Раиса Анатольевна Райтенбах.
Учитель начальных классов I категории
Красносельская начальная школа.
Русский язык 3 – 4 класс
Дата ____16. 11. 2017г.___
Тема: Изменение имен существительных по числам. (3 класс)
Склонение имен существительных во множественном числе. (4 класс)
Цель: познакомить учащихся со склонением имен существительных во множественном числе. Познакомить с особенностями окончаний имен существительных в именительном падеже множественного числа.
Задачи урока для 4 класса:
Обобщение знаний об изменении существительных по числам, об окончаниях существительных в именительном падеже множественного числа. Формировать умения правильно склонять существительные во множественном числе, знать окончания существительных в именительном падеже.
Развивать мышление, память.
Воспитывать внимательность, аккуратность, умение слушать.
Задачи урока для 3 класса:
Закрепить знания об имени существительном как о части речи;
Познакомить уч-ся с изменением имен существительных по числам;
Отрабатывать умение определять род и число имен существительных;
Вести работу по формированию у детей орфографической зоркости;
Работать над развитием мышления, памяти и речи учащихся:
Способствовать нравственному воспитанию учащихся.
Ход урока
1. Орг. момент ( Активизация мыслительной деятельности ( гимнастика для ума)) и сообщение целей.
Учитель: сегодня мы познакомимся с изменением существительных во множественном числе (3), и со склонением имен существительных во множественном числе и узнаем какие окончания бывают у имен существительных в именительном падеже множественного числа (4).
Учитель: Откройте, пожалуйста, тетради, положите правильно, сядьте правильно, ноги вместе, локти на парте.
Массаж рук.
Без пальто гулял глупышка,
И замерз он как ледышка.( Хлопки в ладоши)
Чтобы пальчик отогреть,
Будем мы его тереть.( массаж пальцев).
Учитель: А теперь взяли ручки и запишите число, классная работа.
Сегодня урок у нас не простой. Сегодня к нам на урок прибыло много гостей, а кто это, вы узнаете из загадок. Учитель загадывает загадки про птиц. Дети отгадывают. Каждая птичка прилетает к нам не с пустыми руками, а с гостинцем в виде заданий. Слушаем первую загадку.
Воробей
Чик-чирик! К зернышкам прыг!
Клюй, не робей! Кто это?
(Воробей)
Чистописание.
Запись числа в тетрадях, прописывание букв Вв
Дети пишут в тетрадях прописную и заглавную буквы Вв.
Задание от воробья. Карточка №1

Учитель загадывает вторую загадку.
Трещала с самого утра: "Пор-р-ра! Пор-р-ра!"
А что пора? Какая с ней морока,
Когда трещит ... Сорока
Задание от сороки. Карточка № 2

Учитель загадывает третью загадку.
Cнегири
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это ...
(Cнегири)
Задание от снегиря. Карточка № 3

Учитель загадывает четвертую загадку.
Дятел
Я по дереву стучу, червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой -
Все равно он будет мой!
(Дятел)
Задание от дятла. Карточка № 4

Это все какие птицы?
– Зимующие птицы.
Картина «Зимующие птицы нашего поселка»
Вывод:

Карточка № 5.
А еще я вам хочу рассказать про одну очень удивительную птичку. А про какую, вы тоже узнаете из загадки.
Жизнь их связана с водой,
Отличаются чертой:
В речку с головой ныряют,
Корм речной там добывают,
Песни длинные поют.
– Как же птичек тех зовут?
Оляпка
Задание от оляпки. Карточка № 6.
Учитель читает следующую загадку.
Ласточка
Спереди - шильце, сзади - вильце,
Сверху - черное суконце,
Снизу - белое полотенце.
(Ласточка)
Что вы знаете об этой птичке?
Д: – Она перелетная! Ее с нами сейчас нет.
У: - Верно! Но она нам прислала письмо! В этом послании она очень просила вас, ребята, позаботиться о наших верных друзьях, которые остались с нами. А как это можно сделать?
Д: - Сделать кормушки и подкармливать птиц зимой!
Задание от ласточки.
Прочитайте текст на листочках. Спишите его, вставьте пропущенные орфограммы. Выполните синтаксический разбор первого предложения.
Тр.щал сил.ный м.роз. Андрей и Катя вышли на улицу. Они прикр.пили к веткам б.резы кусочки сала. Вот ветка пок.чнулась. Это подл.тели синич.ки и вороб.и. Всю зиму р.бята п.м.гали птицам.
Проверка. Определите число имен существительных.
Учитель вывешивает образцы кормушек, которые можно сделать своими руками. И просит детей сделать кормушки к следующей пятнице.
Учитель:
Вот птичка так птичка,
Не дрозд, не синичка,
Не лебедь, не утка
И не козодой.
Но эта вот птичка,
Хоть и невеличка,
Выводит птенцов
Только лютой зимой!
(Клёст)
Кто зимой средь хвойных веток
В феврале выводит деток?
Необычный клюв - крестом,
Птичку ту зовут ...
(Клестом)
Задание от клеста. Карточка №7
Вывод: ( предлагаю сделать детям)
- При склонении имена сущ. во множественном числе не делятся на 1,2,3 склонение.
IV. Изучение нового материала.
Физкультминутка
V. Закрепление нового материала
А теперь давайте немного поработаем устно. Поиграем в игру “Один – много”. Я буду называть существительное в единственном числе, а вы хором называйте это же существительное, но уже во множественном числе. Но будьте внимательны. Не все так просто.
АКТЕР – АКТЁРЫ
ОФИЦЕР – ОФИЦЕРЫ
ПОРТ – ПОРТЫ
ТОРТ – ТОРТЫ
БАНТ – БАНТЫ
ДОГОВОР – ДОГОВОРЫ
ДОКТОР – ДОКТОРА
ИНСПЕКТОР – ИНСПЕКТОРА
ПРОФЕССОР – ПРОФЕССОРА
ЯКОРЬ – ЯКОРЯ
Прочитайте эти слова и скажите, в каком числе стоят эти имена существительные?
Брюки, санки, ножницы, сутки, сливки, опилки, шахматы, клещи, каникулы, сумерки, прятки.
VI. Рефлексия
Наш урок подошел к концу. Что обозначают имена существительные в единственном числе?
С. 108 – правило, Упр. 244. (3 класс)
С. 115 – правило, Упр. 241 (4 класс)
Привести примеры имен существительных, которые имеют форму только единственного числа.
5