Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Шелковичненская средняя школа» Сакского района Республики Крым
Открытый урок по русскому языку
в 7 классе на тему:
Урок разработала:
учитель русского языка и литературы
Хабипова Лемара Сулеймановна
2020 г.
Конспект открытого урока по русскому языку. 7 класс.
Дата. 26.02.2020
Учитель: Хабипова Лемара Сулеймановна
Тема: Предлоги простые и составные.
Цели: 1) познакомиться с простыми и составными предлогами, научиться различать простые и составные предлоги.
2) научить находить простые и составные предлоги в речи, правильно их употреблять в тексте;
3) способствовать углублению знаний по русскому языку, обогащению словарного запаса.
Планируемые результаты:
Предметные. Сформировать представление о видах предлогов по строению.
Метапредметные:
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе применения алгоритма задания.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затрудне-ний в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
Личностные: Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового материала.
Оборудование: учебник; раздаточный материал, слайды
Тип урока: урок изучения нового материала
Формы работы: индивидуальная, коллективная
Основные методы: проблемно-поисковый, исследовательский.
Ход урока.
Орг. момент.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня наш урок будет необычным. У нас присутствуют гости. Вы, наверное, волнуетесь. Но это ни к чему. Вы способные и умные, у вас все получится.
2. Минутка повторения.
1) Фронтальный опрос.
-Что такое предлог?
-Какие предлоги называются производными?
-Какие предлоги называются непроизводными? Перечислите их.
2) Распределительный диктант
Из, благодаря, на, через, ввиду, для, над, возле, несмотря на, за, по поводу, от.
( Производные предлоги образованы от других частей речи: благодаря, несмотря на, спустя - отглагольные, образованы от деепричастий, впереди, возле, после - наречные, от наречий, насчёт, по поводу, ввиду - отыменные.
Непроизводные - возникли очень давно и в современном языке не соотносятся с другими словами: из, от, над, через, у, к, для, в, на, за, о.)
Постановка проблемы.
Формулирование учащимися темы и цели урока. Изучение нового материала
- Сегодня, ребята, у нас новая тема и сначала предлагаю вам посмотреть на слайд. На слайде столбики предлогов:
В В течение
На В продолжение
Благодаря Несмотря на
- Чем отличаются предлоги?
- В одном столбике предлоги простые, в другом составные.
- Кто попробует сказать, в чём отличие простых предлогов от составных?
1-й столбик — это предлоги, состоящие из одного слова.
- Назовите предлог, состоящий из двух слов.
2-й столбик — это предлог, состоящий из двух слов.
- Скажите, какие из этих предлогов называются простыми, а какие — составными?
Предлоги, состоящие из одного слова, называются простыми, а состоящие из двух слов — составными.
Простые (состоят из одного слова): в, с, к, у, над, на, перед, при и другие;
сложные (состоят из двух простых, соединённых дефисом): из-под, из-за, по-над и другие;
составные (состоят из нескольких слов): несмотря на, в отличие от, в связи с и другие;
Первичная проверка понимания:
распределить слова-предлоги в три столбика.
От, в продолжение, под, из-под, без, несмотря на, через, из-за, в течение, по причине, по-над, вследствие, перед.
Простые предлоги (состоят из одного слова)
Сложные предлоги (сложение двух предлогов)
Составные предлоги (состоят из нескольких слов)
Выводы: По своему составу предлоги делятся на простые, сложные и составные.
- Кто может сразу ответить, какие предлоги простые, а какие составные?
- Уточните, с какими видами предлогов вы сейчас познакомились, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Мы познакомились с простыми и составными предлогами. Значит, тема сегодняшнего урока:
Простые и составные предлоги.
- Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель урока.
- Открыли тетради, записали число, классная работа и тема урока.
- Как вы думаете, каковы цели нашего урока?
( 1) познакомиться с простыми и составными предлогами, научиться различать простые и составные предлоги.
2) научить находить простые и составные предлоги в речи, правильно их употреблять в тексте;
3) способствовать углублению знаний по русскому языку, обогащению словарного запаса.
- Я хочу напомнить вам, что на партах у каждого есть лист самооценки и, который необходимо заполнить в конце урока.
4. Первичное закрепление с комментированием.
Работа с учебником
- А теперь обратимся к правилам в учебнике на стр. 146.(Дети читают правила и делают выводы по ним).
Замечание учителя: не надо принимать предлоги из-за, из-под за составные. Они состоят из одного слова, образовались путем соединения двух непроизводных предлогов. Составные же предлоги - производные.
5. Физкультминутка.
Я буду называть предложения, а вы внимательно слушаете. (Дети все стоят.) Если я называю в предложении правильный предлог, то вы должны поднять обе руки вверх. А если я в предложении употребляю предлог неправильно, то вы должны выполнить приседание.
Волк живёт на логове.- присед.
Ваза стоит на столе. - руки вверх
Продукты покупают на магазине. присед.
Кот спит в диване. присед.
В роще пели соловьи. руки вверх
Арбузы покупают в рынке. присед.
Кроты на земле живут. присед.
Дерево сажают в почву.
В сосновом лесу много маслят. руки вверх
Утром все спешат в работу. присед.
6. Закрепление изученного материала.
1.Выполним (устно) упражнение № 266 на с.146.
2. Цифровой диктант
Я читаю тезис. Если вы согласны с ним, пишите цифру- 1, если нет, то цифру- 2 записываете в тетрадь)
1.Предлог – это самостоятельная часть речи.
2. Предлоги бывают простыми и составными.
3. Предлоги могут употребляться как с одним падежом, так и с несколькими.
4. В предложении предлог является дополнением.
5. Предлог выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении.
6. Предлог благодаря является не производным.
7. По значению предлоги делятся на пространственные, целевые, временные и причинные.
8. Предлоги из-за, из-под пишутся через дефис.
9. По происхождению предлоги могут быть производными и непроизводными.
7. Творческое задание. Работа в группах.
Представьте, что вы редакторы в газете. Найдите ошибки в употреблении предлогов.
Перепишите текст, раскрывая скобки обозначая падеж и грамматические признаки предлогов (простые, составные).
Работа по картине И.Левитана «Март». Работа с текстом. Задание: вставьте в текст определения в соответствии с изображенным на картине. Предлоги
возьмите в прямоугольник.
«Март» - один из лучших пейзажей И. Левитана____день. Справа виднеется стена ____дома. Дом освещён ___лучами весеннего солнца, и поэтому он кажется оранжевым в тех местах, куда прямо падают солнечные лучи.
Возле дома стоят____берёзки. Их верхушки тонким узором рисуются на фоне ____неба. Слева темнеют ___ели., подчеркивая белизну стволов берёз. Лучи солнца озаряют верхушки деревьев. От деревьев на снег падают ____тени.
Снег на картине имеет множество цветовых оттенков: около деревьев - ___, на дороге - ___.
___пятном выделяется лошадь, пригревшаяся на солнце. Хочется подышать____воздухом. Очень искусно использует художник краски. Так, при помощи ____тонов Левитан сумел передать пробуждение весенней природы, начало весны.
8. Домашнее задание.
1. Выучить правило стр. 146, параграф 43.
2. Написать поздравление с праздником и графически обозначить в своей работе предлоги.
9. Подведение итогов. Рефлексия.
Сегодня на уроке мы много отвечали, творили, дополняли друг друга. Теперь подошло время подвести итог нашему уроку.
-Какие задания вызывали трудности?
- Какие предлоги называются простыми, а какие составными?
Заполните, пожалуйста, ЛИСТ САМООЦЕНКИ.
- Молодцы, ребята. На этом наш урок окончен, спасибо за урок.
Приложение
Лист самооценки и оценки в работе на уроке
Фамилия _______________ Класс__________
Оцени СВОЮ РАБОТУ на уроке. Ответь на вопросы:
1. Сегодня на уроке я узнал(а) (ЧТО?) ____________________________________________________________________
2. Сегодня на уроке я научился(лась) (ЧЕМУ?) _____________________________________________________________________
3. Сегодня на уроке на научился(лась) лучше делать (ЧТО?) _____________________________________________________________________
4. Самым неожиданным для меня сегодня стало (ЧТО?) _____________________________________________________________________
5. Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше (ЧТО СДЕЛАТЬ?) Осталось непонятным (ЧТО?) _________________________________________________ _____________________________________________________________________
6. Сегодня на уроке я был(а) (КАКИМ УЧЕНИКОМ? КАКОЙ УЧЕНИЦЕЙ? (активной (ным), пассивной (ным)) _____________________________________________________________________
7 .Выстави себе оценку за работу на уроке по пятибалльной системе, объясни, почему выставил ту или иную отметку ______________________________ _____________________________________________________________________