1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Вступительное слово: Вот книжки на столе, а вот – тетрадки, Не хочется играть сегодня в прятки. И недосуг дуть на корабль бумажный – Сегодня у ребят урок уж очень важный. Тема нашего урока: «Имя прилагательное». – Постарайтесь показать свои знания по этой теме. Будем развивать наблюдательность, свою речь, обогащать словарный запас. – Вы будете работать в группах. Помните – важно не только самому выполнить задание, но и помочь своим товарищам. Ведь не только личный результат, а результат работы всей группы приведет к успеху всего класса | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку | Фронтальная | Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: пла-нируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции | Листы обратной связи |
2. Актуализация и пробное учебное действие | Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа по теме урока. Просмотр мультимедийной презентации с тестовыми заданиями «Правописание окончаний прилагательных» | Лингвистическая разминка*. – Назовите 4-е лишнее: светло-зеленый, розоватый, розоветь, розовенький; белый, белизна, бел, белый-пребелый. Вывод. Итак, ребята, почему лишними оказались слова розоветь и белизна? (Это не прилагательные.) – Как вы узнали, что остальные слова – имена прилагательные? – Назовите морфологические признаки имени прилагательного. – Для чего необходимо знать морфологические признаки частей речи? (Чтобы правильно определить, к какой части речи относится слово.) Ученики вставляют пропущенные буквы в тексте, представленном на слайде, и выделяют орфограммы; затем записи сверяются с ключом. Великолепным певцом, к очаровательному цветку, на пришкольном участке, прекрасным ландышем, желтенького цыпленка, синицын хвостик, воздух свеж, медвежонок неуклюж, лес дремуч, дуб могуч, жгучая крапива, древний город. Организует и сопровождает деятельность учащихся, контролирует правильность выполнения заданий | Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания. Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины. Обдумывают ответы на вопросы | Фронтальная | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению | Устные ответы. Листы обратной связи |
3. Выявление места и причины затруднения | Эвристическая беседа, ответы на вопросы | – Какие орфограммы мы повторили при работе с презентацией? – Как вы думаете, могли ли прилагательные быть первыми появившимися словами? Почему нет? – Нужны ли в речи прилагательные? – В каком стиле речи чаще употребляются прилагательные и для чего? – Как называются прилагательные, способные передать настроение, чувства, эмоциональное состояние ? (Эпитеты, то есть художественные определения.) | Слушают других, рассматривают учебные пособия, выполняют задание | Фронтальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием | Устные ответы |
Физкультминутка | Руки кверху поднимаем, А потом их опускаем. А потом их развернем И к себе скорей прижмем. А потом быстрей, быстрей Хлопай, хлопай веселей | Выполняют элементарные физические упражнения | Фронтальная | Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье | |
4. Целепо-лагание и постро-ение проекта выхода из затруднения | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах | Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя. – Сейчас мы проанализируем стихотворение М. Ю. Лермонтова «Парус». Представьте себе бескрайнее море и парус вдали. – Какое настроение преобладает в стихотворении? (Грусть.) – Это стихотворение только лишь о парусе? (Нет, о человеческом одиночестве, неприкаянности.) – И помогают это понять прилагательные. Назовите их. – В роли каких образных средств выступают прилагательные? – Запишем 1-е предложение из этого стихотворения и сделаем синтаксический разбор. Белеет парус одинокий В тумане моря голубом. Что ищет он в стране далекой, Что кинул он в краю родном? – Один ученик у доски выполнит синтаксический разбор предложения. Другой – морфологический разбор прилагательного | Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Знакомятся с заданием, слушают учителя, под руководством педагога составляют план работы над заданием | Индивидуальная, групповая | Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют знания. Регулятивные: пла-нируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач | Вопросы для уточ-нения информации |
5. твор-ческая практическая деятельность по реализации построен-ного проекта | Организация рабочего места. Письменная работа по группам | 1. Выполнение упр. 102. 2. Задания по группам: ввести в текст прилагательные, превратив «карандашный набросок» в «цветной рисунок». – Рассмотрите картину. Составим предложения с прилагательными. – Перед вами репродукция одной из самых известных картин И. Левитана «Март». – Уже не зима, но и весна еще не утвердилась. Природа еще только пробуждается, «невольно улыбнувшись» приближающейся весне. Задумывались ли вы, что есть картины, которые поражают не только красками, но и запахом? Я не оговорилась! Именно запахом! Взгляните на картину Левитана, и вы почувствуете, как свеж мартовский воздух, как он «нежен и упруг». Небо уже не поражает зимней голубизной, оно бледнее и тяжелее, будто напоено будущими грозами. Такие картины еще называют пейзажами настроения. – Рассмотрите картину и введите в предложенный текст прилагательные. Объясните свой выбор. Вот и закончилась … зима. Март! … солнышко согрело … березки, и их вершины кажутся розовыми. Снег стал … . На крыше он уже подтаял и … каплями скатывается вниз. Мартовский воздух … и … . Так приятно распахнуть дверь и впустить его в комнату. (Текст с пропусками и репродукция картины Левитана помещены на слайдах презентации.) Организует и сопровождает деятельность учащихся, контролирует правильность выполнения заданий | Работают с заданием. Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями | Фронтальная, индивидуальная | Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников, рабочих тетрадей. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы | Устные ответы. Выполнение письменной работы |
6. Первичное закрепление с комментирова- нием | Усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Эвристическая беседа | Чтение и обсуждение работ учащихся. Задание. Написать сочинение-миниатюру (описание природы), используя в нем прилагательные (по заданию упр. 103). Организует и сопровождает деятельность учащихся, контролирует правильность выполнения заданий | Высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы | Индивидуальная, групповая | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме | Листы обратной связи |
7. Самостоятельная работа с само-проверкой по эталону | Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника | Самостоятельное выполнение упражнений№104,108. Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом непосредственно на уроке. Организует и сопровождает деятельность учащихся, контролирует правильность выполнения заданий | Выполняют упр. 105–107 | Индивидуальная, групповая | Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану. Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения | Письменные ра-боты |
8. Включение в систему знаний и повторение | Проверка и обсуждение работ учащихся. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание | – К выделенным в тексте словам подберите имена прилагательные, определите их роль в тексте: Был ( ) ( ) день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого ( ) утра небо ( ); ( ) заря не пылает пожаром: она разливается ( ) румянцем. Солнце – не ( ), не раскаленное, как во время ( ) засухи, не ( ), как перед бурей, но ( ) и приветливо ( ) – мирно всплывает под ( ) и ( ) тучкой, свежо просияет и погрузится в ( ) ее туман. – Назовите произведение и автора этих строк. (И. С. Тургенев «Бежин луг».) – Зачитайте свой вариант текста и сравните с авторским. – Какова же роль прилагательных в тексте? – Какова синтаксическая роль имен прилагательных? | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают вывод | Фронтальная | Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Оценивание работы учащихся на уроке |
9. Домашнее задание | | Написать сочинение-миниатюру (описание природы), используя в нём прилагательные. Комментирует домашнее задание | Записывают в дневники | | | |
10. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) | Заключительная беседа по вопросам | – Что нового узнали на уроке? – Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? – Как вы их преодолевали? – Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас? – Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений | Индивидуальная, групповая | Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания | |