СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по русскому языку на тему "Обобщение и систематизация знаний. Перенос слов по слогам. Правила переноса".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по русскому языку на тему "Обобщение и систематизация знаний. Перенос слов по слогам. Правила переноса".

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку на тему "Обобщение и систематизация знаний. Перенос слов по слогам. Правила переноса".»

Тема: Обобщение и систематизация знаний. Перенос слов по слогам. Правила переноса.

Тип урока: Обобщение и систематизация.

Методы и формы обучения: индивидуальная, фронтальная, в группах.

Планируемые образовательные результаты (задачи):
Предметные
Научатся: сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строки на другую; переносить слова по слогам; определять способы переноса
Получат возможность научиться: наблюдать за слоговой структурой различных слов; анализировать модели слов, сопоставлять их по количеству слогов.

Метапредметные
Познавательные – оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами;
Коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, пользоваться учебником;
Регулятивные – овладение способностью понимать учебную задачу и стремление ее выполнять

Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;
Здоровьесберегающие: сохранять здоровье детей путем чередования различных видов деятельности; создать комфортную и доверительную атмосферу в классе.

Цель деятельности учителя:
а) совершенствовать умения выделять слоги в слове;
б) повторить и обобщить правила переноса слов;
в) формировать умение переносить слова с одной строки на другую;
г) учить правильно писать словарные слова;
д) развивать мыслительные операции сравнения, анализа, навыки чтения, грамотного письма.

Педагогические технологии:
- системно-деятельностный подход;
- личностно-ориентированное обучение;
- словесная, продуктивная и творческая деятельность;
- педагогика сотрудничества (уч. диалог, уч. дискуссия)
- здоровьесберегающие.



Структура и ход урока

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
1)Приветствие учащихся.
- Давайте поздороваемся с нашими гостями и подарим друг другу частичку тепла.


2) На доске пословица:
Если есть труд значит будет и успех!

- Прочитайте
- Как вы её понимаете? (Чтобы пришел успех, необходимо прикладывать усилия, трудиться)
- С каким настроением вы приметесь за работу? (Хорошим, радостным)
- Почему важно приступать за работу с хорошим настроением? (Чтобы быстро и качественно выполнить работу)
- Улыбнитесь друг другу! В путь!


II. Актуализация знаний.
- Урок начнём с повторения.
- Чему вы учились на последних уроках? (Делить слова на слоги, находить ударный слог,выделять корень)
- Что общего в перечисленных вами темах? (Работали над словом)

- Чтобы знания наши были прочными и твердыми, что для этого нужно сейчас сделать? (Закрепить их и повторить.)
- И сегодня мы с вами продолжим работу со словами.

- Вспомните правила посадки при письме.

-Какой по счёту наступил осенний месяц?(третий)

-Какое время года наступит по окончанию месяца? (зима)
- Открываем тетради, записываем красиво по образцу число, классная работа.

1) Минутка чистописания

-Прочитайте хором слова:

Жизнь, жилище, жираф.
- Догадайтесь, что за буква находится в данных словах: обозначает согласный, , парный звонкий, твердый звук.

СЛАЙД 1
- Прописываем заглавную в соединении со строчной Жж.(под музыку)
- Что объединяет эти слова? (обозначают названия предметов, начинаются на ж, есть орфограммы «жи».)
- Какое слово лишнее? (жираф- отвечают на вопрос «Кто?», а остальные на вопрос «Что?»)
- Пропишите слова (к доске выходят 3 ученика, прописывают)

- Поставьте ударение, разделите слова на слоги вертикальной чертой.


Взаимопроверка: дети обмениваются тетрадями, проверяют, если «+»-правильно, «-»- неправильно .

- Дети кто это?
Этот мальчик – коротышка
Фантазер и хвастунишка.
За многое он берётся,
Но ничего ему толком не удаётся. (Незнайка)
(вывешиваю на доске)
-Из какой сказки он к нам пришёл?(«
Приключения Незнайки и его друзей», « Незнайка в солнечном городе» и « Незнайка на луне».)

А кто автор этих сказок?( Николай Николаевич Носов)(портрет на СЛАЙДЕ № 2)

-Его произведения воспитывают в нас честность, отзывчивость, любовь к труду и доброту.

- Герой сказок очень хочет позаниматься с нами на уроке и научиться новому.

2) Словарная работа.


(Слайд № 3 ) На экране:


Заглянула осень в сад -
Птицы улетели.

За окном с утра шуршат
Жёлтые метели.


- Прочитайте шепотом. Кто хочет прочитать выразительно?

- Какое осеннее явление природы автор назвал желтой метелью? (Листопад)

- Слово «жёлтый» - новое словарное слово. Давайте произнесём его вместе. Какая буква пишется не так ,как слышится? («ё»)
- Запишите ( открываю его ),подчеркните орфограмму.

- Давайте подберем к нему однокоренные слова:
а) Яркий жёлтый цвет, оттенок (желтизна)
б) Так говорят о птенцах с желтизной около клюва (еще совсем неопытных, наивных) (желторотик)

(слайд 4 )

В разговорной речи термин «желторотик» может означать молодого, неопытного, наивного человека.
в) листья приобрели жёлтый цвет, т.е. … (пожелтели)

(слайд 5 )

-Что такое корень слова? (Общая часть родственных слов, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов).
- Выделите в словах корень, поставьте ударение.
- Какая буква чередуется в корне? (е-ё).

-Что такое синонимы?
- Назовите синоним к слову «жёлтые»

(золотые, янтарные, лимонные)



( СЛАЙД № 6)

III.Гимнастика для глаз


IV. Постановка учебной задачи.

(СЛАЙД 7 )
- Незнайка писал вместе с нами. Давайте проверим:


Жёлтый – желтизна, пожелтели, желт-

оротик.

- Почему возникло затруднение? (Слова не уместились. Не знает как записать.)
- Как вы думаете слова нужно переносить по правилам или так, как захочет пишущий?

(Русский язык – наука, и поэтому есть правила переноса.)
- Какую цель мы поставили перед собой? (Научиться грамотно переносить слова.)

- Какая тема урока? (Перенос слов)

V. Обобщение и систематизация знаний.

-Незнайка предлагает нам записать его имя и разделить его для переноса.

Не|знай|ка: Не-знайка, Незнай-ка.


- Сколько способов переноса получили? (2)
- Давайте сформулируем 1-ое правило. (Слово переносится с одной строки на другую по слогам.)

(Слайд № 8)
- Молодцы! Но это еще не все.
- Выяснять какие ещё есть правила переноса вы будете в группах.

1гр.
тон-на су-ббота
груп-па алл-ея

2гр.
паль-то мал-ьчик
подъ-ехал об-ъехал

3гр.
чай-ник ма-йка
зай-ка ча-йка

4гр.
кра-си-вая красива-я
уме-лый у-мелый

5гр.
класс к-ласс
стул ст-ул

- Проверим, что у вас получилось.
1) при переносе слов с удвоенной согласной одну букву оставляют на строке, другую переносят.
2) не разрешается отделять «ь», «ъ» от стоящей перед ними буквы.
3) букву «й» нельзя отделять от стоящей перед ними буквы.
4) одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на другую строку.
5) не переносят слова, состоящие из одного слога.

- Учитель лесной школы – Мудрая Сова, объединила правила в упражнении 107 страница 71., их необходимо дома повторить.

VI. Физкультминутка


VII. Включение нового знания в систему знаний.
- Выполним упр. 108 стр.71
1 часть- у доски с комментированием, затем сам-но в тетради.

Дождь, язык, ключ, иней, обувь.

Проверка (ученик читает дописанные слова с места).

Мед-ведь, паль-то, оч-ки, чай-ник, мол-ния, рус-ский, учи-тель.
2 часть- у доски с комментированием, затем сам-но в тетради.
Проверка(ученик читает дописанные слова с места).

1)Работа с текстом.

(слайд № 9 )
-Друг Незнайки ,Знайка, узнав, что он у нас на уроке ,прислал письмо, в которое вложил задание .Мы поможем Незнайке его выполнить?

(слайд № 10 )

На экране небольшой текст.

Осень – настоящая художница! Она раскрашивает деревья яркими красками. В золотых платьях стоят березы. На рябине висят яркие бусы.Земля покрывается разноцветным ковром.


- Прочитайте.
- Как можно назвать то, что вы прочитали. (Текст)
- Что такое текст? (Высказывание, сост. из предложений. Предложения объединены общей темой и связаны друг с другом по смыслу.)
- Придумайте заголовок к тексту.
- Прочитайте первое предложение. Спишите его (с комментированием), разделяя каждое слово чертой для переноса.

(слайд № 11 )

-Что такое главные члены предложения?

-Найдите подлежащее и сказуемое.

- Как называются остальные слова в предложении? (Второстепенные члены предложения)

Охарактеризуйте его. (Оно повествовательное, распространенное.)

-Как бы оно звучало без второстепенных членов предложения?

(слайд № 12 )
-Прочитайте второе предложение.
- Какое слово в предложении имеет несколько лексических значений?(золотых)

-Что значит в золотых платьях?
- Как называются такие слова? (многозначными)

-В каком значении может звучать многозначное слово?(В прямом и переносном)

-Словосочетание «золотых платьях» имеет прямое или переносное значение?

-Вы молодцы!

VII. Рефлексия.

(слайд № 13 )

-Давайте вместе с нашим сказочным героем подведём итог.Закончите фразу,которую вы видите на экране.

Сегодня я узнал…

Я понял, что…

Я научился…

Мне захотелось…

Д.З.: с.71 упр.107 (устно), с.72 упр.110 (письм.) (слайд № 14)



Творческое задание: работа в парах ( СЛАЙД № 15)

КЕРА (ре-ка)
НИКГА (кни-га)


- Составьте слова и разделите их для переноса.





1гр.
тон-на су-ббота
груп-па алл-ея

2гр.
паль-то мал-ьчик
подъ-ехал об-ъехал

3гр.
чай-ник ма-йка
зай-ка ча-йка

4гр.
кра-си-вая красива-я
уме-лый у-мелый

5гр.
класс к-ласс
стул ст-ул

КЕРА


КЕРА


НИКГА


НИКГА


КЕРА


КЕРА


НИКГА


НИКГА


КЕРА


КЕРА


НИКГА


НИКГА


КЕРА


КЕРА


НИКГА


НИКГА


КЕРА


КЕРА


НИКГА


НИКГА


КЕРА


КЕРА


НИКГА


НИКГА