Тема: Буква ь – показатель мягкости согласных
Прогнозируемые результаты:
-дети познакомятся с новой буквой –«Ь», показателем мягкости согласных звуков;
-научатся читать слова с «Ь» знаком –показателем мягкости согласных звуков;
-узнают, что «Ь» не обозначает звука;
-отработают алгоритм фонетического разбора слов;
-научатся любить природу, животных, птиц.
Ход урока
Актуализация знаний.
1 слайд «Красна птица опереньем, а человек уменьем».
-Прочитайте, что это? (пословица)
-Как вы понимаете её смысл? (человек должен многому научиться, чтобы чего- то добиться).
-А чему должны мы научиться, прежде всего? ( читать, писать).
-Давайте подтвердим наши доводы словами из песни «Азбука».
2 слайд «Азбука» (звучит песня).
-Да, действительно, без азбуки нам никуда. С какой буквой мы познакомились на прошлом уроке? (с буквой «Ч» и звуком [ч’] .
-Дайте характеристику этому звуку. (согласный, всегда мягкий и глухой).
2. Мотивация учебной деятельности.
На доске:
Ч _ й , ч _ до, ч _ сы, ч _ гун, ч _ шка, ч _ довище, ч _ йник
Задание: прочитать слова, вставить пропущенные буквы.
(работа на дощечках)
-Ребята, скажите, значение каких слов вам не понятно? (значение слова чугун).
3 слайд (Картинки значение слова «чугун»).
Чугун- 1. выплавленное из руды железо с примесью углерода.
2.сосуд округлой формы, металлический горшок.
-Как вы заметили у этого слова два значения. Какой мы сделаем вывод?
(это слово многозначное).
-Какое правило мы повторили? (ча- пиши сбуквой а, чу- пиши с буквой у).
3.Работа по теме урока.
Загадка.
Спят или купаются,
Всё не разуваются:
День и ночь на ножках
Красные сапожки.
(гуси)
4 слайд «Гуси»
-Кого вы видите на слайде? (гусей).
-Откройте печатки и напечатайте слово «гуси», составьте звуковую схему к этому слову. У доски работает Мункуев Максим. Проверяем.
-Какие буквы на письме обозначают мягкость согласного звука?
(и, е, я).
-А теперь поставьте это слово в форму единственного числа.
Какое слово получилось? (гусь).
-Составьте звуковую схему к этому слову. У доски работает Кирикова Лиза. Проверяем.
-Ребята, скажите, а как мы на письме обозначим мягкий звук [c’].
(при помощи буквы «Ь» знак.)
Итак, с какой буквой мы познакомимся сегодня? (С буквой «Ь»).
На доске появляется карточка «Ь».
«Загадка»
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (лось).
-Открываем учебники на с.10
-Кого вы видите ? (это лось). Напечатайте это слово в печатках.
И составьте звуковую схему к этому слову.
-Сколько слогов в этом слове? (один). Докажите.
-Из чего он состоит? (Из слога -слияния ЛО и мягкого согласного С,.
-А как мы на письме его обозначим? (при помощи буквы «Ь»).
-Так для чего служит «Ь»? (обозначает мягкость согласного звука).
-Действительно, «Ь» является показателем мягкости согласных звуков.
(сигналят светофорчиками)
(на с 11 читаем правило).
-А кто ещё изображён на картинке? (зайчик). Дома вы придумаете сказочную историю про лося и зайчика. А сейчас, мы вспомним физминутку «Зайка серенький».
-На что она похожа буква»Ь» ? (на перевёрнутую букву Р).
-Буква Р перевернулась,
Мягким знаком обернулась,
Мягкий голос, мягкий шаг.
Это буква? – (мягкий знак).
-А как вы думаете, какое место займёт на ленте букв «Ь»?
(т. к. эта буква обозначает мягкость согласного звука она будет стоять в нижнем ряду. )
5 слайд «Лента звуков»
И, действительно, эта буква стоит в нижнем ряду . А вот почему она без цвета, нам ещё предстоит узнать.
6 слайд «Картинка лось»
-Прочитайте текст на с. 11 (чита ют по предложениям).
-Озаглавьте его.
-Что вы узнали о лосе?
-Да, это очень красивое и сильное животное. У него могучие рога. Лосей оберегают. Питаются они листвой, разной зеленью. Лось- травоядное животное.
Ребята, обратите внимание, когда произносим это слово во множественном числе, мы ставим ударение на первый слог. (произносим хором).
-Найдите в тексте слова с мягким знаком. (называют слова).
7 слайд «Слова из текста»
-Посчитайте, сколько в них букв и сколько звуков . (Букв больше , чем звуков).
-Какой вывод сделали? ( «Ь» звука не имеет).
-Так значит вот почему, «Ь» на ленте звуков без цвета.
(сигналят светофорчиками)
-Найдите и прочитайте слова, выделенные жирным шрифтом.
-Какую орфограмму заметили? (парный согласный в конце слова).
-Мы с вами говорили, что это опасные места. А что надо сделать, чтобы не допустить ошибку? (подобрать проверочное слово).-
-А как мы это делаем? (по принципу «один-много»).
-Значит, нам надо изменить слово так, чтобы после согласного звука слышался гласный.
-посмотрите ещё раз на пары слов и назовите, сначала проверочное, а потом проверяемое.
8 слайд «Пары слов»
ГОЛУБИ - ГОЛУ БЬ
ЛЕБЕДИ - ЛЕБЕДЬ
Ира «Подбери проверочное слово»
Гриб, глаз, столб, плод, морж, флаг, гараж, город, огород, завод, мороз.
-Ребята, а у нас сейчас морозная погода? (да)
-А какое время года наступило? (зима).
- А перед зимой какое время года было? (осень).
-Кто назовёт осенние месяцы? (сентябрь, октябрь, ноябрь).
9 слайд «Пословицы»
Сентябрь холоден, да сыт.
Ноябрь- ворота зимы.
Октябрь землю покрыл где снегом, где листом.
-Ребята, скажите, что здесь не так? (месяцы поменялись местами).
-Прочитайте пословицы и объясните их смысл.
-Что общего вы заметили в названиях осенних месяцев? (в конце слов стоит «Ь»)
-а какую роль он играет? (обозначает мягкость согласного звука).
4. Подведение итогов. Рефлексия.
- Что нового узнали на уроке? С чем познакомились?
5. Самооценка учебной деятельности.
10 слайд «Смайлики»
-Оцените свою работу на уроке, нарисовав лицо смайлика.
-Молодцы! Спасибо за урок!