СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по русскому языку на тему: "Обобщение по теме Имя существительное"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Имя существительное- это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы Кто? что?

Существительное имеет 3 рода. Бывают :одушевленные и неодушевленные.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку на тему: "Обобщение по теме Имя существительное"»

Урок – обобщение по теме: «Имя существительное».

Цель:

Обучающая:

-обобщить и систематизировать знания уч-ся об имени существительном; закрепить орфографические навыки, повторить категории существительного;

Развивающая:

-развитие навыков самоконтроля, внимания и аккуратности;

Воспитательная:

- воспитание интереса к русскому языку.

Тип урока - комбинированный.

Методы - словесный и частично-поисковый, инсценировка.

Оборудование - магнитофон, интерактивная доска, таблица, отрывок из «Недоросля» Д.И.Фонвизина

Ход урока:

I. Организационный этап

II. Проверка д/з (В качестве д/з ученикам было предложено повторить все, что они знают об имени существительном. Эта работа будет проводиться в течение всего урока.)

III. Постановка цели (кратко)

IV. Слово учителя

1) На интерактивной доске – изображение замка.

2) Введение в мир сказки.

…Существует много стран на свете, каждая из которых называется по- своему. Это страна — Речь. В ней много городов больших и маленьких. Первый город, который мы посетим, называется…

А вот как он называется, вы узнаете, разгадав загадку – « Давно живу я в мире этом, даю названья всем предметам».

Итак, мы попали в город с интересным названием – Существительное. Вот какие знания об этой части речи у героя комедии «Недоросль» - Митрофанушки (сценка)

Учитель: Что вы знаете о грамматике?

Митрофан: Много. Существительна да прилагательна.

Учитель: Дверь, например, какое имя - существительное или прилагательное?

Митрофан: Дверь? Котора дверь?

Учитель: Вот эта.

Митрофан: Эта? Прилагательна.

Учитель: Почему же?

Митрофан: Потому что она приложена к своему месту. Вот у чулана дверь стоит еще не повешена, так та покамест существительна…

- Что же такое Имя Существительное? Может быть прав Митрофан?

- Как оно выглядит?

Работа в группах. Группам даются маркеры и чистые листы бумаги. На работу отводится 5 минут.

Портрет Существительного.

Рассматриваются полученные варианты. Кто – то делает общий вывод:

«Оно все время носит какой – нибудь предмет. Его шапка – красная, расписанная вопросами – Кто? Что? Штаны синие в косвенных падежах. А куртка на нем – белая, с нарисованными на ней склонениями и родами. Глаза у существительного два, следовательно, множественное число, рот – один, значит – единственное число.

На доске: Число и тема урока.

Игра « Четвертое лишнее»

  1. сок, лес, хлеб, человек;

  2. река, рыба, рак, кузнечик;

  3. елка, карандаш, белка, снег;

  4. солнце, дуб, волк, звезда.

– Какое слово лишнее в каждом ряду и почему?

- По какому принципу определяли? (одушевленности/ неодушевленности).

- Запишите «лишние слова и составьте с ними предложения.

- Почему же мы одни предметы считаем одушевленными, а другие – неодушевленными? Обратимся к истории. Наши далекие предки живым считали только то, что движется, а растения месяцами стояли на одном месте, не передвигаясь, не поедали себе подобных. В это время не было научного знания о живом, поэтому весь растительный мир (живой - с точки зрения биологии) оказался в языке неодушевленным.

А сейчас продолжим путешествие, и нас, прежде всего, удивит то, что в этом городе улицы имеют необычные названия: Собственная, Нарицательная, Несклоняемая.

В эти названия вложено значение, связанное с категорией существительного.

V. Закрепление

1.Выполнение упражнения 130 (выписать из текста собственные имена существительные).

2. Графический диктант

Сейчас мы закрепим сведения о собственных и нарицательных именах существительных, выполнив графический диктант

«+» имена собственные, «-» нарицательные.

  1. Кот – 8. Кеша+

  2. Собака – 9. «Известия»+

  3. Иртыш + 10. Улица-

  4. Алматы+ 11. Попугай-

  5. «Огни Алатау»+ 12. Абай+

  6. Рыба- 13. Пушкин+

  7. Александр+ 15. Парк-

Критерии оценок: «5» - 0;

«4» - 1;

«3» -2;

«2»- 3 и более

Кто же сделает вывод о собственных и нарицательных именах существительных?В нашем языке много слов, заимствованных из других языков.

Прослушайте шуточное стихотворение и скажите, какие существительные произносятся в нем неправильно и почему? Составьте с тремя из них предложения.

Как-то рано поутру 
С другом сели мы в метру. 
И поехали в метре 
Фильм смотреть о кенгуре. 
Вот сидим мы с ним в кине, 
Без пальта и без кашне. 
А вернее, я и ты 
Без кашны и без пальты...




-Что здесь неправильно? Почему?

Эти слова - несклоняемые, они заимствованы из других языков и не адаптированы к нашим правилам.

VI. Работа с таблицей

с. 212 упр. 132

- О какой категории существительных мы еще не упомянули? Конечно, о роде. Их всего три, они располагаются на древе познания обособленно: на самом верху – дамы, в центре – господа, а внизу - существа.

1. Распределительный диктант

-Запишите слова в три колонки, в соответствии с родами:

Шампунь, мозоль, метро, тюль, какао, кофе, кафе, такси, морковь, картофель, деталь, повидло, шоссе, алоэ, тень, сеть.

(ребята проводят взаимопрверку, помогают ассистенты).

- При помощи чего слова связаны в тексте? (при помощи окончания).

2. Тест

1. Какого признака нет у существительного?

а) рода; б) времени; в) падежа; г) числа.

2. Какую букву нужно вставить? Укажите столбик (а,б,в,г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах:

а б в г

О басн… е е и е

Об отношени… е и и и

К насып… и е и и

По улиц… е и и е

3. Определите, в каком столбике (а,б,в,г) последовательно расположенные цифры соответствуют склонению данных существительных.




а б в г

На площади 3 1 3 3

У дороги 1 1 1 2

О счастье 2 1 2 2

На пне 3 3 2 2

4.Где нужен «ь»? Задание, аналогичное 2-му.

а б в г

Много крыш - - - ь

Из- за туч - ь ь ь

Полноч… ь - ь ь

Помощ… ь - ь ь

VI. Комментирование оценок

Сегодня вы потрудились неплохо, оценки за урок получили все, а за устные ответы – некоторые из вас.

VII. Информация о домашнем задании

упр. 133,134

VIII. Этап рефлексии




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!