МКОУ “Татильская СОШ”
Открытый урок по русскому языку в 10 классе на тему: "Глагол. Виды глагола"
Провела и подготовила учитель русского языка и литературы Гюлова З.Д.
Цель урока:
1) систематизация и обобщение знаний о глаголе;
2) формирование умения находить глагол и определять его морфологические признаки, синтаксическую роль;
3) обосновывать правильность выбора орфограмм при написании глагола; использовать глагол в речи;
4) формировать интерес к предмету через использование различных форм обучения и создания ситуации успеха.
Проверка домашнего задания. Ответы на вопросы. Игра " Не прерви цепочку”.
1. Какая часть речи называется глаголом?
2.Что такое инфинитив?
3. Какую роль выполняют глаголы в предложении?
4.Сколько видов имеет глагол?
5.На какие вопросы отвечают глаголы совершенного вида?
6. На какие вопросы отвечают глаголы несовершенного вида?
7. Что называется спряжением?
9. Как пишется НЕ с глаголами?
Глагол - необыкновенная часть речи. Необыкновенна она уже тем, что обозначает действие, и поэтому глагол обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, сопровождающих человека и многообразные аспекты его деятельности (трудовой, научной, общественной и др.), различные явления природы.
Владимир Даль - русский учёный, писатель и лексикограф, составитель «Толкового словаря живого великорусского языка».
В словаре В. Даля мы читаем: «Глагол - это речь человека, разумный говор, язык» .
Он предметы оживляет,
И в дела их привлекает.
Что им делать – говорит.
Строго сам за всем следит.
Он три времени имеет,
И спрягаться сам умеет.
Дети долго ходят в школы,
Чтобы выучить …
(глаголы)
Догадайтесь, о ком идёт речь?
1. Сеет, пашет, полет, выращивает, собирает.
2. Варит, жарит, печёт, угощает.
3. Тренируется, соревнуется, упражняется, побеждает.
4. Осматривает, обследует, оперирует, лечит.
Глагол всегда в движении
На месте не сидит .
Он прыгает и бегает , смеётся и шалит .
То красит , то рисует , то песенки поёт ,
Как маленький ребёнок спокойно не живёт .
Обозначает действие
Имеет два вида
Глагол
Что делать? Что сделать?
Спрягается
Неопределённая форма
Изменяется по временам
Является сказуемым
«Буквы потерялись»
Вставьте пропущенные буквы.
Труд всё побежда…т.
Книга в счастье украша…т,
а в несчастье помога…т.
3. Счастье в воздухе не вьётся,
а руками доста…тся.
4. Правда в огне не гор…т,
и в воде не тон…т.
5. Землю крас…т солнце,
а человека – труд.
6. Из песни слова не выкин…шь.