СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Буква ь – показатель мягкости согласных

Прогнозируемые результаты:

-дети познакомятся с новой буквой –«Ь», показателем мягкости согласных звуков;

-научатся читать слова с «Ь» знаком –показателем мягкости согласных звуков;

-узнают, что «Ь» не обозначает звука;

-отработают алгоритм фонетического разбора слов;

-научатся любить природу, животных, птиц.

                                                         

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку»

Тема: Буква ь – показатель мягкости согласных

Прогнозируемые результаты:

-дети познакомятся с новой буквой –«Ь», показателем мягкости согласных звуков;

-научатся читать слова с «Ь» знаком –показателем мягкости согласных звуков;

-узнают, что «Ь» не обозначает звука;

-отработают алгоритм фонетического разбора слов;

-научатся любить природу, животных, птиц.

Ход урока

  1. Актуализация знаний.

1 слайд «Красна птица опереньем, а человек уменьем».

-Прочитайте, что это? (пословица)

-Как вы понимаете её смысл? (человек должен многому научиться, чтобы чего- то добиться).

-А чему должны мы научиться, прежде всего? ( читать, писать).

-Давайте подтвердим наши доводы словами из песни «Азбука».

2 слайд «Азбука» (звучит песня).

-Да, действительно, без азбуки нам никуда. С какой буквой мы познакомились на прошлом уроке? (с буквой «Ч» и звуком [ч’] .

-Дайте характеристику этому звуку. (согласный, всегда мягкий и глухой).

2. Мотивация учебной деятельности.

На доске:

Ч _ й , ч _ до, ч _ сы, ч _ гун, ч _ шка, ч _ довище, ч _ йник

Задание: прочитать слова, вставить пропущенные буквы.

(работа на дощечках)

-Ребята, скажите, значение каких слов вам не понятно? (значение слова чугун).

3 слайд (Картинки значение слова «чугун»).

Чугун- 1. выплавленное из руды железо с примесью углерода.

2.сосуд округлой формы, металлический горшок.

-Как вы заметили у этого слова два значения. Какой мы сделаем вывод?

(это слово многозначное).

-Какое правило мы повторили? (ча- пиши сбуквой а, чу- пиши с буквой у).

3.Работа по теме урока.

Загадка.

Спят или купаются,

Всё не разуваются:

День и ночь на ножках

Красные сапожки.

(гуси)

4 слайд «Гуси»

-Кого вы видите на слайде? (гусей).

-Откройте печатки и напечатайте слово «гуси», составьте звуковую схему к этому слову. У доски работает Мункуев Максим. Проверяем.

-Какие буквы на письме обозначают мягкость согласного звука?

(и, е, я).

-А теперь поставьте это слово в форму единственного числа.

Какое слово получилось? (гусь).

-Составьте звуковую схему к этому слову. У доски работает Кирикова Лиза. Проверяем.

-Ребята, скажите, а как мы на письме обозначим мягкий звук [c’].

(при помощи буквы «Ь» знак.)

Итак, с какой буквой мы познакомимся сегодня? (С буквой «Ь»).

На доске появляется карточка «Ь».

«Загадка»

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (лось).



-Открываем учебники на с.10

-Кого вы видите ? (это лось). Напечатайте это слово в печатках.

И составьте звуковую схему к этому слову.

-Сколько слогов в этом слове? (один). Докажите.

-Из чего он состоит? (Из слога -слияния ЛО и мягкого согласного С,.

-А как мы на письме его обозначим? (при помощи буквы «Ь»).

-Так для чего служит «Ь»? (обозначает мягкость согласного звука).

-Действительно, «Ь» является показателем мягкости согласных звуков.

(сигналят светофорчиками)

(на с 11 читаем правило).

-А кто ещё изображён на картинке? (зайчик). Дома вы придумаете сказочную историю про лося и зайчика. А сейчас, мы вспомним физминутку «Зайка серенький».

-На что она похожа буква»Ь» ? (на перевёрнутую букву Р).

-Буква Р перевернулась,

Мягким знаком обернулась,

Мягкий голос, мягкий шаг.

Это буква? – (мягкий знак).

-А как вы думаете, какое место займёт на ленте букв «Ь»?

(т. к. эта буква обозначает мягкость согласного звука она будет стоять в нижнем ряду. )

5 слайд «Лента звуков»

И, действительно, эта буква стоит в нижнем ряду . А вот почему она без цвета, нам ещё предстоит узнать.

6 слайд «Картинка лось»

-Прочитайте текст на с. 11 (чита ют по предложениям).

-Озаглавьте его.

-Что вы узнали о лосе?

-Да, это очень красивое и сильное животное. У него могучие рога. Лосей оберегают. Питаются они листвой, разной зеленью. Лось- травоядное животное.

Ребята, обратите внимание, когда произносим это слово во множественном числе, мы ставим ударение на первый слог. (произносим хором).

-Найдите в тексте слова с мягким знаком. (называют слова).

7 слайд «Слова из текста»

-Посчитайте, сколько в них букв и сколько звуков . (Букв больше , чем звуков).

-Какой вывод сделали? ( «Ь» звука не имеет).

-Так значит вот почему, «Ь» на ленте звуков без цвета.

(сигналят светофорчиками)

-Найдите и прочитайте слова, выделенные жирным шрифтом.

-Какую орфограмму заметили? (парный согласный в конце слова).

-Мы с вами говорили, что это опасные места. А что надо сделать, чтобы не допустить ошибку? (подобрать проверочное слово).-

-А как мы это делаем? (по принципу «один-много»).

-Значит, нам надо изменить слово так, чтобы после согласного звука слышался гласный.

-посмотрите ещё раз на пары слов и назовите, сначала проверочное, а потом проверяемое.

8 слайд «Пары слов»

ГОЛУБИ - ГОЛУ БЬ

ЛЕБЕДИ - ЛЕБЕДЬ

Ира «Подбери проверочное слово»

Гриб, глаз, столб, плод, морж, флаг, гараж, город, огород, завод, мороз.

-Ребята, а у нас сейчас морозная погода? (да)

-А какое время года наступило? (зима).

- А перед зимой какое время года было? (осень).

-Кто назовёт осенние месяцы? (сентябрь, октябрь, ноябрь).



9 слайд «Пословицы»

Сентябрь холоден, да сыт.

Ноябрь- ворота зимы.

Октябрь землю покрыл где снегом, где листом.

-Ребята, скажите, что здесь не так? (месяцы поменялись местами).

-Прочитайте пословицы и объясните их смысл.

-Что общего вы заметили в названиях осенних месяцев? (в конце слов стоит «Ь»)

-а какую роль он играет? (обозначает мягкость согласного звука).

4. Подведение итогов. Рефлексия.

- Что нового узнали на уроке? С чем познакомились?

5. Самооценка учебной деятельности.

10 слайд «Смайлики»

-Оцените свою работу на уроке, нарисовав лицо смайлика.

-Молодцы! Спасибо за урок!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!