1. Мультимедийный проектор.
2. Документ-камера.
3. Система голосования.
4. Ноутбук для учителя.
5. Ноутбуки для детей (один на парту).
6. Презентация.
7. Диск к уч. по русскому языку - электронное приложение.
7. Аудиозапись мелодии «Пение жаворонка».
8. Карточки с индивидуальными заданиями.
9. Наушники для детей.
Этапы урока | Ход урока | Примечание |
Организационный момент | - Дорогие ребята, сегодня у нас необычный урок – к нам пришли гости, давайте их поприветствуем. - Встало солнышко давно, заглянуло к нам в окно. С добрым утром, начат день. Мы начать урок готовы, будем слушать, рассуждать И друг другу помогать. | Приветствие гостей, друг друга. Эмоциональный настрой: «У нас все получится». |
Постановка тема и цели урока | Начнем урок с того, что доскажем словечко. Доскажите словечко: Он предметы оживляет, Всех их в дело вовлекает, Что им делать говорит, Строго сам за тем следит. Детям строят много школ, Чтоб все знали про …(глагол) А теперь мы запишем такое предложение, которое нам поможет определить тему урока: Глагол – самая подвижная, самая живая часть речи. - Какова задача сегодняшнего урока? Что мы будем доказывать? (Доказать, что глагол подвижная и живая часть речи). | Ира читает наизусть стихотворение про глагол. Отвечают хором. Дети пишут в тетрадях. Слайд 1 (Запись предложения в тетрадь). |
Актуализация ЗУН. | - С чего начнём разговор? (Определим, что такое глагол). Вспомним. (Глагол – часть речи, которая отвечает на вопрос Что делать? / Что сделать? и обозначает действие предмета или лица. Например:…) - В связи с этим мышонок приготовил вам задание (СD диск, приложение к учебнику) – соотнесите глагол с вопросом. Картинка 1. - А теперь более серьёзная работа по теме: «Глагол». Ребята, будьте внимательны, работая с пультами, напоминаю вам, что у вас есть только одна попытка нажать кнопку с верным ответом, поэтому сначала подумайте, а потом голосуйте. (Приложение 1). - Ну, вот, ребята, эти глаголы встретятся в следующем задании. | Фронтальная работа на ИД. Работа с системой голосования. |
Работа по теме урока. | 1. Один из моих помощников приготовил к уроку занимательное задание. (Выходит расстроенная девочка, разводит руками и говорит, что потеряла некоторые слова из своей истории). - Не волнуйся, сейчас ребята помогут вставить недостающие слова. Поможем? Слушайте внимательно. Рассказ: (Ходила) курочка с цыплятами по двору. Вдруг (пошёл) дождик. Курочка скорей на землю (присела), все пёрышки (растопырила) и (заквохтала). Это (значит): (прячьтесь) скорей. И все цыплята (залезли) к ней под крылышки, (зарылись) в её тёплые пёрышки. Кто совсем (спрятался), у кого только ножки видны, у кого голова (торчит), а у кого только глаз (выглядывает). А два цыплёнка (не послушались) своей мамы и (не спрятались). (Стоят, пищат, удивляются: что это такое им на голову (капает). - Получилось ли полное повествование? Почему? (Нет, потому что были пропущены некоторые слова, не было смысла.) - Нет рассказа – нет повествования. - Слов, какой части речи не хватает? (Глаголов). - Достаньте из конверта карточку №1. (Один из учеников восклицает, что он догнал только часть сбежавших глаголов.) - А вы, ребята, попробуйте догнать и поставить на место остальные глаголы. - Прочитайте, что у вас получилось? (Рассказ, повествование) (В ходе проверки возможен вопрос: у кого получилось по-другому?) - Сделайте вывод, какова чудодейственная сила глагола? (Рассказ, повествование не может быть без глаголов.) - Правильно, глаголы рисуют картинку, выстраивают последовательность действий. | Пересказ ученицы текста без глаголов. Пересказ первой части текста с глаголами. Работа по карточкам в паре. Положить одну из карточек учащихся под документ камеру. Слайд 2. (Рассказ = повествование.) |
Физкультминутка | Наши глазки подустали – Закрываем мы глаза, вот какие чудеса. Наши глазки отдыхают, Упражнения выполняют. А теперь мы их откроем. Через речку мост построим. Нарисуют букву «О» - получается легко. Вверх поднимем, глянем вниз, Вправо, влево повернём, Заниматься вновь начнём. | |
Работа по теме (продолжение) | 2. – Достаньте из конверта карточку №2. - Ребята, будьте внимательны, аналогичное задание будет предложено вам на дом. - Прочтите задание. (Прочитайте и озаглавьте текст.) 1). Чтение текста автором. 2) Жужжащее чтение текста. - Что вы прочитали? (Текст, повествование, рассказ.) - Докажите. (Несколько предложений, связанных по смыслу, можно задать вопрос «Что произошло?») - Ребята, теперь ваша задача найти и подчеркнуть глаголы, которые указывают на последовательность происходящих событий. - Проверим. (Задаём от сущ. вопрос к глаголу). - Какова чудодейственная сила глаголов в этом тексте? Мы ещё раз убедились в том, что глаголы указывают на последовательность событий, действий. - А ещё один предмет может выполнять не одно действие, а несколько!!! (Солнышко выплыло и стало рассылать. Луч полетел и попал. Жаворонок встрепенулся, выпорхнул, поднялся и запел.) | Дети работают с карточкой №2 (упр. 144, стр. 82, Канакина В.П., Горецкий В.Г., 2 класс) ИД Озвучивание диктором - анимация №2. - анимация №3. Подчёркивание глаголов. |
Физкультминутка | Потрудились неплохо, молодцы. Теперь отправимся на природу – в лес, рощу, в поле. Найдём жаворонка и послушаем его пение. Физкультминутка (прил. 1 ). | |
Работа по теме (продолжение) | Отдохнули мы немножко, продолжим отвечать на вопрос: «В чём чудодейственная сила глагола?» 3. - Вас ждёт интересная работа на ноутбуках. - Прочитайте предложения и поставьте их так, чтобы получился текст-повествование. 1) Ёжик бежит по комнате. 2) На колючках у него яблоко. 3) Прибежал в гнездо, сложил его там и за другим бежит в угол. 4) А в углу стоял мешок с яблоками и завалился. 5) Вот ёж подбежал, свернулся около яблок, дёрнулся и опять бежит. 6) На колючках другое яблоко тащит в гнездо. - Прочитайте получившийся текст. Докажите, что получился текст-повествование. (Можно задать вопрос «что произошло?», события раскрываются постепенно.) - Обратите внимание, сколько раз употребляется слово «бежит, прибежал, подбежал». Здесь оно употреблено уместно, но в др. тексте это были бы повторы – каким синонимом можно заменить? (Мчится) - Молодцы, ребята, справились с заданием. 4. - Материал карточки №3 поможет раскрыть чудодейственную силу глагола. Прочитайте задание и приступайте к его выполнению. (Первая группа – подчеркните глаголы, описывающие природные явления; вторая группа – подчеркните глаголы, описывающие действия героев; третья группа – подчеркните глаголы, передающие звуки леса). - А теперь проверим, как вы выполнили задание. Мои пощники подготовили чтение отрывков наизусть. Вывод: первая группа – глаголы рисуют картину; вторая группа – глаголы передают последовательность событий, передают ритм; третья группа – создают музыкальное произведение, создают мелодику. | Самостоятельная работа на ноутбуках. На карточках представлены три разных текста, отличающихся по сложности (дифференцированное задание). Дети наизусть читают произведения, называют глаголы, делают вывод, какую роль они выполняют. |
Рефлексия | Итак, ребята, наш урок подошёл к концу. - Какова была задача урока? (Выяснить роль глагола в тексте). - Какую роль выполняет глагол? - Продолжите высказывания: * на уроке мне понравилось…; * мне показалось трудным…; * я бы хотел ещё…; * главным своим результатом я считаю… - Оцените свою работу смайликом. | Слайд 3. |
Домашнее задание | Упражнение № 145. | Слайд 4. |
C – торчит.
C – сова.
Спрятал песенку в траве.
Будет весел целый год.
(Дети встают, дружно хлопают в ладоши).