СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по русскому языку «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени»»





Открытый урок по русскому языку

в 4 «Б» классе







«Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени»











Подготовила учитель

начальных классов

МБОУ «Дивеевская СОШ»



Калинина Галина Николаевна

Тема: Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени

Цель:  развивать умение определять спряжение глаголов по неопределённой форме; учить правильно писать безударные личные окончания глаголов I и II спряжения.

Задачи:

- создать условия для расширения и углубления представления учащихся о грамматических признаках глаголов с целью формирования практического умения писать безударные личные окончания глаголов;

- учиться фиксировать собственное затруднение в деятельности и выявлять его причину;

- учиться ставить учебные задачи; 

- систематизировать знания о грамматических признаках глагола; 

 - научиться по личному окончанию глагола определять его грамматические признаки;

 - учиться контролировать и оценивать себя.


Планируемые метапредметные результаты

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.



Ход урока

  1. Организационный момент

- Прозвенел для нас звонок,

Начинаем наш урок.

Встаньте ровно, распрямитесь

И друг другу улыбнитесь.

Поприветствуйте гостей

И начнём урок скорей!

- Ребята! Я рада, что вы готовы к уроку. Я очень хочу, чтобы сегодня наш урок русского языка получился интересным, познавательным, чтобы мы повторили и закрепили то, что уже знаем и умеем.

  1. Актуализация знаний

  1. Проверка домашнего задания

- Откройте тетради. Запишите число. Классная работа.

2) Минутка чистописания

Км ксм ос  мс  вт  ав  Г   Г   Г

 - Что объединяет соединения букв на первой строке?

- Какое слово можно составить?

- Подберите родственные слова. (Космос, космонавт, космический, космодром).

- Кто знает, в каком году состоялся первый полёт человека в космос? (1961г.)

3) Словарная работа

- Прочитайте группу слов на доске.

Гонит, читает, прыгает, моет, доказывает, дышит, сверкает, машет, чинит, пилит, стелет, говорит.

- Что общего у этих слов?

- На какие две группы можем разделить эти слова?

- Вспомните алгоритм определения спряжения глаголов.

1.Поставить глагол в н.ф.

2.Посмотреть на что оканчивается глагол- если на ить, то это глагол 2 спр.

( называют глаголы исключ.)– если на еть, ать, оть, уть, ять, ыть, то это глагол 1 спр. ( искл.-брить, стелить)

- Запишите слова в 2 группы.

  1. Подготовка детей к изучению нового материала через постановку проблемой ситуации

-Прочитайте запись на доске.

Звен… весёлые ручейки. Уже цвет… подснежник-хохлатка. Берёза распуска… свои клейкие листочки.

-Является ли данная запись текстом? Почему?

-Определите тему текста?

-Какие изобразительно-выразительные средства встретились в данном тексте?

- Что общего у слов с пропущенными буквами.

- Вставьте пропущенные буквы и объясните, почему вставили именно эти буквы.

-Какое слово вызвало затруднение и почему. ( распускает)

- Сформулируйте тему нашего урока. (Правописание безударных окончаний глаголов)

- Какие цели и задачи поставим перед собой? (Учиться правильно писать безударное окончание глагола; применять алгоритм определения спряжения.)

  1. Работа по теме урока

1. - Для того, чтобы верно написать окончание глагола распускает давайте обратимся к таблице в учебнике «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени»(приложение 1).

- Рассмотрите таблицу. Какие признаки глаголов указаны в таблице?

1 спряжение

2 спряжение

-ешь, -ёшь,-ет, -ёт,ем,-ём,-ете,-ёте, -ут,-ют.

–ишь, -ит, -им, -ите,-ат, -ят.

-Какое окончание мы напишем у глагола 1 л., ед. ч., 1 спр.? 3 л. мн. ч. 2 спр.? и т. Д

-Какие признаки глагола распускает вы должны знать, чтобы определить по данной таблице его окончание.

- В таблице указаны следующие признаки глагола: число, лицо, спряжение.

- Для того, чтобы узнать, какое окончание нужно написать в глаголе распускает, нужно определить его число, лицо, спряжение.

- Определяют, что это глагол 1 спряжения в форме 3 лица, единственного числа. По таблице узнают, что у глаголов 1 спр. в форме 3 л., ед. ч. пишется окончание – ет.

  1. Физкультминутка

Руки вверх, перед собой!

Вправо, влево головой!

А теперь вперед, назад!

Отдохнуть ты будешь рад!

Руки в стороны веди

И руками покрути.

Потянулись и вздохнули.

Мы вдыхаем-выдыхаем,

И к уроку приступаем.

  1. Самостоятельная работа самопроверкой

Работа на карточках.

Задание 1: подберите и запишите в тетрадь синонимы к данным глаголам в форме 2 лица, единственного числа.

Сиять, браниться, бросать, гореть, громыхать, вернуть, доверять, мёрзнуть, беречь, возражать, торопится.

Задание 2: Спиши в тетрадь, в скобках укажи спряжение. Поставь глаголы в форму 2 лица единственного числа, напиши правильно окончания.

Сверкать ( ), ругать ( ) , кидать ( ), пылать ( ), грохотать ( ), возвращать ( ) , верить ( ) , зябнуть ( ) , хранить ( ) , спорить ( ) , спешить ( ) .

Задание 3: Спиши, определи спряжение глагола и напиши правильно окончание.

Сверка шь ( ), руга шь ( ), кида ешь ( ),

пыла ешь ( ), грохоч шь ( ), возвраща шь ( ),

вер шь ( ), зябн шь ( ), хран шь ( ),

спор шь ( ), спеш шь ( ).

  1. Работа по учебнику

- Откройте, пожалуйста, учебник на странице 100, упражнение 200. Что нужно сделать?

- Давайте прочитаем памятку все вместе, по цепочке.

- Как определить безударное личное окончание глагола?

- Итак, я предлагаю вам обобщить эти знания в более сжатый алгоритм:

1.Определи время, лицо и число глагола.

2.Поставь глагол в начальную форму, определи его спряжение. Посмотри, не является ли глагол исключением.

3. Вспомни окончания данного спряжения в нужном лице и числе, запиши окончание.

- Обратите внимание на то, что безударные личные окончания глаголов – это орфограмма. Ее нужно выделять, как и все остальные орфограммы.

Пользуясь этим алгоритмом, выполним задание 202 и 203 на доске и в тетради.

  1. Рефлексия деятельности

- Кому было на уроке всё понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, раскрасьте облако голубым цветом.

- Если вы затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя неуверенно, раскрасьте облако фиолетовым цветом.

- Кому на уроке работать было очень трудно, с заданием не справлялись, раскрасьте серым цветом.

- Покажите свои облака. Молодцы!

  1. Подведение итогов урока

- Итак, ребята, давайте вспомним, какая тема была у нас на уроке сегодня?

- Добились ли вы цели, которую ставили для себя на урок?

– Что необходимо знать, чтобы написать личное безударное окончание глагола? (Спряжение.)

– Как правильно написать безударное личное окончание глагола?

– Молодцы! Вы очень хорошо потрудились, и я надеюсь, что полученные знания на уроке сегодня, вы будете правильно применять в дальнейшем.