Урок русского языка
Класс: 2
Учитель: Сысак А.В.
Тема урока: Части речи. Закрепление
Тип урока: Урок обобщения и систематизации полученных знаний.
Планируемые результаты
Личностные УУД:
Способствовать выполнять самооценку собственной учебной деятельности; проявлять познавательный интерес и учебную мотивацию; выражать положительное отношение к процессу познания; учиться принимать другую точку зрения, уважительно относиться к одноклассникам.
Метапредметные УУД:
Познавательные: уточнить представления об особенностях имени существительного, прилагательного и глагола;
делать выводы о результате совместной работы класса и учителя; составлять алгоритм под руководством учителя; уметь сравнивать цель и результат.
Регулятивные: организовать свою деятельность, определять цель деятельности на уроке с помощью учителя; учиться работать по предложенному учителем плану; высказывать своё предположение на основе жизненного опыта, осуществлять самоконтроль, оценивать результаты своей деятельности;
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, учиться работать в паре, группе; сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим выполненную работу.
Предметные: формировать умения использовать в устной и письменной речи слова разных частей речи.
Оборудование: компьютер, дидактическая игра с карточками, пазлы, зонтик, рабочий листы, картинки Чебурашки и Гены, карточки для рефлексии, бананы, картинки ящиков, алгоритм, предложение, капельки.
Ход урока
1. Организационный момент (создание эмоционального фона урока)
Приветствие, подготовка к уроку.
-Давайте вспомним правила работы на уроке:
1.Правило поднятой руки.
2.Не повторять уже сказанное.
3.Не перебивать, выслушивать ответы других. СЛАЙД 1
2. Мотивация к учебной деятельности.
- Прочитайте девиз урока.
«Грамоте учиться, всегда пригодится» СЛАЙД 2
– Как вы его понимаете?
- Объясните лексическое значение слова ГРАМОТА.
Значение слова «грамота». ГРА́МОТА, -ы, ж. 1. Начальные сведения чтения и письма; умение читать и писать.
– Грамота - это знания.
- Что нужно делать, если хочешь получать новые знания?
– Трудиться, работать самому.
– Зачем нужны знания?
– Чтобы быть умным, образованным.
3. Актуализация знаний
- Ребята, все ли слова в русском языке одинаковы? (нет)
- К нам пришёл гость. Это Чебурашка.
Кто такой Чебурашка? (неведомый зверек, который попал к людям из тропиков. Он герой мультфильмов)
СЛАЙД 3
-Он просит у вас помощи. Для того, чтобы ему попасть к его другу Гене, нам нужно помочь ему выполнить ряд заданий. Поможем ему справиться с заданиями и отправиться к другу.
ЗАДАНИЕ № 1 Игра «Зонтик» (учитель крутит зонт с капельками , останавливает и каждый выбирает слово. Ученик читает и называет орфограмму)
«Вставь пропущенные буквы»
пуш…стая ж…ли
адр…с плач.. чищ..
п…льто больш…е
-Какие орфограммы мы повторили выполняя это задание?
Работа в парах (проверьте себя правильно вы вставили буквы) СЛАЙД 4
-Возьмите свои маршрутные листы, подпишите Ф.И.
-Познакомимся с оцениванием работы на уроке. Около каждого задания стоит круг, который вы должны раскрасить соответствующим цветом:
зелёный – без ошибок
жёлтый – 1-2 ошибки
красный - 3 ошибки и более
3.Работа по теме урока
-Посмотрите внимательно на группы слов с которыми вы работали
СЛАЙД 5
- Что обозначают слова каждой группы? (предмет, признак, действие предмета)
- Какой частью речи они являются?
-На какие вопросы отвечают слова каждой группы?
-Посмотрите на выводы, которые вы сделали.
-Как можно назвать все три группы слов в обобщённом виде и сформулируйте тему урока. (Тема урока: «Части речи»).
- Отталкиваясь от темы, поставьте цель урока. Используйте опорную запись:
закрепить знания о….частях речи СЛАЙД 6
учиться различать … части речи
учиться употреблять слова различных …частей речи
-Повторим знания о частях речи. Выполнив задание Игра «Собери пазлы».
(дети распределяются на группы и собирают пазлы, сопоставляют рисунки)
4.Систематизация и обобщение.
- Мы ставили цель: различать части речи.
Что нужно знать для того, чтобы правильно определить части речи? (алгоритм) СЛАЙД 7
1.Задаём к слову вопрос.
2. Определим, что обозначает слово.
3. Назовём часть речи.
-Пользуясь алгоритмом выполним задание № 2 «Распредели слова по колонкам» (выполняют самостоятельно пользуясь алгоритмом)
Снег, снежный, весёлый, сапоги, рисует, ковер, светлая, играют, ученик, яркое, лиса, лечит, шьёт.
Имя существительное | Имя прилагательное | Глагол |
| | |
Проверим вашу работу. Оцените свою работу. СЛАЙД № 8
Задание №3 «Составь предложения»
Давайте прочитаем слова, какой темой они связаны.
Составим предложение и определим части речи. СЛАЙД 9
Задание: (один ученик выполняет задание на доске)
Другом, был, Чебурашка, настоящим, Гены, крокодила.
(Чебурашка был настоящим другом крокодила Гены.)
- Молодцы, справились с заданием.
5.Физкультминутка
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
6.Упражнения в употреблении частей речи.
-А теперь посмотрите, что я держу в руке? (карандаш)
-На какой вопрос отвечает это слово? (на вопрос что?)
-Что обозначает? (предмет)
-Как называется эта часть речи, которая обозначает предмет? (имя существительное)
-Подберите к этому существительному прилагательное (цветной, деревянный)
-На какой вопрос отвечает прилагательное?
-Теперь подберите к нему глагол? (пишет, раскрашивает, рисует, подчёркивает)
-А сейчас потренируемся в употреблении частей речи.
ЗАДАНИЕ: СЛАЙД 10
ОТГАДЫВАЕМ ЗАГАДКУ и устно подберите к существительному подходящие по смыслу прилагательные и глаголы.
1. Он из сказки к нам пришёл.
Здесь друзей себе нашёл.
Он забавная игрушка.
У него большие ушки.……………….(Чебурашка)
2. Он сыграет на гармошке
У прохожих на дорожке.
Не возьму я как-то в толк,
Заяц это или… ………(Крокодил Гена)
3. Все узнает, все достанет.
Всем мешает и вредит.
У нее подружка – крыска,
В дамской сумочке сидит…………..(Старушка Шапокляк)
(Ответы детей)
-Задание № 4. «Найди лишнее». (В каждой колонке слов зачеркнуть лишнее слово, не относящееся к этой части речи). Каждый выполняет самостоятельно.
Существи-тельное | прилагатель- ное | глагол |
сказка | добрый | выдумывать |
чудо | волшебная | бежать |
золотая | сказочный | рассказываем |
дом | летает | читать |
белочка | вкусное | фея |
орешек | интересная | мечтаем |
-Проверьте, оцени свою работу самостоятельно. СЛАЙД 11
7. Задание «Подбери подходящую часть речи»
(На доске картинки ящиков с надписями «Глагол» и «Сущ.». Дети распределяют слова соответствующей части речи.)
8.Проверка знаний
Задание № 5
-Проведём тест. Прочитайте внимательно вопросы, выберите нужный ответ.
Тест
1. Существительное, прилагательное, глагол - это …
а) часть речи
б) часть слова
2. Имя существительное обозначает предмет и отвечает на вопросы……
а) какой? какая? какое? какие?
б) кто? что?
в) что делает? что делают?
3. Часть речи, которая обозначает действие предмета……
а) существительное
б) прилагательное
в) глагол
4. Имя прилагательное обозначает…
а) признак предмета
б) предмет
5. Чтобы узнать, какой частью речи является слово, нужно……
а) поставить вопрос к слову
б) выделить корень в слове
- Поменяйтесь работами. Проверьте и оцените тест соседа. СЛАЙД 12
8.Итог урока.
- Какую тему изучали? СЛАЙД 13
- Поднимите руки, кто считает, что он достиг целей урока?
9.Оценки. Рефлексия.
Посмотрите на свои выполненные задания и подумайте, как вы справились с заданиями. На парте у вас лежат апельсины от Чебурашки. Закрасьте на апельсине белую точку соответствующим цветом:
ЗЕЛЁНАЯ – было трудно, но я справился
ЖЁЛТАЯ – справился успешно
КРАСНАЯ – нужны еще знания
(Под руководством учителя, учащиеся оценивают свою работу на уроке и прикрепляют на дерево)
(Учитель благодарит детей за работу и провожает на перемену)
10.Дом. задание.
Дом. задание – с. 84 упр. 147 (списать и определить части речи.)