Тема урока: «Повторение правописания приставок пре - и при-».
Вид занятия: урок.
Тип урока: практическое занятие.
Цели урока:
Обучающая: обобщить и систематизировать знания, умения и навыки по изученной теме;
Развивающая: развивать практические умения в области правописания приставок пре - и при; развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать, сопоставлять и делать выводы;
Воспитательная: воспитывать интерес в русскому языку, любовь и уважение к слову; воспитывать личность, способную жить и работать в коллективе, уважающую мнение других.
Место урока в системе занятий: урок «Повторение правописания приставок ПРЕ - и ПРИ-» в курсе русского языка в 6 классе 51-й урок (на основе программы «Русский язык. 5-9 классы» под ред. Баранова М. Т., Ладыженской Т. А., Шанского Н. М.). В разделе «Словообразование. Орфография. Культура речи» 17-й урок. В системе уроков по изучению правописания приставок ПРЕ - и ПРИ - является третьим по счету уроком.
Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийный экран, компьютерная презентация (Приложение №1), раздаточный материал:
- рабочий лист (Приложение № 2);
- памятка «Значение приставок пре- и при-» (Приложение № 3)
- лист домашнего задания (Приложение № 4);
- лист-опросник (Приложение № 5);
- набор конвертов с карточками для игры «Не перепутай кармашки»;
- папки для удобства систематизации раздаточного материала.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Сегодня я проведу для вас урок русского языка «Как прекрасно быть приставкой, как приятно знать приставки!». (СЛАЙД 1)
У вас на партах лежат папки с материалами к сегодняшнему уроку. Достаньте, пожалуйста, рабочий лист (приложение №2), он лежит первым. Подпишите его. Рабочий лист поможет нам с вами в выполнении заданий. Справа от каждого задания вы видите строку балл. За каждое верно выполненное задание, будет начисляться определенное количество баллов. По итогам работы в рабочем листе и степени вашей активности, каждый из вас получит оценку за урок.
Будьте внимательны, мы будем выполнять задания все вместе, внимательно следите за ходом урока!
II. Формулировка темы урока.
Учитель:
(СЛАЙД 2) Преграда - прИграда, а может быть, все-таки прЕграда? Порой мы не придаем значения таким мелочам, как приставки и своим невниманием предаем их. В чем же секрет этих приставок? Да и не только приставок? Почему в одном случае мы выбираем «при», а в другом – «пре»? Давайте вспомним вместе!
Учитель:
- На предыдущих уроках мы с вами уже знакомились с орфограммой «Гласные в приставках пре - и при-». Сегодня нашей целью является закрепление и систематизация полученных знаний о правописании приставок пре - и при-. Исходя из сказанного, попробуйте сформулировать тему нашего урока?
Ученики:
- Повторение правописания приставок пре - и при-.
Учитель:
Правильно, сегодня мы с вами вспомним правописание приставок пре - и при-. (СЛАЙД 3)
Запишите в строке Тема вашего рабочего листа тему урока:
Повторение правописания приставок пре - и при -
III. Повторение изученного материала.
- Скажите, пожалуйста, какое смысловое значение несет слово «приставка»?
Ответы учащихся.
Приставка – то, что приставлено, присоединено к чему-нибудь.
Учитель:
Приставка – это часть слова, стоящая перед его корнем и добавляющая или изменяющая смысл слова. (СЛАЙД 4)
- Чтобы вспомнить правописание приставок пре - и при-, мы с вами выполним ряд заданий.
Задание № 1. (СЛАЙД 5),
В своей повседневной жизни люди очень часто занимаются тем, что присоединяют друг к другу разные вещи. Давайте посмотрим, каким образом можно присоединять?
Прочитайте задание №1 (СЛАЙД 6), запишите эти слова, выделите в них приставки. Затем сверим результаты.
Учащиеся читают каждую строчку, называют образованное слово, выделяют приставки. Параллельно на экран выводятся правильные ответы
Присоединить…
с помощью веревки – привязать;
с помощью молотка и гвоздей –
с помощью иголки с ниткой –
с помощью клея –
с помощью винтов и шурупов –
Учитель: Какую приставку вы использовали для образования этих слов?
Ученики: Приставку при-.
Учитель: Какое значение она имела?
Ученики: Значение «присоединить».
Учитель: Запишите значение приставки. За каждое верно записанное слово в этом задании запишите себе 1 балл в столбце справа от задания.
Задание 2. (_СЛАЙД 7)
Какое прилагательное мы можем использовать, чтобы назвать площадь у вокзала или участок у школы в соответствии с нашей темой?
Ответы учеников.
Привокзальная, пришкольный.
Давайте выполним задание № 2. Замените имена существительные с предлогом именами прилагательными (СЛАЙД 8), не забудьте выделить приставки. Затем сравним результаты. Работа проводится аналогично заданию 1.
Учитель: Какое значение имела приставка в этих словах?
Ученики: Значение «близость к чему-либо».
Учитель: Молодцы! За каждое верно образованное слово в этом задании запишите себе 1 балл.
Учитель: Какие еще значения приставки при - вы помните? Например?
Ответы учеников.
Приближение, неполное действие. Например, приехать, привстать.
Учитель: Правильно. Таким образом, приставка при - имеет значения «приближение», «присоединение», «близость», «неполное действие».
Задание 3. (СЛАЙД 9)
- Ну а что же приставка пре-? Найдите задание № 3. Замените словосочетания одним словом с приставкой пре - (СЛАЙД 10). Запишите ответы в рабочие листы.
очень добрый – предобрый;
очень скверный –
очень светлый –
очень мудрый –
очень красивый –
Учащиеся по очереди озвучивают то, что у них получилось.
Давайте сравним результаты.
Учитель: Какую приставку мы использовали?
Ученики: Мы использовали приставку пре-.
Учитель: Какое значение она имела?
Ученики: Значение проявления качества в большей степени.
Учитель: Какие еще значения приставки пре - вы помните? Например?
Ответы учеников.
Приставка пре - равна по значению приставке пере-. Например, преградить = перегородить.
Учитель: Молодцы! За каждое верное слово в этом задании запишите себе 1 балл.
Итак, приставка пре - может иметь два значения – «проявление качества в большей степени» (= очень) или приравниваться по значению приставке пере-.
- Теперь я предлагаю на несколько минут перенестись в один из городов сказочной страны Словообразования и Орфографии. (СЛАЙД 11).
В одном из городов страны Словообразования и Орфографии жили приставки - сестры "при" и " пре".
Приставка "при" - была очень добрая. Она хотела всех приласкать, приголубить.
Ее сестра приставка "пре" - была совсем иного характера. Она всех преследовала, предавала, да еще хотела превратить в своих подчиненных, чтобы ей служили.
И тогда на первом же совете приставок стали разбирать поведение приставки "пре-". Приставка «раз-» сказала: "Твоя мать, приставка "пере-", не была такая злая, как ты". Все остальные приставки поддержали ее. Приставка "при-", ее добрая сестра продолжила: "Почему ты слово "передать" переделала так, что из него получилось "предать"? Как тебе не стыдно? А еще сестра называется".
Задумалась "пре-", понурила голову, приуныла. Прошло какое-то время, и вдруг - о чудо! - она стала щедро образовывать слова превосходной степени: прекрасный, прелестный. Перевоспиталась приставка "пре-", осознала свою вину и теперь образует много слов с разным значением, а злых слов все меньше и меньше.
- Приставка пре - дочь приставки пере-. Она очень похожа на маму и внешне, и по значению. Только одну букву она не взяла от матери. Какую? (Е). И вот, благодаря сходству в значении она может заменять пере - в глаголах:
Преградить – перегородить.
Преступить – переступить.
Итак, на что мы должны обращать внимание при написании приставок пре - и при-, чтобы не ошибиться в выборе гласной?
Мы обращаем внимание на значение приставок пре - и при-.
Давайте сделаем для себя небольшую шпаргалку (Приложение №3). Вспомним все, что мы сейчас повторили о приставках пре - и при - (СЛАЙД 12).
IV. Физминутка.
- Мы хорошо умственно потрудились, а вот наши мышцы от бездействия устали. Предлагаю немного подвигаться и приступить к выполнению следующих интересных заданий.Физминутку проводит один из учащихся. (СЛАЙД 13)
Мы ногами топ, топ,
Мы руками хлоп, хлоп,
Мы глазами миг, миг,
Мы плечами чик, чик,
Раз - сюда, два – туда,
Повернись вокруг себя,
Раз – присели, два привстали,
Руки кверху все подняли.
Раз, два, раз, два,
Заниматься нам пора.
V. Закрепление.
Задание 4. (СЛАЙД 14)
А теперь проверим, как вы запомнили правило. Предлагаю немножко поиграть. Положите поближе к себе конверт. Переверните рабочий лист и найдите задание 4. Отложите все остальные материалы на край стола. Внимательно послушайте правила игры.
В конверте вы найдете 6 подписанных конвертов (СЛАЙД 15) и карточки со словами на орфограмму «Гласные в приставках пре - и при-». Ваша задача – разложить карточки в соответствующие значениям приставок конверты. Например, у вас есть конверт с названием «Присоединение», в него вы отправляете то слово, приставка которого имеет значение присоединения. И так со всеми словами. Приступаем к выполнению.
Проверяем и сравниваем результаты (СЛАЙД 16). За каждое верное слово в этом задании запишите себе 1 балл.
Задание № 5. (СЛАЙД 17)
Учитель: Скажите, а во всех ли словах можно определить значение приставок пре - и при-, не зная контекста, то есть слов, которые могут пояснить значение интересующего нас слова?
Ответы учащихся.
Иногда значение приставок пре- и при - зависит от контекста. Например, придать значение и предать друга.
Посмотрите на задание № 5. Смотрите, какие парочки поселились у вас на партах! (СЛАЙД 18) Давайте соберем их! От чего зависит написание этих похожих слов? (контекст)Соедините пары словосочетаний линиями. Например, предать друга (выдать) и придать (добавить вид). Задание выполняется коллективно.
Проверяем (СЛАЙД 19). За каждую верную пару в этом задании запишите себе 1 балл.
Задание 6. Проверочная работа. (СЛАЙД 20)
Учитель: Ну что же. Пришло время проверить, как приятно вам знать приставки.
В задании № 6 вы видите табличку с окошками. 5 строчек и 3 окошка на каждой строке. (СЛАЙД 21). Я буду диктовать вам слова по строчкам. 3 слова в каждой строке. Ваша задача записать по порядку только ту гласную, которую необходимо написать в приставке пре - или при - в этих словах. Итак, вы записываете только е или и по порядку. Исправления запрещены. За эту проверочную работу вы получите отдельную оценку. Задание понятно? Готовы?
Привокзальный, приводить, припаять
Прикасаться, президент, преподаватель
Привилегия, пришить, привязать
Предать (друга), преступить (закон), приступить (к делу)
Придумывать, приставка, пример
Давайте проверим. Сначала соедините прямыми горизонтальными или вертикальными линиями соседние буквы И. Тот, кто выполнил все задание верно, сам увидит свою отметку.(СЛАЙД 22) У кого ошибки в строчках, тот снижает оценку: одна строка неверна – 4 балла, две – 3 балла, три - 2 балла.
VI. Домашнее задание. (СЛАЙД 23)
Ваше домашнее задание будет творческим. Достаньте из папки лист домашнего задания (приложение № 4).
Перед вами домик приставок (СЛАЙД 24). Очень часто запомнить правописание какого-нибудь сложного слова нам с вами помогают зрительные образы. Например, легко запомнить правописание слова препятствие, если обыграть его происхождение: перед пяткой (пятой) находится что-то, что нужно преодолеть. Я изобразила вам его в первом окошке. Попробуйте с помощью ассоциаций заполнить и другие окошки в домике. Работу вы сдадите на следующем уроке. Успехов вам!
VII. Итог урока.
А теперь давайте подведем итоги нашего урока.
Посчитайте сумму баллов за задания 1 – 6. Запишите это число на рабочем листе (второй лист в конце) в графе Итог (баллы).
Посмотрите на экран (СЛАЙД 25). Каждый может определить, какую оценку он заработал за урок.
Объявление оценок за устную работу.
А теперь я попрошу вас подумать, насколько полезным оказался этот урок для вас. (СЛАЙД 26). В папке лежит лист-опросник (приложение №5). Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов.
Сложите, пожалуйста, все материалы урока в папки, кроме листа домашнего задания, который вы заберете с собой.
Урок окончен.
Приложение № 2
Фамилия, имя__________________________ |
Рабочий лист. Тема урока: _______________________________________________________ Задание № 1 Замените словосочетания одним словом. Выделите приставки в новых словах Присоединить… с помощью веревки – привязать; с помощью молотка и гвоздей – ____________________ с помощью иголки с ниткой – ______________________ с помощью клея – ________________________________ с помощью винтов и шурупов – _____________________ Значение приставки ________________________ Задание № 2 Замените имена существительные с предлогом именами прилагательными. Выделите приставки в новых словах Площадь у вокзала - ____________________________________ Участок при школе - ____________________________________ Огород при усадьбе - ___________________________________ Постройка при станции - ________________________________ Канава при дороге - _____________________________________ Значение приставки __________________________________ Задание № 3 Замените словосочетания одним словом с приставкой. Выделите приставки в новых словах очень добрый – предобрый; очень скверный - ___________________________________ очень светлый – ____________________________________ очень сильный - _____________________________________ очень мудрый – ____________________________________ очень красивый – ___________________________________ Значение приставки __________________________________ Задание № 4 Игра «Не перепутай кармашки» Перед вами 6-ть конвертов со значениями приставок пре - и при-. Распределите по соответствующим конвертам карточки со следующими словами: Прикрепить, прийти, преодолеть, пришить, прелестный, приморье, прекрасный, присесть, преградить, привокзальный, пресветлый, прибежать, преступить, приоткрыть, приклеить, приехать, привстать, пришкольный. Задание № 5 Смотрите, какие парочки! Соберите их скорее! Соедините их линиями. прЕдать друга (выдать) | | прИступить к делу (начать) | прЕбывать за границей | | прИбывать (приезжать) на станцию | прЕемник (продолжатель) | | прИзреть (прИютить) сироту | прЕступить (переступить) закон | | прИтворить (закрыть) дверь | прЕтворить мечту (осуществить) | | прИёмник (аппарат) | прЕзирать (считать недостойным) | | прИдать (добавить вид) | Итог (баллы):_____ | Балл: Балл: Балл: Балл: Балл: Балл: |
Приложение №3
ЗНАЧЕНИЕ ПРИСТАВОК ПРЕ - и ПРИ-
ПРЕ - ПРИ-
1. ПЕРЕ | ПРЕСТУПИТЬ (ЗАКОН) | 1. ПРИБЛИЖЕНИЕ | ПРИБЕЖАТЬ |
2. ОЧЕНЬ | ПРЕМИЛЫЙ | 2. ПРИСОЕДИНЕНИЕ | ПРИКЛЕИТЬ |
| | 3. НЕПОЛНОЕ ДЕЙСТВИЕ (ЧУТЬ-ЧУТЬ) | ПРИГНУТЬСЯ |
| | 4. БЛИЗОСТЬ (ОКОЛО, РЯДОМ) | ПРИДОРОЖНЫЙ |
Приложение 4.
преодолеть препятствия | присутствовать на собрании | преследовать зверя |
неприступная крепость | загадочное превращение | старинное предание |
преподнести презент | придумать название | необычное приключение |
приоткрыть дверь | причудливый узор | преступные намерения |
Приложение 5
Фамилия, имя ___________________
Уважаемый ученик! Вот и подошел к концу наш урок. Подумай, пожалуйста, были ли эти минуты полезными для тебя? Подчеркни в каждой паре один вариант ответа, который наиболее близок тебе. 1.На уроке я работал 2.Своей работой на уроке я 3.Урок для меня показался 4.За урок я 5.Мое настроение 6.Материал урока мне был
7.Домашнее задание мне кажется 8. За урок я заработал | активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже / не изменилось понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересным / неинтересным ________ баллов | 9. Запиши, пожалуйста, 3 слова с приставками ПРЕ - и ПРИ-, с которыми мы сегодня на уроке не встретились ______________________________________________________________ | | |