СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по русскому языку-"Правописание частицы Не с глаголом"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку-"Правописание частицы Не с глаголом"»

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема: Правописание частицы НЕ с глаголами.

Тип урока: Урок изучения и закрепления новых знаний.

Цель: создать условия для открытия новых знаний правописания частицы не с глаголами.

Задачи:

  • образовательные: познакомить с отрицательной частицей – не, формировать умение правильно писать частицу – не – с глаголами.

  • развивающие: содействовать развитию орфографической зоркости, речи, памяти, мышления, расширению словарного запаса, навыков самоконтроля;

  • воспитательные: содействовать воспитанию культуры общения, умению работать самостоятельно и коллективно.

Планируемые результаты:

Личностные:

- осознание языка как средства устного и письменного общения, а себя как носителя русского языка;

- становление положительного отношения к учению (к уроку русского языка);

- овладение элементами способности оценивать свои достижения и трудности; готовность совместно с учителем искать способы преодоления трудностей;

Метапредметные:

Регулятивные универсальные учебные действия:

- понимание, присвоение и сохранение учебной задачи;

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- планирование своих действий;

- действие по намеченному плану;

- оценивание своих действий и полученного результата.

Познавательные универсальные учебные действия:

- чтение и понимание указанного учебного текста, нахождение в нём определённых сведений;

- нахождение слов, выражений, требующих уточнения значения;

- нахождение в материалах учебника необходимой информации;

- коллективное установление причинно-следственных связей, умозаключений, выводов, обобщений.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- участие в общей беседе;

- участие в совместной деятельности;

- высказывание своего мнения по обсуждаемым вопросам, понимание возможности существования других точек зрения.

Предметные:

- умение распознавать глаголы в тексте;

- умение правильно списывать слова, предложения, проверять написанное;

- умение правильно писать частицу не с глаголами.

Методы и формы работы. Методы: наглядный, частично-поисковый, контроля.

Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Оборудование: учебник для 3 класса,2 часть УМК Школа России В. П. Канакина Москва «Просвещение»2013, компьютер, проектор, экран, презентация.

Дидактический материал: карточки с заданием.











Этап урока


  1. Настрой на урок. Мотивация учебной деятельности.

Слайд №1

Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно!

  1. Чистописание.

Слайд №2, №3, №4

Написание букв: Н, н, е. Не, не.

- Подчеркните буквы, которые вы написали красиво, вам больше всего понравились.

  1. Повторение.

Доскажи словечко.





Слайд №5

Интересная часть речи

В русском языке живёт.

Кто что делает расскажет:

Чертит, пишет иль поёт,

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит –

Всё расскажет нам … (Глагол)!

- Что мы знаем о глаголе?

  1. «Дорожка» (дети читают стоя)

Ба буш

ка по

са ди

ла ка

пу сту.

Слайд №6

Бабушка посадила капусту.

Комментированное письмо с места.

- Сколько слов в предложении?

- Выделите грамматическую основу.

- Обозначьте части речи.

- Определите время глагола.

- Определите падежи.

  1. Актуализация знаний.

Слайд №7

- Прочитайте предложения.

Оля любит читать стихи.

Оля не любит читать стихи.

- Чем отличаются предложения?

- Почему изменился смысл предложения?

- Знаете ли вы, какой частью речи является не?

- Частица не придаёт отрицательное значение.

- Посмотрите на предложение. С какой частью речи употребляется частица не?

- Попробуйте определить тему урока.



  1. Первичное усвоение новых знаний.

Работа по учебнику. Упр. 223

- Прочитаем правило на стр. 124 (про себя)

- Как пишется частица не с глаголом?

- Прочитайте стихотворение про себя.

- Прочитаем вслух (1 человек).

- Почему такое название у стихотворения?

- А у вас есть такие друзья?(Рука)

- Какие пословицы о друге знаете?

- Выпишите глаголы с частицей не (на доске).

- Как обозначить эту орфограмму?

(Пробел, поэтому подчёркиваем не частицу не, а пробел между не и глаголом)

- Назовите изученные орфограммы в выделенных словах.

Разбор слова «подножках» по составу.


  1. Словарная работа.

Слайд №8

- Посмотрите на слова, прочитайте их.

Б…рёза, …сина, з…мл…ника, м…лина, …рех, п…мидор.

- Что общего у слов?

(Словарные, имена существительные, неодушевлённые)

- Какое слово лишнее? Почему?

(Где какое растение растёт)

- Запишем предложение о помидоре.

Помидор не растёт в лесу.

-Как написали частицу не с глаголом?

- Выделите грамматическую основу. Частица «не» не является членом предложения.


  1. Сказка.

Слайд № 9

- Послушайте сказку.

(Читает учитель и заранее подготовленные дети)

Гордую и упрямую частицу не полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он гово­рил: «Люблю», - а она ему... Как вы думаете?

- Не люблю.

- Да. Он признавался: «Верю», - а она ему...

- Не верю!

- И вот однажды частица совсем заупрямилась. Она забралась на стул... А что было дальше, сейчас узнаем.

(Заранее подготовленные дети по ролям читают стихотворение наизусть)


- Слезь со стула!

- Не хочу!

- Упадешь!

- Не упаду!

- Отойди!

- Не отойду!

- Приедешь?

- Не приеду!

- Придёшь?

- Нет, не приду!

- Услышишь?

- Не услышу!

- Найдёшь?

- Нет, не найду!

- Слезаешь?

- Не слезаю!

- Решаешь?

- Не решу!

- Мечтаешь?

- Не мечтаю!

- Молчишь?

- Нет, не молчу!

- Конфетку, может, хочешь?

- Нет! Да, хочу, хочу!


- А хотели бы вы узнать, как дальше сложились отношения между глаголом и частицей не? Давайте я вам расскажу, что в сказке было дальше.

...Частица не никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды не и гово­рит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что мы не можем жить друг без друга».

Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же он возвратился к сво­ей любимой, она, как обычно, отскочила от него с кри­ком: «Негодую! Ненавижу

И вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объя­тиях Глагола. Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама частица не жить друг без друга не могут.

- Как вы думаете, почему в выделенных словах не написано слитно?

- Правильно, эти слова не существуют без не.

- Не здесь не частица, она входит в корень, как у существительных невежа, неряха. Эти слова без не не употребляются

  1. Слова-исключения.

Слайд № 10

- Почему эти глаголы так называются?

(Без не эти глаголы не употребляются)

- Запишите эти глаголы в тетрадь и запомните написание.

  1. Физминутка.

Слайды № 11-20


  1. Тест.

Слайд № 21, № 22

- Выберите правильный ответ, нарисовав соответствующую фигуру.

- Ответ найдите в классе (круг, треугольник, круг)

  1. Проверка понимания.

Слайд № 23

____ выучил - ____ делай,

____ знаешь- _____ спеши,

С глаголами ___________

Частицу ___ пиши.

- Для лучшего запоминания предлагаю вам стихотворение-памятку, но некоторые слова в нём пропущены. Ваша задача – дополнить его словами.

  1. Закрепление (на карточках)

- Отгадайте загадку и вставьте частицу не (где необходимо).

Кто меня ___ признаёт,

Тот в беду ___ попадёт.

(Светофор)

- Найдите отгадку в классе.

Проверка:

  1. Кто меня не признаёт,

Тот в беду попадёт.

  1. Кто меня признаёт,

Тот в беду не попадёт.

Творческая работа (в парах).

- Составим памятку для пешехода.

Чтоб … волновались каждый день родители,

Чтоб спокойны были за рулём водители:

На мостовой - … играть, … кататься,

Если здоровым хочешь остаться!

Правила эти помни всегда,

Чтоб … случилась с тобою беда!

- Как пишется частица не с глаголами?


  1. Рефлексия.

Слайд № 24

«Запомните, мои друзья, волшебная частица НЕ, отрицая плохое, недостойное в человеке действие, учит нас мудрому отношению к жизни и к себе».

  1. Домашнее задание.