СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по русскому языку 3 - 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по русскому языку в совмещенных классах по теме "Изменение имен существительных по числам (3 класс) "Склонение имен существительных во множественном числе ( 4класс)

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку 3 - 4 класс»

Раиса Анатольевна Райтенбах.

Учитель начальных классов I категории

Красносельская начальная школа.



Русский язык 3 – 4 класс

Дата ____16. 11. 2017г.___

Тема: Изменение имен существительных по числам. (3 класс)

Склонение имен существительных во множественном числе. (4 класс)

Цель: познакомить учащихся со склонением имен существительных во множественном числе. Познакомить с особенностями окончаний имен существительных в именительном падеже множественного числа.

Задачи урока для 4 класса:

  1. Обобщение знаний об изменении существительных по числам, об окончаниях существительных в именительном падеже множественного числа. Формировать умения правильно склонять существительные во множественном числе, знать окончания существительных в именительном падеже.

  2. Развивать мышление, память.

  3. Воспитывать внимательность, аккуратность, умение слушать.

Задачи урока для 3 класса:

  1. Закрепить знания об имени существительном как о части речи;

  2. Познакомить уч-ся с изменением имен существительных по числам;

  3. Отрабатывать умение определять род и число имен существительных;

  4. Вести работу по формированию у детей орфографической зоркости;

  5. Работать над развитием мышления, памяти и речи учащихся:

  6. Способствовать нравственному воспитанию учащихся.



Ход урока

1. Орг. момент ( Активизация мыслительной деятельности ( гимнастика для ума)) и сообщение целей.

Учитель: сегодня мы познакомимся с изменением существительных во множественном числе (3), и со склонением имен существительных во множественном числе и узнаем какие окончания бывают у имен существительных в именительном падеже множественного числа (4).

Учитель: Откройте, пожалуйста, тетради, положите правильно, сядьте правильно, ноги вместе, локти на парте.

Массаж рук.

Без пальто гулял глупышка,
И замерз он как ледышка.( Хлопки в ладоши)
Чтобы пальчик отогреть,
Будем мы его тереть.( массаж пальцев).

Учитель: А теперь взяли ручки и запишите число, классная работа.

Сегодня урок у нас не простой. Сегодня к нам на урок прибыло много гостей, а кто это, вы узнаете из загадок. Учитель загадывает загадки про птиц. Дети отгадывают. Каждая птичка прилетает к нам не с пустыми руками, а с гостинцем в виде заданий. Слушаем первую загадку.

 Воробей

Чик-чирик! К зернышкам прыг!
Клюй, не робей! Кто это?
(Воробей)

Чистописание.

Запись числа в тетрадях, прописывание букв Вв

Дети пишут в тетрадях прописную и заглавную буквы Вв.

 Задание от воробья. Карточка №1

Учитель загадывает вторую загадку.

Трещала с самого утра: "Пор-р-ра! Пор-р-ра!"
А что пора? Какая с ней морока,
Когда трещит ... Сорока

Задание от сороки. Карточка № 2

Учитель загадывает третью загадку.

 Cнегири

Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это ...
(Cнегири)

Задание от снегиря. Карточка № 3

Учитель загадывает четвертую загадку.

Дятел

Я по дереву стучу, червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой -
Все равно он будет мой!
(Дятел)

Задание от дятла. Карточка № 4

Это все какие птицы?

– Зимующие птицы.

Картина «Зимующие птицы нашего поселка»

Вывод:

Карточка № 5.

А еще я вам хочу рассказать про одну очень удивительную птичку. А про какую, вы тоже узнаете из загадки.

Жизнь их связана с водой,

Отличаются чертой:

В речку с головой ныряют,

Корм речной там добывают,

Песни длинные поют.

– Как же птичек тех зовут?

Оляпка

Задание от оляпки. Карточка № 6.

Учитель читает следующую загадку.

Ласточка

Спереди - шильце, сзади - вильце,
Сверху - черное суконце,
Снизу - белое полотенце.
(Ласточка)

Что вы знаете об этой птичке?

Д: – Она перелетная! Ее с нами сейчас нет.

У: - Верно! Но она нам прислала письмо! В этом послании она очень просила вас, ребята, позаботиться о наших верных друзьях, которые остались с нами. А как это можно сделать?

Д: - Сделать кормушки и подкармливать птиц зимой!

Задание от ласточки.

Прочитайте текст на листочках. Спишите его, вставьте пропущенные орфограммы. Выполните синтаксический разбор первого предложения.

Тр.щал сил.ный м.роз. Андрей и Катя вышли на улицу. Они прикр.пили к веткам б.резы кусочки сала. Вот ветка пок.чнулась. Это подл.тели синич.ки и вороб.и. Всю зиму р.бята п.м.гали птицам.

Проверка. Определите число имен существительных. 



Учитель вывешивает образцы кормушек, которые можно сделать своими руками. И просит детей сделать кормушки к следующей пятнице.

Учитель:

Вот птичка так птичка, 
Не дрозд, не синичка, 
Не лебедь, не утка 
И не козодой. 
Но эта вот птичка, 
Хоть и невеличка, 
Выводит птенцов 
Только лютой зимой! 
(Клёст)
  
Кто зимой средь хвойных веток
В феврале выводит деток?
Необычный клюв - крестом,
Птичку ту зовут ... 
(Клестом) 
Задание от клеста. Карточка №7

Вывод: ( предлагаю сделать детям)

- При склонении имена сущ. во множественном числе не делятся на 1,2,3 склонение.

IV. Изучение нового материала.

  • Сравните окончания этих имен существительных.

Физкультминутка

V. Закрепление нового материала

А теперь давайте немного поработаем устно. Поиграем в игру “Один – много”. Я буду называть существительное в единственном числе, а вы хором называйте это же существительное, но уже во множественном числе. Но будьте внимательны. Не все так просто.

АКТЕР – АКТЁРЫ
ОФИЦЕР – ОФИЦЕРЫ
ПОРТ – ПОРТЫ
ТОРТ – ТОРТЫ
БАНТ – БАНТЫ
ДОГОВОР – ДОГОВОРЫ
ДОКТОР – ДОКТОРА
ИНСПЕКТОР – ИНСПЕКТОРА
ПРОФЕССОР – ПРОФЕССОРА
ЯКОРЬ – ЯКОРЯ

Прочитайте эти слова и скажите, в каком числе стоят эти имена существительные?

Брюки, санки, ножницы, сутки, сливки, опилки, шахматы, клещи, каникулы, сумерки, прятки.

  • Измените число этих имен существительных. (???)

  • Можно это сделать? Почему?

VI. Рефлексия

Наш урок подошел к концу. Что обозначают имена существительные в единственном числе?

  • Что обозначают имена существительные во множественном числе?

  • Чем они отличаются друг от друга?

  • Домашнее задание

  • С. 108 – правило, Упр. 244. (3 класс)

  • С. 115 – правило, Упр. 241 (4 класс)

  • Привести примеры имен существительных, которые имеют форму только единственного числа.















5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!