Тема урока: «Выразительные возможности односоставных предложений»
Цели: формировать умения различать односоставные и двусоставные предложения, определять их тип, пользоваться ими как средствами выразительности; уметь определять односоставные предложения в разных стилях речи, правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят односоставные; воспитывать любовь к родной истории, чувство ответственности за судьбу Родины.
Задачи урока:
Обучающие задачи:
закрепить полученные знания об односоставных предложениях;
продолжать формировать навыки постановки знаков препинания в сложных предложениях, в состав которых входят односоставные предложения.
Развивающие задачи:
развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность.
Воспитательные задачи:
воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка;
воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей;
воспитывать такое нравственное качество, как патриотизм.
Тип урока: комбинированный (обобщение и систематизация, контроль знаний).
Форма проведения урока: урок-практикум.
Ход урока
Слайд 2.
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, дети! Урок сегодня не совсем обычный, а в присутствии гостей. Поприветствуем гостей, улыбнёмся, пожелаем удачи друг другу и начнём урок.
2. Целеполагание. Актуализация.
Слайд 3.
- Ребята, мы завершаем изучение темы об односоставных предложениях, а сегодня попробуем соотнести теоретический материал с практикой.
Скажите, пожалуйста, а для чего нам необходимо знать структуру предложения, определять виды односоставных предложений, видеть их в составе сложного)? (Односоставные предложения помогут в дальнейшей жизни правильно и красиво выражать свои мысли).
Правильно. Поэтому сегодня на уроке мы с вами не только повторим знания об односоставных предложениях, но и обратим внимание на выразительные возможности односоставных предложений. Запишите тему урока.
3.Словарная работа.
Слайд 3
_Ребята, я обращаю ваше внимание на правописание словарных слов,а в течение урока будем обращаться к ним, особенностям их значений:
Экспрессия-выражение чувств, переживаний, выразительность.
Лаконизм- краткость и чёткость изложения.
Динамизм- наличие, богатство динамики, т. е. Движение, действие, развитие.
( «Словаь русского языка» С.И.Ожегова, М, «Русский язык», 1987 год)
4.Повторение теории (метод коллизии).
Работа с таблицей:
Определить соответствие главных членов виду односоставного предложения.
Виды предложений | Главный член предложения выражен… |
А.Назывные | 1.Глаголы 2 л. ед. ч. и 3 л. ед.ч. (ты, он, все) |
Б.Определенно-личные | 2.Безличный глагол., категория состояния. |
В.Неопределенно-личные | 3.Глаголы 1 и 2 лица (я, мы, ты, вы) |
Г.Безличные | 4.Глаголы 3л. мн.ч.(они) |
Д.Обобщенно-личные | 5.Существительное в Им.п. |
(Правильный ответ: проверьте работу по странице учебника (185):
А Б В Г Д
5 3 4 2 1
Слайд проверки 5.
5.Практическая часть урока.
Слайд 6.
Ученица читает стихотворение Марины Цветаевой «Генералам 1812-го года»
Вы, чьи широкие шинели,
Напоминали паруса,
Чьи шпоры весело звенели,
И голоса.
И чьи глаза, как бриллианты,
На сердце вырезали след -
Очаровательные франты,
Минувших лет.
Одним ожесточеньем воли,
Вы брали сердце и скалу, -
Цари на каждом бранном поле,
И на балу.
Вам все вершины были малы,
И мягок - самый черствый хлеб,
О, молодые генералы,
Своих судеб!
О, как - мне кажется - могли вы,
Рукою, полною перстней,
И кудри дев ласкать - и гривы,
Своих коней.
В одной невероятной скачке
Вы прожили свой краткий век...
И ваши кудри, ваши бачки,
Засыпал снег.
Учитель:Ребята, это стихотворение посвящено героям войны 12-го года: солдатам, офицерам, генералам. Его прочитала Лиза не случайно: в 2017 году вся наша страна будет отмечать 205-летие Бородинского сражения. Отражение наполеоновского нашествия на Россию в 1812 году стало общенародым подвигом россиян, проявивших массовый героизм на ратном поприще. Всех героев роднит великая самоотверженность во имя высокой духовной цели – изгнания врага, редкая храбрость, бесстрашие на войне, беспримерная или «примерная» доблесть, исключительная смелость, готовность пожертвовать собственной жизнью ради победы над врагом. Герои Отечественной войны 1812 года – это наша с вами благодарная историческая память. Это наше интеллектуальное достояние, равно как и национальная гордость. Поэтому сегодня на уроке при повторении односоставных предложений мы вспомним имена героев войны, познакомимся с произведениями этого периода, высказываниями великих полководцев, отрывками писем.
Слайд 7 (М.Кутузов) -Ребята, кто из полководцев возглавил освобождение России? (Кутузов) Что вы знаете о нём?
Ученик:20 августа 1812 главнокомандующим всеми действующими российскими армиями был назначен Михаил Кутузов. Это переломило ход войны и привело русских к победе над Наполеоном. Войну 1812 года Кутузов встретил, находясь в уже довольно зрелом возрасте. Знания и опыт сделали из него великого стратега и тактика. Кутузов одинаково комфортно чувствовал себя и на "поле брани" и за столом переговоров. Все ждали генерального сражения, и оно было дано двадцать шестого августа у деревни Бородино в ста двадцати километрах от Москвы. В ходе сражения русские выбрали тактику - отбивать атаки противника, тем самым изматывая его и заставляя нести потери. А потом первого августа был знаменитый совет в Филях, где Кутузов принял непростое решение - сдать Москву, хотя его не поддерживали ни царь, ни общество, ни армия.6 октября 1812 года прошел бой под Тарутиным, где русская армия одержала победу, и уже на следующий день Наполеон оставил Москву, после боя под Малоярославцем начался заключительный этап войны, когда армия Наполеона отступала по старой смоленской дороге... Именно выбранная тактика - отдать Москву, была сложным стратегическим ходом, который сыграл практически решающую роль в исходе войны.
6.Закрепление темы:
Учитель:Михаил Кутузов был не только великим полководцем, но и остроумным человеком, знающим русский язык и умеющим пользоваться всем его разнообразием. Предлагаю шесть памятных фраз великого полководца, сказанных на войне:
Слайд 8:
С этакими молодцами и отступать?
Чтобы спасти Россию, надо сжечь Москву.
Победить не берусь, перехитрить попробую.
Надо не крепость взять, а войну выиграть.
Нет выше чести, чем носить русский мундир.
Лучше потерять Москву, чем армию и Россию.
Задание: Выразительно прочитайте, перепишите предложения, определите, простые или сложные перед вами предложения, тип односоставных предложений, составьте схему, запишите(проверка)
Учитель: Ребята, когда мы изучали односоставные предложения, говорили и о сфере их употребления.
Слайд (Обращение к словарным словам) ( ученики ищут значение слов в словаре)
Где можно встретить назывные предложения?
Определённо-личные?
Неопределённо-личные?
Безличные?
Обобщённо-личные?
-Определите, к каким односоставным предложениям мы бы отнесли каждое из словарных слов..
7.Устная групповая работа:
Слайд 9
Учитель: Давайте опять обратимся к истории нашего государства. Перед вами эпизоды-свидетельства Бородинского сражения.
Задание:
1.Прочитайте тексты.
2.определите тип односоставных предложений.
3.Определите стиль и жанровую принадлежность текстов.
4.Определите роль односоставных предложений в этих текстах.
1.Очевидец Бородинского сражения пишет: «Ядра, картечи, пули, ружья, копья, сабли, штыки... Смерть по всем рядам. Чугун и железо, сии металлы, самое время переживающие..Ужасный стон умирающих и борющихся со смертью . Звук мечей, восклицания побеждающих, ржание и топот лошадиный, крики командования на разных языках ..» (назывные)
10 слайд.
2.Из письма Барклая де Толли Багратиону: «21-го числа надеюсь соединиться под Смоленском с корпусом генерала Дохтурова, присоединю к себе Платова, о коем уже несколько дней никакого сведения не имею; обеспечу свое продовольствие и тогда решительно начну действовать наступательно, дабы прогнать и опрокинуть всех ....
С истинным моим высокопочитанием честь имею быть.(определённо-личные, безличные, сложные)
Вашего сиятельства покорнейший слуга Барклай де Толли.
Июля 19 дня 1812 года на марше при деревне Холм.
P. S. Прошу вас все забыть и рука в руку действовать на общую пользу Отечества.
3.Из обращения Багратиона к войскам:«...Куда бежите? ...Зачем побежали? Надобно наступать... Уж истинно еле дышу от досады, огорчения и смущения. Стыдно носить мундир...» (3 июля 1812 г.) (определённо-личные, безличные)
4.Денис Давыдов:
Полумертвый, не престану
Биться с храбрыми в ряду,
В память Лизу приведу..
Встрепенусь, забуду рану,
За тебя еще восстану
И другую смерть найду!(определённо-личные)
Вывод: Односоставные предложения являются средством компактной и экономной передачи информации, а также ярким выразительным средством. Они активно используются в разных стилях: художественном, публицистическом, в воспоминаниях очевидцев, письмах, лирических произведениях, ораторском искусстве.
8.Проверка домашнего задания (работа по группам)
Учитель: Почти все русские литераторы эпохи Отечественной войны, способные держать оружие, вступили в действующую армию, их непосредственное участие в боях дало им возможность воссоздать в художественных произведениях это время. Их поддержали поэты последующих поколений. Ребята, я просила вас подготовить небольшие сообщения о поэтах участниках сражения. (Ребята рассказывают о Фёдоре Николаевиче Глинке, Петре Андреевиче Вяземском, Петре Яковлевиче Чаадаеве, Иване Ивановиче Лажечникове).
Алгоритм выполнения:
1. Прочитайте выразительно стихотворения русских поэтов о войне 1812-го года. Найдите грамматическую основу предложения.
2. Определите: двусоставное предложение или односоставное.
3. Посмотрите, чем выражен главный член предложения.
4. Проверьте, можно ли вставить в предложение подлежащее (местоимение или существительное).
5. Определите вид односоставного предложения. Определите, какую выразительную функцию несут эти односоставные предложения?
1 группа:
К, Павлова «Москва» (1844)
День тихих грез. День серый и печальный.
Туч ненастливая мгла,
Звон переливно-дальний,
Московский звон во все колокола.
Денис Давыдов «1812 год»
Клич ахтырских гусар,вой донских казаков
Русский гвалт и французские речи …
Николай Рыленков «Кутузов в пути»
Деревня, мостик… У колодца
Журавль скрипучий и тугой
Вывод:Назывные предложения создают картину, позволяют увидеть обстановку, в которой происходит действие, как бы вводят в неё. Вот почему они чаще всего находятся в начале стихотворения.
2 группа:
Вас. Жуковский
Наполним кубок круговой!
Дружнее! руку в руку!
Запьем вином кровавый бой
И с падшими разлуку.
Ф.Н.Глинка «Военная песнь»
Пойдем, сомкнемся в ратном строе,
Пойдем — и в ужасах войны
Друзьям, отечеству, народу
Отыщем славу и свободу
Или падем в родных полях!
В.Раевский «Послание»
Стремлюсь вперед, ищу пути
В надежде пристань обрести
И — снова в море уплываю.
Вывод:Роль определённо-личных предложений определяется тем, что в форме сказуемого уже выражено указание на определённое действующее лицо. Таким образом, они дают возможность избежать повторения личных местоимений, делают повествование динамичным,
живым, непринуждённым, так как всё внимание сосредотачивается на действии, самом важном для
автора.
3 группа:
Пётр Вяземский «Старому гусару»
Так и скачут, так и льются,
Крупно, звонко, горячо..
Денис Давыдов «Партизан»
То внемлют шороху, то вновь
Безмолвно рыскать продолжают.
А.С.Пушкин «Воспоминания...»
Идут — их силе нет препоны,
Все рушат, все свергают в прах,
Вывод:неопределённо-личные предложения не имеют ярких экспрессивных функций. Они
употребляются для того, чтобы устранить с «первого плана» субъект из-за его неизвестности или неважности.
4 группа:
В Жуковский:
«Погибнем! мертвым срама нет!» —
Гремит перед дружиной.
Ф. Н. Глинка «Военная песня»
Телерь ли нам дремать в покое,
России верные сыны?!
Знаменитый высочайший «Приказ армиям» о вступлении врага на Русскую землю и «Рескрипт» председателя Государственного совета генерал-фельдмаршалу Салтыкову были написаны известным писателем, поэтом, драматургом Александром Семеновичем Шишковым, который тогда занимал должность государственного секретаря. В «Приказе армиям» говорилось...
«Не нужно мне напоминать вождям, полководцам и воинам нашим об их долге храбрости.»
А.С.Пушкин «Евгений Онегин»
Москва... Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!
Вывод:форма безличного предложения помогает более ярко и точно передать душевное состояние героя, общества, поколения. А тот факт, что нет субъекта действия, говорит об остроте проблемы, о том, что явление приняло обобщённый характер.
9.Устная работа:
Слайд 18
Учитель: Ребята, вы знаете, что очень много пословиц и поговорок было создано во время войны 1812 года: в них отражена мудрость народа, отношение к врагу и к нашим доблестным воинам. Среди них -односоставные предложения. Определите, о ком или о чём идёт речь в этих произведениях и к какому типу односоставных предложений они относятся.(выполняется задание, проводится проверка в парах)
1.«Отогрелися в Москве, да замерзли на Березине»
2.«За правое дело стой смело!»
3.«Нашествие двунадесяти языков»
4.« Хотел с Москвы сапоги снести, а рад с Москвы голову унести».
5.«Докалывай француза вилами!
За косы руками, а в бока и ребра кулаками».
6.«Придется батюшке Парижу расплатиться за матушку-Москву»
10.Подведение итогов:
Что повторили сегодня?
Что нового узнали на уроке?
Чему научились?
Какой этап урока показался самым интересным?
Что было трудно?
Вывод урока :Односоставные предложения являются средством компактной и экономной передачи информации, а также ярким выразительным средством. Они лаконичны, экспрессивны и динамичны. Односоставные предложения в различных вариация широко распространены в русском языке: в художественной литературе, в периодической печати, в научной речи, в рекламе
11. Рефлексия:
1.«знаю» - «умею» - «осталось непонятным».
«знаю» | «умею» | «осталось непонятным». |
| | |
2). “Рожицы” – выберите ту, которая соответствует вашему настроению, поставьте + вместо носика:
Слайд 19
12. Домашнее задание
- Итак, мы повторили сведения обо всех типах односоставных предложений.
Я предлагаю вам домашнее задание на выбор: выберите одно из высказываний Михаила Кутузова и напишите сочинение-рассуждение о том, как вы понимаете его, приведите один аргумент из личного опыта, доказывающий вашу точку зрения. Используйте односоставные предложения.
1. «Нет выше чести, чем носить русский мундир»
2. «Победа требует времени, терпения и рассудительной медлительности»
3. «Всё приходит вовремя для того, кто умеет ждать»
Учитель: Урок окончен! Спасибо за урок!