630108, г. Новосибирск, ул. Котовского, 38,
• воспитывать умение отстаивать собственную точку зрения и принимать мнения других людей (сотрудничать).
Учитывать разные мнения и учиться высказывать своё.
Овладевать способами проверки.
Развивать интерес к познанию русского языка, становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе.
Пользоваться словарями и справочным материалом учебника, строить несложные суждения.
Выполнять действия по намеченному плану, оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Мотивирование на учебную деятельность | Проверка готовности к уроку. На столах лежат учебники, тетради, пенал, дневник. Настраивание учеников на успешную работу | Проверяют готовность к уроку |
Актуализация знаний. | 1. Прежде чем ответить на мои вопросы, я прошу вас заполнить таблицу, высказав свою точку зрения. Знаешь ли ты тему, над которой мы сейчас работаем на уроках русского языка | Какая это орфограмма | Знаешь ли ты, как проверить эту орфограмму | Сложная ли тема для тебя | Нужно еще поработать над этой орфограммой | Безударная гласная в корне | Парный согласный в корне | Непроизносимый согласный в корне | | | | | | | | | | | | | | | | | | - Если вы отвечаете «да», то ставите «+», если «нет», то ставите «-». - Над какой темой мы сейчас работаем на уроках русского языка? - Что вам известно по данной теме? - Мы продолжаем работать по этой теме и сегодня у нас урок обобщения. - Посмотрите на заполненную таблицу и скажите: «Какова цель нашего сегодняшнего урока?». 2. - Каждое задание сегодня мы будем оценивать, а в конце урока вы сами сможете поставить себе отметку. | Обобщение, выявление трудностей. Оценивание |
Целеполагание, постановка проблемы | 3. - Отгадайте загадки. К отгадкам подберите проверочные слова. Запишите проверочное слово и отгадку. 1) День и ночь стучит оно, Словно бы заведено, Будет плохо, если вдруг Прекратиться этот стук. Сердечко – сердце 2) Что выше леса, краше леса, без огня горит? Солнышко, солнечный – солнце 3) Раскинут ковер, Рассыпан горох: Ни ковра не поднять, Ни гороха не собрать. Звезды – звездное небо 4) Когда я лежу на спине, Нет пользы никакой во мне, Но прислони меня к стене - Найдется сразу дело мне. Лестница (словарное слово) - Как быть в такой ситуации, когда мы не можем проверить слово? (Посмотреть в словаре. Учебник с. 150) - Сейчас оцените себя. На слайде отгадки с проверочными словами, если вы все сделали верно, поставьте карандашом на полях 2 балла, если допустили ошибку – 1 балл, все сделали неверно – 0 баллов. | Запись слов. Самопроверка |
Поиск путей решения проблемы | 4. Открываем учебник с. 119, упр. 228 - Поработаем в парах. Вспомните правила работы в парах! - Вам нужно выписать по 2 слова с непроизносимым согласным звуком. - Договоритесь между собой, кто будет выписывать слова, в которых есть непроизносимый согласный звук, а кто слова, в которых нет непроизносимого согласного звука. Вспомните правило проверки слов с этой орфограммой. Выписывайте самостоятельно, а затем проверите друг друга. - Поменяйтесь тетрадями. Оцените друг друга. Если все сделано верно, поставьте карандашом на полях 2 балла, если допустили ошибку – 1 балл, все сделали неверно – 0 баллов. | Работа в парах. Взаимопроверка |
5. - Сейчас один из вас будет выходить к доске, быстро проверять слово, опускать его в вихрь с нужным названием. Местный житель вкусный суп Крепостное право опасный поворот Ненастная погода лесной пожар Счастливый случай прекрасный день Известный человек Областной центр | Ученики выходят к доске, подбирают проверочные слова, делят их на 2 группы |
6. Учебник с. 120, упр. 230 - Работа по заданию учебника. - Какое правило напомнили вам эти стихи? - Подходит ли рисунок к стихотворению? Объясните ответ. - Выпишите из текста слова на это правило, подобрав проверочное. - Проверка. На доске высвечивается слайд со словами (Ужасно, опасно, напрасно, известно, прелестно, уместно). Если вы выписали шесть слов, верно, поставьте карандашом на полях 3 балла, если 4-5 слов – 2 балла, 3 слова – 0 баллов. | Работа по учебнику |
7. - Поработаем в группе. Вспомним правила работы в группе! Учебник с. 120, упр. 231 - Распределите обязанности в группе, кто читает предложения, кто пишет на листочке слова, кто будет представлять результат вашей работы. - Вместе вы поработаете только над первыми тремя предложениями. Перед вами листочки, на которых через несколько минут вы запишите слова, обозначая звуки буквами, где необходимо. Подчеркнете в словах букву, обозначающую непроизносимый согласный звук. (Дети на листах записывают слова, выходят к документ камере, класс проверяет, оценивает работу группы). - Максимально эту работу можно оценить – 4 балла, ели все слова верно записано, и вы были активны при работе группы, если допустили 1-2 ошибки – 2 балла, если больше – 0 баллов. | Работа в группах |
Самостоятельная работа | 8. - Оставшуюся часть упражнения вы выполните самостоятельно. Договоритесь с соседом по парте, кто будет списывать предложения под цифрой 4, кто под цифрой 5. Спишите предложения, подчеркнете все орфограммы, проверите себя. - Мы попросим наших гостей помочь проверить и оценить вашу работу. - Максимальное количество – 4 балла. (Если гостей мало, то дети в парах оценят себя, на доске слайд с правильным написанием слов). | |
9. - Записать слова под диктовку. Их проверю я. Опасная дорога, вкусный обед, ужасный вид, гигантский завод, яростный ветер. | |
Рефлексия учебной деятельности Оценивание | 10. - В начале урока мы с вами заполняли таблицу. Посмотрим, изменилась ли ваша точка зрения. Вернитесь к вопросам и на второй строчке еще раз поставьте плюс или минус. Есть изменения? -У кого плюсов стало больше? - У кого ничего не изменилось? - У кого плюсов стало меньше? 11. -Теперь оценим себя. Подсчитайте количество полученных баллов. 14-15 баллов – это «5» (100-93%) 11-13 баллов – это «4» (73-86%) 8-10баллов – это «3» (53-66%) Поставьте себе отметку карандашом на полях. Я проверю продиктованные мной словосочетания, если ваша и моя отметка совпадут, я поставлю ее в журнал. Из магнитов построим диаграмму Если вы себя оценили на 5 возьмите зеленый цвет. Если вы себя оценили на 4 возьмите красный цвет. Если вы себя оценили на 3 возьмите желтый цвет. - Спасибо за работу на уроке. | Делятся мнением о своей работе на уроке. Ребята строят диаграмму на доске |