски. По окончании пансиона в 1781 году Карамзин покинул Москву и определился в Петербурге в Преображенский полк, к которому был приписан еще при рождении.
IV. Запись темы, эпиграфа (СЛАЙД 1).
Давайте вместе определим цели нашего урока.
Вы все поделены на группы и у каждой группы свое название («Критики», «Литературоведы», «Эрудиты»), распределите роли в группах. (Лидер, Спикер, таймменеджер, наблюдатели.)

У вас на столах конверты с заданием, листы А3, фломастеры.
Прежде, чем вы приступите к выполнению, я вас хочу познакомить с критериями оценивания вашей работы.

На работу дается 10-12 минут.
V. После того, как учащиеся выполнили работу, проводится физминутка.
Проводит кто-нибудь из учащихся. (Козлович Виолетта)
После выступления групп, каждая группа на листах оценивания оценивает другую группу.
VI. Парная работа по таблице, проверка, оценивание друг друга.
- Для того чтобы обобщить основные сведения о классицизме и сентиментализме как литературных направлениях XVIII века, я предлагаю вам заполнить таблицу. На столах вы найдете таблицу, заполните пустые графы. Дополнительный материал вы можете найти в учебниках. Время для выполнения этого задания – 7 минут. (После выполнения задания слушаем ответы 2 - 3 учеников и сверяем с материалом слайда).
VII. Индивидуальная работа. Тест по новой теме.
VIII. Проверка теста по критериям, выставление оценок за урок в карточках.
IX. Домашнее задание: прочитать повесть «Бедная Лиза», кто желает нарисовать иллюстрацию к повести.
X. Рефлексия
У вас на столах лежат стикеры, на этом стикере напишите свое имя и наклейте на лестницу успеха.