Тип урока: урок закрепления изучаемого материала
Цель урока:
1. Повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания, выработка соответствующих умений и навыков.
2. Активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся по предмету.
Задачи урока:
1. Закреплять умение распознавать части речи.
2.Отрабатывать умение ставить вопросы к разным частям речи, определять грамматические признаки.
3.Развивать мыслительную деятельность учащихся: умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы. Развивать мышление, воображение, внимание.
4. Развивать умения применять знания в нестандартных ситуациях (работа в игровых центрах).
5. Воспитывать коммуникативные отношения между учащимися, чувство коллективизма.
Ход урока
1.Организационный этап.
Ну, ответь скорей, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте?
Все ли вместе?
Что ж, пора нам начинать урок!
В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет.
Весна красивая пора!
Весеннее небо чистое и голубое. Всё кругом сияет. Тёплые лучи солнца согревают землю и людей. Дети одеты по весеннему. Перелётные птицы вернулись к нам. Нам весело от весёлых птичьих песень.
Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст сил, аккуратности, уверенности в знаниях.
II. Подготовка учащихся к активному усвоению знаний:
Игра “Найди чужака”
Прочитайте слова и найдите лишнее слово
Полка Книга Собака Учебник Картина | Красная Синий Чёрный Сладкий Зелёный | Работает Играл Помогал Бежал Красил |
Как называются слова в 1 столбике? Что такое существительное?
Как называются слова во 2 столбике? Что такое прилагательное?
Как называются слова в 3 столбике? Что такое глагол?
Какое общее название можно дать этим словам?
III. Постановка цели урока.
А кто из вас догадался, о чём мы сегодня будем на уроке говорить?
Мы будем учиться распознавать части речи, находить их в тексте, задавать вопросы; определять грамматические признаки, известные нам.
IV. Минутка чистописания.
Урок русского языка учит нас грамотному и красивому письму. На минутке чистописания мы будем прописывать 2 буквы, но какие – нам нужно угадать, так как тучки закрыли карточки с буквами.
Посмотрите на первую тучку и скажите, как вы думаете, какую первую букву мы будем прописывать? Почему? (Чч)
А теперь расшифруем задание 2 тучки. (Рр)
Откройте тетради и пропишите по образцу буквы Чч и Рр.
Словарная работа.
Язык - подвижный мышечный орган в полости рта.
Язык - исторический сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе.
Язык - народная нация.
V. Словарная работа.
Мы много говорили, а сейчас поиграем в игру “Молчанка”.Повторим изученные словарные слова. На мониторе компьютера появляется слова с пропущенными буквами, дети пишут самостоятельно, а потом появляется правильный вариант.
Студенческие работы
(Самоконтроль) У доски 1 ученик.
Арбуз заяц одежда собака тетрадь ученик | новая школьная внимательный спелый трусливый злая |
Прочитайте словарные слова. Какая это часть речи? Определите род существительных. Какие слова подсказки нам помогают? (он, она, оно, они) А с какой частью речи дружит существительное. Чтобы существительным не было скучно подберите прилагательное, подходящее по смыслу. Запишите словосочетания.
VI. Закрепление знаний о частях речи:
1. Игра “Собери домики”.
Ребята, мы повторили существительные, прилагательные, а сейчас уделим время глаголу. Отправляемся в гости к глаголу.
Но вот беда, домики, где живут части речи, рассыпались, нам необходимо собрать их. Каждый домик состоит из двух кирпичиков и крыши. Подберите к каждому дому подходящие кирпичики.
2. Работа по карточкам.
– Фронтальная работа с комментированием;
– Прочитайте текст. Назовите орфограммы.
Подчеркните глаголы, определите время глаголов. В лесу. Ребята пришли в лес. Весело поют птицы. Громко стучат дятлы. Пушистая белка грызёт шишки. В гнезде спят бельчата. Пробежала серая мышь. |
3. Физминутка
Игра “Угадай часть речи”
Ребята, я буду называть разные части речи, если я скажу имя существительное–хлопайте в ладоши, если имя прилагательное – руки на пояс, глагол – топаем.
3. Самостоятельная работа в макро-группах
Для выполнения следующего задания вам пригодятся знания о грамматических признаках частей речи.
Задания группам
1 группа Прочитайте слова, разделите их на 3 группы НАШЛИ УЕХАЛИ ЧИТАЮТ ИГРАЮТ ПРИДУТ СДЕЛАЮТ ОТКРЫЛИ ПОЮТ НАПИШУТ | 2 группа Прочитайте слова, разделите их на 3 группы ГРОМ ПЛАЧЕТ ЛЕТИТ ПОГОДА ВЫСОКИЙ СМЕЛЫЙ СВЕТИТ ТОВАРИЩ БОЛЬШОЙ | 3 группа Прочитайте слова, разделите их на 2 группы НОЧЬ ДОЧЬ ВЕЩЬ МЫШЬ КЛЮЧ ЧИЖ ВРАЧ ЛУЧ |
Командиры выходят к доске и защищают свои ответы
5. Работа в паре.
А) Работа в учебнике “Дидактический материал”
Стр.98 упр.56.
Найдите свою пару, прочитайте задание. По окончании работы подаём сигнал.
Проверка.
Прочитайте задание. Что такое синонимы?
Б) Работа на карточке
Прочитайте текст. Найдите прилагательные. Подберите к прилагательным противоположные по смыслу слова, чтобы текст назывался “После дождя”. Перед дождём. Холодный ветер дует в лицо. Тяжёлые облака плывут над островом. Слышатся сильные раскаты грома. После дождя. ____________ ветер дует в лицо. _____________ облака плывут над островом. Слышатся _____________ раскаты грома. |
Проверка:
Прочитайте задание. Что такое антонимы?
VII. Итог урока:
1. Тест с самопроверкой
Самопроверка: 2, 3, 2, 1, 2, 2
– Чему учились на уроке?
– Что было самым трудным?
– Приготовьте сигнальные карточки
Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – синий квадрат
Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа – зелёный квадрат
Если не разобрались, было не очень интересно – красный квадрат
VIII. Домашнее задание:
Написать сочинение по картине; упражнение 194.