СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по русскому языку "Повторение. Части речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повторить изученный материал по теме « Части речи», развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь, способствовать формированию навыков грамотного каллиграфического письма

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку "Повторение. Части речи"»

Открытый урок по русскому языку во 2 классе.


Тема урока: Повторение. Части речи

 Цели урока: Повторить изученный материал по теме « Части речи», раз -вивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь, способство -вать формированию навыков грамотного каллиграфического пись -ма; воспитывать интерес к изучению русского языка, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.

Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать части речи; характеризовать как часть речи существительные, прилагательные, глаголы, местоимения и предлоги; осознавать их роль в речи.

Оборудование: коробочка со словами; презентация; раздаточные листы с заданиями для детей; сигнальные карточки, « солнышки».



ХОД УРОКА

I.Организационный момент. ( слайд 1)


Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Выйдите все к доске,

Станьте в круг,

Возьмитесь за руки.


Ребята, как хорошо, что вы сегодня все в школе, все здоровы.

Мы вместе.

Вы чувствуете тепло рук товарищей?

А когда мы вместе у нас всё получится.

Мы справимся со всеми трудностями, поможем друг другу.

А теперь все повернитесь

И друг другу улыбнитесь.

Улыбнитесь мне, гостям

И садитесь по местам.

Сядьте прямо, не кривитесь,

За работу все возьмитесь.

Запишите все число,

Классная работа

Орфограммы не забудьте

Выделить по ходу.

Я надеюсь, что сегодняшний урок принесёт нам с вами радость общения, наполнит сердца наших гостей тёплыми, добрыми чувствами.

II. Минутка чистописания.

Начинаем урок с чистописанья.

К нам буквы просятся уже.

В тетрадочках мы всё пропишем.

Напишем буквы з, д и у.( слайд 2)

- Чем похожи эти буквы? ( у них по 2 элемента; одинаковый элемент – петля)

Посмотрите, как пишутся буквы.)

Напишите эти буквы красиво. Найдите и подчеркните самую красивую букву. Старайтесь писать все буквы правильно.

- Придумайте слова с этими буквами и запишите.

Прочитайте слова.

III. Словарный диктант.( картинный) слайды

На экране вы увидите картинки с изображением предметов. Вы записываете в тетрадь название предмета и выделяете орфограммы в словах. Проверьте.

- Кто написал без ошибок? ( сигналят с помощью карточек)

- Кто допустил 1-2 ошибки.

- Кто допустил более 3 ошибок.

IV. Самоопределение к деятельности.

Когда я готовилась к уроку, приготовила для вас слова. Разделила их на группы и положила аккуратно в коробочку. Ой! Что же случилось с моими словами. Они все перепутались. Как же мне разделить их опять. Ребята, помогите мне разделить их на группы. ( слайд)

Медведь, снег, из, весенние, звенят, над, пришла, я, солнце, через, собирать, ты, цветы, в, душистый, лучи, она, повеселиться, не, тёплая, мы, пахнет, с, весна, медвежий, вы, и,

- Может разделить их на родственные слова?

-Давайте попробуем разделить.

Медведь- по - медвежьи, весна- весенние, снег-….


-Что-то не получается. Давайте попробуем разделить как-то по другому.

-Разделить на части речи. Потому что мы сейчас повторяем тему ЧАСТИ РЕЧИ.

Назовите тему урока. Повторение. Части речи.( слайд)


V. Работа по теме урока.

1. Распознавание частей речи.


Хотите послушать сказку про то, как наши слова нашли своё место.


  1. Отправились наши слова бродить по свету в поисках того, кто их расставит, как надо. Бродили- бродили они по лесам и болотам (слайд) и в одно прекрасное утро вышли на поляну. Смотрят, перед ними большой город ( слайд) стоит. На воротах большими золотыми буквами написано «….». А как назывался город, догадайтесь сами.(слайд) Вошли они в город, а там домов и дворцов видимо- невидимо. Ходят наши слова по городу, по сторонам смотрят, постучались они в один дом, а тут - откуда ни возьмись - стража! Схватили их и спрашивают: «Вы КТО такие?», «ЧТО вас сюда привело?».( слайд)

Одни слова растерялись, другие ответили. Как вы думаете, какие слова могли ответить на вопросы КТО? ЧТО?

Медведь, снег, солнце, цветы, лучи.( слайд)

-Что они обозначают? (Предмет).

-Теперь скажите, пожалуйста, как звали жителей этого домика? (Имя существительное).


2)И опять некоторые слова остались без дома. Опять их не пустили. Пошли они дальше. Смотрят домик красивый стоит. Заглянули в окошко - комната нарядная такая: шарами и цветами украшена. Синие, красные, зелёные шары висят. Музыка играет. И ходят там разные слова: одни весёлые, другие грустные, третьи умные, добрые. В общем, самые разные слова. И решили наши скитальцы к ним попроситься. Глядь - и тут стражники стоят. Не пускают. «Какой у вас документ?» «Какие товары везёте?» - спрашивают.

( слайд)


Давайте посмотрим, какие слова могут здесь остаться. (весенние, душис -тый, медвежий, тёплая.) слайд


Как зовут жителей этого домика, знаете? (Имя прилагательное).


Что они обозначают? (признак).


3) Ну вот, некоторые слова нашли себе место жительства. А остальные пошли дальше. Они же не смогли ответить на вопросы стражников. Их не пустили в этот дом. Идут- идут по дороге, видят другой домик. А в нём другие слова. Да такие работяги, все что-то делают. Одни пилят, другие рубят, третьи шьют, четвёртые собирают. И стражники тут как тут. «ЧТО тут ДЕЛАЕТЕ?» - строго спрашивают.

-Мы пропускаем только тех, кто что-то делать умеет! Нам лентяи даром не нужны. ( слайд)


-Ребята, давайте посмотрим на слова и скажем, какие слова могут что-то делать.


Дети называют слова, а учитель переносит слова: звенят, пришла, собирать, повеселиться, пахнет) слайд


-На какой вопрос отвечают эти слова? (ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?)

Что они обозначают. (Действие).

Как зовут жителей этого домика? (Глаголы)


VI.Физ. минутка.( под музыку) Давайте немного отдохнём.

Молодцы! Давайте вернёмся к нашим словам.


VII. Продолжение работы по теме урока


4) Оставшиеся слова пошли дальше. Подошли они к следующему дому, ( слайд) смотрят: а там слова что-то натворили, наверное, а сами не признаются, а только на других указывают. «Это не я!», «Это он!». «Нет, это она!», «Нет, они!». «Вы виноваты!». «Нет, ты!». Подошли наши слова путешественники к ним и спрашивают: «Что случилось?»

-Мы потеряли свои имена, - ответили местные жители-слова. И теперь вместо имён называем всех ОН, ОНА, ОНО, а имён не помним. Да и предметы назвать не можем, а только пальцем показываем и говорим ОН, ОНА, ОНО.( слайд) Только эти слова и остались вместо имени. Поэтому мы их и называем ….. (МЕСТОИМЕНИЕМ).


Местоимения так и норовят занять чьё-либо место, поэтому отвечают на вопрос того слова, чьё место они занимают.

Ребята, посмотрите, есть ли среди наших слов такие, которые не называют предмет, а только указывают на него. Поселим их в этот дом. Я, она, мы, вы.( слайд)

(Указывают на предмет).


5) Остались за воротами совсем маленькие слова. Вдруг они видят: совсем рядом маленький домик, ( слайд) окошки светятся. И стражников никаких нет. Заглянули они в окошко - а там такие же, как они, маленькие сидят, что-то вяжут. Постучались наши слова в дверь домика, словечки открыли им дверь и обрадовались, когда увидели таких же слов, как они сами. «О, помощники пришли!» - говорят. – «Ура!»

-А вы кто? – спросили наши слова.

-А мы слуги этого города – предлоги, союзы, частицы.( слайд) Мы служим всем остальным словам и, хотя мы не называем ни предметов, ни действий, ни признаков, без нас другим словам в предложении бывает нелегко. Ну, например: слайд


Задание 2.


Толя возвращался леса лагерь. Когда он бежал мост, появилась старушка ведром воды. Мальчик помог ей услышал в ответ «спасибо».


-Вам легко было понять предложения в тексте.

-Чепуха какая-то! – засмеялись наши слова.

-Вот-вот,- ответили жители домика. Мы же говорим – если бы не наша служба, то несладко пришлось бы остальным словам в предложении. Вот видите – мы вяжем? Это мы слова в предложении связываем.

-Мы тоже хотим служить этому городу – сказали наши слова. – Но не знаем, получится ли у нас.

-Ребята, проверим.

Толя возвращался … леса … лагерь. Когда он бежал … мост, появилась старуха … ведром воды. Мальчик помог ей … услышал «спасибо».


Ребята выполняют упражнение 2. Проверка. Читает один ученик.

Подчеркните в каждом предложении главные члены и укажите, какой частью речи они выражены.


Ну вот, получилось очень здорово. Так и остались наши слова жить в этом маленьком домике вместе со служебными словами.

-Кто же из них кто, давайте разберёмся. Мы уже знакомы с предлогами. Какие из этих слов можно отнести к предлогам? (ИЗ, В, ЧЕРЕЗ, С, НАД).

-Какой союз нам встретился? (И). слайд

-Посмотрите, кого мы забыли назвать? Кто ещё жил в доме? Вы знакомы с одной частицей, которая поссорилась с глаголом. Это частица НЕ.

-А почему поссорилась? (Потому что пишется всегда отдельно).

- Ребята, как вы думаете, как можно назвать эти слова по-другому, если мы знаем, что они служат для связи слов в предложении?

-Служебными словами.

-А тогда как же назовём эти слова, которые живут в этих домах? Какими словами можно их назвать?

-Самостоятельными словами.

-Ну вот, наши домики заполнены, мы славно поработали.

-Кто догадался, как называется этот город? ЧАСТИ РЕЧИ.


Жители сказочного города предлагают нам интересные задания. Вот одно из них.

У каждого из вас на столе лежат шифрограммы. Среди множества букв спрятались слова. Найдите их и подчеркните. ( у детей на партах карточки)

Работа в парах


лисажденолоканикенгуруждабарсуканда


Игра « Лишнее слово». Работа в группе.

Найдите лишнее слово в каждой строке и подчеркните его. Объясните, почему это слово лишнее.


1)Волга, Зарина, Москва, ландыш, Африка.

2) Они, мы, сани, вы, ты.

3.Лето, лететь, летний.

4.Быстрый, весёлый, бежал, проворный.

5.Грачи, часы, дети, кит, кукушки.

6)Дом, листья, соловей, весна.


Игра « Кто больше»

Упр. 213 стр. 124

Упр. 103 стр.48 в тетради


Работа в парах

А сейчас послушайте песенку и постарайтесь запомнить слова: 1 группа как можно больше глаголов, а 2-имён существительных.


VIII . Рефлексия

Оцените свою работу на уроке.

Если вам урок понравился, и вы хорошо усвоили тему, активно работали выберите солнышко. А если вы ещё не совсем хорошо умеете распознавать части речи, то выберите солнышко с тучкой и прикрепите их на доску.

IX. Итог урока

-Часть речи, обозначающая предмет.

- Что такое глагол?

-На какие вопросы отвечают имена прилагательные?

- Часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его.

-Для чего нужны предлоги?

-С какой частью речи не дружит частица не?






























Лисажденолоканикенгуруждабарсуканда






Лисажденолоканикенгуруждабарсуканда




Игра « Лишнее слово».

Найди лишнее слово в каждой строке, подчеркни его и объясни, почему оно лишнее.



1)Волга, Зарина, Москва, ландыш, Африка.


2) Они, мы, сани, вы, ты.


3.Лето, лететь, летний.


4.Быстрый, весёлый, бежал, проворный.


5.Грачи, часы, дети, кит, кукушки.


6)Дом, листья, соловей, весна.































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!