СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по русскому языку : «Предлоги простые и составные»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку : «Предлоги простые и составные»»





































































Цели:

  • продолжить знакомство с предлогом как частью речи; познакомить с предлогами простыми и составными;

  • способствовать развитию речи учащихся путем устных ответов с использованием опорных схем;

  • формировать логическое мышление, развивать познавательный интерес к предмету, используя  элементы занимательности.

Ожидаемые результаты:

Предметный: научатся применять предлоги в речи и писать их правильно.

Коммуникативные: сформируются навыки работы в группах.

Регулятивные: сформируется способность проявлять ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

Личностные: приобретут навык работать самостоятельно, выполнять творческие задания.

Познавательные: научатся умению производить рефлексию своей деятельности.


Оборудование: презентация, кластер, раздаточный материал.

Ход урока.

  1. Организационный момент.(2 мин.)

(поднимаем руки)

- Кто сегодня встал в хорошем настроении?

- А кто сделал зарядку?

- Кто не выполнил домашнее задание?

- Кто пришёл на урок за новыми знаниями?


Тогда здороваемся и начинаем наш урок. Он будет необычным. У нас присутствуют гости. Вы, наверное, волнуетесь. Но это ни к чему. Вы способные и умные, у вас все получится.

По мере ваших ответов, я буду давать вам уже знакомые карточки «Эрудит», количество которых и определит, какую оценку вы сегодня получите.

  1. Актуализация знаний.

Сценка. (Участники: ученик и ученица)

Ученик, сидя на стуле:


Чудесный выдался денёк,

А я учу предлоги…

Я должен твёрдо знать урок:

У нас учитель строгий!

И я шепчу, закрыв глаза,

Скрестив под стулом ноги:

«Что значит - «по»?

Что значит – «за»?

И «за» и «по» - предлоги…»

А хорошо бы ЗА порог

И мчаться ПО дороге!..

Какой бы выдумать предлог,

Чтоб не учить предлоги?


Вбегает ученица:

- Что ты, Васечкин, как же ты без предлогов жить-то будешь?


Васечкин: Легко и просто! Самостоятельные части речи я выучил, без служебных обойдусь!

Ученица: Без предлогов даже самостоятельные части речи обойтись не могут!


-А вы согласны? Аргументируйте свою точку зрения.

- Расскажите о предлоге, восстанавливая материал в схеме (изображение на слайде):




  1. Постановка проблемы.

  • У вас на столах небольшой текст. Читаем его вслух.

  • Определить, какой частью речи являются грамматические омонимы (тексты на партах)?


В течении, могучем, стремительном и быстром, плыла красивая лодка. И пусть на ней был опытный гребец, лодка стала крутиться, прекратив подчиняться человеческому желанию и воле. В течение часа человек пытался бороться со стихией. Наконец, опасность миновала, и лодка спокойно поплыла, послушная воле человека.

- Откройте свои рабочие тетради, запишите число и классную работу.


IV. Определение темы и целей урока. Изучение нового материала.


- Выпишите предлоги в тетрадь (в, на, в течение, со).

- Чем они отличаются по структуре?

- Как вы думаете, какие из них простые, а какие составные?

- Сформулируйте тему урока (запись темы в тетрадь).

- Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель урока.


Цель урока: познакомиться с простыми и составными предлогами, научиться различать простые и составные предлоги.

- Не глядя в учебник, попробуйте выдвинуть свою гипотезу по поводу определения простых и составных предлогов. Проверим ваши гипотезы на практике.


V. Работа по учебнику.

1. Чтение правила по учебнику (стр. 146)

2. Работа в парах. Выписать из текста упр. 270 простые и составные предлоги в два столбика (кто справился – рука. Даю «Эрудиты» за правильность выполнения задания. Время – 2 мин).


Простые: Составные:

с в течение

для

в в соответствии с

с

путём


VI. Физминутка.


Если я называю в предложении правильный предлог, то вы должны топать ногами. А если я в предложении употребляю предлог неправильно, то вы должны выполнить поворот на 180 и хлопок.


Волк живёт на логове. (поворот, хлопок)(Затем правильный вариант)

Стакан стоит на столе. (топают)

Вернуться со школы. (поворот, хлопок)

Дядя спит в диване. (поворот, хлопок)

В роще пели соловьи. (топают)

Пойти в гости до бабушки. (поворот, хлопок)

Персики покупают в рынке. (поворот, хлопок)

Кусты сажают в почву. (топают)

Кроты на земле живут. (поворот, хлопок)

В сосновом лесу свежий воздух. (топают)

Утром все спешат в школу. (топают)


- Кто был внимателен: какие предлоги по структуре употребила? (Простые)



  1. Работа по учебнику.

- В продолжение темы «Лингвистическая задачка» (слайд «Текст рекламного объявления»).

- Что делает объявление смешным? Как его исправить?

- Составные производные предлоги часто используются в деловых бумагах.

В упр. 266 и 267 – тексты деловых бумаг.

  1. Употребите необходимые предлоги из слов для справок в объявлениях упр. 266. Докажите, что использованные предлоги составные.

  2. Прочитайте заявление упр. 267. Обратите внимание на его оформление. Назовите составной предлог в заявлении.

  3. Творческая работа в парах (5 мин).

Упр. 268 или 269 (3 ряда – 3 группы. Каждая группа выбирает руководителя, которые вытягивают задание для своей команды. Выполняют на больших листах формата А3. Условие: употребить составные производные предлоги. Защищают работу).

  1. Самостоятельная работа «Лови ошибку!».


Предлог – это служебная часть речи.(+)

По структуре предлоги бывают простыми и составными.(+)

Предлоги могут употребляться как с одним падежом, так и с несколькими.(+)

В предложении предлог является дополнением.(–)

Предлог выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении.(+)

Предлог благодаря является производным. (+)

По значению предлоги делятся на пространственные, целевые, временные и причинные. (+)

По происхождению предлоги могут быть производными и непроизводными. (+)


Взаимопроверка ( 0-3 – «2»

4-5 – «3»

6 – «4»

7 - «5» ).

- Кто считает, что заслужил эту оценку, поднимите руку.


  1. Домашнее задание.

(р. т.) параграф 43



  1. Рефлексия.

- Закончи фразу: сегодня на уроке я узнал…

Микрофон

Давайте ещё раз ответим на вопросы:


Какие предлоги называются простыми, а какие составными?

Что вам понравилось на уроке?

Что нового узнали?


- Настроение нарисуйте на полях в тетради в виде смайлика.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!