СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по русскому языку на тему "Изменение имён прилагательных по родам"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по русскому языку на тему "Изменение имён прилагательных по родам" с применением ИКТ

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку на тему "Изменение имён прилагательных по родам"»

Предмет: русский язык

Тема : Изменение имён прилагательных по родам.

Цель: развитие умения употреблять в речи имена прилагательные, правильно писать родовые окончания.

Задачи:

1. сформировать навык правописания родовых окончаний имён прилагательных;

2. развитие умения изменять прилагательные по родам, развивать связную речь, логическое мышление память;

3. воспитывать усидчивость, аккуратность, пробудить интерес к урокам русского языка

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: 1.Мультимедийный проектор, компьютер, экран;

2. Сигнальные карточки к рефлексии;

4. Презентация к уроку

Ход урока.

1. Эмоциональный момент. (Слайд №1)

- В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет вас своим теплом, но и придаст сил и уверенности в знаниях. (Слайд №2)

- А для этого нужно сесть красиво, правильно положить тетрадь и взять ручку.

2.Минутка чистописания.

Запорошила дорожки

Разукрасила окошки

Наконец-то ты пришла

К нам волшебниц (Зима) Слайд№3

Зз Зз Зз Зз

Зл Зн За Зг (Слайд №4)

Словарная работа


Имя cуществительное.

-Что такое существительное?

-Как изменяется?

ученики дают объяснение -правописание словарных слов

3.Актуализация знаний и подготовка к изучению нового материала.

Ма,зи, жок,сне, ве, тер,лод,хо,ная.

Зима, снежок, ветер, холодная.

Найдите лишнее слово .Почему?

Слайд№9

4. Повторение о прилагательном.

- Дайте определение прилагательному. Как изменяются имена прилагательные?

(Слайд №10)

(Прилагательное - это изменяемая часть речи, обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой? какая? какое? , имя прилагательное изменяется по родам, числам и падежам, имя прилагательное связано в предложении с именем существительным).

  1. Коричневый (стул, кастрюля, платье).

  2. Густая (лес, трава, поле).

  3. Тёмное (лес, туча, небо).

  4. Горячий (привет, вода, лето).

Ребята, почему разные окончания прилагательных, от чего это зависит? (Зависит от рода имён существительных, прилагательные в мужском, женском и среднем роде имеют свои окончания).

-Какие окончания имеют прилагательные м.р.? (-ый, -ий, -ой и отвечают на вопрос какой?)

-Какие окончания имеют прилагательные ж.р? (-ая, -яя).

-Какие окончания имеют прилагательные ср.р? (-ое, -ее).

Появляется таблица. (Слайд №10)

Мужской род.

Женский род.

Средний род

какой?

какая?

какое?

-ый-, -ий-, -ой-.

-ая-, -яя-.

-ое-, -ее-.


5. Работа по теме урока.

(Слайд №7).

1. Анализ процесса изменения имён прилагательных по родам.

Стр.56 упр. 490.

-Прочитайте загадку. Отгадайте.

-Найдите в тексте имена прилагательные. Назовите окончания имён прилагательных.

-Что можно сказать об окончаниях имён прилагательных? (Окончания разные).

-Спишите загадку, напишите отгадку. Выделите окончания прилагательных.

-Почему окончания разные и отчего это зависит, вы узнаете, когда прочитаете правило на стр. 56 в учебнике.

2. Работа с правилом. (стр.56).

-Прочитайте правило.

-Как изменяются имена прилагательные в единственном числе? (По родам).

-Как определить род имени прилагательного? (По роду имени существительного, с которым оно связано). Если существительное мужского рода, то и прилагательное мужского рода и.т.д.

-Прочитайте правило ещё раз. Закройте учебники и расскажите правило соседу по парте.

3. Работа над таблицей. (упр.491)

-Прочитайте. Рассмотрите таблицу.

-Пользуясь правилом и таблицей, ответьте на вопросы, данные в учебнике.

4. Составление словосочетаний. (упр.492)

-Прочитайте словосочетания.

-Как определить род имён прилагательных? (по роду имён существительных).

-Спишите словосочетания. Обозначьте род имён существительных и прилагательных. Выделите окончания прилагательных.

Проверка. Учащиеся по цепочке читают словосочетания и называют род имён существительных и прилагательных и окончания имён прилагательных.

Физкультминутка.

Раз, два - выше голова,

Три, четыре - руки шире,

Пять, шесть – тихо сесть,

Семь, восемь – лень отбросим.

5.Запишите словосочетания прилагательное + существительное: (Слайд №8)

коричневый, карий (глаз, платье, костюм);

густой, дремучий (лес, туман);

горячий, знойный (лето, вода, привет);

смуглый, тёмный (волосы, лицо, небо);

старый, пожилой (человек, учебник).

Выделите окончания имён прилагательных, определите род.

6. Закрепление изученного материала.

-Ребята, давайте выясним, какие родовые окончания бывают у прилагательных.

Для наблюдения предлагаю вам имена существительные мужского, женского и среднего рода.

Подобраны такие имена существительные, которые сочетаются с одним и тем же прилагательным. Вы видите 3 столбика слов. (Слайд №9),

1 столбик – для детей первого ряда;

2 столбик – для детей второго ряда;

3 столбик – для детей третьего ряда.

Спишите свой столбик слов, допишите окончания имён прилагательных и выделите окончания. Определите род имён существительных и имён прилагательных и сделайте выводы.

день (какой?) тёпл…..

город (какой?) родн…

шарф (какой?) син…

ночь (какая?) тёпл….

деревня (какая?) родн…

лента (какая?) син….

утро (какое?) тёпл….

село (какое?) родн…

платье (какое?) син…

Самопроверка

-Ребята, почему разные окончания прилагательных, от чего это зависит? (Зависит от рода имён существительных, прилагательные в мужском, женском и среднем роде имеют свои окончания).

-Какие окончания имеют прилагательные м.р.? (-ый, -ий, -ой и отвечают на вопрос какой?)

-Какие окончания имеют прилагательные ж.р? (-ая, -яя).

-Какие окончания имеют прилагательные ср.р? (-ое, -ее).

Появляется таблица. (Слайд №10)

Мужской род.

Женский род.

Средний род

какой?

какая?

какое?

-ый-, -ий-, -ой-.

-ая-, -яя-.

-ое-, -ее-.


Запомните, после твёрдых согласных пишутся окончания –ый-, -ая-, -ое-, -ые-.

7. Итог урока. Рефлексия.

Вежливый, старательный,

Скромный и внимательный.

Добрый, ласковый и смирный,

Нежный, вежливый и мирный,

Злой, сердитый и крикливый,

И ленивый, и драчливый.

Сколько качеств есть на свете.

Выбирайте себе, дети!

- Я узнал… (Слайд №11)

- Я повторил…(Слайд №12)

- Я запомнил…(Слайд№13)

Сигнальные карточки:

Работал в полную силу – красный кружок;

Работал хорошо – синий кружок;

Мог работать лучше – зелёный кружок.

8. Домашнее задание. (Слайд №14)

Стр.56 правило знать, повторить таблицу;

Стр.57 упр.493.

9.Оценивание учащихся. (Слайд №15)

оценивание учителя учащимися соответственно с помощью сигнальных карточек
















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!