Дата: 13.12.2024
Предмет: русский язык
Класс: 3-А
Учитель Крук И.В.
Тема: Знакомство с жанром объявления
Цель урока: познакомить с жанром объявления, создание условий для знакомства с особенностями текста-объявления.
Планируемые результаты:
Предметные: познакомить с жанром объявления, учить определять значимые части объявления, на основе этих знаний учить составлять тексты объявлений, учить писать объявления.
личностные: проявлять учебно-познавательный интерес к учебному материалу ; нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: принимают учебно-познавательную задачу и сохраняют ее до конца учебных действий; контролируют выполнение действий, вносят необходимые коррективы.
Познавательные УУД: выделяют и формируют познавательную цель; применяют для решения задач логические действия: анализ, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей.
Комммуникативные УУД: формируют собственное мнение и позицию; планируют учебное сотрудничество – договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности.
Воспитательные: понимают, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознают значение русского языка как государственного языка Р Ф.
Тип урока: открытие новых знаний
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, коллективная.
Оборудование: ноутбук, экран, презентация, карточки, тетради.
Ход урока:
1. Организационно-мотивационный этап.
-Здравствуйте, уважаемые гости, здравствуйте, дорогие ребята. Сегодняшний урок русского языка проведу у вас я. Меня зовут Крук И.В.
Наш урок мне бы хотелось начать стихотворением
Улыбнись! Даже если на сердце темно
И мешают в дроге ошибки,
Посмотри, заглянул новый день к нам в окно,
Разве это не стоит улыбки?
А теперь садитесь на свои места.
- Успехов вам и удачи!
2. Мотивационный момент
Ребята, какое сейчас время года, какой месяц? К какому празднику мы все готовимся? А кто главный герой этого праздника? А знаете что? Оказывается, У Деда Мороза есть своя типография! А вы знаете, что это такое? (Типографией называют производство, на котором занимаются печатным делом. Это может быть издательство, рекламное агентство и любое другое предприятие, которое занимается изготовлением печатной продукции. ). Кстати, к празднику готовимся не только мы, но и вся лесная детвора, которая является помощниками Деда Мороза. Но так как они еще очень маленькие, то постоянно что-то путают. Но я думаю, что мы не сможем остаться в стороне и обязательно поможем! Давайте не будем медлить и поскорей начнем помогать!
3.Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение).
Сл.2
-И первому, кому нам с вами нужно помочь -это зайчонок. Он нес слово но споткнулся , да рассыпал все слово.
-Поможем зайчонку собрать слово правильно, да вот беда - одна буква стерлась, нам нужно будет ее самим дописать.
-У вас на партах находится пакет с рассыпанным словом
-На выполнение этого задания у нас есть 1 минута .
- Все, время вышло.
-Какое слово получилось (Спросить одного ученика)
- Какую букву вы написали на снежинке? (ъ)
-Почему? Кто сможет рассказать правило написания разделительного твердого знака?
(Разделительный ъ пишется после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед корнем, который начинается на гласные Я, Ю, Е, Ё. )
Сл.3 Самопроверка. Сверка со слайдом.
-Молодцы!
-Ребята, у вас на партах находятся листы –самооценки, подпишите эти листы сверху.
-Ребята, если у вас все правильно, то обведите на листе самооценки в строчке под № 1 снежинку . Показ на доске образца.
-Если вы испытали трудности, то обведите снежинку:
-Если вам не удалось собрать слово, то обведите снежинку:
-Молодцы , ребята! Помогли нерадивому зайчонку выполнить задание.
-Уберите, пожалуйста, слово обратно в пакет.
4.Минутка чистописания
-Ребята, давайте запишем сегодняшнее число, Классная работа.
- Какую букву мы вставили в слово?
Каллиграфическая минутка ъ
-Наши зверята-малышата маленькие и постоянно путают этот знак с другим. Догадались с каким знаком ? Давайте пропишем ъ знак , чтобы не забывать как он пишется.
-Но так как на дворе зима, эта буква превратилась морозный узор. (Демонстрирую образец и прописываю его на доске)
-Ребята, если у вас получилось красиво и аккуратно , то обведите на листе самооценки в строчке под № 2 снежинку . Показ на доске образца.
-Если у вас были затруднения и помарки, то обведите снежинку :
-Если вам не удалось повторить морозный узор, то обведите:
4. Ассоциативный куст
-Ребята, какое слово мы помогли собрать зайчонку?
-Ребята, а что такое объявление, как вы думаете? Вывешиваю слово на доску.
-Для чего нужны объявления?
-Давайте поиграем в игру – ассоциация , вы будете называть любое слово, которое у вас появляется в голове при слове «объявление» (Показываю на доску)
-А вы знаете, что такое «Ассоциация», кто знает? (Ответы детей)
- Ассоциация - образ, возникающий в результате неожиданного сочетания далеких понятий.
Поднимаю желающих, записываю слова вокруг слова. (около 8 -10 слов)
-Какие вы молодцы, сколько подобрали ассоциаций!
-Теперь нам будет гораздо легче разобраться с этим словом.
-Но у нас все-равно нет четкого понимания лексического значения этого слова.
-Ребята, а где мы можем посмотреть значение слова, если не знаем его значение? (В толковом словаре?)
-Правильно!
Сл.4
В толковом словаре русского языка Сергея Ивановича Ожегова написано:
Объявление - это официальное извещение (сообщение) о чём-нибудь.
Анализ ассоциативного куста. (Подчеркнуть все, что совпало, остальное не трогаем)
5. Определение темы и целей урока
-Я думаю, что вы уже все поняли, какая тема нашего урока? (Называют)
-Цели? (сразу вывожу на экран) Ученик читает цели
Сл.5
Знакомство с жанром объявления
1. Познакомиться с жанром объявления.
2. Узнать правила написания объявлений, научиться редактировать их.
3. Познакомиться с видами объявлений.
4. Составлять текст объявления.
-Из толкового словаря мы узнали, что объявления - это тексты сообщения.
- О чем оно нас может информировать? (Ответы детей)
- А сейчас послушайте стихотворение, которое вам поможет ответить на заданный вопрос:
О концерте и работе,
Об отложенном полете,
О покупке и продаже,
О находке и пропаже,
Об обмене и запрете,
В общем, обо всем на свете!
-Какую информацию содержит объявление? (Ответы детей) (Дополнить информацию от учеников, ели необходимо : если человеку необходимо что-то срочно продать или приобрести: дом, квартиру, собаку, мебель и т.д., а может быть, найти своего щенка, котёнка, то для этого необходимо дать объявление.)
-А каким образом можно поделиться объявлением? (Ответы: через радио, телевидение, газеты, интернет, телефон, рекламу, информационные стенды и доску с объявлениями.)
-Верно!
Анализ ассоциативного куста.
-С какой целью на данном этапе мы справились?
(Познакомиться с жанром объявления)
-Следующей целью было: Узнать правила написания объявлений, научиться редактировать их.
- Но нам нужно еще и не забывать о нашей миссии на сегодня- помощь лесным зверятам и Деду Морозу.
-Шустрая белочка прыгала с ветки на ветку, да и выронила буквы и слов. Давайте поможем ей и напишем слова, решая орфографические задачи. Тем более, что мы уже знаем, что объявление это текст, а текст состоит из … (предложений), а предложения из …(слов) .На выполнение этой работы у нас есть 3 минуты
Сл.6
Самопроверка. Сверка со слайдом.
Сл.7
-Ребята, если у вас все правильно, то обведите на листе самооценки в строчке под № 3 снежинку:
-Если у вас в 1 или 2 словах допущена ошибка, то обведите снежинку:
-Если у вас 3 и больше ошибок, то обведите снежинку :
-Ребята, мы сделали еще одно доброе дело - помогли белочке вставить пропущенные буквы.
5. Формирование новых знаний и умений (изучение нового материала)
-Где мы можем встретить все эти слова? (в объявлении)
Сл.8
-Оказывается, что в новогоднем лесу тоже есть доска объявлений. Давайте посмотрим, что у них там написано.
-Прочитай, пожалуйста… «Продаю санки. В хорошем состоянии»
-Можно ли назвать это объявлением? (ответ)
-Действительно, объявление хоть и должно быть кратким, но должно содержать четкую и точную информацию .
-Так что мы можем сказать про это объявление? (Его нужно дополнить).
-Объявления должны содержать ответы примерно на такие вопросы:
Сл.9
-Давайте дополним это объявление (спросить ученика)
Сл.10
-Анализ ассоциативного куста. (Подчеркнуть все, что совпало, остальное не трогаем)
Физкультминутка Сл.11
-Мы славно потрудились, пора немного и отдохнуть. Встаньте, пожалуйста.
«Снежинки танцуют раз, снежинки танцуют два, снежинки танцуют три, ледяная фигура замри.» Отгадать пару фигур и повторить два раза
-Мы с вами немного отдохнули, а теперь поторопимся помогать дальше. Согласны?
6. Работа по теме урока
-Выходит, что объявления должны состоять из определенных частей? И если исходить из того, что объявление это текст, а мы с вами знаем из каких частей состоит текст. Кто скажет? (ответы)
-Молодцы!
Сл.12 Части объявления
-Ребята, давайте подумаем, а что должно содержаться в каждой части объявления?
- Молодцы, как быстро вы справились!
7. Применение полученных знаний и умений (решение учебных задач)
-Редактор лесной типографии приболел, а ведь ему нужно было написать объявление, поэтому Дед Мороз попросил выполнить нас это задание.
-А кто такой редактор вы знаете?
(Реда́ктор — тот, кто работает с текстом, а именно составляет, проверяет и исправляет содержание, готовит к печати издание.)
Сл.13
-Нам нужно восстановить объявление. Для этого внимательно прочитаем то, что уже напечатано и слова, которые нужно вставить на свои места.
Помогите ноября парке собака беленькая добрая ласковая видел позвонить 755-50-55 медальон
Коллективно выполняем работу по восстановлению объявления
-Отлично поработали, вы отличные редакторы!
-Чем мы занимались на данном этапе урока? ( Редактировали объявления)
-Умнички!
-Следующей целью у нас было: Научиться распознавать тексты-объявления.
Сл.14
- В лесной типографии работа кипит полным ходом. Медвежонку нужно разместить объявления на разных страницах лесной газеты, а он не может пока понять в чем разница. Давайте вместе разберемся и поможем ему.
-Прочитай, пожалуйста… «Ищу работу няни. Имею большой опыт в воспитании детей. Обращаться по адресу: ул. Зелёного дуба, 2 Лиса »
-О чем сообщается в этом объявлении? (ответ)
-Прочитай, пожалуйста… « Внимание! Внимание! Приглашаем Всех на открытие нового катка. Открытие состоится в 12.00 13 декабря по адресу: Большое озеро, 1»
-О чем сообщается в этом объявлении? (ответ)
-Прочитай, пожалуйста… «Аптека «Зелёная кладовая» — ваш надёжный помощник
в мире здоровья.»
-О чем сообщается в этом объявлении? (ответ)
-Как вы считаете, отличаются эти сообщения друг от друга по своей цели? (Да)
-Чем?
Сл.15
-Действительно, ребята, объявления бывают разные и делятся они на три вида
Личное объявление — это ваше частное сообщение о продаже, обмене или предложении чего-либо из личного пользования.
Объявление – реклама, это объявление, которое несет информацию о продукте, либо услуге
Объявление – афиша это объявление содержащее информацию о театральных, цирковых, концертных и других представлений
- Чем мы занимались на данном этапе? (Познакомились с видами объявлений.)
-Ребята, какие вы молодцы, столько всего успели!
-Какое все-таки чудесное настроение, школа украшена, нарядная , готова к празднику. И вы, наверное, уже во всю готовитесь к утреннику?
4. Индивидуальное составление объявления.
Пишем объявление.
-А давайте попробуем написать объявление-афишу!? Опираясь на эту структуру Сл.16 напишите свое объявление концерта, который пройдет у вас в школе. На выполнение этого задания у вас есть 3 минуты .
Пока дети пишут объявление, я вытираю доску и креплю будущую афишу
Зачитывают желающие дети. (6-7 учеников).
Самооценка по составлению объявления гр. № 4.
-Давайте оценим себя, в графе №4 обведите снежинку.., если у вас получилось составить объявление
-Если у вас возникли трудности и был какой-то недочет, то обведите снежинку…
-Ну а если вам так и не удалось составить объявление, то обведите снежинку..
-А теперь подсчитайте на листах самооценки каких снежинок у вас больше всего, достаньте такую же из конверта.
-Мы отлично потрудились сегодня. И помогли не только лесной типографии, но и самому Деду Морозу.
-Давайте украсим снежинками, будущую новогоднюю афишу !
-Приглашается 1 ряд. Ребята, подходя к доске, возьмите свои листы самооценки и передайте их мне.
- 2 ряд подойдите и украсьте своими снежинками доску , не забудьте листы самооценки.
- 3 ряд подойдите и украсьте своими снежинками доску , не забудьте листы самооценки.
-Посмотрите, какая у нас получилась новогодняя доска!
6. Рефлексия. Итог урока сл.17
-Ребята, пока я сравниваю свои наблюдения и ваши листы самооценки, я предлагаю вам подумать над тем, что вам сегодня понравилось больше всего или удивило, а может быть, и вызвало затруднение.
Анализ листов самооценки и моих наблюдений, выставление отметок. После того как отметки выставлены, озвучиваю с комментарием.
-Молодцы, мы отлично сегодня поработали!
-Кто готов ответить на вопрос что вам сегодня понравилось больше всего или удивило, а может быть , и вызвало затруднение?
Спросить несколько учеников
-Какая была тема нашего урока?
- Вспомните цель нашей работы на уроке.
- Достигли поставленной цели? (Да.)
- Как вы думаете, если мне нужно узнать о каком-то событии, то, где я могу найти объявление о нём?
- Существуют специально отведённые места для объявлений. Их так и называют “Доска объявлений” или “Информация”.
- А можно ли развешивать объявления там, где хочется? (Нет.)
- Почему? (Будет некрасиво.)
- Правильно. Давайте будем любить и беречь свою Родину!
-Дедушка Мороз попросил меня передать вам небольшие подарочки, чтобы вы на обратной стороне написали афишу о предстоящем новогоднем празднике и вручили дорогому для вас человеку.
Домашнее задание
-Составить объявление на любую тему, которая вам больше всего нравится, и записать его в тетрадь.
- Я хочу пожелать вам успехов в выполнении домашнего задания!
- Давайте скажем друг другу: «Спасибо за наш урок». Сл.18
№ | Фамилия Имя | отметка |
1 | Абибулаев Али | |
2 | Аблаева Регина | |
3 | Бельчихина Ксения | |
4 | Губарева Кристина | |
5 | Довгун Анна | |
6 | Зеленская Варвара | |
7 | Зеленская Елизавета | |
8 | Зеленский Павел | |
9 | Зеленский Петр | |
10 | Золотарев Радмир | |
11 | Муравина Юлия | |
12 | Мусаев Эдем | |
13 | Небиева Диана | |
14 | Нижегородова Мира | |
15 | Овчаренко Константин | |
16 | Рязанцев Иван | |
17 | Седоченко Анастасия | |
18 | Серов Денис | |
19 | Сомова Василиса | |
20 | Тонких Анна | |
21 | Шелудченко Алексей | |
22 | Юрин Владислав | |
23 | Юсупов Валерий | |
Об яв ле ни е
Об яв ле ни е
Об яв ле ни е
Об яв ле ни е
Об яв ле ни е
О
БЪЯВЛЕНИЕ
ЛИСТ САМООЦЕНКИ
Задание № | Выбери снежинку |
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
ЛИСТ САМООЦЕНКИ
Задание № | Выбери снежинку |
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
6