СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по русскому языку "Чудодейственная сила глагола"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка была создана при внедрении ФГОС II поколения. Урок был дан на районном уровне наряду с мастер-классом по теме "Использование ИКТ на уроках в начальной школе".

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку "Чудодейственная сила глагола"»

Урок развития речи по теме «Чудодейственная сила глагола»


Место и роль урока в изучаемой теме: 2-ой урок по теме.

Цели урока.

Предметные:

  • продолжить формирование знаний о глаголе;

  • продолжить формирование умения выделять глаголы в речи, правильно их использовать, т.е. актуализировать знания, приобретенные на уроках русского языка;

  • формировать умение определять роль глаголов в тексте-повествовании;

  • продолжить формирование способностей к применению знаний на практике;

  • продолжить формировать умение работать в группах;

  • продолжить формирование умения оценивать свою работу на уроке.

Метапредметные:

  • продолжить развивать орфографическую зоркость;

  • продолжить развивать умение работать в паре, коммуникативные навыки.

Коммуникативные:

  • воспитывать чувство товарищества, умение работать в коллективе;

  • продолжить воспитывать интерес и любовь к художественной литературе.


Оборудование к уроку:

1. Мультимедийный проектор.

2. Документ-камера.

3. Система голосования.

4. Ноутбук для учителя.

5. Ноутбуки для детей (один на парту).

6. Презентация.

7. Диск к уч. по русскому языку - электронное приложение.

7. Аудиозапись мелодии «Пение жаворонка».

8. Карточки с индивидуальными заданиями.

9. Наушники для детей.































Этапы урока

Ход урока

Примечание

Организационный момент

- Дорогие ребята, сегодня у нас необычный урок – к нам пришли гости, давайте их поприветствуем.

- Встало солнышко давно, заглянуло к нам в окно.

С добрым утром, начат день.

Мы начать урок готовы, будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

Приветствие гостей, друг друга.

Эмоциональный настрой: «У нас все получится».

Постановка тема и цели урока

Начнем урок с того, что доскажем словечко.

Доскажите словечко:

Он предметы оживляет,

Всех их в дело вовлекает,

Что им делать говорит,

Строго сам за тем следит.

Детям строят много школ,

Чтоб все знали про …(глагол)

А теперь мы запишем такое предложение, которое нам поможет определить тему урока:

Глагол – самая подвижная, самая живая часть речи.

- Какова задача сегодняшнего урока? Что мы будем доказывать? (Доказать, что глагол подвижная и живая часть речи).

Ира читает наизусть стихотворение про глагол.





Отвечают хором.

Дети пишут в тетрадях.



Слайд 1 (Запись предложения в тетрадь).

Актуализация ЗУН.

- С чего начнём разговор? (Определим, что такое глагол).

Вспомним. (Глагол – часть речи, которая отвечает на вопрос Что делать? / Что сделать? и обозначает действие предмета или лица. Например:…)

- В связи с этим мышонок приготовил вам задание (СD диск, приложение к учебнику) – соотнесите глагол с вопросом. Картинка 1.

- А теперь более серьёзная работа по теме: «Глагол».

Ребята, будьте внимательны, работая с пультами, напоминаю вам, что у вас есть только одна попытка нажать кнопку с верным ответом, поэтому сначала подумайте, а потом голосуйте. (Приложение 1).

- Ну, вот, ребята, эти глаголы встретятся в следующем задании.






Фронтальная работа на ИД.



Работа с системой голосования.

Работа по теме урока.

1. Один из моих помощников приготовил к уроку занимательное задание. (Выходит расстроенная девочка, разводит руками и говорит, что потеряла некоторые слова из своей истории).

- Не волнуйся, сейчас ребята помогут вставить недостающие слова. Поможем? Слушайте внимательно.

Рассказ: (Ходила) курочка с цыплятами по двору. Вдруг (пошёл) дождик. Курочка скорей на землю (присела), все пёрышки (растопырила) и (заквохтала). Это (значит): (прячьтесь) скорей. И все цыплята (залезли) к ней под крылышки, (зарылись) в её тёплые пёрышки. Кто совсем (спрятался), у кого только ножки видны, у кого голова (торчит), а у кого только глаз (выглядывает).

А два цыплёнка (не послушались) своей мамы и (не спрятались). (Стоят, пищат, удивляются: что это такое им на голову (капает).


- Получилось ли полное повествование? Почему? (Нет, потому что были пропущены некоторые слова, не было смысла.)

- Нет рассказа – нет повествования.

- Слов, какой части речи не хватает? (Глаголов).

- Достаньте из конверта карточку №1. (Один из учеников восклицает, что он догнал только часть сбежавших глаголов.)

- А вы, ребята, попробуйте догнать и поставить на место остальные глаголы.

- Прочитайте, что у вас получилось? (Рассказ, повествование)

(В ходе проверки возможен вопрос: у кого получилось по-другому?)

- Сделайте вывод, какова чудодейственная сила глагола? (Рассказ, повествование не может быть без глаголов.)

- Правильно, глаголы рисуют картинку, выстраивают последовательность действий.

Пересказ ученицы текста без глаголов.

















Пересказ первой части текста с глаголами.

Работа по карточкам в паре.


Положить одну из карточек учащихся под документ камеру.


Слайд 2. (Рассказ = повествование.)




Физкультминутка

Наши глазки подустали –

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.

Наши глазки отдыхают,

Упражнения выполняют.

А теперь мы их откроем.

Через речку мост построим.

Нарисуют букву «О» - получается легко.

Вверх поднимем, глянем вниз,

Вправо, влево повернём,

Заниматься вновь начнём.


Работа по теме (продолжение)

2. – Достаньте из конверта карточку №2.

- Ребята, будьте внимательны, аналогичное задание будет предложено вам на дом.

- Прочтите задание. (Прочитайте и озаглавьте текст.)

1). Чтение текста автором.

2) Жужжащее чтение текста.

- Что вы прочитали? (Текст, повествование, рассказ.)

- Докажите. (Несколько предложений, связанных по смыслу, можно задать вопрос «Что произошло?»)

- Ребята, теперь ваша задача найти и подчеркнуть глаголы, которые указывают на последовательность происходящих событий.

- Проверим. (Задаём от сущ. вопрос к глаголу).

- Какова чудодейственная сила глаголов в этом тексте? Мы ещё раз убедились в том, что глаголы указывают на последовательность событий, действий.

- А ещё один предмет может выполнять не одно действие, а несколько!!! (Солнышко выплыло и стало рассылать. Луч полетел и попал. Жаворонок встрепенулся, выпорхнул, поднялся и запел.)

Дети работают с карточкой №2 (упр. 144, стр. 82, Канакина В.П., Горецкий В.Г., 2 класс)

ИД

Озвучивание диктором - анимация №2.

- анимация №3.


Подчёркивание глаголов.


Физкультминутка

Потрудились неплохо, молодцы. Теперь отправимся на природу – в лес, рощу, в поле. Найдём жаворонка и послушаем его пение. Физкультминутка (прил. 1 ).



Работа по теме (продолжение)

Отдохнули мы немножко, продолжим отвечать на вопрос: «В чём чудодейственная сила глагола?»

3. - Вас ждёт интересная работа на ноутбуках.

- Прочитайте предложения и поставьте их так, чтобы получился текст-повествование.

1) Ёжик бежит по комнате.

2) На колючках у него яблоко.

3) Прибежал в гнездо, сложил его там и за другим бежит в угол.

4) А в углу стоял мешок с яблоками и завалился.

5) Вот ёж подбежал, свернулся около яблок, дёрнулся и опять бежит.

6) На колючках другое яблоко тащит в гнездо.

- Прочитайте получившийся текст. Докажите, что получился текст-повествование. (Можно задать вопрос «что произошло?», события раскрываются постепенно.)

- Обратите внимание, сколько раз употребляется слово «бежит, прибежал, подбежал». Здесь оно употреблено уместно, но в др. тексте это были бы повторы – каким синонимом можно заменить? (Мчится)

- Молодцы, ребята, справились с заданием.



4. - Материал карточки №3 поможет раскрыть чудодейственную силу глагола. Прочитайте задание и приступайте к его выполнению.

(Первая группа – подчеркните глаголы, описывающие природные явления; вторая группа – подчеркните глаголы, описывающие действия героев; третья группа – подчеркните глаголы, передающие звуки леса).

- А теперь проверим, как вы выполнили задание. Мои пощники подготовили чтение отрывков наизусть.




Вывод: первая группа – глаголы рисуют картину;

вторая группа – глаголы передают последовательность событий, передают ритм; третья группа – создают музыкальное произведение, создают мелодику.



Самостоятельная работа на ноутбуках.
















На карточках представлены три разных текста, отличающихся по сложности (дифференцированное задание).






Дети наизусть читают произведения, называют глаголы, делают вывод, какую роль они выполняют.


Рефлексия

Итак, ребята, наш урок подошёл к концу.

- Какова была задача урока? (Выяснить роль глагола в тексте).

- Какую роль выполняет глагол?

- Продолжите высказывания:

* на уроке мне понравилось…;

* мне показалось трудным…;

* я бы хотел ещё…;

* главным своим результатом я считаю…

- Оцените свою работу смайликом.






Слайд 3.

Домашнее задание

Упражнение № 145.

Слайд 4.



Приложение 1.


1) Укажите вариант, где глагол стоит во множественном числе.

A - пошёл;

B - удивляются;

C – торчит.


2) Подберите к глаголу ЗАКВОХТАЛА подходящее по смыслу существительное.

A - курочка;

B - коза;

C – сова.


3) Укажите, где глагол написан правильно.

A - неспрятались;

B – за лезли;

C – не послушались.


Приложение 2.


Физкультминутка:

В небе жаворонок пел,

(Дети выполняют подъём рук)

Колокольчиком звенел,

(Выполняют дрожащие движения кистями рук)

Порезвился в вышине

(Плавно опускают руки)

Спрятал песенку в траве.

(Делают сердечко из ладошек, прижимают к уху)

Тот, кто песенку найдет,

(Дети приседают, руками обхватывают колени)

Будет весел целый год.

(Дети встают, дружно хлопают в ладоши).

 






Картинка 1.


Картинка 2.










8