СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока по русскому языку

Форма: игра «Путешествие по стране Знаний»

Тема: Сложные и сложносокращенные слова.

Просмотр содержимого документа
«открытый урок по русскому языку»

Конспект открытого урока по русскому языку.

Класс: 6

Форма: игра «Путешествие по стране Знаний»

Тема: Сложные и сложносокращенные слова.

Цель: - на основе сотрудничества формировать у учащихся навыки нахождения слов, умения правильно писать соединительные гласные О и Е, умение правильно согласовывать сложносокращенные слова, разбирать слово по составу;

- развивать коммуникативные навыки, анализировать и делать выводы; развивать речь учащихся;

- воспитывать интерес к родному языку, стимулировать интерес к чтению.


Ход урока.

1. организационный момент.

- Доброе утро, дорогие ребята!

Прозвенел звонок веселый,

Мы начать урок готовы!

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.


- Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь !


2. Путешествие.

- Сегодня у нас будет необычный урок. Скажите, кто из вас хотел бы попутешествовать по миру?

- Ну тогда сегодня ваша мечта сбудется. Мы отправимся в путешествие по стране Знаний.

- Но для того, чтобы приобрести билеты, нужно кое-что вспомнить.

- Скажите, какие способы образования слов в русском языке вы знаете?

- Образуйте от данных слов новое слово при помощи данных приставок и суффиксов.

Исходное слово

приставка

суффикс

Новое слово

ехать

Раз-

-ся

разъехаться

закон

У-

узаконить

пара

На-

-ник

напарник

грызть

О-

-ок

огрызок

граница

По-

-ник

пограничник

тайна

В-

втайне

- Молодцы! Вот и ваши билетики.

- Итак, мы отправляемся в путешествие. И первая наша станция «Отгадай-ка!». Жители этого города такие странные, выглядят они необычно и говорят какими-то загадками. Чтобы увидеть достопримечательности города, нужно сначала отгадать загадки и записать их на доске, выделить основы.

1. Заурчу, закричу, под небеса улечу. (вертолет)

2. Хвостом пьет, а клювом отдает. (водопровод)

3. Он с хоботом резиновым, желудком парусиновым, а загудит его мотор – глотает он и пыль, и сор. (пылесос)

4. Сверху дыра, снизу дыра, а в середине огонь да дыра. (самовар)

5. Летит птица – небылица, а внутри народ сидит, меж собою говорит. (самолет)

6. На что ни взглянет этот глаз – все на картинке передаст. (фотоаппарат)


- Молодцы, девочки! Вот такие достопримечательности в этом городе.

- А теперь отправляемся в другой город. Называется он «Одиночество». Жители этого города одинокие, ни с кем не дружат, живут сами по себе. Давайте попробуем их подружить друг с другом.

- Наша задача – найти пару словам и создать сложное слово при помощи соединительной гласной.

Вода

Гром

Земля

Край

Лед

Лес

Огонь

Пешком

Птица

Рыба



О

Е

Отводить

Мерить

Ведать

Колоть

Рубить

Провод

Тушить

Ходить

Ферма

Ловить


(Водопровод, громоотвод, землемер, краеведение, ледокол, лесоруб, пешеход, птицеферма, рыболов, огнетушитель)

- Как же вам благодарны жители города за то, что вы показали им, что такое дружба. И в дальнейшем они подумывают переименовать свой город.


- А мы отправляемся дальше. И следующий город «Цветущие луга». Это такой красивый город. А какие здесь есть достопримечательности, вы узнаете из стихотворения, которое написал местный писатель Матусовский.

Кто бы мог еще тягаться

С этой зеленью лесной?

Лето все свои богатства

Рассыпает предо мной.


По достоинству отметить

Мы покуда не смогли

Разнотравье, разноцветье,

Разнолесье всей Земли.

Никогда нам не наскучит,

Никогда не надоест

Разнокрасье, разнозвучье,

Разногрозье этих мест.


Молодых берез соседство,

Одиноких вязов грусть

Принимаю прямо к сердцу,

Что-то выронить боюсь.


Мята, кашка, медуница

Здесь теснятся на лугу.

Вот уж нам пора расстаться,

Да никак я не могу.


Став старее, что ни год я,

Ощущаю все сильней

Разнозначье, разноплодье,

Разноптичье летних дней.


- Назовите сложные слова, вставьте соединительную гласную, объясните написание букв.


- Молодцы. Едем дальше. И вот новый город, называется он «Сказочный». Здесь живут знаменитости. Давайте посмотрим на их фотографии и назовем их имена. Напишите в тетрадях их имена.

- Проверим. Синеглазка, Златовласка, Белоснежка, Мойдодыр, Мальчик-с-пальчик, Золушка, Конек-Горбунок, Снегурочка, Черномор.

- А какие сказочные предметы есть у наших знаменитостей? Посмотрите на фотографии, какие волшебные предметы встречаются в сказках. (Скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, ковер-самолет, цветик-семицветик).


- Очень хорошо. Едем дальше. И следующая станция – город Трудяг. Посмотрите на жителей этого города и скажите, как одним словом называют этих людей по роду их деятельности?

Варит кашу – кашевар

Ходит в море – мореход

Дует стекло – стеклодув

Сечет дрова – дровосек

Чистит трубы – трубочист

Считает звезды – звездочет

- Умницы! А теперь назовите людей по их качествам и привычкам?

Лежит на боку – лежебока

Даром ест – дармоед

Сидит дома – домосед

Ест сладкое – сладкоежка

Зубы скалит – зубоскал

Души губит – душегуб


- Какие вы молодцы! Всех узнали. Жители города прощаются с нами. А мы отправляемся дальше. И перед нами последний город, но он такой необычный и странный, что нам придется хорошенько подумать, чтобы посмотреть на достопримечательности этого города.

- Давайте расшифруем данные сложносокращенные слова (аббревиатуры) и узнаем в чем необычность этого города:

Универмаг – универсальный магазин

Завуч – заведующий учебной частью

СМИ – средства массовой информации

ООН – организация объединенных наций

ВУЗ – высшее учебное заведение

Юнкор – юный корреспондент

Сбербанк – сберегательный банк

АЭС – атомная электростанция

ДК – дворец культуры

- Молодцы! И в чем необычность этого города? (жители употребляют сложносокращенные слова)


- Итак, пора возвращаться домой. Но чтобы нам вернуться домой, нужно сначала выполнить одно задание – найти в тексте сложные слова.

В школе чародейства и волшебства Гарри Поттер и его одноклассники изучали травоведение, зельеварение и другие предметы. Гермиона вычитала в книге «Сильнодействующие яды», что для оборотного зелья водоросли собирают в полнолуние, златоглазки настаивают три недели. (Читайте книгу Дж. Ролинг «Гарри Поттер и тайная комната»)

- Молодцы, девочки. Теперь можем вернуться домой.

-Скажите, все ли остались довольны? А все ли довольны своей работой на уроке?

- Всем спасибо за урок! До свидания!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!