УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА
Тема: Правописание частицы НЕ с глаголами.
Тип урока: Урок изучения и закрепления новых знаний.
Цель: создать условия для открытия новых знаний правописания частицы не с глаголами.
Задачи:
образовательные: познакомить с отрицательной частицей – не, формировать умение правильно писать частицу – не – с глаголами.
развивающие: содействовать развитию орфографической зоркости, речи, памяти, мышления, расширению словарного запаса, навыков самоконтроля;
воспитательные: содействовать воспитанию культуры общения, умению работать самостоятельно и коллективно.
Планируемые результаты:
Личностные:
- осознание языка как средства устного и письменного общения, а себя как носителя русского языка;
- становление положительного отношения к учению (к уроку русского языка);
- овладение элементами способности оценивать свои достижения и трудности; готовность совместно с учителем искать способы преодоления трудностей;
Метапредметные:
Регулятивные универсальные учебные действия:
- понимание, присвоение и сохранение учебной задачи;
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- планирование своих действий;
- действие по намеченному плану;
- оценивание своих действий и полученного результата.
Познавательные универсальные учебные действия:
- чтение и понимание указанного учебного текста, нахождение в нём определённых сведений;
- нахождение слов, выражений, требующих уточнения значения;
- нахождение в материалах учебника необходимой информации;
- коллективное установление причинно-следственных связей, умозаключений, выводов, обобщений.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- участие в общей беседе;
- участие в совместной деятельности;
- высказывание своего мнения по обсуждаемым вопросам, понимание возможности существования других точек зрения.
Предметные:
- умение распознавать глаголы в тексте;
- умение правильно списывать слова, предложения, проверять написанное;
- умение правильно писать частицу не с глаголами.
Методы и формы работы. Методы: наглядный, частично-поисковый, контроля.
Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.
Оборудование: учебник для 3 класса,2 часть УМК Школа России В. П. Канакина Москва «Просвещение»2013, компьютер, проектор, экран, презентация.
Дидактический материал: карточки с заданием.
Этап урока | |
Настрой на урок. Мотивация учебной деятельности. Слайд №1 | Мы сюда пришли учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно! |
Чистописание. Слайд №2, №3, №4 | Написание букв: Н, н, е. Не, не. - Подчеркните буквы, которые вы написали красиво, вам больше всего понравились. |
Повторение. Доскажи словечко. Слайд №5 | Интересная часть речи В русском языке живёт. Кто что делает расскажет: Чертит, пишет иль поёт, Вышивает или пашет, Или забивает гол, Варит, жарит, моет, чистит – Всё расскажет нам … (Глагол)! - Что мы знаем о глаголе? |
«Дорожка» (дети читают стоя) Ба буш ка по са ди ла ка пу сту. Слайд №6 | Бабушка посадила капусту. Комментированное письмо с места. - Сколько слов в предложении? - Выделите грамматическую основу. - Обозначьте части речи. - Определите время глагола. - Определите падежи. |
Актуализация знаний. Слайд №7 | - Прочитайте предложения. Оля любит читать стихи. Оля не любит читать стихи. - Чем отличаются предложения? - Почему изменился смысл предложения? - Знаете ли вы, какой частью речи является не? - Частица не придаёт отрицательное значение. - Посмотрите на предложение. С какой частью речи употребляется частица не? - Попробуйте определить тему урока. |
Первичное усвоение новых знаний. Работа по учебнику. Упр. 223 | - Прочитаем правило на стр. 124 (про себя) - Как пишется частица не с глаголом? - Прочитайте стихотворение про себя. - Прочитаем вслух (1 человек). - Почему такое название у стихотворения? - А у вас есть такие друзья?(Рука) - Какие пословицы о друге знаете? - Выпишите глаголы с частицей не (на доске). - Как обозначить эту орфограмму? (Пробел, поэтому подчёркиваем не частицу не, а пробел между не и глаголом) - Назовите изученные орфограммы в выделенных словах. Разбор слова «подножках» по составу. |
Словарная работа. Слайд №8 | - Посмотрите на слова, прочитайте их. Б…рёза, …сина, з…мл…ника, м…лина, …рех, п…мидор. - Что общего у слов? (Словарные, имена существительные, неодушевлённые) - Какое слово лишнее? Почему? (Где какое растение растёт) - Запишем предложение о помидоре. Помидор не растёт в лесу. -Как написали частицу не с глаголом? - Выделите грамматическую основу. Частица «не» не является членом предложения. |
Сказка. Слайд № 9 | - Послушайте сказку. (Читает учитель и заранее подготовленные дети) Гордую и упрямую частицу не полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», - а она ему... Как вы думаете? - Не люблю. - Да. Он признавался: «Верю», - а она ему... - Не верю! - И вот однажды частица совсем заупрямилась. Она забралась на стул... А что было дальше, сейчас узнаем. (Заранее подготовленные дети по ролям читают стихотворение наизусть) - Слезь со стула! - Не хочу! - Упадешь! - Не упаду! - Отойди! - Не отойду! - Приедешь? - Не приеду! - Придёшь? - Нет, не приду! - Услышишь? - Не услышу! | - Найдёшь? - Нет, не найду! - Слезаешь? - Не слезаю! - Решаешь? - Не решу! - Мечтаешь? - Не мечтаю! - Молчишь? - Нет, не молчу! - Конфетку, может, хочешь? - Нет! Да, хочу, хочу! | - А хотели бы вы узнать, как дальше сложились отношения между глаголом и частицей не? Давайте я вам расскажу, что в сказке было дальше. ...Частица не никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды не и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что мы не можем жить друг без друга». Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» И вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятиях Глагола. Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама частица не жить друг без друга не могут. - Как вы думаете, почему в выделенных словах не написано слитно? - Правильно, эти слова не существуют без не. - Не здесь не частица, она входит в корень, как у существительных невежа, неряха. Эти слова без не не употребляются |
Слова-исключения. Слайд № 10 | - Почему эти глаголы так называются? (Без не эти глаголы не употребляются) - Запишите эти глаголы в тетрадь и запомните написание. |
Физминутка. Слайды № 11-20 | |
Тест. Слайд № 21, № 22 | - Выберите правильный ответ, нарисовав соответствующую фигуру. - Ответ найдите в классе (круг, треугольник, круг) |
Проверка понимания. Слайд № 23 | ____ выучил - ____ делай, ____ знаешь- _____ спеши, С глаголами ___________ Частицу ___ пиши. - Для лучшего запоминания предлагаю вам стихотворение-памятку, но некоторые слова в нём пропущены. Ваша задача – дополнить его словами. |
Закрепление (на карточках) | - Отгадайте загадку и вставьте частицу не (где необходимо). Кто меня ___ признаёт, Тот в беду ___ попадёт. (Светофор) - Найдите отгадку в классе. Проверка: Кто меня не признаёт, Тот в беду попадёт. Кто меня признаёт, Тот в беду не попадёт. Творческая работа (в парах). - Составим памятку для пешехода. Чтоб … волновались каждый день родители, Чтоб спокойны были за рулём водители: На мостовой - … играть, … кататься, Если здоровым хочешь остаться! Правила эти помни всегда, Чтоб … случилась с тобою беда! - Как пишется частица не с глаголами? |
Рефлексия. Слайд № 24 | «Запомните, мои друзья, волшебная частица НЕ, отрицая плохое, недостойное в человеке действие, учит нас мудрому отношению к жизни и к себе». |
Домашнее задание. | |